Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Люди Божі
Безумие разума и подвиг «безумных ради Христа» — на примере Василия Блаженного
14 August 2012 12:57
Архимандрит Феогност (Пушков)

«Когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21).

I

Самый малочисленный лик в сонме святых – это «юродивые Христа ради». Южнославянское слово «юродивый» является аналогом современного русского экспрессивного словечка «урод»[1]. Разумеется, речь идет не о физиологических повреждениях, а о поведении, которое «в обществе» воспринимается как проявление умственной убогости. Однако Церковь прославляет некоторых из «отверженных в обществе» в лике святых, рассмотрев за внешним «придурковатым» на людях поведением глубокий ум и ясный рассудок.

Почему некоторым людям, чтобы достучаться до вполне «разумных» современников, приходится добровольно надевать маску умалишенных? Проиллюстрируем это на примере Василия Блаженного (память 2 / 15 августа). Мы не станем пересказывать его житие[2]. Наша цель – рассмотреть перспективу святости «безумия» в отношении к «заумному» обществу.

На дворе – XV век, русское христианское царство набирает «очки» Третьего Рима, уверяя мир, что оно то и есть подлинная икона «Града Божьего» на земле, а молодому подмастерью сапожника видится совершенно иная реальность современного ему общества. Родившись на паперти храма (роды начались у матери, когда она пришла в храм помолиться) в 1469 году, Василий возымел пламенную любовь ко Господу и ко всем тем, кто не имеет своего дома и вынужден ютиться на церковных папертях, потому что правителям «самого христианского в мире» государства до них нет дела. Несчастья выпадают на голову страдальца помимо его воли.

Но высшим проявлением сострадательной любви является добровольное разделение со страдальцем его страданий тем лицом, которое само может избежать этих несчастий. Это и есть любовь, и она со стороны может выглядеть безумием (достаточно вспомнить о безумии матери, которая бросается в огонь за своим ребенком). В добровольном принятии на себя чужих страданий проявляется сила Христовой любви. Ведь и Сам Он, будучи совершенным и Всеблаженным (как именует Его православное богословие), добровольно снизошел к нашей земной реальности и прожил нашу жизнь, смотрев на мир не только глазами Вечного Бога Слова, но и глазами страдающего Человека. Он добровольно испил ту чашу страданий и горя, которую мы вынуждены пить помимо нашей воли.

Так и молодой ученик сапожника Василий добровольно соединил свою жизнь с жизнью тех, кто страдал в силу обстоятельств. В 16 лет он окончательно порвал со всем «социальным укладом», ушел из дома и снял одежду, оставаясь и зимой, и летом совершенно нагим. При этом святой уже обладал даром прозорливости – высшим проявлением чистой души, зрящей реальность не через завесу мнений, а такой, как она есть. «Странны были поступки блаженного: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Таким образом, в действиях блаженного открывался особый поучительный смысл» [3].

Будучи свободен от всего, юродивый ради Христа, не связанный путами общественных отношений, может смотреть на мир со стороны, обличать общество извне. И его обличение имеет максимальную силу. Ведь он – такой же человек, как и все мы, но он – не в обществе. И его пример обличает социум, члены которого ради своего статуса, ради социальных благ и бытовых удобств позволяют себе опускаться духовно и нравственно в бездну преступлений, лицемерия и «приспосабливаются» к тому обществу, которое сами же при первой возможности охаивают, но порвать с которым у них нет сил.

Заметим, что даже жестокий русский царь Иван Грозный не осмелился поднять руку на «святого безумца» Василия Блаженного. При этом святом строился в Москве на Красной Площади Покровский Собор, на папертях которого находил себе приют святой Василий (где и был по смерти погребен, почему и в просторечии вторым названием Покровского Собора стало именование его «Храмом Василия Блаженного»). И после смерти русский царь и митрополит несли на своих плечах гроб человека, чье правдивое слово не могло встретить ни единого возражения.

Как отличается все это от современных сытых «правдолюбов» и обиженных «правдоискателей», которые и о правде-то вспомнили лишь потому, что увидели неправду, причиненную им лично! Каждому такому правдоискателю можно сказать: «А сам-то ты во всем чист»? [Эту реальность крикливых «правдолюбов» прекрасно изобразили в художественном фильме «Как живете, караси»? [4]]. Как часто оказывается, что весь наш пафос правдоискательства объясним только личной заинтересованностью (социальной, карьерной, финансовой и т.п.). Ничего похожего нельзя поставить на вид святым юродивым, и мирские «кесари» понимают: эти люди – не в их власти, потому что они не толоко «воздали кесарево кесарю», но отдали все блага мира в обмен на свободу духа и совести.

Однако обличение современников, которое совершает юродивый, принципиально отличается от того, что в светском обществе принято называть «шутовством» (хотя и имеет внешнее с ним сходство). Кто читал Шекспировского «Короля Лира» или смотрел «Графиню Монсоро», тот помнит, какую роль играли шуты в жизни европейских королевских дворов. Нередко они и были подлинными вершителями истории (как знаменитый герой Дюма шут Шико) и бывали умнее своих королей (как шут шекспировского короля Лира). Однако мало кто из этих «юродивых по должности» имел в сердце смирение и любовь. Они играли свою роль, и их действия были похожими на действия юродивых ради Христа.

Но лишь последние могли взирать на духовную суть явлений своим очищенным от гордыни оком ума. Действия юродивых ради Христа имеют целью не поранить больные грехом души современников, а смягчить, растопить лед в душе, заставить плакать о своих грехах. Именно для этой цели юродивый ради Христа полностью «забывает себя». Он готов быть «уродом», «недоумком» и т.д., лишь бы хоть кто-то из тех, кто считает себя слишком умным и слишком гордым, чтобы слушать обличение от тех, кто равен тебе, – смогли услышать правду в «безумной» игре юродивого.

II

Вторым титулом юродивых в славянской традиции стал «блаженный». Это слово, к сожалению, в нашем современном языке стало носить негативный оттенок, вроде как бы насмешка. На самом деле именно «Блаженный» и его превосходящая степень «Блаженнейший» являются свойствами Бога и древнейшими почтительными титулами Предстоятелей Поместных Церквей (как и ныне патриарх Иерусалима, митрополиты Чехии, Польши и Киева носят титул «Блаженнейшего»).

Дословно славянское «блаженный» означает «счастливый» (откуда и счастье мы по-прежнему нередко называем блаженством). Блаженный – это человек, обретший счастье и покой в своей свободе от всего временного, внешнего и относительного, благодаря чему смог приблизиться к вечному и безусловному.

III

Но теперь самое время ответить на вопрос: «Почему язык безумия оказывается языком проповеди Христовой Истины в этом мире?» 

Бог дал человеку разум как частичку Своего Образа, чтобы разумный человек постигал смысл всех вещей, умел видеть корень всего сущего в Боге; чтобы стремился к Истинному Благу - к Творцу. Но «магистр лжи» - сатана извратил в себе разум и научил извращать его падшее человечество. Ведь ум – только инструмент, которым надо еще уметь пользоваться. Умение же состоит в чистоте души и совести. Когда же сердце переполнено пороками, тогда сознание занимается оправданием сердечной грязи. То есть, инструмент используется в тех целях, которые для него изначально не предусматривались.

Своим «разумом» человек оправдывает самые жуткие и ужасные поступки. И вот язык разума почти исчерпан в борьбе с «разумной ложью», ибо человек уже, по сути, забыл, что есть разум в подлинном смысле. А так как человек разучился отличать истину от иллюзий, то именно иллюзии часто кажутся человеку «разумными». Мир лжи, мир фантазии (мир «фантастикос логосов», по словам преподобного Максима Исповедника) и кажется утратившему разум человеку «разумными вещами». Это - падшее мудрование века сего. Взявши за основу какие-то математические или логические истины, люди пытаются ими обосновать свою экзистенциальную ложь. Оторвав законы тварного мира и законы эфемерной логики от духовной жизни, мы превратили эти - сами по себе благие и прекрасные в своем месте законы - в орудия лжи.

Почему слово разума оказывается бессильным для «переубеждения» противоположной стороны? Потому что Истину невозможно доказать, как писал еще Ориген в предисловии к своей апологии «против Цельса», Истину можно лишь показать, явить ее жизненную силу. Недостаточно слов о Боге – нужна реальность Самого Бога, пережитая в сердце человека. К тому же разум может судить только то, что реально познал. Границы аналитического мышления пролегают не только в личной интеллектуальной одаренности мыслящего лица, но и в степени познания мыслящего и анализирующего лица.

Юродство – это попытка показать относительность разума человеческого как такового (при сопоставлении с безграничным Разумом Творца) и в частности – при сопоставлении «разумного» с одной точки зрения с «разумным» с другой точки зрения. И если такой «безумец» своей жизнью приоткрывает завесу тайны благоговения перед Богом, если в себе он являет смирение и любовь к Богу и людям, то этот язык окажется куда более действенным для скептика: он увидит в чистом виде то, что не принял под соусом философии (теперь уже истинной, христианской философии, но не принятой из-за страха быть обманутым «красивыми словами»).

Такие живые примеры «мудрого безумия» влияют на нашу душу куда сильнее, чем слова. Ведь «безумная» любовь матери, которая на наших глазах бросается собою закрыть свое дитя от пуль, гораздо больше скажет нашему сознанию и сердцу, чем слова о Любви. Так и «безумная» Любовь Христа, бросившегося нас ради на Крест, станет нам понятна только через опыт лицезрения этой Живой Любви во Христе. Крест становится понятным только в жизненном крестоношении, Любовь познается только в живой своей силе, а не в отвлеченных словах.




[1] Оуродъ // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.4. С.168, 534

[2] Житие Василия Блаженного можно прочесть тут:  http://www.saints.ru/v/vasblaj.html

[3] Житие Василия Блаженного // http://www.saints.ru/v/vasblaj.html

[4] О фильме и ссылки на него см. тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/Как_живёте,_караси%3F


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Безумие разума и подвиг «безумных ради Христа» — на примере Василия Блаженного

Южнославянское слово «юродивый» является аналогом современного русского «урод». Почему некоторым людям, чтобы достучаться до «разумных» современников, приходится порой надевать маску умалишенных? Проиллюстрируем это на примере Василия Блаженного (память 15 августа).



Рубрики: Публікації | Люди Божі |

2938 переглядів / Коментарів: 0

Теги: вшанування святих |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Аннушка
23 April 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru