Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Є така парафія



Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
17 June 2011 17:38
Марина Богданова

Есть на окраине Винницы, рядом с огромным спальным районом «Вишенка», медицинский городок. Территориально он объединяет 1-ю городскую больницу, районную больницу, областную детскую больницу, областной онкодиспансер, городской роддом, институт экспертизы инвалидов и геронтологический центр. Лечатся здесь тысячи людей, и не меньшее число посетителей каждый день бывает в его корпусах.

Для духовной помощи пациентам и их родственникам важно было создать при лечебных учреждениях церковь. История появления больничного храма и его становления неразрывно связана с жизнью его настоятеля – священника и врача Владимира Тютенко.

Создание первого в городе больничного храма 13 лет назад послужило возрождению традиции сотрудничества медицины и Церкви. Ныне храм во имя святого угодника Божия Луки (Войно-Ясенецкого) стал одним из центров православной духовности Винницы.

Как происходит призвание

«Мне было года 22, когда я начал ходить в Воскресенский храм – исповедовался, причащался, повенчался с матушкой. Это был 90-й год, я – на втором курсе мединститута. В 1992 году стал участвовать в строительстве Крестовоздвиженского храма (первый новопостроенный храм в Виннице – прим. авт.). А, окончив учебу и став врачом-интерном, я уже был активным участников жизни церковной общины. У настоятеля Крестовоздвиженского храма, отца Николая Давыдовского, было много интересных идей», ― рассказывает настоятель храма святителя Луки Крымского протоиерей Владимир Тютенко. ― Как-то о. Николай сказал: „Нужно траншею копать”. Я беру отгул в больнице и копаю. В тот день батюшка мне и говорит: „тут есть предложение, может, Вас рукоположить, чтобы Вы, как священник, занимались больницами”. То есть, не моя это была инициатива, а предложение настоятеля храма. Сразу я не согласился, а стал ездить по монастырям. Это был 96-97 год. Но все промыслительно. У меня в это время было послушание чтеца и пономаря. И еще я предложил о. Николаю вести воскресную школу для взрослых. И она много дала: все новоцерковные люди, их полный храм, ― большая потребность в духовных знаниях. Тогда это была единственная воскресная школа в городе. Потом все, кто ходил в воскресную школу, а это человек 50-60, пошли со мной в больницу – в новый приход. Благодаря им и смог существовать новый храм.

А рукоположился я в 98-м. И первую службу отслужил 28 июля, на князя Владимира, в районной больнице. Здесь, в холле стационара, мы начинали обустраивать домовой больничный храм. Окончательно перешел служить в больницу на праздник Успения Божией Матери и так служил там сам первые шесть лет – все еженедельные и праздничные службы.

Это было впервые

Мы ко всем главврачам медгородка приходили с предложением устроить домовой больничный храм. Никто из православных главврачей нас не приютил, а приютил католик – главврач районной больницы Щербатый Станислав Кайтанович. Он показал холл с одним тупичком: комната пять на пять, отделенная решеткой. С одной стороны двери в гинекологию, терапию, лестница проходная, а с другой – лор-отделение и неврология.

Устроили престол, жертвенник и получили возможность регулярного проведения богослужений.

Это было поразительно: на каждой службе шесть – десять человек, которые впервые исповедовались, много причастников. И вызовы – в реанимацию, роддом, другие отделения, ― делится воспоминаниями отец  Владимир.

Возрождался опыт сотрудничества медицины и Церкви. Но для больницы, врачей, пациентов и священника это было впервые.

– Когда мы начали там служить, буквально, тесно существовать, все — и врачи, и медсестры, и больные поняли, какая может быть духовная помощь. Кому-то лучше стало. Врачи поняли, как священник может быть полезен в больнице. Приходят врачи-реаниматоры и говорят: «Мы все, что могли, сделали, а пациент и не умирает, и жить не может – давайте Вы что-то делайте, молитесь. Или пусть Господь сюда его приведет, или пусть туда забирает». А недоношенных детей сколько крестил!

Когда священник ― врач

– Сейчас Церковь пользуется авторитетом у людей, и рейтинг доверия к ней достаточно высокий. Поэтому больные часто обращаются к священнику и с практическими вопросами. Делать операцию – не делать, проходить терапию – не проходить. Они хотят получить совет, и хорошо, когда священник – врач, и его мнение достаточно компетентно, ― продолжает священник.

Врачи с уважением относятся к мнению коллеги и священника, доверяют, что не будет от него какого-то противопоставления их рекомендациям и советов, губительных для больного. Потому, что сколько сейчас больных обманывают! И сетевой маркетинг, и шарлатаны, обещающие исцеление. А люди только деньги теряют и, часто, драгоценное время, а потом это оказывается смертельным. Время упущено.

Возрождалось, возродилось и дальше развивается здоровое сотрудничество, где медицина оказывает лечебную помощь, а Церковь дает духовную помощь человеку.

И врач-священник это прекрасное сочетание. Он и духовно больного может поддержать и утешить, и в плане медицинского совета, не подменяя лечащего врача, может подсказать и убедить в правильном выборе.

– Вначале, в том же 98-м году, мы сталкивались с предвзятостью и время от времени возникали конфликты – священников не пускали в роддомы и реанимации. Отношение было советское: священник безграмотный, ничего в науке и в медицине, в частности, не понимает, ― продолжает свой рассказ настоятель больничного храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Медицинский стаж о. Владимира Тютенко начался в 1982 году, когда он стал студентом медучилища. Начало врачебного стажа батюшки – 1994 год. И поныне о. Владимир является практикующим врачом – мануальным терапевтом.

На наших глазах

Больничный храм создали во имя святителя Луки Крымского. Тогда, в 1997 году, он только был канонизирован в Крыму как месточтимый святой, епископ-хирург.

Господь прославляет своих угодников, и это происходило на наших глазах. В 1997 году мало кто знал, кто такой Войно-Ясенецкий. Книг тогда не было, интернета тоже. А сейчас в Украине нет такого города, чтобы в нем не было храма во имя святителя Луки Крымского. В 2000 году Лука Крымский канонизирован для всего Православия в числе исповедников, и за эти годы развилось почитание новопрославленного святого во всем мире. И те многочисленные чудеса, которые являются его предстательством – свидетельство того, как Господь прославляет своего угодника.

― Святитель Лука жил в ХХ веке – я в нем вырос, ―говорит батюшка. ― Это близкое время, поэтому этот святой праведник понятен для других уже тем, что старшее наше поколение в это время тоже жило. И люди воспринимают святителя Луку очень близко, знают его автобиографию, послания, проповеди – это поразительно. Личный подвиг и врача, и глубоко верующего человека, который достиг святости в обыкновенных условиях, без каких-то особенных чудотворений, а лишь только через исповедничество и большой труд. Это и нас вдохновляет на делание.

Это такое смирение

Например, создать храм в коридоре больничного стационара. Крошечное помещение, престол и храмовая икона – все рядом. Лишний шаг ступить некуда, а рядом живет своими заботами больница. Идет богослужение, а вереница больных движется в столовую. Через полчаса шаркают назад. И так шесть лет подряд, ― вспоминает отец Владимир.

Но то духовное, что мы переживали тогда – это особенная благодать, которую даровал Господь для служения больным и для проповеди. Там было голо-путо, поэтому Господь благодатью Своей утешал. Особая духовная атмосфера там была. И это такое смирение – мы же в гостях были. В храмах ведь сразу замечание сделают, если кто не так прошелся. А у нас наоборот: больные ходят туда-сюда, а мы служим спокойно.

– И я просто поражаюсь, как мы там помещались – больше полусотни человек обычно бывало на службе. Люди как-то узнавали, что в больнице есть храм – приезжали даже из разных районов города и близлежащих сел. Духовная помощь больным очень вдохновляла, но через некоторое время стало понятно, что мы не помещаемся в холле больницы. И для того, чтобы нам развиваться как церковной общине, нам нужен храм, где мы могли бы спокойно служить. Потому что не так все было просто: службы в праздничные дни приходилось подстраивать под график работы больницы, были накладки. Сложно было служить службу в полной мере – и бдения, и литургию, и молебны.

Просто чудо Божие!

Стали искать место под храм. Подавали заявки на земельные участки, нам отказывали. Свой взор, конечно, мы направляли и на то место, где сейчас находится храм – на окраину леса возле больницы. Но нам сказали сразу: это нереально.

Но мысли и надежды не оставляли все-таки: искали, общались с разными людьми и просили Бога. Это был длительный и тяжелый процесс. В конце концов, Господь послал нам место за Домом школьников, и когда мы его получили, чиновники нам сказали – можете попробовать оформить и этот участок в лесу. Наверное, думали, что у нас ничего не выйдет. Но в 2001 году мы получили предварительное согласие на выделение земли — через Верховную Раду.

Чтобы дойти до Верховной Рады, нужно было пройти сельскую, районную, областную рады – просто чудо Божие! Мы верили, надеялись, молились – мы знали, что это нужно. Думаю, Господь промыслительно принял тот труд, который мы совершали – безвозмездно, ничего ни у кого не требуя. И как-то все оно получилось.

А в Верховную Раду наш вопрос вынес депутат от Винничины Пасечник – он был из коммунистов, но просто хороший человек. Наверное, сейчас это было бы невозможно. А тогда мы попросили его, и он сказал «хорошо, постараемся». Ему удалось вопрос о выделении 50 соток земли религиозной общине святителя Луки Крымского провести через сессию Верховной Рады – с третьей попытки! Причем, мы едва успели в последние сессии районную, областную, и, буквально, месяц – и ВР заканчивала свою работу. Это был 2001 год.

Денег не было – начали делать забор

Получив земельный участок, заказали проект храма. А поскольку денег не было, а участок в лесу, стали делать хотя бы забор. И когда делали забор, я понял, что такое строительство и насколько нужны финансы. Поэтому, заплатив за проект большого храма, я попросил архитектора: сделайте нам маленький храм, чтобы мы начали служить. В больнице мы уже никак не могли поместиться, и я был согласен на что-либо.

Я очень благодарен архитектору, Бондарчук Людмиле Владимировне, что наш храм такой оригинальный. Думали, он будет временным, а получился хороший храм крещальный, с купелью для взрослых. И все, что сейчас построено на территории храма – это ее творческое решение, единый архитектурный ансамбль.

Проект большого храма есть, но, может, его кто-то другой уже захочет его построить. Потому что строительство требует огромных денег, и содержание большого храма тоже обходится очень дорого. Пока что мы заполняем тот храм, что построен. В воскресение служится две Литургии, потому что в одну люди не помещаются. Конечно, если бы был больше храм, было бы лучше – в Великий пост нам тесно.

Чудесным образом

В 2003 году мы заложили фундамент малого храма, в 2004 сделали коробку храма и 21 ноября, в праздник Архистратига Михаила, сразу перешли туда служить. Я сам удивляюсь, как оно получилось.

Когда мы начинали стройку, денег не было. Но мне один церковный человек, имевший опыт помощи в строительстве храма, посоветовал: ты начинай, а Господь поможет. Так и получилось. Начинали – денег не было, все в долг. А потом Господь эти долги по чуть-чуть закрывал. И откуда-то находились люди. Кто-то давал кирпич, кто-то цемент, у кого-то удавалось выпросить бетон.

Вот как фундамент храма делали. Сначала нам пожертвовали 10 кубов бетона – мы залили подушку фундамента. Какие-то блоки были, их положили, а дальше нету. И я не знал, что будут делать завтра: ни денег, ни блоков. И тут звонит человек и говорит: «купил участок в селе, а там блоки лежат. Если надо, можете забрать». На следующий день я нахожу машину, кран, мы вырвали эти блоки и привезли за две ходки. И сложили фундамент так, разбивая блоки пополам и на три части, что лишнего кусочка не осталось. Господь так давал.

Кирпич был, а строить некому. И Господь дает бригаду: 17 человек – профессиональные строители, прораб, сварщики высококлассные! У них нестыковка получилась, и они бригадой ушли с работы – пришли к нам и стали строить. А пока они строили, какие-то деньги находились, чтобы рассчитываться за работу. Карнавка у ворот стоит – как раз хватало, чтобы обед строителям приготовить. Так и строились.

– Коробку построили – долгов выше крыши. А в крыше храма, там, где купол должен быть, трехметровый проем просто закрыли и все. Опять же чудесным образом нашлись люди, вставили окна и двери в храм. И мы тут же в него вошли и стали служить. Не оштукатурено ни снаружи, ни изнутри, сверху – дыра, прикрытая только, чтоб не капало, а мы так зиму прослужили. Благодатное время!

Весной рассчитались за коробку, а на следующий год сделали куполок и так далее. Год в год повторялось: весной начинаем строить – денег нет. И так до осени: 21 ноября прекращаем стройку, выпадает снег. И ни одной копеечки на счет не придет. Весной начинаем стройку, и чудесным образом находятся деньги, чтобы закрывать долги. Так и с воскресной школой получилось в 2005 году. Сейчас это уже история – как она делается.

Народная стройка

Особенность нашего храма – у нас очень много молодых семей. За годы служения как-то так получилось. Поэтому и возник вопрос не о строительстве большего храма, а о необходимости воскресной школы. И опять же тут Господь помог. Потому что мы хотели иконостас делать, а нас подвели и все не делали. А тут предлагают экскаватор. Раз так, время есть – будем строить

– Выкопали котлован под школу. Бетона нужно 50 кубов – идем на ЖБК, где мы когда-то выпросили бетон под храм. Деньги нужны большие, а никаких вообще нет. И тут оказывается, что завод объявили банкротом. Приходим к директору, а его подпись уже силы не имеет. Он тут никто, но он же добряк: подписывает 50 кубов бетона, зная, что это не пройдет. Идем в бухгалтерию выписывать, начинаем разговаривать, и я говорю девушке: «А вы не пишите, что это благотворительная помощь». И накладная прошла!

Приезжают огромные бетоновозы с грушами на шесть кубов бетона – заезжают по тротуару через лес, потому что в ворота проехать не могут. И заливают фундамент – такая народная стройка получилась. Вот так вот мы дерзаем, и Господь нам помогает.

Два года фундамент стоял замороженный – долги отдавали. Надо стены возводить – опять денег нет ни копейки! Зато бригада есть свободная, а потом ее не будет. Начали они строить, и как-то деньги стали находиться. Потом та бригада ушла, пришли два человека – они строили медленнее. И нам хорошо – успеваем находить деньги, чтобы с ними рассчитываться.

Приехали крышу делать, а у меня вообще денег нет. Начали крышу – осень была. Но сделали неправильно и переделывали. Поэтому заплатили им, когда закончили работу – в конце зимы. И в 2009 на зиму мы уже заселились в дом воскресной школы, ― продолжает свой рассказ настоятель.

Люди храма

Очевидно, что строительство храма требовало огромных организационных усилий, таланта и больших человеческих ресурсов. Однако команды как таковой не было. Основными помощниками в храме Луки Крымского стали Мария Семеновна Гаврилюк – староста храма – и Вера Ивановна Якимчук– официальный заместитель настоятеля храма во внешних контактах.

– А с начала стройки, с 2001 года, Мария Семеновна жила в вагончике на территории храма, ― дальше делится подробностями отец Владимир. ― И каких историй там только не было – ночью бандиты били палками в дверь, ломились разные, воровать пытались. Мы же в лесу находимся. А когда началось строительство, нужно было здесь постоянно дежурить, кормить рабочих и т.д.

Так и строились: с кем-то меня Господь сводил или еще что-то случалось. А чтобы что-то найти и попросить, так это Вера Ивановна очень много помогла. Иногда шли просто наобум просить. И Бог давал.

Трехэтажное здание воскресной школы прихожане храма Луки Крымского называют «домик». Здесь проводятся занятия для малышей ясельной группы, для детей двух возрастных групп с семи до пятнадцати лет. И параллельно организована родительская воскресная школа – пока дети занимаются, взрослые тоже расширяют свои духовные знания.

Взрослой воскресной школой руководит настоятель, а для детских групп сложился небольшой педколлектив, который на общественных началах занимается юными прихожанами храма. Несколько учителей на каждую группу, многие имеют педагогическое образование, а для людей других профессий это стало призванием.

Создана также молодежка при храме – клуб «Синай».

Таким образом, у нас есть возможность максимально охватить всех наших прихожан. А Сколько их – никогда не считал. Думаю, в воскресенье человек 250-300 приходит на службу.

Здесь обрели веру

Когда храм вышел за больничную ограду, меньше стало больных районной больницы, но больше стало пациентов из других больниц. В первую очередь из онкодиспансера, который находится рядом. Они приходят получить духовный совет и духовную помощь, которую мы можем оказать в их болезни. У нас разработаны программы духовного окормления больных, в т.ч. и онкологических. Больные, взяв благословение на лечение, берут святую водичку и маслице, и каждый день читают акафист. Каждый день служится, берутся благословения – цепочка больных, которые соборуются, советуются, заказывают молитвы на несколько месяцев. И мы стараемся всегда молитвенно поддерживать этих людей.  

Это уже традиция: если предстоит операция, больные обязательно перед ней исповедуются и причащаются, заказывают молебен в день операции. Родственникам больных мы даем акафисты, чтобы они не просто переживали во время операции, а молились нашему Луке Крымскому, который был выдающимся хирургом.

Многие больные рассказывали, что во время операции и когда они выходили из наркоза, они видели нашего Луку Крымского, который был участником этой операции или как-то присутствовал. Это всегда было такое утешение, и операция проходила благополучно. Интересно, что заведующий хирургическим отделением онкодиспансера, человек нецерковный, подтвердил, что он сам не раз замечал это незримое присутствие святителя и его благотворное воздействие.

Конечно, чудо – это всегда особая благодать. И мы не можем обещать больным чудо исцеления, но ту духовную поддержку, которую мы оказываем, действительно, больные ощущают. Лучше прошла операция, благоприятнее прогноз, легче и без осложнений перенесена химиотерапия или «лучи». Для меня самое утешительное, что люди здесь обрели веру. И для них Церковь уже стала не просто как некая таблеточка, которую они приняли от безысходности. А действительно люди глубоко переосмыслили свою жизнь. И были такие, которые говорили: «Я благодарна Богу за ту болезнь, потому что вера и духовная жизнь, что я нашла, для меня более важно». Вот такая наша помощь больным и такое служение.

Авторитет Церкви

Сейчас в храме Луки Крымского служит три священника. Два с половиной года назад пришел отец Алексий Юрчик, и полтора года как рукоположился о.Владимир Шкулепа, который так же как я прошел путь чтеца, пономаря, многие годы он вел у нас воскресную школу для детей. Он работает инженером-энергетиком.

 ― Совмещение священнического служения и работы у каждого по-разному бывает. Сельские священники работают от безысходности – у него на приходе людей мало. У меня, конечно, нагрузка очень большая: стройка, какие-то организационные моменты и священническое служение. Но я остаюсь врачом по двум причинам. Во-первых, личная – в профессии я уже чего-то достиг, и большое удовольствие доставляет, что ты в своей сфере можешь помочь. Но главное, это церковная необходимость: ко мне приходят церковные люди, и я могу им послужить. Ведь в Православной церкви очень не хватает взаимопомощи, а тут возможность лично помочь как специалист. И просто подсказать, направить, анализы сделать, ― делится опытом священник-врач. ―  Это одна сторона. А вторая – наше время особенное: мы возвращаемся к первым временам. И апостол Павел работал. Но если брать врачебную специальность, то это необходимо для авторитета Церкви. Чтобы разрушать те стереотипы, которые специально вырабатывала советская власть. Священник сугубо требный: покадил – и все. Ни образования у него нет, ни научных представлений тем более.

А теперь положительно влияет на восприятие людей, что священники образованные, состоявшиеся в профессии. И когда практикующий врач может компетентно ответить на очень разные вопросы, это есть и авторитет Церкви в том числе. Важно, чтобы люди, которые приходят в Церковь, понимали необходимость служения Ей и людям в том звании, в котором они призваны, и теми талантами, которые им дал Бог.

Фото: Евгений Сажко


 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу
 Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу

Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Первый больничный храм святителя Луки Крымского в Виннице: уже 13 лет здесь исцеляют тело и душу


Рубрики: Є така парафія | Є така парафія |

4447 переглядів / Коментарів: 0

Теги: монастирі та храми України |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Паломники
19 January 2007




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru