Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря



Почему неверно называть царственных страстотерпцев мучениками
16 July 2012 17:37

О том, за что канонизировала Церковь семью царя Николая ІІ, откуда в Ионинском монастыре возникла традиция совершать литургию в ночь убиения царской семьи, и за что он сам почитает семью последнего императора — рассказывает наместник Киевской Свято-Троицкой Ионинской обители епископ Иона (Черепанов).

Каждый год в ночь убийства царской семьи, с 16 на 17 июля, в Ионинском монастыре служится ночная Литургия

Традиция совершать ночные богослужения в ночь, когда была убита царская семья, в Ионинском монастыре установилась несколько лет назад. Как отметил в комментарии «Православию в Украине» епископ Иона, среди всех новомучеников, прославленных Православной Церковью, подвиг царственных страстотерпцев поражает особенно. 

«Поражает их подвиг умаления. Ведь страстотерпец Николай был императором огромной империи. Под его властью находились миллионы и миллионы людей. И вдруг в одночасье, буквально в течение нескольких месяцев всё обрушилось. И он из самодержца, из властителя, из вершителя судеб мира превратился в простого гражданина Романова, находящегося под стражей, в стесненных обстоятельствах, не имеющего ни свободы, ни малейшей возможности проявления собственной воли. Человек потерял всё. И при этом, если почитать его дневники, в его мыслях не было ни трагизма, ни безнадежности.

Любой другой человек в его ситуации мог бы дойти до того, что наложил бы на себя руки. Для любого другого такая ситуация могла бы восприниматься как конец жизни, как крах. Мы знаем случаи, когда люди, теряя значительно меньше, впадали в такую депрессию, из которой зачастую даже не выходили — или кончали жизнь самоубийством, или спивались, или допускали иные проявления совершенно нехристианского отношения к ситуации.

У императора же тон его дневников после заточения нисколько не изменился. Он также пишет об уповании на волю Божью, о каких-то бытовых, семейных радостях в общении с родными, с близкими. Эта трагедия, это крушение всего никак не появлияло на его жизнь как христианина. Буквально до самых последних часов своей жизни он очень смиренно относился к обстоятельствам, которые его окружали, и даже предполагая, что живыми их не выпустят, с большим благодушием и терпением относился к тем стеснениям, которые Господь послал на их долю.

Почему царственные страстотерпцы, а не мученики?

Смерть они приняли безропотно, без какой-либо попытки противления, бунта, организации собственного спасения. Потому они и были канонизированы как страстотерпцы.

Потому что мы знаем, что мученики — это те, кто пострадали за исповедание веры Христовой. Но члены царской семьи стали жертвами политических репрессий, а не репрессий на религиозной основе, и поэтому были канонизированы как страстотерпцы. Их прославили в лике святых как образец принятия воли Божьей, смиренного принятия того способа, которым безбожники решили их переселить в мир иной.

В этом их отношении они очень похожи на первых русских святых — князей Бориса и Глеба, которые также были канонизированы как страстотерпцы.

У нас часто путают понятия «мученик» и «страстотерпец» и иногда ошибочно называют царскую семью мучениками.

Подобная путаница происходит и с понятием, к примеру, «великомученик». Принято считать, что великомученик — это тот святой, который претерпел какие-то особенные, великие мучения. Но в православной традиции великомученик — это мученик знатного происхождения, один из великих людей, который пострадал за Христа. Простолюдины, принявшие мученическую смерть, прославлялись Церковью как мученики, лица в священном сане — как священномученики, монахи — преподобномученики, а великомученик, в свою очередь — человек знатного происхождения.

Каяться ли нам за убиение царской семьи?

Я всегда почитал новомучеников, поражался их жизни и страданиям — практически со времени моего прихода в Церковь, и потом, когда стал очень многое узнавать и о жизни царственных страстотерпцев, и вообще о той трагедии, которая произошла летом 1918 года в Ипатьевском доме…Тем более, что в моем роду был священномученик, поэтому память о подвиге веры этих людей для меня всегда была жива.

По-разному относятся сейчас к царственным страстотерпцам. Среди особо ревностных православных постоянно звучат призывы о том, что нам необходимо каяться за убиение царской семьи. Но нужно понимать, что никто из нас лично не участвовал в этом деянии. Даже если участвовал бы кто-то из наших родственников, то это тоже никак не требует нашего покаяния, потому что каждый человек имеет личные отношения с Богом и только лично за себя, за свой грех, может ответить.

Мне лично близки слова отца Андрея Кураева, который очень хорошо сказал о том, что этот лозунг о покаянии за убийство царской семьи можно только в одном контексте понимать: если человек, в свое время будучи коммунистом, комсомольцем или пионером, то есть, не являясь чадом Церкви, верил той клевете, что возводилась советской пропагандой на царственных страстотерпцев. Верил всем тем поклепам, которые преподавались нам через учебники истории, через другую советскую макулатуру. Вот в этом, можно сказать, мы несколько сопричастны к убийству царской семьи — по той причине, что одобряли эти репрессии и сочувствовали больше большевикам, а не их жертвам.

Читайте также:



Ко дню памяти царственных страстотерпцев: Царь и царица в заточении

 

 

 

О крушении царского поезда под Борками 17 октября 1888 года. Часть III

 

 

О крушении царского поезда под Борками 17 октября 1888 года. Часть II

 

 

О крушении царского поезда под Борками 17 октября 1888 года. Часть І


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Почему неверно называть царственных страстотерпцев мучениками

О том, за что канонизировала Церковь семью царя Николая ІІ, и о многом другом рассказывает епископ Иона (Черепанов).



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

4229 переглядів / Коментарів: 21

Теги: царская семья | Ионинский монастырь | Епископ Иона (Черепанов) |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Почему вдруг евреи, потомки,

Почему вдруг евреи, потомки, единоверцы, единоплеменники тех, кто ритуально, жестоко, мученически истребил правящую Россией династию, удовлетворены решением Русской православной церкви о канонизации - прославлении тех, чья кровь на еврейских руках, и почему они считают нужным подчеркнуть, что удовлетворены не просто решением о канонизации, а именно в том виде, в каком оно было принято Собором, да при этом считают важным (важным для себя!), чтобы особенность принятого решения была растолкована самому широкому кругу православных мирян и священнослужителей. Что же такого сокрытого может быть в решении Собора о канонизации Царской семьи, не сразу очевидного даже священнослужителям? Иудеи удовлетворены тем, что Царская семья Романовых возведена в сонм страстотерпцев, не мучеников, обратите внимание, а именно страстотерпцев. В чем разница? Чин мученика есть подвиг смерти за Христа от рук иноверных. Страстотерпцами признаются те, кто принял мучение от своих, единоверных христиан. По страстотерпческому чину канонизации получается, что Государь с Семьей умучены своими же единоверными христианами. Вот если бы Архиерейский Собор признал очевидное, что Царь умучен до смерти иноверцами, иудеями, тогда бы он был не страстотерпцем, а великомучеником. Вот чем удовлетворены евреи, вот что они имеют в виду, когда предъявляют Московской Патриархии ультиматум: "Очень важно, чтобы решение о канонизации в том виде, в каком оно было принято Собором, стало известно самому широкому кругу мирян и священнослужителей". ***Конец цитаты*** Однако, несмотря на установленный для Царской Семьи статус страстотерпцев, в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия они прямо названы "мучениками", более того: прямо сказано, что Церковь придерживается версии следователя Соколова и не признаёт "екатеринбургские останки". То есть очень осторожно, завуалировано дано понять, что вопрос с ритуальным убийством Церковь вовсе не снимает с повестки дня.

Вот выписка (адаптированная)

Вот выписка (адаптированная) из Полного Православного Богословского словаря 1912 г. “Страстотерпцы—названіе всехъ христіанскихъ мучениковъ, особенно техъ, которые потерпели за Христа по клевете и коварству своихъ ЕДИНОВЕРЦЕЪ”. А КАК ИЗВЕСТНО ЦАРСТВЕННЫЕ МУЧЕНИКИ БЫЛИ УБИТЫ НЕ ЕДИНОВЕРЦАМИ И ЕДИНОКРОВНЫМИ, А ЖИДАМИ, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬТСТВУЮТ ЗАПИСИ НА СТЕНАХ ИПАТИЕВСКОГО ДОМА (подтверждая ритуальность убийства последнего Православного Царя) И ТО КТО ОТДАВАЛ ПРИКАЗ

еп. Иона Обуховский

еп. Иона Обуховский объясняет, что он почитает Царственных Мучеников, однако… Мученики — это те, кто пострадали за исповедание веры Христовой. Но члены царской семьи стали жертвами политических репрессий, а не репрессий на религиозной основе, и поэтому были канонизированы как страстотерпцы. Их прославили в лике святых как образец принятия воли Божьей, смиренного принятия того способа, которым безбожники решили их переселить в мир иной… У нас часто путают понятия «мученик» и «страстотерпец» и иногда ошибочно называют царскую семью мучениками. Совсем иначе звучит позиция Русской Православной Церкви: В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию (Основания для канонизации Царской Семьи. Из доклада митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия).

Непонятны стенания о

Непонятны стенания о "неправильной" канонизации Царственных Мучеников, да еще и других святых. Eсли не признаете церковных решений, то вы - неправославные. Кроме того, околоцерковные политические маргиналы оранжевого толка вообще ничего не значат и в количественном отношении - их просто кучка. Вот сегодня был крестных ход Памяти Царственных Мучеников пео Киеву - это около 5 000 людей. А оклоцерковных либеральных фанатиков-автокефалов, не любящих Царя, могло бы собраться человек 15 в лучшем случае. Не нравится Церковь - пошли вон из нашей Церкви. На заявление владыки Ионы уже отреагировал интернет: http://antimodern.wordpress.com/2012/07/17/martyrs/

к

Было в истории много соборных церковных решений, которые потом церковно же и соборно были признаны ошибочными. Оранжевые православные не ходят на политизированные шествия - они молятся в тиши своих арендованных Госдепом офисов о скорейшем получении Украиной автокефалии. По вашей антимодерновой ссылке пройти невозможно - она не копируется в буфер (как и прочее на этом сайте).

а

Наверное, я не очень худой кретин, но замазывание окон известью не подтолкнуло бы меня к мысли, что меня скоро казнят. Скорее, что меня хотят скрыть от общественности. А сами-то тюремщики 2 мая уже знали о том, что всего лишь через 2,5 месяца запланирована казнь их арестантов? Как страстотерпчество может сочетаться со "скукой невероятной"? И при чем тут тот Свикке с его сексуальными озабоченностями? Тревога у тюремщиков, но не у Романовых! А Николаю Второму о причине той тревоги "непонятно!" Но нынешние его почитатели уверены, что он в своем дневнике врал, а на самом деле всё ему уже было понятно. Им лучше знать, да. Какой-то хиленький ответ Вы написали.

Дорогой о Господе Василий.

Дорогой о Господе Василий. Хотелось бы надеяться, что целью Ваших многочисленных вопросов является получение ответов, а не сами вопросы как таковые. Умные люди говорят, что много спрашивают те, кто не хочет думать. Наверняка эта фраза не имеет к Вам отношения...

Как страстотерпчество может сочетаться со "скукой невероятной"?

Ну, может, не так уж было и скучно. А вот больно было. И писали они об этом в дневниках тоже много.

И не так уж и не предчувствовался скорый исход...

Императрица 10 декабря 1917 года пишет из своей темницы: «Больно, досадно, обидно, стыдно, страдаешь, всё болит, исколото, но тишина на душе, спокойная вера и любовь к Богу, Который своих не оставит и молитвы усердных услышит и помилует и спасет».

А вообще - почитайте, если интересно: Ко дню памяти царственных страстотерпцев: Царь и царица в заточении

На многие вопросы Ваши и замечания после этого текста Вы и сами, скорее всего, получите ответы.

С уважением...

игра слов насчёт "мучеников"

игра слов насчёт "мучеников" и "великомучеников" просто умиляет. но это одна часть. вторая заключается скорее в том,что сам Николай Александрович , будучи по наследству облечён огромной властью -оказался никаким руководителем. сам себя окружив лишь лизоблюдами и глупцами. которые возможно и самого Никлоая вынудили подписать некое письмо, и разослали его ,как отречение. очень много вопросов было по стилю его работы и отношению к людям. поэтому Св.Синод и не смог (при всём желании) объявить его мучеником вслед за РПЦЗ. что касается всех тех сотен тысяч убитых и замученных после 1917го года,то делается это както уж слишком выборочно. на когото роются по архивам десятки лет ("а не оклеветал ли он сам себя ,когда ему в ухо лом пытались впихнуть?!"),а на Романовых автоматом начали сочинять службы и тропари. чем занималась эта семья? игрой в карты да записями в дневниках.... не нужно, Юлия, говорить сладкие ответы на сложные вопросы. только потому,что Вы дружны с +Ионой или склонны к соответсвующим полит.взглядам. в Византии 1300 лет власть в Церкви определялась василевсом. потом это перешло на Русь. вот только Церкви от таких "дружеских объятий" становилось всё теснее и теснее. и извесный Поместный собор 1917-18гг ,сделал всё возможное,чтобы подобные вещи не повторились. и вобщемто почти никто горько и не плакал о аресте данных лиц. а вот фразы об отказе от золочёных карет и жаловании в обмен на дыхание полной грудью -были и многочисленны. слишком много у нас в календаре всяких страстотерпцев,которые то города сжигали и убивали в храмах верующих,то с потом с мечом в руках защищаясь от убийц канонизировались их прямыми потомками (для оправдания задним числом своей родословной) Боголюбский, Невский...Романовы..имже несть числа. и не нужно говорить изъезженную фразу о том,что "Церковь не ошибается". не ошибается Единая Святая Соборная, а не отдельная помесная церковь ,да ещё под "дружескими объятиями " власти

Стереотипный набор штампов

Если бы Вы говорили менее агитационно и не повторяли бы изъезженные стереотипы, можно было бы подискутировать. А так - скучно и глупо.

Если оставить в стороне Ваши

Если оставить в стороне Ваши монархистские взгляды, тогда можно было бы и пообщаться. а до этого момента агитация будет слышаться с обеих сторон. с уважением

Глупости. Многие монархисты,

Глупости. Многие монархисты, как раз не любили Государя именно за "слабость". Дело не в манархизме, а в стереотипах. Было бы желание, можно было бы почитать серьезную литературу и вспомнить отзыв того же Черчилля о Государе.

какие уж стереотипы? и чьи?))

какие уж стереотипы? и чьи?)) после февральской революции,когда при Временном правительстве началось расследование относительно бывшего императора,то многие из этой комиссии в воспоминаниях говорили -ну просто золотой человек! я не спорю с этими оценками. но возникает один пример. 1905й год. "кровавое воскресение". как оно могло произойти? кто должен был контролировать сей процесс? какая реакция и соответствующих чинов на грядущее событие и императора на донесение этих чинов? каковы результаты этого события? и кто вынес хоть один урок из этой драмы? в столице начианется бардак, полиция то ли следит толи не следит (об этом сейчас появилось очень много исследовний. как и о роли Гапона и той организации,к которой он был причастен), ходят вокруг да около. руководство полиции меняют -как по Петрограду так и в МВД. новому руководству дел нет. явно,что ситуация накаляется. хотят ввести чрезвыайное положение. то вводят то не вводят..то готовы арестовать Гапона то не готовы..то снова готовы.. "гонцы" едут к императору. по записям в дневниках этих "гонцов" государь был весел,чегото там ворон стрелял наверно. точно не помню сейчас. сами гонцы тоже как бы не донесли императору всю сложность вопроса. произошло то что произошло. про последующих встречах Николая с рабочими звучали мысли о том,что может это было и резко, но вобщемто правильно сделано. до начала большой крови оставалось ещё 10 лет.. какието красивые фразы и телодвижения насчёт поголовного разоружения-и война с Японией,позже -Германией... ккая серьёзная литература? какой Черчилль? и если +Иону ещё можно понять (как он любит говорить -на том свете ведь не демократия будет,а Царство Троицы), хоть и не обязательно соглашатсья---то конкретно с личностью Николая Романова подобные сравнения вообще выглядят натянуто. проблемка в том,что ВСЕ (и очень важные и маломальские)события в России того времени проходили по одному и тому же сценарию: совершенное отсутсвите желания у императора вникать в суть, соглашательство с мнением супруги, подбор кадров по самым разным критериям -кроме компетентности и верности отечеству.

Всё-таки, почитай что-нибудь

Всё-таки, почитай что-нибудь по серьезнее

а есть какие нибудь

а есть какие нибудь "теоретические основы монархизма"?))))) Пы.Сы. есть факты правления конкретного монарха в конкретной стране. и они очень неплохо показывают его роль в развале этой страны (как бы кней не относились,да и к нему тоже), в огромном количестве бесполезных жертв, в глупой политике по отношению к своим же подданным. а есть идея власти,полученной от Бога. очень даже может быть,что с этой идеей можно спорить или не спорить,но она имеет право на существование. а вот реализация этой идеи у Романовых к 20му веку хромала на обе ноги.

а

Черчиль очень большой эксперт по православной святости, угу. Был бы Николай Второй нормальным толковым самодержцем, не было бы и революции. Вот в этом и порочность монархии - нет возможности законно сменить некомпетентного, но абсолютного правителя.

В том комменте речь о

В том комменте речь о святости не шла. Шла о стереотипах.

к

Да, целью моих вопросов было получение ответов. Данный сайт не входит в список моих мест для троллинга. Ответ в стиле "Ну, может, не так уж было и скучно" противоречит дневниковой записи Николая Второго. Он написал "скука невероятная". И не написал "Предчувствую скорый исход". К чему эти благочестивые домысливания? Если его дневник - документ, то почему ему не доверяете? А если не документ, а фикция, тогда зачем его тут цитируете? Запись бывшей императрицы за полгода до ее казни не содержит упоминаний, что она знала о своей грядущей казни, и тем более о ее способе, чтобы "смиренно его принять". Спасибо за ссылку на "В заточении". Почитаю.

Термином "новомученики"

Термином "новомученики" принято обобщать всех тех, кто пострадал от рук большевистской власти за последние сто лет. Поэтому вряд ли будет уместным цепляться за это. А что касается ожидания смерти, то надо было быть полным кретином, чтобы не понимать, к чему весь этот арест клонится. Стиль, если можно так выразиться, работы Свердлова и Голощекина (авторов расстрела) был явно недвусмысленным. Из дневников: "2 мая. Применение "тюремного режима" продолжалось и выразилось в том, что утром старый маляр закрасил все наши окна во всех комнатах известью. Стало похоже на туман, который смотрится в окна... 5 мая. Свет в комнатах тусклый. И скука невероятная..." Так Император Николай писал накануне своего пятидесятилетия. Дальше. "6 мая... Дожил до пятидесяти, даже самому странно...". Одним из красных жандармов, охранявших августейшую чету, был некий Родионов-Свикке. Именно он ввел правило спать всем женщинам, в т.ч. дочерям с открытыми дверьми. Он также устраивал обнаженный досмотр монахинь, которые приходили на богослужения. Так вот этот, явно страдающий сексуальными расстройствами тип, на любой протест тут же заявлял: "Если не исполнят приказа, у меня есть полномочия: расстреливать на месте!". После ужесточения режима содержания, мы можем найти в дневнике такую запись: ""28 мая... Внешние отношения за последнее время изменились... Тюремщики стараются не говорить с нами, как будто им не по себе, и чувствуется как бы тревога и опасения чего-то у них! Непонятно!" Ну и т.д. Иными словами, прежде, чем чушь тут писать, почитали бы для начала.

r

В начале статьи говорится, что они "среди всех новомучеников, прославленных Православной Церковью", а потом говорится, что они не мученики, а страстотерпцы. "Поражает их подвиг умаления" Если капитан во время критической опасности для корабля бросит свой пост, откажется от капитанства и спустится в пассажирские каюты, то он тем самым тоже самоумалится до простого пассажира. "Cмерть они приняли безропотно" Они о своей приближающейся смерти узнали лишь за мгновения до неё - между зачиткой большевиками смертного приговора и их выстрелами. И просто физически не успели бы роптать - ведь даже не успели понять, что происходит. Последние слова Николая Второго - это возгласы удивления: "Что?! Что?!". Если бы они всерьез ожидали казни, как ожидают ее приговоренные, с тревогой прислушиваясь к каждому звуку в коридоре, то подобного удивления у них бы быть не могло. Зато могла бы быть возможность для проявления той самой безропотности и "смиренного принятия того способа, которым безбожники решили переселить их в мир иной ". "Если почитать его дневники, в его мыслях не было ни трагизма, ни безнадежности" Но и расзмышлений о близящейся смерти у него там тоже не было. А был рутинный пофигизм. "Любой другой человек в его ситуации мог бы дойти до того, что наложил бы на себя руки" Далеко не любой, и уж тем более не такой фаталист как он. Игра в карты гораздо приятнее самоубийства.

Расслабься и будет тебе

Расслабься и будет тебе счастье. Хочешь, приведу тебя к владыке - расскажешь это всё ему лично.

f

Да и не только про это ему лично расскажу.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту
О родителях
19 February 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru