Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Інтерв’ю
Наконец-то Мудрый стал святым, — Интервью с прот. Георгием Коваленко
04 March 2013 19:52
Юлия Коминко

5 марта — день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

С каких пор Мудрый — святой? Куда девались мощи благоверного князя из саркофага в Софии Киевской, если известно, что еще в начале ХХ века именно по ним был воссоздан его предполагаемый облик? Почему восстановление его почитания произошло именно сейчас, когда законы в государстве принимаются отнюдь не в пользу народа?

На эти и другие вопросы ответил в интервью один из инициаторов возвращения имени князя Ярослава в святцы Православной Церкви глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко.

 

– Отец Георгий, князь Ярослав Мудрый каждому школьнику известен как политический деятель, личность историческая и выдающаяся. Но намного меньше людей знают, что он также был канонизирован Православной Церковью в лике святых. А когда и откуда лично Вы узнали, что он святой?

– Ярослав Мудрый – это великий князь и по титулу, и по делам. Если Владимира мы называем крестителем Руси, то Ярослава стоит называть просветителем Руси. Можно провести и более далекую, библейскую аналогию: если Владимира можно сравнивать с Давидом — царем, прославившимся, среди прочего, искренним раскаянием в своих грехах, то его сына Ярослава можно сравнивать с Соломоном — правителем, которому Господь благословил достроить Храм — в Киеве это Софийский собор. И фактически христианский облик Руси начал формироваться при Владимире, а завершен был Ярославом.

Для меня наоборот когда-то давно стало откровением, что Ярослава нет в наших святцах… Так назвали моего крестника, и я обратил внимание, что в православном календаре не было имени Ярослав. А я помнил, еще с того времени, когда только начинал свое послушание в храме, что в минее, где служба Всем святым земли Русской, Ярослав упоминается среди святых. Затем появилось такое репринтное издание — «Полный православный богословский энциклопедический словарь». Те, кто застал возрождение церковного книгопечатания начала 1990-х, помнят, что это была чуть ли не первая на то время книга в виде словаря. И в ней тоже Ярослав упоминался как святой. Ну и в довершение ко всему, в одном из томов богословских трудов – тоже чуть ли не единственной богословской серии, которая издавалась в советское время, была размещена икона благоверного князя Ярослава Мудрого. И как раз этот том попал мне в руки.

Скажем так, когда я сопоставил все это — что в календаре нет упоминания о Ярославе Мудром как о святом, несмотря на то, что многие источники указывали на его почитание, то встал вопрос: почему так? И возник он не только у меня. Сразу несколько человек примерно в одно и то же время задались этим вопросом, и так сложилось, что обсудили его между собой.

Собрав имеющиеся у нас материалы, мы обратились к главе Комиссии по канонизации при Священном Синоде УПЦ — тогда это был митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. И владыка не только рассмотрел представленные нами факты, но и добавил другие материалы, так как он тоже этим вопросом в свое время интересовался.

Комиссия по канонизации, исследовав все факты, пришла к выводу, что Ярослав Мудрый почитался святым в домонгольский период. В более поздние века его почитание было распространено на местном уровне. А когда уже стали формироваться календари и святцы в том виде, в котором мы их имеем по состоянию на сегодняшний день, то его имя не было упомянуто. Скорее всего, составители либо просто не обратили внимания на этого святого, либо принципы, заложенные в формирование календарей, не учитывали киевской традиции.

Рассмотрев все материалы, свидетельства, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял по-настоящему мудрое и правильное решение: Ярослав Мудрый не был вновь канонизирован, было восстановлено его почитание. 

 Получается, что Вы стояли, так сказать, у самых истоков этого процесса?

– Думаю, особую заслугу в процессе восстановления почитания вряд ли себе кто-то может приписать. Это витало в воздухе, это было очевидно.

– Есть идеи, с чем было связано то, что почитание прекратилось? Приблизительно когда это произошло? Известны ли подобные случаи, когда святого «забывали»?

– Вопрос, я думаю, стоит поставить несколько иначе: прекращалось не почитание, а официальное прославление.

Что касается других примеров, то только недавно в нашем календаре вновь появился святой Эдуард. До этого, я прекрасно помню, мы не крестили детей с таким именем, поскольку считалось, что его в святцах нет. Но оказалось, что есть святой Эдвард! Прославился он на Британских островах еще во времена неразделенной Церкви. И благодаря православной общине митрополита Антония Сурожского в Англии вернулось в календари нашей Церкви это имя.

Еще оказалось, что есть несколько святых с именем Виктория. В 1970-80 годах в нашей стране очень много девочек стали так называть, при этом священники традиционно не крестили их с этим именем. Моя знакомая, например, крещена как Вероника. Но потом выяснилось, что есть как минимум четыре святые Виктории. Теперь они вернулись в наши календари, и их почитание возобновилось.

Во всех этих случаях, думаю, есть свои объективные и субъективные причины. Кроме того, святых ведь намного больше, чем может включить месяцеслов нашего ежегодного настольного календаря. В свое время издавался «Полный месяцеслов Востока» — это три больших тома только с именами святых, а в нашем календаре — всего несколько страниц.

Что касается вопроса, почему было утеряно почитание великого князя Ярослава, то большое значение имеет тот факт, что святцы в нашей Церкви формировались в период, когда Киев был разграблен, практически разрушен и находился в таком, можно сказать, униженном состоянии. Фактическое восстановление статуса Киева – это времена Богдана Хмельницкого, а затем XIX век, когда праздновали 900-летие Крещения Руси. Это и ХХ век с юбилеем 1000-летия Крещения Руси и падением богоборческого атеистического режима. То есть, относительно недавно Киев восстановил то значение, которое он имел во времена Киевской Руси. Это значение восстановлено и в масштабах всей Русской Православной Церкви, и для  Украины — как столица, как престольный город Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

Более того, если уже говорить о Ярославе и о Владимире – князьях наших, то возрождение украинской государственности требует образца для подражания, примера для воспитания детей в школах, для воспитания государственных деятелей. И неслучайно тот же Ярослав Мудрый считается покровителем юристов, и один из старейших и авторитетнейших юридических вузов Украины — Харьковская национальная юридическая академия — носит его имя. Неслучайно орден Ярослава Мудрого – одна из высших государственных наград Украины.

Думаю, что обращение к собственной истории, в том числе, к имени Ярослава Мудрого, было общественной и государственной тенденцией. Ведь даже один из центральных телеканалов назвал Ярослава самым великим украинцем. 

– А есть данные о том, когда князь Ярослав был канонизирован?

– Процесс канонизации в домонгольский период и вообще в более ранние периоды Церкви был намного проще. Человека, который прославился своими трудами или подвигами, канонизировали довольно быстро. Происходило это, прежде всего, вследствие народного почитания, а само причисление к лику святых и внесение в святцы – это уже был финальный момент.

И сейчас народное почитание является главным основанием для канонизации. Почитание человека связано с оценкой его жизни и трудов, которые становятся известны людям. Как видим, прошли столетия, а народ помнит и чтит Ярослава, уважительно называя его Мудрым. А внесение его вновь в святцы – это еще одно подтверждение того, что и Церковью он почитается.

Есть еще такой момент. Когда Церковь канонизирует, она преследует также воспитательную цель. В случае с прославлением Ярослава Мудрого она показывает, что возможно достичь Царствия Небесного, праведности, святости, будучи руководителем государства, будучи князем.

– Кстати, а за что именно Церковь канонизировала Ярослава Мудрого? Ведь он был государственным деятелем, а не христианским подвижником.

– У Церкви есть разны чины святости. Есть апостолы, святители, равноапостольные, благоверные князья. Например, император Константин канонизирован как равноапостольный, есть также равноапостольный князь Владимир, есть благоверный князь Александр Невский. В каждой Церкви, в каждом народе были правители, которые так или иначе способствовали христианизации государства.

Повторюсь, Ярослава Мудрого можно считать просветителем нашего народа. При нем Киев стал христианским городом. Он построил множество храмов, открыл христианские школы для детей, создал библиотеку, о которой до сих пор ходят легенды. И это – христианское делание. Он фактически написал свод законов, которые, в общем-то, регламентировали отношения в обществе, при этом не противоречили христианскому мировоззрению и христианскому отношению между людьми. Он не мог бы всего этого сделать, если бы целью жизни для него не было просвещение своего народа светом Христовой истины.

– Получается, он прославлен в лике святых только за то, что хорошо исполнял свои обязанности…

– Можно сказать и так. Церковь прославила его, в том числе, как образец правителя. Чтобы на его житии можно было показать, что есть примеры в истории, когда глава государства и сам исполнял заповеди, и своих поданных этому же научал.

– В процессе причисления к лику святых, как правило, официально на церковном уровне утверждается житие подвижника, его иконографическое изображение, а останки объявляются святыми мощами. Что взято за основу жития святого благоверного князя Ярослава, какое иконографическое изображение, и как обстоят дела с мощами?

– Житие – это описание жизни святого. О Ярославе Мудром есть много книг и свидетельств, поэтому, скажем так, составление какого-то церковного жития большого труда не составляло. Житие – это выжимка из жизнеописания, краткая справка, которая должна подтвердить или обосновать, почему Церковь человека канонизирует.

Иконографическое изображение тоже было. То самое, о котором я уже упоминал — в одном из томов «Богословских трудов» советского периода. Правда, на иконе святому князю добавили в руки свиток и макет собора Софии Киевской.

Что касается мощей, то с ними получилась целая история. В конце 2000-х выяснилось, что в саркофаге в Софии Киевской нет тех останков Ярослава, которые были извлечены и описаны в 1930-е годы, и на основании которых был восстановлен предполагаемый облик князя.

Ярослав Мудрый

Возник вопрос, куда они могли деться? Их поисками в частности занималась предыдущая директор музея-заповедника «София Киевская» Неля Куковальская. Есть мнение, что мощи Ярослава Мудрого во время войны были вывезены из Украины в США и сейчас хранятся там в одном из приходов, основной костяк которого составляет община эмигрантов-украинцев. На тот момент, когда эта информация получила подтверждение, нужно было, чтобы в процесс включилось государство. Необходимо было решить вопросы идентификации мощей, вести переговоры с Соединенными Штатами, как страной, с общиной, у которой мощи пребывают.

Неля Куковальская обратилась с письмом к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой посодействовать с церковной стороны. Блаженнейший направлял письма и в Кабинет Министров, и в Министерство культуры, и в МИД. То есть, было желание и Церкви, и руководства «Софии Кивеской» начать этот процесс. Но в каком состоянии этот вопрос сегодня, мне неизвестно.

Но на все воля Божья. И точно так же, как через века было восстановлено почитание, так, я верю, должны будут вернуться и мощи благоверного князя Ярослава Мудрого, или хотя бы их частица, в Софию Киевскую, которая была им построена, и где многие века почивали его останки.

– Не так давно в столице был освящен храм во имя святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Пока что он единственный в Киеве, а может быть, и в Украине. И первую Литургию в нем служили именно Вы. А как Вы считаете, насколько распространится в Украинской Православной Церкви почитание князя? Будут ли еще храмы в его честь?

– Думаю, почитание князя есть, и распространяется оно благодаря тем, кто к нему обращается в молитвах. А поскольку Ярослав Мудрый считается покровителем и юристов, и государственных деятелей, и ученых, можно даже назвать его покровителем студентов, то, думаю, каких-то искусственных средств для того, чтобы его знали и почитали, не нужно. Разве что, можно было бы активней доносить до людей информацию, что он и святой в Церкви, а не просто великий князь и мудрый государственный деятель.

Что касается храма во имя князя Ярослава Мудрого, то это была инициатива общины во главе с  настоятелем священником Сергием Баршаем, с которым мы много лет вместе служили, трудились в информационном пространстве. Думаю, у него стоит спросить, почему было выбрано покровительство именно Ярослава.

Но для меня большая честь, что первую Литургию в этом храме довелось возглавить мне. И кстати, богослужение в первый престольный праздник совершал архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр — один из членов той небольшой инициативной группы, которая занималась вопросами восстановления почитания князя. И я воспринимаю это как определенный знак, что и святой Ярослав принял наши труды.

Журнал «Начало»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Першому храму на честь святого князя Ярослава Мудрого в Києві — перший рік 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Наконец-то Мудрый стал святым, — Интервью с прот. Георгием Коваленко

5 марта — день памяти блгв.кн. Ярослава Мудрого.
Куда девались мощи благоверного князя из саркофага в Софии Киевской? Почему мы опять почитаем его именно сейчас, когда законы в государстве принимаются отнюдь не в пользу народа? На эти и другие вопросы отвечает один из инициаторов возвращения имени князя Ярослава в святцы.



Рубрики: Публікації | Інтерв’ю |

5271 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Князь Ярослав Мудрый | газета «Начало» |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru