Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Богослов’я
«Я Сам пой­ду с ва­ми и бу­ду те­бе по­мо­гать», — потрясающие слова праздника Преображения
16 August 2013 16:55
Редакция

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господне.

Согласно христианской традиции, Преображение Господне - это праздник, установленный в воспоминание о великом событии в жизни Иисуса Христа. Для апостолов смысл Преображения Господня заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а засвидетельствовали добровольные страдания и смерть Спасителя за нас, грешных, и проповедали миру, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий.

Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы - Божественной и человеческой. Как говорил святой Иоанн Златоуст, Преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Местом Преображения церковное предание считает гору Фавор в Галилее. Святая царица Елена, мать первого римского императора-христианина Константина Великого, построила на горе храм в честь Преображения Господня, разрушенный в XIII в.

***

Накануне праздника вчитаемся в тексты праздничной службы: как и о чем говорил Господь с человеком — предлагаем паремии, читаемые на Всенощном бдении, в русском переводе с толкованиями.

***

Первая паремия.

Кни­га Ис­хо­да

Гос­подь ска­зал Мо­и­сею: «Взой­ди ко Мне на го­ру: там Я дам те­бе ка­мен­ные таб­ли­ч­ки с пра­ви­ла­ми и за­по­ве­дя­ми, ко­то­рые Я на­пи­сал для это­го на­ро­да». И Мо­и­сей вме­сте со сво­им по­мощ­ни­ком Ии­су­сом под­нял­ся на го­ру Бо­жью. «По­будь­те здесь, по­ка мы не вер­нём­ся, — ска­зал Мо­и­сей ста­рей­ши­нам. — С ва­ми ос­та­ют­ся Аа­рон и Ор. Ес­ли бу­дет у ко­го ка­кое де­ло, пусть об­ра­ща­ет­ся к ним». Сам же Мо­и­сей взо­шёл на го­ру. Об­ла­ко оку­ты­ва­ло го­ру: это Сла­ва Гос­под­ня пре­бы­ва­ла на го­ре Си­най. Шесть дней го­ра бы­ла оку­та­на об­ла­ком, а на седь­мой день Гос­подь воз­звал к Мо­и­сею из об­ла­ка. Слов­но пла­мя, го­ря­щее на вер­ши­не го­ры, пред­ста­ла Сла­ва Гос­под­ня гла­зам сы­нов Из­ра­и­ле­вых. Мо­и­сей во­шёл в об­ла­ко, под­нял­ся на го­ру и про­был там со­рок дней и со­рок но­чей. 

ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВУЮ ПАРЕМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

В пер­вой па­ре­мии мы слы­шим о вос­хо­ж­де­нии Мо­и­сея на го­ру Си­най, что­бы по­лу­чить за­по­ве­ди Бо­жии. О них бы­ло до это­го объ­я­в­ле­но на­ро­ду, и все вы­ра­зи­ли со­г­ла­сие сле­до­вать по­ве­ле­ни­ям Бо­жи­им. Но Бог, зная не­по­сто­ян­ст­во во­ли как от­дель­но­го че­ло­ве­ка, так и це­ло­го на­ро­да, по­ве­лел Мо­и­сею под­нять­ся на го­ру и быть там до то­го мо­мен­­та, ко­то­рый Он ука­жет. Он обе­щал дать Мо­и­сею ка­мен­ные скри­жа­ли, на ко­то­рых бу­дут на­пи­са­ны за­по­ве­ди.

Преображение Господне

Скри­жа­ли – это две от­по­ли­ро­­ва­нных ка­мен­ных до­с­ки, на ко­то­рых ка­ж­дое сло­во за­ко­на как вы­се­че­­но, то есть не­из­мен­но на все ве­ка, по­сто­ян­но, не­по­ко­ле­би­мо, твёр­до, на­дёж­но, не­со­м­нен­но. На­пи­са­ны они Бо­гом, да­ны Бо­гом на­ро­ду, и Бог обе­щал хра­нить Свой на­род, ес­ли на­род бу­дет ве­рен Ему. Скри­жа­ли За­ве­та ка­мен­ные, как знак про­ч­но­сти, но они впол­не лег­ко под­ни­ма­лись, что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло то, что ис­по­л­нить по­ве­ле­ния Бо­жии под си­лу че­ло­ве­ку и все­му на­ро­ду. Это и факт, и об­раз. Мо­и­сей лег­ко нёс их с го­ры, по­ка не уви­дел без­за­ко­ния на­ро­да, но об этом поз­же.

На Си­най Мо­и­сея со­про­во­ж­дал Ии­сус, ко­то­ро­го Мо­и­сей го­то­вил се­бе в пре­ем­ни­ки. Под­нял­ся же на вер­ши­ну го­ры он один и на­еди­не бе­се­до­вал с Бо­гом. У под­но­жия го­ры ос­та­лись семь­де­сят ста­рей­шин, ко­то­рым Мо­и­сей за­по­ве­дал в мол­ча­нии до­жи­дать­ся его.

Ко­г­да Мо­и­сей под­нял­ся к вер­ши­не го­ры, то уви­дел об­ла­ко – знак при­сут­ст­вия Бо­жия. Сла­ва Бо­жия как си­я­ю­щее об­ла­ко шесть дней по­кры­ва­ла го­ру, и все шесть дней Мо­и­сей мол­ча ждал, ко­г­да Гос­подь по­зо­вет его. За­чем так дол­го? Что­бы за это вре­мя, ос­та­вив вся­кое «жи­тей­ское по­пе­­ч­ение», мол­ча, со­сре­до­то­чен­но, бла­го­го­вей­но взи­рая на бли­з­кое и не­­д­о­сту­пное си­я­ние Бо­же­ст­ва, под­го­то­вить­ся к бе­се­де с Бо­гом. Об­ла­ко, ве­ро­ят­но, толь­ко для Мо­и­сея бы­ло све­то­зар­ным и не пу­га­ло его. Из­ра­­ил­ьт­яне же ви­де­ли его как гро­зо­вое, по­сто­ян­но оза­ря­е­мое вспыш­ка­ми мо­л­ний, так что вер­ши­на го­ры им ка­за­лась пла­мен­ной.

Ко­г­да Мо­и­сей ус­лы­шал зов, то под­нял­ся на вер­ши­ну, во­шёл в об­­л­ако и про­был там со­рок дней, вклю­чая и те шесть дней, ко­то­рые про­вёл в ожи­да­нии. Чем он пи­тал­ся то­г­да? Ско­рее все­го, ему да­же не при­­х­од­ила мысль о еде. Ес­ли вдох­но­в­лён­ные ка­кой-ни­будь иде­ей твор­цы зем­ных цен­но­стей мо­гут за­быть на вре­мя обо всём на све­те, то тем бо­лее Мо­и­сей, под­го­то­в­лен­ный пре­ж­ним опы­том воз­дер­жа­ния и ув­ле­­чё­нный от­крыв­шим­ся ему гор­ним ми­ром, мог не ду­мать ни о ка­ких жи­­те­йских по­треб­но­стях.

По­че­му этот мо­мент Ис­хо­да вспо­ми­на­ет­ся на Пре­об­ра­же­ние? По­­т­ому что Пре­об­ра­же­ние на­по­ми­на­ет вос­хо­ж­де­ние Мо­и­сея на Си­най и яв­ле­ние ему Бо­га в об­ла­ке.

Вот ка­кие па­рал­ле­ли мо­ж­но про­ве­с­ти: Си­най был по­крыт об­ла­ком, в ко­то­ром зву­чал го­лос Бо­жий, – и Фа­вор одел­ся об­ла­ком, из ко­то­ро­­го уче­ни­ки Хри­сто­вы ус­лы­ша­ли го­лос От­ца Не­бес­но­го.

На Си­най бы­ли до­пу­ще­ны из­бран­ни­ки на­ро­да, – и на Фа­вор под­­н­ялись лишь из­бран­ные из из­бран­ных уче­ни­ки Хри­сто­вы. На Си­нае Мо­и­сей тре­пе­тал и ра­до­вал­ся бли­зо­сти Бо­жи­ей, – и на Фа­во­ре уче­­н­ики вскри­ча­ли от стра­ха сна­ча­ла (Мр 9:6), по­том об­ра­до­ва­лись так, что не по­м­ни­ли и не по­ни­ма­ли то­го, что го­во­ри­ли.

На Си­нае Мо­и­сей по­лу­чил за­по­ве­ди Бо­жии, и на Фа­во­ре уче­ни­ки ус­лы­ша­ли крат­кое из­ло­же­ние во­ли От­ца Не­бес­но­го, Ко­то­рый в не­мно­­гих сло­вах за­сви­де­тель­ст­во­вал о Хри­сте как о Сво­ём воз­люб­лен­ном Сы­не и по­ве­лел: «Его слу­шай­те». Это мо­ж­но на­звать дву­мя но­во­за­вет­­н­ыми скри­жа­ля­ми, на ко­то­рых ут­вер­жда­лась ве­ра и по­слу­ша­ние.

Мо­и­сей по­лу­чил за­по­ве­ди Вет­хо­го За­ве­та на Си­нае и, явив­шись на Фа­во­ре, под­твер­дил ко­нец Вет­хо­го и на­ча­ло Но­во­го За­ве­та, скло­нив пе­ред Хри­стом го­ло­ву, как не­ко­г­да на Си­нае пе­ред Бо­гом.

Мо­и­сей при­нёс на­ро­ду за­по­ве­ди Бо­жии, и уче­ни­ки Хри­сто­вы пе­ре­­д­али всем по­ве­ле­ние слу­шать Гос­по­да, ска­зав­ше­го в Еван­ге­лии всё, не­об­хо­ди­мое для спа­се­ния.

***

Вторая паремия.

Кни­га Ис­хо­да

В те дни Гос­подь го­во­рил с Мо­и­се­ем ли­цом к ли­цу — как го­во­рит че­ло­век с че­ло­ве­ком. По­том Мо­и­сей воз­вра­щал­ся в стан, а Ии­сус Навин, юный по­мощ­ник Мо­и­сея, не по­ки­дал Ша­т­ра. Мо­и­сей ска­зал Гос­по­ду: «Ты ве­лел мне ве­с­ти этот на­род даль­ше, но не ска­зал, ко­го по­шлёшь со мною. Ты го­во­рил мне, что по­м­нишь имя моё, что я уго­ден Те­бе. Ес­ли так, то по­ве­дай мне пу­ти Твои, дай по­з­нать Те­бя, что­бы я де­лал угод­ное Те­бе. Ведь эти лю­ди — Твой на­род!»

Гос­подь от­ве­тил: «Я Сам пой­ду с ва­ми и бу­ду те­бе по­мо­гать». Мо­и­сей ска­зал: «Ес­ли Ты с на­ми не пой­дёшь, то и нас не за­ста­в­ляй ухо­дить от­сю­да. Ка­ков знак, что я и этот Твой на­род угод­ны Те­бе? Толь­ко тот, что Ты пой­дёшь с на­ми! Этим Ты по­ка­жешь, что от­ли­ча­ешь нас от про­чих на­ро­дов зе­м­ли».

И Гос­подь от­ве­тил Мо­и­сею: «Я вы­пол­ню твою прось­бу, ибо ты Мне уго­ден и Я по­м­ню имя твоё». — «Яви мне Сла­ву Твою!» — по­про­сил Мо­и­сей. И Гос­подь обе­щал: «Всё Моё ве­ли­ко­ле­пие Я про­ве­ду пред то­бою, про­воз­г­ла­шу пред то­бою имя Гос­под­не. Я ми­лую тех, ко­го хо­чу ми­ло­вать, Я ми­ло­сер­ден с те­ми, с кем хо­чу быть ми­ло­серд­ным. Но ты не мо­жешь взгля­нуть Мне в ли­цо, — ска­зал Гос­подь Мо­и­сею. — Не мо­жет че­ло­век уви­деть Ме­ня и ос­тать­ся в жи­вых. Здесь есть ме­с­то, вбли­зи от Ме­ня, — ска­зал Гос­подь Мо­и­сею. — Стань там на ска­ле. Ко­г­да Сла­ва Моя бу­дет про­хо­дить ми­мо, Я спря­чу те­бя в рас­ще­ли­не этой ска­лы и на­крою Сво­ей ру­кой. А ко­г­да прой­ду, то убе­ру ру­ку. Ты уви­дишь Ме­ня сза­ди, а ли­ца Мо­е­го не уви­дишь».

Мо­и­сей вы­те­сал из кам­ня две таб­ли­ч­ки, по­доб­ные пре­ж­ним, а на рас­све­те, с таб­ли­ч­ка­ми в ру­ках, под­нял­ся на го­ру Си­най, как по­ве­лел ему Гос­подь. Спу­с­тил­ся Гос­подь в об­ла­ке, стал пе­ред Мо­и­се­ем и про­воз­г­ла­сил имя Гос­под­не. Про­шёл Гос­подь пе­ред ним — и про­воз­г­ла­сил: «Гос­подь, Гос­подь, Бог ми­ло­серд­ный и до­б­рый, тер­пе­ли­вый, ми­ло­сти­вый и вер­ный!» И Мо­и­сей по­спеш­но скло­нил­ся, про­стёр­ся ниц [пе­ред Бо­гом].

 

ТОЛКОВАНИЕ НА ВТОРУЮ ПАРЕМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Вто­рая па­ре­мия про­дол­жа­ет рас­ска­зы­вать о Мо­и­сее. По­ка он был на Си­нае, на­род (хо­тя и обе­щал хра­нить за­по­ве­ди) де­лал, что хо­тел. Мо­и­сея не бы­ло ря­дом, и все, как не­ра­зум­ные де­ти, сра­зу же вер­ну­­лись к при­вы­ч­но­му: празд­ник уро­жая шум­но от­ме­ча­ли пе­ред от­ли­тым тель­цом. Бог дал знать об этом Мо­и­сею, на­ме­ре­ва­ясь ис­тре­бить на­род, та­кой не­вер­ный и не­по­сто­ян­ный. Мо­и­сей стал умо­лять Бо­га про­стить на­род.

Преображение Господне

Про­сить из­да­ли лег­че. Как толь­ко Мо­и­сей стал спу­с­кать­ся с го­ры и сам уви­дел гу­ля­нье и пля­ски пе­ред тель­цом, он тут же с до­са­дой раз­бил скри­жа­ли. К че­му они, ес­ли лю­ди не хо­тят ни о чем ду­мать? Бес­по­лез­ное зна­ме­ние на­ру­шен­но­го за­ве­та – раз­би­тые скри­жа­ли – толь­ко тер­за­ли ду­шу Мо­и­сея, еще хра­нив­ше­го в па­мя­ти ве­ли­чие ми­ло­­сти Бо­жи­ей к на­ро­ду.

На сле­ду­ю­щий день, на­ка­зав за­чин­щи­ков бес­­чи­нс­тва и раз­бив идо­ла, Мо­и­сей опять по­шёл в го­ру, где со­рок дней мо­лил­ся о про­ще­нии не­по­слуш­но­го на­ро­да. Гос­подь скло­нил­ся на ми­лость, но ска­зал, что те­перь Сам Он не бу­дет со­пут­ст­во­вать им, а по­­в­елит Ан­ге­лу Сво­ему. До это­го ша­тёр, вре­мен­но за­ме­няв­ший ски­нию, был сре­ди на­ро­да. Над ним вре­ме­на­ми по­я­в­лял­ся столп об­ла­ч­ный как знак при­сут­ст­вия Бо­жия. Мо­и­сей вхо­дил в ша­тёр и бе­се­до­вал с Бо­гом. Те­перь ша­тёр был вне ста­на. Ка­ж­дый мог смо­т­реть на не­го толь­ко из­­д­али, зная, что вы­зва­но это гре­хо­па­де­ни­ем на­ро­да. Мо­и­сей вхо­дил в ша­тёр, к ко­то­ро­му ни­кто не смел при­бли­зить­ся. Зная это, лег­че по­нять смысл чи­та­е­мых строк па­ре­мии.

«Гла­го­ла Гос­подь к Мо­и­сею...» Об­ще­ние Мо­и­сея с Бо­гом уди­ви­­тел­ьно тем, что Гос­подь без по­сред­ни­ка, не в при­кро­вен­ных об­раз­ах или зна­ме­ни­ях, а про­с­то, как друг, бе­се­до­вал, от­кры­вая тем ему тай­ну Сво­его снис­хо­ж­де­ния. Тай­на эта в том, что Бог мо­жет ус­т­ра­нить все пре­пят­ст­вия, не под­чёр­ки­вать раз­ни­цы ме­ж­ду Твор­цом и тво­ре­ни­ем, что­бы че­ло­век по­ве­рил: Бог хо­чет в нём ви­деть дру­га. Друг мо­жет не бо­ять­ся Его, толь­ко лю­бить без­гра­ни­ч­но и пре­дан­но.

Из вет­хо­за­вет­­ных пра­вед­ни­ков толь­ко Мо­и­сей явил нам при­мер та­ко­го дру­га. Бли­зость в об­ще­нии с Бо­гом ук­ре­п­ля­ла Мо­и­сея в тру­дах его чрез­вы­чай­но­­го слу­же­ния. Для на­ро­да это то­же ва­ж­но бы­ло, что­бы он учил­ся ува­жать и по­ви­но­вать­ся для сво­ей же поль­зы. Мо­и­сей вхо­дил в ша­тёр для бе­се­ды с Бо­гом, ос­та­в­ляя как сто­ро­жа Ии­су­са На­ви­на. Те­перь, по­­­мня ска­зан­ное об Ан­ге­ле, Мо­и­сей го­во­рит Бо­гу, что не зна­ет, кто бу­дет ве­с­ти их. Го­во­рит это по­то­му, что в ду­ше он очень не хо­тел, что­бы Бог от­сту­пил от Сво­его на­ро­да. На­по­ми­ная о пре­ж­них обе­то­ва­ни­ях Мо­и­сею, вождь на­ро­да из­ра­и­ле­ва про­сит яв­ных до­ка­за­тельств то­го, что Бог сно­ва бу­дет с ни­ми, бу­дет их ру­ко­во­ди­те­лем и тем до­ка­жет всем пле­ме­нам и на­ро­дам, что на­род из­ра­иль­ский – Бо­жий на­род, из­­бра­нный на­род. Бог обе­ща­ет, как пре­ж­де, ве­с­ти на­род и ус­по­ка­и­вать его. Од­на­ко Мо­и­сей на­стой­чи­во по­в­то­ря­ет, что го­тов от­ка­зать­ся от на­­д­е­жды прий­ти в обе­то­ван­ную зе­м­лю, го­тов ос­тать­ся в пу­с­ты­не, ес­ли Бог не пой­дет Сам с ни­ми.

По­че­му Мо­и­сей не хо­чет ус­по­ко­ить­ся? Он не уве­рен в лю­дях, бо­ит­ся за них и спе­шит за­ру­чить­ся обе­ща­ни­ем Бо­жи­им, хо­чет ус­лы­шать сно­ва от Бо­га, что Он не ос­та­вит на­род Свой, ес­ли он и опять ока­жет­ся не­по­сто­ян­ным и не­вер­ным. Бог под­твер­жда­­ет пре­ж­де дан­ное обе­ща­ние Мо­и­сею. Мо­и­сей с еще боль­шим дерз­но­­в­ен­ием про­сит по­ка­зать сла­ву Бо­жию. Че­го он хо­чет? Сла­ва Бо­жия яв­­л­ена ему в об­ла­ке, он ви­дел ее на Си­нае, в ски­нии. Те­перь он хо­чет ви­деть Бо­га ли­цом к ли­цу. Хо­чет, что­бы ни­ч­то не ме­ша­ло, не за­сло­ня­­ло, не ту­ма­ни­ло это­го ви­де­ния: ни об­ла­ко, ни дым, ни огонь, ни­ка­кая тень. Бог ему обе­ща­ет, до­ба­в­ляя: «воз­зо­ву о име­ни Мо­ем», то есть че­рез Бо­га Сы­на, Ко­то­рый мо­жет яв­лять­ся в чув­ст­вен­ном об­ра­зе, то­г­да как ви­деть Бо­га От­ца так не­воз­мо­ж­но для смерт­но­го.

Сей­час, как от­вет Бо­га, Мо­и­сей слы­шит: «по­ми­лую, его­же аще ми­лую», то есть ми­лость и ще­д­рость от­кро­ет ему Бо­га, но уви­деть Бо­га ли­цом к ли­цу не­­во­зм­о­жно ни для ко­го из смерт­ных. Бе­з­о­па­с­нее Мо­и­сею ук­рыть­ся в рас­се­ли­не скал, и Бог по­кро­ет его, что­бы лу­чи Бо­же­ст­ва не по­вре­ди­ли не­мощ­но­му че­ло­ве­ку, хо­тя бы и Мо­и­сею.

По­с­ле это­го ве­ле­но бы­ло под­го­то­вить но­вые скри­жа­ли и под­нять­ся на Си­най. Там сно­ва бу­дут на­чер­та­ны за­по­ве­ди Бо­жии. На Си­нае Мо­и­сей ви­дит сла­ву Бо­жию и кла­ня­ет­ся Бо­гу в бла­го­го­вей­ном тре­пе­те.

Преображение Господне

На Пре­об­ра­же­ние это чи­та­ет­ся по­то­му, что на Фа­во­ре Мо­и­сей уви­дел обе­щан­ное ему Бо­гом: че­рез Ии­су­са Хри­ста он уви­дел Бо­га ли­цом к ли­цу, как и про­сил пре­ж­де. Он по­лу­чил ис­по­л­не­ние про­ше­ния че­рез ве­ка. Те­перь не на­до пря­тать­ся в щель, те­перь в ли­це Бо­га Сло­ва Мо­и­сей ви­дит под­твер­жде­ние обе­щан­ной ми­ло­сти и ще­д­ро­сти. Сын Бо­жий, став­ший Бо­го­че­ло­ве­ком, Ко­то­ро­го мог­ли ви­деть лю­ди – Тот же не­при­ступ­ный Бог, Ко­то­рый хра­нит вер­ность из­бран­но­му на­ро­ду, вклю­чая в чи­с­ло из­бран­ни­ков всех вер­ных хри­сти­ан. В но­вом за­ве­те обе­то­ва­ния Бо­жии при­об­ре­ли пол­ную яс­ность и кон­крет­ность для тех, к ко­му об­ра­ще­но сло­во Бо­жие: «То­го по­слу­шай­те».

***

Третья паремия.

 3 Кни­га Царств

В те дни при­хо­дит Илия в Бе­эр-Ше­ву иу­дей­скую. Там он ос­та­вил сво­его слу­гу, а сам уда­лил­ся в пу­с­ты­ню на один день пу­ти, сел под ра­ки­той и стал мо­лить Гос­по­да о смер­ти: «До­воль­но с ме­ня, Гос­подь! Возь­ми мою жизнь — чем я луч­ше мо­их пред­ков?»

Он лёг и ус­нул под ра­ки­той. И ви­дит: ан­гел ко­с­нул­ся его и го­во­рит ему: «Встань, по­ешь». Смо­т­рит — у не­го в из­го­ло­вье ле­пёш­ка, ис­пе­чён­ная на уг­лях, и кув­шин с во­дою. Он по­ел, по­пил, лёг опять — и сно­ва по­сла­нец Гос­по­да ко­с­нул­ся его и ска­зал: «Встань, по­ешь — не­бли­з­кий путь те­бе пред­сто­ит». Он встал, по­ел и по­пил.

Под­кре­пив­шись этой пи­щей, шёл со­рок дней и со­рок но­чей, по­ка не при­шёл к Божь­ей го­ре, к Хо­ри­ву. Там Илия за­но­че­вал в пе­ще­ре. Гос­подь ска­зал: «Вый­ди, пред­стань на го­ре пе­ред Гос­по­дом».

И уви­дел Илия, как ми­мо идёт Гос­подь. Пе­ред Гос­по­дом — мощ­ный мо­гу­чий ве­тер, дро­бя­щий го­ры, кру­ша­щий ска­лы; но Гос­подь не в ве­т­ре. Сле­дом за ве­т­ром — зе­м­ле­тря­се­ние, но Гос­подь не в зе­м­ле­тря­се­нии. Сле­дом за зе­м­ле­тря­се­ни­ем — огонь, но Гос­подь не в ог­не. А сле­дом за ог­нём — тон­кий звук ти­ши­ны... Ус­лы­шал это Илия и за­крыл ли­цо ман­ти­ей, вы­шел и стал у вхо­да в пе­ще­ру. И был ему го­лос: «За­чем ты здесь, Илия?» Гос­подь ска­зал ему: «От­пра­в­ляй­ся сно­ва в путь. Иди в Да­мас­скую пу­с­ты­ню и сво­им по­ма­за­ни­ем воз­ве­ди Ха­за­э­ла в ца­ри ара­ме­ев, Ие­гу, сы­на Ним­ш, — в ца­ри Из­ра­и­ля, а Ели­сея, сы­на Ша­фа­та, из Авел-Ме­хо­лы, — в про­ро­ки, он бу­дет тво­им пре­ем­ни­ком.

 

ТОЛКОВАНИЕ НА ТРЕТЬЮ ПАРЕМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Тре­тья па­ре­мия по­свя­ще­на вто­ро­му уча­ст­ни­ку сла­вы Пре­об­ра­же­­ния – про­ро­ку Илии.

Преображение Господне

Про­рок Илия чу­де­с­но до­ка­зал все­му на­ро­ду ис­тин­ность оте­че­с­кой ве­ры в еди­но­го Бо­га, ос­во­бо­дил от вли­я­ния слу­жи­те­лей Ва­а­ла и убе­жал от гне­ва Ие­за­ве­ли.

Ка­за­лось бы, ему, за­клю­чив­ше­му не­бо и низ­­ве­дш­ему дождь, бо­ять­ся Ие­за­ве­ли? Бла­жен­ный Фео­до­рит го­во­рит, что и про­ро­ку (осо­бен­но по­с­ле яв­ных чу­дес) до­пу­с­ка­лось пе­ре­не­сти тя­же­лое со­сто­я­ние ду­ши, что­бы не под­пасть вла­сти гор­до­сти, стать над­мен­ным. Страх ос­лаб­ля­ет ду­шу, уг­не­та­ет, а пе­ре­жи­тое на­по­ми­на­ет о соб­ст­вен­ной не­мо­щи. Илия бо­ял­ся Ие­за­ве­ли не по­то­му, что она мог­ла его убить. Смерть ка­за­лась ему из­ба­в­ле­ни­ем от стра­да­ний. Ему ка­­з­алось не­вы­но­си­мой мысль о том, что зло­ба Ие­за­ве­ли при­ве­дет к ис­ко­­р­ен­ению ис­тин­но­го бо­го­по­чи­та­ния.

Он бе­жал в Вир­са­вию, но там не ос­тал­ся, по­шёл в пу­с­ты­ню один, от­пу­с­тив слу­гу. День шёл по Ара­вий­­ской пу­с­ты­не, как раз там, где ко­г­да-то про­хо­ди­ли из­ра­иль­тя­не, на­пра­­­вл­яясь к зе­м­ле обе­то­ван­ной. По­да­в­лен­ное на­стро­е­ние не рас­се­и­ва­­лось. При­сев в жид­кую тень мож­же­ве­ло­во­го ку­с­та, ус­тав­ший, го­лод­ный, рас­стро­ен­ный, он му­чил­ся от то­го, что все его уси­лия вос­­ст­ан­овить ис­тин­ное бо­го­по­чи­та­ние ни к че­му не при­ве­ли. Ка­за­лось, что лег­че уме­реть, чем ми­рить­ся с этим. И Илия про­сит у Бо­га смер­ти.

С та­ки­ми мы­с­ля­ми он за­снул под этим же ку­с­том. Ан­гел Бо­жий раз­бу­­дил его, ве­лел встать и по­есть. Илия уви­дел хлеб и во­ду. Вряд ли он яс­но ви­дел Ан­ге­ла (ес­ли б так бы­ло, он бы окон­ча­тель­но про­снул­ся и боль­ше не за­снул), ско­рее все­го он был в по­лу­дре­мо­те. Во­ду и хлеб он не толь­ко ви­дел, но и под­кре­пил­ся, за­снув сно­ва. И сно­ва его бу­дит тот же го­лос. Илия сно­ва ест, окон­ча­тель­но про­сы­па­ет­ся и по­ни­ма­ет, что на­до ид­ти. Вста­ет и идет к Хо­ри­ву.

Шёл Илия со­рок дней и но­чей. По­­ч­ему так дол­го? Ви­ди­мо, он еле дви­гал­ся, не в си­лах пре­одо­леть вну­т­­ре­нн­его рас­слаб­ле­ния, уси­лен­но­го ус­та­ло­стью, вы­ну­ж­ден­ным по­стом, тру­д­но­стью пу­ти и пло­хим на­стро­е­ни­ем.

На­ко­нец он на­шёл пе­ще­ру и ук­рыл­ся в ней. Гос­подь зо­вёт его: «За­чем ты здесь, Илия?» (в са­мой па­ре­мии это­го от­рыв­ка нет, так как в те вре­ме­на, ко­г­да со­ста­в­ля­лась служ­ба, все ве­ру­ю­щие зна­ли Свя­щен­ное Пи­са­ние очень хо­ро­шо) Илия по­в­­т­ор­яет то же са­мое: ал­та­ри раз­ру­ше­ны, про­ро­ки Бо­жии уби­ты, ос­тал­­ся он один, и его ищут, что­бы убить. Прав­да, смер­ти се­бе он уже не про­сит, но го­речь оди­но­че­ст­ва от­ра­в­ля­ет жизнь. На­де­ж­да на Бо­га и упо­ва­ние на Не­го еще не во­о­ду­ше­ви­ли его смя­тен­ной ду­ши.

В от­вет Гос­подь ве­лит ему зав­т­ра вый­ти из пе­ще­ры и стать на от­кры­том ме­с­те. Он ус­лы­шит бу­рю, от ко­то­рой го­ры бу­дут тре­с­кать­ся и па­дать кам­ни. Бу­рю сме­нит зе­м­ле­тря­се­ние. Про­не­сёт­ся огонь. Всё это зна­ме­ния при­­бл­иж­ения Гос­по­да, как бы­ло и на Си­нае. Но при­сут­ст­вие Бо­жие не в этих мощ­ных и ус­т­ра­ша­ю­щих яв­ле­ни­ях. Гос­подь от­крыл­ся в ти­хих зву­ках на­бе­жав­ше­го ве­тер­ка. И вот, ко­г­да Илия ощу­тил при­сут­ст­вие Бо­жие, он сно­ва дол­жен был от­ве­тить на во­п­рос: за­чем он здесь? Он по­в­то­рил то же са­мое, но уже без жа­ло­бы и смя­те­ния. Те­перь он ис­по­­в­ед­ует Бо­гу свою ви­ну: ма­ло­ду­шие и страх. Гос­подь по­ве­лел ему воз­­вр­атит­ься ту­да, от­ку­да он бе­жал, и про­дол­жить свое слу­же­ние.

Преображение Господне

По­че­му про­рок Илия, быв­ший уча­ст­ни­ком Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре, пред­ста­в­лен в этот празд­ник вос­по­ми­на­ни­я­ми не луч­ших сво­их дней?

Мо­жет быть, это для то­го, что­бы ни­кто ни­ко­г­да не счи­тал, что мо­жет без Бо­га че­го-то до­с­тичь, по­нять, ус­во­ить. Про­рок Илия был рев­но­стен и ре­ши­те­лен, по­ка Бог да­вал ему му­же­ст­во и си­лы. Тот же про­рок пе­ре­жил ус­та­лость и ма­ло­ду­шие, ко­г­да Бог дал ему по­нять, что всё тво­рит Он, а че­ло­век то­г­да си­лен и смел, ко­г­да Бог с ним.

При­мер про­ро­ка Илии, ощу­тив­ше­го Бо­га в лёг­ком ды­ха­нии ве­тер­ка и ис­по­ве­­да­вш­его Ему свою не­мощь и страх, бу­дет всем вер­ным ука­за­ни­ем пу­ти: к си­я­нию сла­вы Бо­жи­ей на Фа­во­ре шли ве­ли­кие из­бран­ни­ки Бо­жии пу­тём труд­ным, скорб­ным и са­мо­от­вер­жен­ным.

Здесь, на Фа­во­­ре, для Илии бы­ло и от­кро­ве­ние Св. Тро­и­цы в сло­вах: «изы­ди, и ста­ни... пред Гос­по­дем». Гос­подь го­во­рит (т. е. Бог Отец) и Гос­подь при­зы­ва­ет пред­стать Гос­по­ду (Бо­гу Сы­ну), что воз­мо­ж­но ус­лы­шать и по­нять при дей­ст­вии Свя­то­го Ду­ха. По­с­ле­до­вал это­му по­ве­ле­нию про­рок Илия уже окон­ча­тель­но, пред­став Гос­по­ду Ии­су­су Хри­сту на Фа­во­ре. Все они: и про­рок Илия, и про­рок Мо­и­сей для Но­во­за­вет­ной Цер­к­ви яви­ли связь вре­мен и ис­по­л­не­ние по­ве­ле­ний Гос­под­них, для ко­то­рых нет пре­град, нет из­ме­не­ния, нет про­шло­го. Всё Бо­жие жи­во и пре­бы­ва­ет все­гда.

***

Читайте также: Поем Богу разумно. Самые красивые фрагменты службы в переводе на русский - специальная подборка

Печатается по изданию «Благовещение Пресвятой Богородицы в неделю Крестопоклонную. Всенощное бдение, Божественная литургия с параллельным переводом с изъяснениями», общества им. М.Н.Скабаллановича

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


«"Повісьте на дверях храму оголошення, куди підуть пожертвувані на Спаса мед, яблука чи гроші" - ініціатива до свята Преображення Господнього»

***

«Зі святом Преображення Господнього! Коментар протоієрея Георгія Коваленка»

***

«Митрополит Вениамин (Федченков). Страшное Преображение. Мысли о празднике»  

***

10 замечаний о посте на оставшиеся 10 дней до Успения — епископ Обуховский Иона


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Я Сам пой­ду с ва­ми и бу­ду те­бе по­мо­гать», — потрясающие слова праздника Преображения

Вчитаемся в тексты праздничной службы.



Рубрики: Публікації | Богослов’я |

5979 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Фавор | пророк Илия | Преображение Господне | Перевод богослужения | Моисей | ветхий завет | богослужбові переклади |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru