Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Идеологический противник не имеет национальности, пола и возраста… Часть 6
25 December 2012 13:56
Архимандрит Евфросин (Билаш)

Репрессивная политика Советского государства в первой половине ХХ столетия была направлена на уничтожение, как многим казалось, главного идеологического противника – Церкви. Цель оправдывала средства, а под категорию инородного и антисоциалистического элемента подпадали все, кто имел хоть какое-то отношение к Церкви. И здесь не было смягчающих обстоятельств. Национальность, юный возраст или преклонные года обвиняемого – все в одинаковой степени, мужчины или женщины, должны были пройти через горнила карательных органов ГПУ, а позже НКВД. Далеко не многим удалось выжить в этой доменной печи строительства нового коммунистического общества…

Данная публикация о еще двух священнослужителях одесского региона – митрофорном протоиерее Диодоре Якубовиче и священнике Алексие Скауне. Дела 16707-П и 3595-П, хранящиеся в Архиве УСБУ по Одесской области, являются типичными для трагического 1937 года. Оперативность, с которой проходит весь ход следствия, поражает. Буквально несколько дней проходит от ареста до расстрела обвиняемого, позже осужденного. План по истреблению идеологического противника должен быть выполнен вовремя. Итак… 

Священник Диодор Якубович

Священник Диодор Евграфович Якубович, родился 8 мая 1868 года, в с. Татаровка Кировского района Николаевской области в семье пономаря.[1] Рукоположен в сан священника в 1890 году, награжден набедренником в 1895 г.[2]  На момент ареста проживал по адресу: г.Одесса, ул. Мечникова 68.

В 1921 году арестовывался органами ГПУ по обвинению в расхищении церковного имущества, в 1926 году также арестовывался ГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности.

На момент ареста – женат. Супруга  – Олимпиада Яковлевна, имеет также дочь – Надежду, работавшую врачом Туберкулезного института.

Постановление об избрании меры пресечения датируется 25 декабря 1937 года. Священник Диодор Якубович обвиняется в «систематическом проведении контрреволюционной агитации».[3] Постановление прокурора об аресте датировано тем же днем, от 25 декабря 1937 года, и преступная деятельность священника Диодора Якубовича в нем обосновывается тем, что «будучи бесприходным попом, он посещает квартиры верующих и распространяет слухи о гибели Соввласти, извращает в к.р. духе Сталинскую Конституцию».[4]

В тот же день был выписан ордер на обыск и арест священнослужителя № 5646 по адресу: г.Одесса, ул. Мечникова 68/1.

27 декабря 1937 года отец Диодор арестован. Во время обыска изъяты антиминс, хоругви, митра, предметы диаконского и священнического облачения, а также серебряный наперсный крест.[5] 

Один из «доброжелателей» обвиняемого Якубовича, проходивший по делу в качестве свидетеля, пишет такие вещи о священнике:

«Якубовича Диодора Евграфовича, митрофорного протоиерея, я знаю давно. Ему лет 70. Он долго служил в Кривом Роге священником. В начале революции он покинул свой Криворожский район и поселился в Одессе.

Очутился в Одессе в церкви Одесского Епархиального дома в компании репрессированных одесских попов Генкеля и Лысяка. С закрытием епархиального дома он перебрался в Мещанскую церковь, где совместно с Геннадием Ребезой, Григорием Генкелем и Владимиром Здетовецким создал самый к.р. (контрреволюционный – авт.) приход в Одессе, центр кликушества, монахов, монашек разных рангов, блаженных и юродивых и других мракобесов. Деятельность Якубовича была оценена руководившей церковной жизнью к.р. группой Лобачевского, Введенского и др. репрессированных в начале 30-х годов.

Когда эта группа заметила, что деятельность ее привлекла внимание органов власти, она, заметая следы, выдвинула на пост духовного руководителя, практически управляющего всей епархией, за неимением архиерея – Якубовича, как человека осторожного, менее активно выступающего. Якубович управлял епархией до прихода в 1928 году митрополита Анатолия.

В очень хороших отношениях Якубович был с Лавром Скворцовым и Митрофаном Поповым. Близок с к.р. группой Введенским, Лобачевским, Флоря, Платоном Лукьяновым.

Высказывался он очень осторожно. Он всегда высказывал мнение, что Соввласть делает ошибку, преследуя духовенство. Нужно привлечь духовенство на свою сторону: «Нет примеров в истории, когда безбожная власть могла долго удержаться, и если большевики держатся, то этому помогают запуганность и пассивность верующих». Верующие должны сплотиться возле пастырей церкви. Сейчас у власти хамы, насильники, преступники, а благонамеренные русские отступают и отдают на поругание врагам Христа свою душу, своих пастырей. Но грянет гром и на всю безбожную свору и на всех, кто убоялся, и пошел за ней.

При отобрании Покровской церкви и закрытии Мещанской Якубович агитировал за то, чтобы настойчиво перед ВЦИК и ЦИК СССР открытия этих церквей.

Показание написано собственноручно мною, в чем и расписываюсь».[6]

Остальные свидетели по делу не столь категоричны, но как-то уж слишком подозрительно одинаково даны показания.

Один из свидетелей в протоколе от 23 декабря рассказывает: «Якубович, поп тихоновской ориентации. Ярый приверженец «ИПЦ». Состоял участником к.р. группы «ионовцев», которая состояла исключительно из реакционного духовенства. Будучи враждебно настроенным к Соввласти, Якубович среди верующих ведет разговоры о том, что Соввласть душит народ, не давая возможности ему свободно жить.

…Как «ионовец», Якубович проповедовал борьбу с Соввластью – и всеми путями, и способами конечной целью было восстановление монархии и единой неделимой России. Об этом всегда Якубович говорил с восторгом, говоря, что только при царе над Россией взойдет красное солнышко».[7]

Практически такие же показания дает и иной свидетель от 24 декабря: «Якубович примыкал к ИПЦ, будучи тихоновской ориентации. В прошлом Якубович являлся почитателем Ионы Атаманского и даже примыкал к «ионовцам», наиболее реакционной части духовенства.

Якубович считается авторитетом среди духовенства.

В разговоре об аресте троцкистов Якубович в августе месяце сего года мне говорил, что эти аресты свидетельствуют о расколе в партии и, следовательно, о близости падения Соввласти.

Враждебность к Соввласти Якубовича объясняется закрытием церквей в г.Одессе».[8]

Согласно протоколу допроса самого обвиняемого от 27 декабря 1937 года, последний говорит о материальной помощи «Союзу истиннорусского народа», о переписке эмигрировавшим во Францию сыном, почитании Ионы Атаманского. Обвиняемый признает, что «обходя верующих с молитвой, высказывал среди них свои убеждения», однако не считает это агитацией.[9]

Органы сработали оперативно – тем же днем датируется Постановление о передаче дела по обвинению Якубовича на рассмотрение Судебной Тройки при УНКВД по Одесской области.

Согласно обвинению «Якубович Д. Е. в 1921 году арестовывался за расхищение церковного имущества, в 1926 году – за к.р. деятельность.

Якубович поп тихоновской ориентации, член к.р. организации ИПЦ. Примыкал к группе реакционного духовенства Ионовцев.

Будучи враждебно настроенным по отношению к Соввласти, вел к.р. агитацию об угнетении верующих и необходимости организации верующих для отпора Соввласти во время закрытия церквей. Во время подготовки к выборам в Верховный Совет Якубович вел агитацию о необходимости  выставлять кандидатуры в ВС (Верховный Совет – авт.) из верующих, к тому же русских.

Систематически ведет пораженческую агитацию в пользу фашистской Германии, высказываясь за восстановление монархии и единой неделимой Росси. Якубович связан перепиской со своим сыном б. белым офицером, находящимся в эмиграции».

Так же оперативно сработала и Судебная Тройка при УНКВД по Одесской области. Все в тот же день, 27 декабря, протоколом № 109 вынесено решение о расстреле обвиняемого священника Якубовича.[10]

Священник Диодор Якубович расстрелян 30 декабря 1937 года.[11]

Заключение о реабилитации от 18 апреля 1989 года.[12]

Священник Алексий Скаун

Священник Алексий Иванович Скаун, родился в 1873 году, в семье священника в с. Муловатое Дубоссарского р-на МАССР. В 1895 году окончил 4 класса Одесской духовной семинарии. С 21 июня 1895 года по ноябрь месяц 1897 года, по направлению епископа Елисаветградского Иоанна, служит псаломщиком храма в честь свт. Иоанна Златоуста в с. Златоустово поле Одесского уезда. Преподавал в церковно-приходской школе.

С ноября 1897 по май 1898 года, по постановлению училищного совета и утверждению архиепископа Одесского и Херсонского Иустина, «для пользы школьного дела, как знающий молдавский язык, перемещен в с. Малаешты-1 Тираспольского уезда».

С 20 января 1900 года, резолюцией архиепископа Иустина, перемещен в Свято-Вознесенскую церковь Нерубайского хутора г.Одессы псаломщиком с возведением в сан диакона. Позже, в 1901 году, по испытании в знании богословских наук за 5 и 6 классы духовной семинарии назначен священником Свято-Покровской Церкви с. Роги Тираспольского уезда. В 1902 году переведен в с. Гояны Дубовской волости Тираспольского уезда в церковь свт. Николая Чудотворца.[13]

В 1919 году, согласно резолюции епископа Елисаветградского Алексия, награжден набедренником и скуфией, в 1928 году архиепископом Анатолием награжден камилавкой.

2 августа 1930 года, согласно резолюции архиепископа Одесского и Херсонского Анатолия, за 35-летнее служение Церкви Божией награжден золотым наперсным крестом.

24 марта 1937 года обращается к епископу Феодосию уже как священник Краснопольской церкви Фрунзовского р-на.

Арестован 15 августа 1937 года Фрунзовским РО УНКВД по Одесской области по обвинению – «являясь служителем культа, систематически занимается контрреволюционной агитацией, направленной против Соввласти и проводимых ею мероприятий на селе».

И хотя в процессе следствия обвиняемый себя виновным не признал, «его контрреволюционная деятельность была подтверждена свидетельскими показаниями».

В выписке из протокола № 22 заседания Судебной Тройки при УНКВД по Одесской области обозначено: «Под видом религиозных обрядов проводил среди колхозников контрреволюционную работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Уговаривал колхозников не ходить в празднично-религиозные дни на работу, крестить своих детей, запугивая, что некрещеные дети погибнут».[14]

Приговорен Судебной Тройкой при УНКВД по Одесской области 27 августа 1937 года к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

В деле присутствует жалоба о.Алексия Скауна, датируемая 15 январем 1940 года, с указанием, что осужден он по клеветническим доносам председателя сельского совета. Жалоба на имя прокурора отклонена.

По показаниям свидетелей родственники раскулачены и расстреляны.

Реабилитирован в 1994 году.

Продолжение следует

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Мученики и исповедники. Святые и не святые… Часть 1.

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Изобличен свидетельскими показаниями… Часть 2

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «По социальному происхождению – поп, по социальному положению – поп. Расстрелять». Часть 3

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Голодомор в Украине не только стал трагедией, за «память о Голодоморе» ссылали или расстреливали… Часть 4

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «Христос страдал за нас, так и мы должны терпеть суды, аресты, но крепко держаться веры». Часть 5




[1] Архив УСБУ по Одесской области. Дело 16707-П. Л.д.12

[2] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С. 207

[3]Архив УСБУ по Одесской области. Дело 16707-П. Л.д. 9

[4] Там же. Л.д. 10

[5]Там же.  Л.д. 26

[6]Там же. Л.д. 8

[7] Там же. Л.д. 2

[8] Там же. Л.д. 5

[9] Там же. Л.д. 19

[10] Там же. Л.д. 25

[11] Там же. Л.д. 26

[12] Там же. Л.д. 27

[13] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С.  679

[14] Архив УСБУ по Одесской области. Дело 3595-П. Л.д. 25


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Идеологический противник не имеет национальности, пола и возраста… Часть 6

Данная публикация о еще двух священнослужителях одесского региона – протоиерее Диодоре Якубовиче, приговоренному к расстрелу, и священнике Алексие Скауне, получившему 8 лет лагерей.



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

3502 переглядів / Коментарів: 0

Теги: гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | террор | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru