Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору
Вифавар – переправа от Ветхого к Новому Завету (О подлинном месте Крещения Господня)
18 January 2013 14:08
Протоиерей Олег Скнарь

Сегодня, как и много столетий назад, главной целью паломников является поклонение местам, связанным с земной жизнью Христа Спасителя. Посещение Вифлеема, Назарета и святынь Галилеи, а также Иерусалима стало значимой частью паломнических туров. Неотъемлемой частью паломничества является традиционное погружение («второе крещение», как его именуют сами паломники) в священных водах реки Иордан.

Паломников, приезжающих на протяжении всего года со всех стран мира, в комфортабельных автобусах привозят к реке, чуть южнее того места, где Иордан вытекает из Галилейского озера. Но гиды и сами паломники изначально знают о том, что подлинное место Крещения Господа Иисуса Христа находится в другом месте. Паломники приобретают в местном маркете, где идет бойкая торговля сувенирами, крещальные рубахи и по удобным пандусам спускаются к воде для погружения в священную реку. После омовения паломник получает сертификат (на родном языке), который свидетельствует о том, что (в графе «имя» паломник сам вписывает свое имя) он действительно принял святое омовение в тех же водах, что и Спаситель мира.

Центр по приему христианских паломников «Ярденит» был организован несколько десятилетий назад предприимчивыми израильтянами из соседних кибуцев (сельскохозяйственных общин). Символическое место Крещения стало очень посещаемым. Но для тех историков, которые находятся в поисках примеров фальсификаций святых мест, это не повод для триумфа.

Дело в том, что для паломника, посещающего Святую Землю, погружение здесь – это чуть ли не единственная возможность принять в водах Иордана «второе крещение». Потому, что большая часть этой реки ниже по течению – естественное топографическое обрамление восточных границ государства Израиль, а значит – государственная граница, которая с другого берега уже является пограничной зоной Хашимитского Королевства Иордания.

Река Иордан – важная водная артерия Святой Земли. Одно из первых упоминаний Иордана («Йо-ар-ду-не») находится в древних египетских папирусах (XIII в. до Р.Х.). Название реки «Иордан» происходит от древнееврейского «Йерида» («спуск», «схождение», «снижение»), арабы произносят название реки как «аль-Урдун».

Извивающийся Иордан

Такое название отнюдь не случайно. Иордан берет свое начало на высоте 323 м выше уровня моря, на склоне горы Хермон, расположенной на стыке границ Израиля, Сирии и Ливана. Затем водный поток проходит через озеро Хула (71 м) и Галилейское озеро (53 м) и впадает в Мертвое море, поверхность которого упала сегодня до отметки 416 м ниже уровня мирового океана. Таким образом, река полностью оправдывает данное ей имя, падая за менее чем 150 км почти на 730 м. Река несудоходна. Узкое русло Иордана (максимальная ширина 40 м) особенно извилисто в нижнем течении. Марк Твен в своих записках-воспоминаниях о посещении Святой Земли «Простаки за границей, или Путь новых паломников» назвал Иордан настолько извилистым, «что никогда не знаешь, на каком ты берегу».

Повествование евангелистов-синоптиков вообще обходит описание и название местности, где происходило Крещение Христа, только св. апостол и евангелист Иоанн Богослов четко указал название местности: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин.1:28).

Иордан, пограничная зона

Подлинное место Крещения Христа Спасителя от св. Иоанна Предтечи на Иордане, о котором было известно ещё на заре христианства, длительное время оставалось неизученным из-за объявления иорданской стороной в этом районе закрытой военной зоны, т.к. по Иордану после Шестидневной войны 1967 г. проходила «линия прекращения огня» с Израилем. Только после заключения мира в 1994 г. здесь были начаты археологические исследования, в ходе которых были обнаружены уникальные находки: гончарные изделия, монеты и развалины древней базилики. Кстати, в этом регионе археологами также была обнаружена постройка III в. с великолепной мозаикой. Ученые предполагают, что это — один из древнейших храмов в мире.

Совокупная информация евангельского повествования и записей паломников византийского и более поздних периодов позволила определить место Крещения Господня в Вади Харрар (араб. «Вади» — высохшее русло; «Харрар» — гремящее).

Паломнический маршрут в древности пролегал из Иерусалима в Иерихон и затем через Вади Харрар к холму св. пророка Илии и далее на гору Моисея (гора Нево). Большая часть маршрута шла по римской дороге, построенной императором Адрианом в 129 г. по Р.Х. Стоявшие на ней через определенное расстояние столбы до сих пор археологи находят вдоль этой некогда оживленной магистрали.

 

Схема Вифавара

Сегодня почти нет сомнения, что Вади Харрар — это тот самый «Вифавар при Иордане» (Ин. 1:28), где и был крещен Господь Иисус Христос. Другая традиция именует это же место «Вифания за Иорданом», т.е. с четким указанием на Восточный берег, т.к. «за» несомненно означает «на другом от Иерусалима (берегу Иордана)». Это уточнение присутствует в евангельском повествовании св. Иоанна Богослова: «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн» (Ин. 10:40).

Название «Вифавар» происходит от «Бейт Авара», что в переводе с древнееврейского языка означает «дом на переправе». «Вифания» может быть производным от ивритского «Бейт Анния» («дом лодки»). Скорее всего, так могли назвать поселок рыбаков, в известной близости от которого проповедовал, совершая крещение, св. Иоанн Предтеча. Можно предложить ещё один вариант происхождения названия «Вифания» от древнееврейского «Бейт Айнон, Бейт Айнаим» («дом источника»). Современное название Вифании «Аль-Махтас», что в переводе с арабского языка означает «место Крещения».

На уникальной мозаичной карте VI в. по Р.Х., которая находится в храме св. Георгия Победоносца в Мадабе (Хашимитское Королевство Иордания), место Крещения названо «Айнон, который ныне Сафсафас». «Сафсафас» в переводе с арамейского языка означает «ива». И сегодня ива — самое распространенное растение в этой местности.

Мозаичная карта

Примечательно, что «Вифавар» на этой же мозаичной карте изображен с западного берега реки Иордан, т.е. со стороны Иерусалима. Скорее всего, название «Бейт Авара» («дом на переправе») эта местность получила ещё при Иисусе Навине. Именно здесь израильтяне воспользовались древней переправой через Иордан при вступлении в Обетованную Землю. Судя по всему, эта переправа сохранялась и в более поздние времена: «Гедеон же послал послов на гору Ефремову сказать: выйдите на встречу Мадианитянам, и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне, и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан» (Суд. 7:24-25).

Можно утверждать, что с древних времен в данном месте существовала удобная и стратегически важная переправа через Иордан.

Известная паломница Егерия, чьи записи помогли идентифицировать место Крещения Христа-Спасителя, утверждала в 385 г., что и она в этом месте «пересекла Иордан, идя от Иерихона».

Позднее, по свидетельству летописца Феодосия (ок. 530 г.), при византийском императоре Анастасии (491-518 гг.) на участке, которое предание отождествляло с Местом Крещения Господня, прямо на берегу реки построили базилику. Руины этого храма были обнаружены археологами в 1996 г. Уникальность базилики императора Анастасия заключалась в том, что при традиционной трехнефной планировке в алтарной части располагался большой баптистерий, который находился предположительно на том месте, где был крещен Спаситель мира Иисус Христос.

Мраморные ступени

К воде из базилики вели мраморные ступени, которые также были обнаружены учеными во время археологических работ. С обнаружением ступеней подтвердилось сообщение паломника Антонина из Пьяченцы, который в 570 г. посетил эти места: «рядом с Иорданом… Где Господь был крещен, в месте, где вода возвратилась в свое русло… Мраморные ступени сходят в воду». Обнаруженные археологами ступени, как оказалось, хранили память не только о благочестивых паломниках, которые, переоблачившись в «крещальные рубахи», босыми спускались для погружения на протяжении нескольких веков. Ступени сохраняли «эпиграфическую» память и о рыцарях Готфрида Бульонского, которые, как и в Храме Гроба Господня, оставляли изображения крестов остриями своих мечей, а также о доблестных воинах Салах-ад-Дина, которые также не стыдились оставлять свои «автографы».

Здесь стояла базилика

По прошествии ещё ста лет (670 г.) Аркулфий из Франции также оставил важные сведения: «…На излучине реки стоит небольшая квадратная церковь, построенная, как утверждают, на том месте, где покоились снятые Господом одежды, в то время как Он крестился. Туда нельзя ступить, т.к. она (церковь) опирается на четыре каменных свода, возвышающихся над протекающей внизу водой».

В результате пристального изучения археологами руин древнего храма на месте Крещения было заключено, что базилика перестраивалась не менее пяти раз – в V и VI вв., так как её постоянно разрушали разливы реки и землетрясения.

Иорданская долина

Дело в том, что живописная рифтовая долина реки Иордан является северной частью Сирийско-Африканского разлома, самой длинной (6440 км) и самой глубокой (416 м ниже уровня моря) трещины на поверхности Земли, протянувшейся от юго-востока Турции, через Сирию к северной части Африканского континента. Именно этим обусловлены периодические землетрясения до сегодняшнего дня. В результате частых землетрясений русло Иордана даже становилось безводным на некоторое время. Такие случаи были зафиксированы в 1266 г. (один день), в 1546 г. (два дня), а в 1927 г. сдвиг земной коры в Иорданской долине стал причиной не только осушения Иордана на 21,5 час, но и причиной больших разрушений окрестных городов, в том числе и Аммана, столицы Иордании.

Сейсмическая нестабильность этого региона послужила причиной того, что в древности во время очередного землетрясения река Иордан поменяла своё русло, отступив от недавно обнаруженных руин базилики, так далеко, что сегодня необходимо пройти несколько сотен метров, чтобы приблизиться к берегу реки. Только мраморные ступени, когда-то спускавшиеся к реке, и сам баптистерий напоминают о том, что здесь когда-то плескались воды священной реки. 

Праздник Крещения Господня празднуется Православной Церковью 6 (19) января. У нас в этот период года стоят традиционно самые сильные крещенские морозы. А здесь, на Иордане, в это время почти весна. В Крещенский сочельник, как и в сам праздник Богоявления, по уставу Православной Церкви полагается совершать Великое освящение воды.

На Святой Земле этот чин традиционно совершает глава Иерусалимской Православной Церкви. Внешне у библейского Иордана Чин освящения воды мало чем отличается от того последования, которое совершается у нас. Только вот «иордань» — это не прорубь во льду, в промерзшей реке, а деревянный помост для спуска в лодку, для предстоящего водоосвящения и удобства погружения Креста в священные воды.

Все, что происходит в Крещенский сочельник на берегу Иордана, способно приблизить к нашему пониманию тот глубокий смысл, который был явлен в Богоявлении два тысячелетия назад. Бог был явлен человеку в Трех Ипостасях. И сегодня взмывающий в небо из рук Иерусалимского Первосвятителя белый голубь восстанавливает евангельские события в нашем сознании, убедительно сообщая, что Библейская история не окончилась Голгофой — она продолжается, и моя жизнь является частью этой Библейской истории – истории Божественной любви Творца к самому хрупкому Его творению — человеку.

Материал публикуется в авторской версии

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Вифавар – переправа от Ветхого к Новому Завету (О подлинном месте Крещения Господня)

У нас 19 января, на Богоявление, стоят традиционно крещенские морозы. А на Иордане в это время почти весна... О географии и библейской истории Крещения Спасителя читайте в материале.



Рубрики: Публікації | Точка зору |

4957 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Богоявление | Історія |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru