Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору



Мультфильм – опасная зона? Размышления беспокойной мамы
11 June 2010 15:38
Елена Новицкая

Мультфильмы глазами психолога
По мнению психологов, у малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, поэтому весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Из этих образов и ощущений, как из кубиков, ребенок строит свою модель мира. А мультфильмы языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, могут донести до детского сознания много информации как позитивной, так, увы, и негативной. Проблема заключается не в самих мультфильмах как таковых, а в том, что и как в них преподносится. Большинство американских и японских мультиков агрессивны и совершенно не подходят нашим детям. По словам психологов, все больше детей, которые смотрят западные мультфильмы и попадают к ним на прием, чего нельзя сказать о влиянии наших родных мультиков, которые не вызывают у детей агрессии, навязчивых страхов и кошмарных снов. Конечно, не все западные мультфильмы опасны, есть замечательные, добрые и поучительные, но определить, что все-таки полезно смотреть нашим детям, а что не стоит, должны родители.
Пока мы, родители, спорим, смотреть или не смотреть, и заняты профессиональными и домашними делами, дети смотрят километры американских и японских мультфильмов, а психологи говорят об изменении детской психики средством подмены образов. Средства эти настолько просты и очевидны, что можно только удивляться тому, как они проходят мимо нашего родительского внимания. Что же это за средства подмены и что говорят по этому поводу психологи?
Первое, на что обращают внимание специалисты – это нивелирование образа девочки, девушки, женщины в зарубежных мультфильмах.
Психологи обратили внимание на то, что героини большинства американских мультфильмов “сконструированы” таким образом, что систематический просмотр лент с их участием ведет к угасанию функций продолжения рода. Достигается это очень просто: образ женщины лишается романтики и тайны, в нем нет целомудрия и скромности, всех тех качеств, которые всегда являлись основой женских образов. Образ женщины – это праобраз будущей жены и матери. Для девочки – это образец для подражания, а для мальчика – образец, который он в будущем должен выбрать. В итоге, наделяя героинь мультфильмов взрослым реализмом, формами взрослых женщин, а часто и жестокостью, создатели лент формируют у девочек стереотипы будущего сексуального поведения, а у мальчиков тот стереотип, к которому он будет стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. Кроме того, в американских мультфильмах часто происходит омужествление женщины: они ведут себя не просто как мужчины, а как заправские супермены. Такие приемы приводят к смешению роли полов в жизни, что при определенных условиях в будущем может вызвать сексуальную дезориентацию молодых людей.
Кроме того, у детской психики есть свойство реагировать на все самое яркое. Используя этот прием, достаточно раскрасить главную героиню в очень яркие цвета и внимание ребенка будет приковано к персонажу, который сможет вести его куда захочет, не давая отвлечься.
Второй важный момент. Образ матери. Самый главный, самый священный для ребенка образ женщины – это образ матери, и мы можем это проследить в сказках всех народов мира. К сожалению, тему материнства в традиционном виде можно увидеть в американских мультфильмах только на примере животных. Трогательны и сентиментальны мультфильмы «Король – Лев», «Дамбо», «Бэмби» – там есть сцены материнской любви и заботы.
В одной российской передаче поднимали проблему формирования образа матери на примере американских мультфильмов. И к какому же выводу пришли авторы передачи? Оказывается, в американских мультфильмах не встречается ни одного образа матери человека, которая была бы молодой, красивой, полной сил, вызывающей у маленьких зрительниц желание подражать. Все они неинтересные, а часто и отталкивающие. Как правило, эти образы появляются на экране на очень короткое время, и сознание не успевает оценить его критически. По мнению психологов, такие образы записываются прямо в подсознание, как гипнотические внушение. Это то, что называется 25-м кадром.
Иными словами, девочкам косвенно навязывается модель: хочешь остаться красивой – не рожай.
И третий момент. Важно обращать внимание на соотношение поведения героя и его половой принадлежности. К сожалению, уже приходится говорить об этом, даже обсуждая героев мультипликационных фильмов. Если мужской персонаж ведет себя, как женский, а женский, как мужской, это может сильно дезориентировать малыша.

Мультфильмы глазами врача
Специалисты считают, что лучшее время для просмотров – первая половина дня. Не рекомендуется смотреть перед сном. Годовалые дети вообще не должны видеть включенный экран. Если малыш видит работающий телевизор, у него постоянно происходит перегрузка глазных мышц, перевозбуждение центральной нервной системы. Через год-другой зрение падает на 50-60%. Ребенок не должен смотреть телевизор больше получаса без перерыва. Оптимальное расстояние до экрана – 2 метра. Лучше, если ребенок будет находиться не прямо перед телевизором, а сбоку от него.
Осторожно относитесь к едко-красочным мультфильмам, т.к. резкая смена цветовой гаммы может вызвать плохое настроение и даже плаксивость. Кроме того, следует обращать внимание на мультипликационные сериалы, которые идут по телевизионному каналу практически круглосуточно. И помимо самих сериалов, существует еще одна опасность – в виде рекламы жвачек, кока-колы, игрушек-трансформеров. То есть, кроме привязанности к любимому герою, детей “подсаживают” на продукты, вредные для здоровья.
Итак, надо четко понимать, что некоторые мультипликационные сериалы опасны для психики. Например, безобидные, на первый взгляд, Телепузики. В чем секрет их популярности? Поведение героев, звуки, которые они издают делают их очень похожими на маленьких детей. Обращает на себя внимание и такая странность: эпизоды идут два раза подряд, создается впечатление, что авторы просто хотят вдолбить некую информацию в голову ребенка.
В мультфильмах зачастую используются длинные по времени кадры, в которых не происходит никакого действия, нет динамики и какого-либо осмысления. И задача этих вставок состоит в приучении детей к экрану. Экран светится, его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате, ребенок впадает в некий транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что идет с экрана.
Еще были эпизоды, где мальчики-телепузики надевали девичьи платьица и не желали их снимать. А другие телепузики одобряли такое поведение, утверждая, что это хорошо, он "как девочка". Вроде смешно, но веселая ли шутка? У кого есть дети-мальчишки, знают, что они всегда боятся быть похожими на девочек. И сами стесняются, и задразнят. А тут одобрение! Четко просматривается тенденция расшатать норму половой ориентации ребенка.
Разбирать весь сериал и пересказывать все серии не имеет смысла, и так вполне очевидно, что чрезмерное увлечение этим сериалом может иметь массу негативных последствий, в том числе и задержки в развитии.
Серьезней дела обстоят с Покемонами. Сериал, который наши дети смотрели и смотрят.
К чему там сводится основное действие? Странные существа под общим названием "покемоны", что в переводе с английского означает "карманные чудовища" – pocket monster... И дело даже не в том, нравятся они нам или не нравятся, дело в другом. Эти существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Что переживает ребенок, просматривая такой мультфильм? Естественно, он идентифицирует себя с его героями. Таковы законы восприятия художественного произведения. А соотнося себя с существом, которое успешно поражает других существ, ребенок постепенно усваивает агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. В его психике как бы вырабатывается своеобразная канавка агрессивности.
Кого винить, когда возникают такие ситуации? Мне кажется, что ответственность должны взять на себя, прежде всего, мы, родители, как наиболее заинтересованные в этом вопросе.

Для справки
16 декабря 1997 года более 700 детей с судорогами были госпитализированы в Японии после просмотра теле-шоу «Покемон». Серьезно пострадали 208 детей в возрасте от 3 лет и старше. В легкой форме пострадали еще около 10 тысяч человек. По мнению специалистов, судороги были вызваны красными огнями в глазах одного из персонажей – Пикачу. Этот спецэффект – быстрое мигание синего и красного цветов при определенной частоте колебаний – может вызывать у людей симптомы, схожие с эпилептическим припадком. Было принято решение закрыть сериал. Но через пару дней руководство канала было просто завалено письмами с требованиями вернуть мультфильм. Вопрос был передан на рассмотрение специальной комиссии, которая установила, что фрагмент, приведший к трагедии, не был результатом злого умысла и попал на экран случайно по недосмотру аниматоров. Было предписано впредь воздерживаться от подобных видеоэффектов, и «Покемон» благополучно вернулся к своим зрителям.
В период пика популярности сериал смотрели 90% всех младших школьников Японии. В Германии сериал о покемоне Пикачу посмотрели 62% зрителей от 3 до 13 лет. Сколько миллионов детей смотрели сериал в Украине – неизвестно.

Техника безопасности для родителей

Можно долго спорить и делить мультипликацию на «наше» и «не наше», на «хорошо» и «плохо». Главным остается одно. Если мы хотим привить малышу духовные ценности нашей культуры, накопленной столетиями, необходимо тщательно подходить к выбору книг, телепередач и мультфильмов. Важно учитывать менталитет ребенка, культурные традиции, в которых он растет. В западном искусстве, в литературе жесткие сюжеты и сцены никого не удивляют. Для европейских сказок и легенд характерна ситуация, когда далеко не всегда и не везде обнаруживается торжество добра и света над злом. И скорей всего, это связано с традиционной религией, народным фольклором, который сформировался под влиянием дохристианских верований. Очень многие западные сказки строятся на прямо-таки изощренном злодействе. А у наших детей иммунитет к этому самому злодейству вырабатывается довольно поздно. На Руси малышей оберегали от общения с силами зла, причем, как в дохристианскую эпоху при помощи всевозможных обрядов и заговоров, так и в христианскую – молитвами, а также ориентировали на победу добра и справедливости.
Конечно, и в наших мультиках присутствуют злые герои, но их злые деяния длятся недолго и добро всегда побеждает зло, а дети остаются уверенными в незыблемости этих истин. Коварные поступки же иностранных злодеев продолжаются длительное время, на протяжении множества серий, цели у них исключительно глобального масштаба, а жестокость страшна. Таким образом, у ребенка складывается впечатление, что такое зло непобедимо.
Как же найти оптимальный выход из этой, казалось бы, понятной, но одновременно непростой ситуации, решив все вопросы и, по возможности, избежав крайностей? Здесь, мне кажется, важно понять, что любое дело требует времени, труда и терпения, а в отношении ребенка – вдвойне. Поэтому, будучи мамой, которая уже столкнулась с этим, могу поделиться своим небольшим опытом решения некоторых вопросов, связанных с такой проблемой, как страсть к мультфильмам.

1. Некоторые родители жалуются, что ребенок целыми днями смотрит телевизор, но сами позволяют ему это делать и не учитывают важный момент – телевизор постепенно начинает заменять ребенку реальную жизнь.
Совет!
• уделяйте ребенку много времени, чтобы мультфильмы были просто приятным дополнением к досугу;
• играйте с ним в интересные игры, чтобы реальность для него была интереснее и ярче, чем то, что он видит на экране;
• контролируйте умеренный просмотр мультфильмов.

Также неразумно полностью отказываться от мультфильмов. Дело в том, что мультики – это хороший инструмент в деле воспитания, главное: научиться пользоваться этим инструментом грамотно. К тому же, для малыша важно при общении со сверстниками быть, что называется «в теме» – понимать, что обсуждают друзья, в каких героев играют.

Совет!
• не стоит искусственно отгораживать ребенка от жизни;
• избегайте крайностей;
• поощряйте желание ребенка быть похожим на положительного героя.

2. Несмотря на все споры между родителями, придется честно признать, что не все зарубежные мультфильмы вредны и опасны только потому, что «не наши», и не все отечественные мультики хороши и полезны, только потому, что «наши». Поэтому функцию цензурного комитета вам придется взять на себя.
Родители обязательно должны просмотреть мультфильм сами, прежде чем показать его ребенку.
Следует избегать мультфильмов, где персонажи ведут себя агрессивно, жестоко, много дерутся. После просмотра такого мультфильма агрессивность у детей повышается, игры могут принимать иной характер – игрушки могут лупить друг друга и громко кричать. Также ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям. Кроме того, мультяшные герои, которые ведут себя недопустимым образом и нарушают общепринятые правила, не несут никакой ответственности за содеянное и не получают серьезного наказания, что, в свою очередь, приводит к тому, что у ребенка закрепляется представление о допустимости подобного поведения.
Нельзя показывать мультфильм, где встречаются сцены глумления над старостью, немощностью и слабостью, а также моменты неуважительного отношения к животным и растениям.
Лучше всего, если вы будете смотреть мультфильмы с ребенком. Ничего страшного не произойдет, если вы не приготовите борщ, не допишете кандидатскую и не сходите в гости – это можно сделать и позже. Важно уделить внимание ребенку сейчас. Вы получите уникальную возможность быть с вашим ребенком, смотреть и обсуждать с ним мультфильмы, а при необходимости прокомментировать и правильно расставить акценты, рассмотреть вместе с ним все «хорошо» и «плохо». Просите ребенка пересказать увиденное, узнайте, что его волнует. Все это позволит вынести из увиденного полезную информацию и будет способствовать развитию мышления вашего малыша.
И последнее. Проводите больше времени со своим ребенком в совместных играх, занятиях, прогулках. Ничто не заменит ребенку родительского тепла, любви и внимания, а вам, родителям, ничто не принесет большей радости и осмысленности существования, как общение с вашим чадом.

Православный женский сайт «Самарянка»


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Мультфильм – опасная зона? Размышления беспокойной мамы

Если Вы видите, как один человек смотрит телевизор, а другой этим возмущен – значит, первый – ребенок, а другой – его родитель. (почти афоризм)



Рубрики: Публікації | Точка зору |

2134 переглядів / Коментарів: 1


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Альтернатива "плохим" мультикам

Трудно спрятать ребенка за забором от средств информации, проще уделить время формированию здорового вкуса, научить выбирать хорошее, доброе кино, зародить стойкую привычку избегать агрессивного мульткино, делая выбор в пользу добра. Имея на своем вооружении передачи телеканала Глас - Шишкин лес и Доброе слово, это нетрудно сделать, как и дозировать количество проведенных минут, часов у телеэкрана или монитора ( благо, через интернет теперь можно смотреть на сайтах "Гласа" и "Радости моей" сюжеты, сериии, передачи в свободном режиме выбора, да и прикупить понравившиеся серии Шишкиного леса в одноименном киоске на территории Киево-Печерской Лавры.. Да еще и побродить с детенышем и самостоятельно по страницам сайта "Шишкин лес" - там есть разделы и родительский, и детский!). Когда создавались первые передачи с героями-зверьками, наделенными разными характерами, слабостями, привычками, то авторы задались целью - в каждой передаче показать маленькому зрителю, как хорошо жить добродетельно, причем рассказать на понятном, живом языке, оставляя место не назиданиям, а веселому живому общению, в котором ребенок видит примеры "как надо" и "как не надо" такие убедительные, что хочет подражать правильным поступкам героев- наивной и доброй мышки Шуни, нагловатого ленивца кота Коксика, не слишком умного, но очень веселого волчка Зубка, всезнающей совы Матильды Леонардовны, хозяйствееного енота Енотыча. Позже Шишкин лес перекочевал на страницы одноименного журнала, а через 3 года свет увидел украиноязычный журнал. Подписку на журналы можно оформить в любом почтовом отделении, цена совершенно пролетарская - вся подписка на год меньше 90 грн, и ежемесячно ребенок будет видеть бумажный вариант телесказок, сам сможет участвовать в выпуске, решать задачки, играть в разные игры и т.д., Так что вариантов отвлечь от покемоно-телепузного оболванивания много - обольщаться просто не надо, что вот расскажем себе, как вредно ТВ смотреть, и ребенка убережем от тлетворного влияния... Альтернатива есть, пользуйтесь, не ленитесь! С уважением, начинавшая много лет назад с телепроекта Шишечек, зам гл. ред. журналов "Шишкин лес".

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Проявление
23 April 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru