Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Краса православія



Необыкновенное чудо, или За благодатным огнем. Часть І
05 April 2010 13:03
Юлия Коминко

Всего лишь одни сутки отделяют меня от события. Я пишу о нем по всплывающим из памяти одна за другой картинкам-образам.

И самый сильный из этих образов: передо мной Кувуклия, огненные струи волнами стекают по ней, а в потоке тепла от пламени дуновением горячего ветра на лице ощущаю обращенные именно ко мне слова: «Только веруй…»

Часть І. Святая Земля глазами человека, который не хотел туда ехать

Как-то незаметно подкралось ко мне отторжение к паломничествам. Подкралось, да и засело глубоко. Не знаю, что конкретно к этому привело, не помню, когда это началось.

Паломничество. Первая ассоциация с этим словом — заклеенные «наглухо» остановки общественного транспорта в Киеве, забор и стены зданий вокруг Лавры синими, желтыми, красными, светлозелеными и прочими объявлениями формата А-4 с надписями большими буквами «ПОЧАЕВ», «СЕРГИЕВ ПОСАД», «ДИВЕЕВО». Хамство, проявляющееся в назойливости, и отсутствие чувства меры, всегда будили в моей душе исключительно чувство протеста.

Следующая ассоциация — это ночевки «валетом» на полу в храме или на клиросе; отсутствие любых санитарных условий; душ, о котором следует забыть на ближайшие 2 недели поездки; сон, обязательно по 1,5-2 часа в сутки и не больше; еда с необходимостью её «отрабатывать». Притом, что на дворе — двадцать первый век, третье тысячелетие. Уже давно существуют комфортабельные автобусы с кондиционерами и биотуалетами, гостиницы, в которых да, нужно платить деньги, но зато есть душ и постель на кровати. А ты, как та крестьянка дореволюционная, лежишь, закутавшись в собственную длинную юбку, на кафельном полу рядом с такими же, немывшимися несколько дней, несчастными. «Спасаешься».  

И самая гнетущая ассоциация — «Вы не были на Таити?» От этой любимой фразы попугая Кеши часто совсем не отличаются разговоры наших паломников. Поездки коллекционируются, становятся предметом кича, свидетельством собственного шика — если они заграничные, или собственной православности — если отечественные.

Может быть, в этих бесконечных перечислениях, кто сколько мест посетил, сколько камешков откуда набрал, сколько земельки понапривозил, и потерялся для меня смысл — зачем ездили-то?..

И вот объявление — двухдневная поездка на Святую Землю на чудо схождения Благодатного огня

Не хочу. Не верю. Но если возможность есть, поеду. А заодно посмотрю, что из всего этого получится.

Киев, +11 — Тель-Авив, +34. У нас середина весны, в Израиле уже лето полным ходом. Даже урожай собирают.

Едем в Иерусалим: час езды и возможности поглазеть на окрестности. Из окна автобуса открывается волшебный вид на долину, из-за которой когда-то воевали израильтяне с филистимлянами. А я сникаю — гид, милая дружелюбная матушка Илария, рассказывает, как повезло нам прибыть на такое великое чудо — сошествие Благодатного огня в Иерусалимском храме Гроба Господнего…

Не то, чтобы не верю, что огонь не сходит. Теоретически очень даже может быть. Ведь мироточат иконы, и обновляются, и отображаются на стекле. Ведь хранятся нетленными мощи святых; исцеляются верующие по молитвам к разным подвижникам. Да, бывает. По вере каждого. Только вот именно огонь как-то за душу не трогает.

Ведь Бог есть Любовь. И для меня главное только это. Никакое чудо больше не нужно, чтобы эту истину подтвердить или укрепить. Если начинаю сомневаться, значит, сама виновата, слишком увлеклась житейским, «омрачилася в страстех». Стоит только омыть душу покаянием, и опять всё становится на свои места. Зачем огонь, зачем мироточение, зачем чудотворство…

Мое личное чудо — это каждый раз прощение и оставление грехов, это Чаша, это желание стать на молитву. Это «каждый шаг жизни, каждое мгновение радости». Большего не прошу и не желаю.

Но на Благодатный огонь посмотрю. Так, чтобы принять к сведению.

Гефсимания. Гробница Божьей Матери

Первые шаги по длинным ступенькам вниз. Глаза возмущаются и упорно не желают привыкать к полумраку. Мысли в голове: что думать и о чем молиться на Гробе Божьей Матери?..

Подходим к пещере, где Она была погребена и откуда была взята с пречистым телом на небо. Наши священники тихонько затягивают «В Рождестве-е девство сохранила еси…», и эти до боли знакомые и родные слова тропаря вдруг здесь, ЗДЕСЬ, где и лежала Она в Успении Своем, звучат не просто как окончание утренних молитв, а как самая настоящая правда. Правда, которая всегда просто существовала, а теперь стала реальностью. Над которой не нужно рассуждать или мудрствовать.

…Ни о чем не проси, просто поклонись этому месту. Со страхом и трепетом.

Мы снова в автобусе с полным чувством готовности к дальнейшему комфортабельному передвижению по маршруту

Но впереди «страшная» пробка, и придется идти пешком. Что поделаешь — Пасха в этом году совпала с Католической, да еще и с еврейским Песахом. Иерусалим наводнился людьми, которые, как и мы, съехались автобусами. Автомобильное движение затруднено, зато возможностей для пешего — более чем предостаточно.

Мы идем к Старому городу. Справа открывается фантастический вид на Гефсиманию: маковки церкви монастыря РПЦЗ во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, храма всех религий, самое дорогое кладбище мира.

Иерусалим действительно сказочный город. Если наш Киев вырос на семи холмах, то «холмы» Иерусалима — настоящие скалы с глубокими ущельями. Народ, который здесь живет и построил себе здесь жилища, должен быть как минимум бесстрашным, а как максимум — дерзновенным. Потому что «покорять» такой ландшафт слабые духом люди вряд ли бы стали. А тут такая гармония и красота, что кажется, будто это место на Планете Земля изначально творилось уже с постройками, палисадниками, крохотными мощеными улочками…

Кстати, на этих улочках вовсю идет торговля

Крестный путь, храмы, святыни. Темница, где был заключен после предательства Иуды и ареста Христос. Порог Судных врат — камень, на который действительно ступала нога Спасителя, когда он шел на Голгофу; «игольные уши», тихое и по-домашнему уютное Александровское подворье. Церковь Симона Киринеянина в том месте, где Иисус упал под тяжестью креста, и откуда Симону велено было помочь Господу в Его ноше. Страстная пятница, в конце концов…

И между всем этим — сувениры, разноцветные и разношерстные платки, платочки, шали, повязки, балахоны. Соки-воды-фреши-булочки с кунжутом. Арабы торгуют и громко зазывают в свои лавки.

Да уж, к такому зрелищу нужно дополнительно готовиться: слишком контрастируют важность момента и эпохальность места с сиюминутным попечением и мелкими гешефтами…

Поделилась невеселыми размышлениями с протоиереем Александром Билокуром, настоятелем храма во имя преподобного Феодосия Черниговского, что на Святошино в Киеве. (На время поездки отец Александр стал для отдельных членов нашей группы проводником-экскурсоводом и толковником местных обычаев). «Жизнь кипит, как, впрочем, и две тысячи лет назад», — заметил, улыбнувшись, батюшка. А православные выходят из этой ситуации творчески. По словам отца Александра, когда группы наших верующих приезжают на Святую Землю, то на Гробе Господнем священники служат ночные Литургии. Перед богослужением, в тишине и темноте древних улиц, верующие со свечами идут по Крестному пути Спасителя. На каждом перекрестке ход останавливается, иерей читает Евангелие. Таким образом, верующие получают возможность проникнуться духом тех событий.

Так что, выход есть. Как, впрочем, и всегда.

Храм Гроба Господнего. Вечер Великой пятницы

Яблоку здесь есть где упасть, но покатиться у него вряд ли бы получилось. Десятки языков, цветов кожи, видов одежды. Все шумит и куда-то движется. На Голгофу не попадешь, к Гробу Господню не приложишься.

Перед Кувуклией правят мессу католики. За Кувуклией на своем языке молятся копты. Спереди — орган, сзади — дружное коптское «кирие елейсон», справа и слева снуют и в полный голос разговаривают верующие — просто какофония Вавилонская! Но службы идут своим чередом — в храме Гроба Господня 48 алтарей разных вероисповеданий и христианских конфессий…

Вот в одном из приделов наблюдаем картину — стоят женщины, припав ухом к мраморной плите. Думала, это специальное «исцеляющее» место для глухих и слабослышащих. Оказалось — плита, прикрывающая столб, у которого бичевали Христа. Как сказал отец Александр, среди верующих бытует поверье, что приложившись ухом к плите, можно услышать свист бича и звук ударов. Конечно, возможно это для тех, кто в это верит.

Я приложиться приложилась. Но ничего не услышала. Правда, на мою веру в то, что Христа бичевали, и удары на Его тело действительно сыпались, это никак не повлияло…

По всему храму люди оставляют записки...

Записки везде. У колонн при входе, между плитами в стене, возле камня помазания. Сколько нужд у верующих, сколько прошений.

Идем прикладываться к Гробу, хотя бы с внешней стороны, если нет возможности попасть внутрь. Опять те же мысли — записку не написала, о чем просить будешь? Сокровенного много, только сформулировать нужно, что называется, «корректно».

Подхожу к Кувуклии, про себя проговариваю свои молитвенные прошения. Протягиваю руку к закопченной, поцарапанной каменной стене и, коснувшись холодной липкой поверхности, осознаю: Гроб Господень…

Весь внешний гул огромного храма перемещается в мою голову: «Гроб Господень». Многотонным колоколом звенят эти два слова. Реальность обозначаемого ими, когда она на расстоянии вытянутой руки, не вмещается в сознании. Гроб — чей? Кого?

Того Бога, Который сотворил Небо и Землю? Того, Который создал стихии — и могучий Днепр зимой замерзает, застывая своими водами в многотонную ледяную глыбу. Того, Кто одним дыханием дал жизнь всему живому — наши клетки, гормоны, микроэлементы без нашего участия творят нас сильными, выносливыми, способными любить и сострадать. И ЭТОМУ БОГУ еще было дело до человека — чтобы ради него прийти на землю, за него пострадать и спуститься во гроб?..

Мои молитвенные прошения со мной вместе благоговейно замолкают и преклоняют голову. Секунда, другая, и рождается только одна молитва: «Сподоби меня в славном Твоем втором пришествии одесную Тебя предстояния…»

 

Продолжение следует  >>>


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Необыкновенное чудо, или За благодатным огнем. Часть І

Святая Земля глазами человека, который не хотел туда ехать.



Рубрики: Публікації | Краса православія |

3255 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Святая Земля | паломництво | Благодатный огонь |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru