Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору



Где искать корни ультраортодоксии?
11 May 2011 15:39
Игумен Феогност (Пушков)

На протяжении истории Церкви много раз приходилось реально «уходить в катакомбы», чтобы сохранить свою веру. Перед лицом мира, погрязшего в пороках и безнравственных компромиссах, Церковь свидетельствовала о Пути, об Истине и о Жизни. Но едва рассеивался мрак, Солнце Христовой веры спешило согреть всё человечество, и тогда исход из катакомб был, своего рода, ясным утренним рассветом.

Но, к сожалению, за годы пребывания в катакомбах всегда создавалась определенная прослойка, которая «влюблялась» в свои катакомбы настолько, что не желала их покидать. В представлении этих «принципиальных» катакомбников пребывание Церкви за порогом культуры и общества есть не вынужденное и временное условие жизни Церкви, а принципиальное и органическое её свойство. Этот феномен прекрасно описал Кафка в своём «Процессе»: «Люди, живущие во мраке, не способны выйти на свет».

Действительно, Церковь Христова существует под знаком парадокса

С одной стороны, «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16). Церковь должна возвещать о Христе миру, лежащему во мраке. С другой стороны – «Так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан.15:19). «Избрал вас от мира» - в греческом подлиннике это место можно прочесть еще более резко: «Я изъял вас из мира». Но это изъятие совершается не для того, чтобы христиане превратились в закрытое общество (иначе, за что бы мир нас ненавидел?), но чтобы исполнить заповедь: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению» (Мар.16:15).

Христианство «не от мира сего», потому что благодать – это дар свыше, от Бога, а не обычная «природная энергия». Но благодать – как поток свежего воздуха, любящим Богом направляется на творение, на этот самый «мир сей». Если бы христиане были «от мира сего», то христианство не могло бы дать новую струю, обновляющую силу для природы, общества и личности. Если же мы выберем путь изоляции, то сама миссия – проповедь Евангелия всему миру – окажется невыполнимой.

Ошибка «ультраортодоксального мышления» в том, что не делается различия между «миром сим» как некой духовной системой и «миром сим» как обществом

Христианин не может быть гражданином «мира сего» в первом смысле этого слова: система поступков, профессиональная этика, поведение в обществе – все это должно быть основано не на стереотипах и правилах светских (когда они расходятся со Словом Бога Живого), а, прежде всего, на религиозных критериях.

Но будучи «из земли», человек принадлежит природе как один из ее представителей, как одно из многих Божьих творений. Парадокс – всегда тайна и всегда сложность. «Проще» устранить парадокс и жить или только как «биологический вид», или же только как «личность высокой духовности», противопоставившая себя природе, обществу и его проблемам.

Но исключив из христианства парадокс, мы исключим само христианство. Несомненно, современный мир с его системой «либеральных ценностей», представляет не малую угрозу целости христианской веры. Как справедливо заметил западный богослов и священник Франсиско Карвахал, «раньше Христа гнали силой оружия, а теперь Ему мило улыбаются, но слова Его ни во что не ставят». Но ответом на любое искушение может быть только любовь и верность. В какой-то мере любая эпоха в жизни Церкви протекает под знаком мученичества (мы не должны забывать, что на языке Священного Писания Нового Завета слова «мученик» и «свидетель» синонимы, обозначающиеся одним греческим словом «мартис»).

И даже в самые «благополучные» для жизни Церкви эпохи были свои искушения, которым нужно было противопоставлять свое «мученичество-свидетельство». Перед нами стоит триединая задача: во-первых, сохранить цельность святой православной веры (т.е. не искажать ее в угоду современным «модным мнениям»); во-вторых, совершать свидетельство об этой вере и Истине (а значит, путь бегства – не для нас); в-третьих, совершать все это с любовью Христовой (т.е. не возненавидеть ни своих гонителей, ни этот мир, в котором мы живем).

Нередко современные «ультраортодоксы» говорят, что не всем под силу противостоять личной верой и благочестием натиску «мира сего» и ссылаются при этом на пустынников первых веков христианства. Только при этом не учитывают, что те пустынники, которые вышли из общества из-за того, что им оказалось «не под силу» совершать свидетельство своей веры в современных им условиях, не писали, при этом, что все христиане, которые платят налоги Нерону или Юлиану Отступнику – «добыча антихриста». Те пустынники пребывали в молитве за мир и за своих собратьев в миру. Современные ультраортодоксы желают всю Церковь загнать в пещеры каменного века.

Говоря серьезно об этом феномене, следует, во-первых, особо описать характерные черты «ультраортодоксов», во-вторых, указать внутренние причины появления этого феномена. К сожалению, причины эти кроются не только в самом феномене, но свидетельствуют о болезни того организма, частью которого являются эти люди.

К характерным чертам ультраортодоксов относятся:

1. Поверхностное знание истории Церкви и истории догматических движений в самой Церкви. Эти люди могут иметь и «систематическое образование» по богословию. Но в таком случае приходится говорить уже об изъянах нашей образовательной системы (об этом – чуть ниже). Всякая попытка проявить живое мышление клеймится как «ересь» и «модернизм». Отрицается все современное богословие, словно Церковь перестала быть живым организмом (в котором возникают и болезни человеческой немощи, но и подаются противоядия Божественной благодати).

2. Страх. Ефрем Сирин как-то сказал, что любящий Христа не убоится антихриста – любящий Бога просто погнушается антихристом, потому что сила любви ко Христу не позволит верующему принять врага Божьего. Но там, где вместо веры живой воцарилась схема, там и вместо любви к Богу поселился страх как бы «случайно» от Бога не отпасть. Именно в страхе перед «случайным отречением» эти люди бегают от ИНН, компьютеров, телевизоров и т.д. Первохристиане говорили о Христе, а современные больше говорят об антихристе. Не повод ли это призадуматься над тем, кто же все-таки больше занимает наши мысли?

3. Озлобленность. Видя как реальные, так и мнимые проблемы в обществе, ультраортодоксы не в состоянии свидетельствовать о путях выхода из тупика, но и не находят в себе силы полностью покинуть общество (как это сделали древние пустынники, на которых они любят ссылаться). Отсюда вытекает озлобленность на общество, на власть. Нервозность становится атмосферой жизни.

4. Иногда отсутствие догматических познаний восполняется суррогатами религии. Возникают «народные культы» как протест против «официальной Церкви», которая якобы «по проискам масонов» не хочет «канонизировать» Распутина или Ивана Грозного. Не случайно берутся эти две знаковые фигуры: Распутин выступает в роли непонятого Церковью святого старца, мученика, убиенного врагами веры и государства. Иван Грозный выступает в роли идеализированной власти, которая «мигом расправится с врагами веры» и, насадив силою благочестие, будет страшной для самого антихриста. Опять же само благочестие воспринимается лишь как внешняя форма устройства общества.

5. Национально-политические лозунги. Из внутренней плоскости человеческого сердца кризис веры выносится наружу и представляется кризисом национальной политики («во всем виноваты жидомасоны» или «кавказцы»). Возрождаются языческие представления, когда один народ (к примеру, русский) воспринимается как «богоизбранный», а другой (к примеру, еврейский, немецкий или арабский) определяется как «проклятый». Для политизированной религии необходимы жертвы, «козлы отпущения», без которых рушится вся их схема. При таком умонастроении невозможна в принципе миссия «просвещения и крещения народов». Если бы так рассуждали православные византийцы, то славяне по сей день были бы язычниками.

В чем причина существования феномена «ультраортодоксии» в Церкви?

Казалось бы, что ответ очевиден: маргиналы, люди без серьезного образования и с отсутствием культуры мышления, запуганные лжепророками, серые мышки. Но свести проблему к такому определению, значит самим стать на путь упрощенства и, по сути, повторить ошибку этих самых «ультраправых» - обвинять других, а не себя.

1. Основная причина – это наличие и по сей день в Церкви пастырей не только безо всякого богословского образования, но еще и с прямыми каноническими препятствиями к служению. Особенно это наблюдается в бедных епархиях, в вымирающих селах (нередко именно там вьются гнезда ультраортодоксии, что привлекает «паломников к старцу» и поднимает финансовое благосостояние прихода). По сей день нашу иерархию, к сожалению, больше волнует, «что сделал батюшка для прихода» (в смысле, сколько храмов из руин поднял и какой доход в приходской кассе), чем, во что верит он сам и его паства, и какое у него образование.

2. Сама система богословского образования нередко сводится к схематическим зазубриваниям каких-то положений, жизненный и практический смысл которых не раскрывается перед студентом.

Я очень часто слышал от священников, закончивших с отличием духовную семинарию, что им «семинария ничего не дала». Среди говорящих есть люди думающие и деятельные. Более того, по сей день не устранен тот разрыв, который существует между школой и приходом, о котором писал еще сщмч. Иларион (Троицкий): «В школе человек изучает одно, а епархиальная администрация требует от него другого. В Семинарии его учат, что крестить надо после катехизации, а на приходе от него требуют «повысить статистику крещений и не препятствовать крещению всех желающих». Возникает когнитивный диссонанс. В итоге такой священнослужитель просто «махнет рукой» на все, чему его учили в Духовной Школе, и будет «действовать по обстоятельствам».

Немало важных вопросов и вовсе проходят мимо, без серьезного изучения в Семинарии (к примеру, мне известны случаи, когда в эту Пасху священники Луганской, Одесской и даже Киевской областей отказали в Причастии народу с формулировкой: «потому что миряне на Пасху не причащаются»).

3. В постсоветской реальности священник воспринимается скорее как руководитель и администратор, а должен бы быть именно «отцом». В таком случае и устроение приходской жизни должно быть общинно-семейным. Полноценная семья подразумевает взаимное общение друг с другом. Священник-проповедник (не путать с «оратором») в наши все еще дни редкость, но и этого недостаточно. Должен быть еще и священник-пастырь. Проповедь с амвона – это речь, монолог. В семье должна быть беседа. Только так пастырь сможет пасти свою паству и воспитывать личность в церковной семье.

4. Добавим сюда порою совершенно «не пастырское» поведение и далеко не священнический образ жизни. Этот этический фактор подрывает доверие у паствы к «официальным пастырям». Немало «пастырей» пришли к служению по корыстным расчетам. От их сердца далеки реальные духовные проблемы человека. Автор этих строк 4 года преподавал в Духовной Семинарии и прекрасно знает, какие умонастроения и чаяния царили в сердцах «воспитанников». Кто с доверием станет раскрывать душу «пастырям», которые думают только об устройстве своей личной жизни?

5. «Если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь» (Ам.5:19) – такова порою бывает встреча неофита, разочаровавшегося в необразованном духовенстве с церковными интеллектуалами. Порою потенциальные члены «ультраправой» фракции выталкиваются туда именно «интеллигентными» пастырями, которые дают понять (а иногда и открытым тестом говорят) неофиту, что он «дурак». Мало кто из священников способен быть пастырем-психотерапевтом, а ведь в современном обществе процент психических заболеваний, увы, только увеличивается, и немало тех, кто пришел к Богу через душевные травмы. Куда им идти?

6. Нельзя «сбрасывать со счетов» и внешние проблемы, которые будоражат современный мир и становятся причиной душевных потрясений. Особенно это касается бедноты, которая оказывается нередко просто «неинтересной» для священника. Священник, не проявляющий сострадания, не пытающийся помочь, да еще и обременяющий приход позорящими нашу религию «таксами» на Таинства, вызывает разочарование и горечь.

7. Недопустимо «отмахиваться» от тех проблем, которые возникают перед верующим человеком, оказавшимся лицом к лицу с государственной мощью и либеральной «шкалой ценностей» (точнее – с отсутствием ценностей). Даже безрелигиозные ученые, экологи, экономисты, политики говорят о кризисе в современном мире. Коснется ли человек природы? – «Кризис экологический». Обратит ли взор на финансовую обеспеченность? – «Экономический кризис». Взглянет ли на моральный лик современной «идеологии»? – «Нравственный кризис». Приходит такой человек с болью в Церковь, а тут священник со слащавой проповедью про то, как «хорошо сегодня живется» и политическими агитациями.

Пока мы будем пытаться избежать «неудобных вопросов» - ряды нашей религиозной оппозиции будут увеличиваться

Мы справедливо критикуем ультраортодоксов за их борьбу с «ветряными мельницами» (т.е. с компьютерами, телевизорами, штрих- и налоговыми кодами). Но посмотрим на ситуацию и с другой точки зрения: что видят обыватели в современном прогрессе?

Детей, сбежавших в «виртуальную реальность» и там банально теряющих рассудок; рекламу, если не разврата, то какого-нибудь лжеучения; множество новых болезней, возникших в результате «победоносного шествия прогресса» (один Чернобыль чего стоит). К людям, у которых возникла фобия или которые реально «ощутили» влияние современных «достижений прогресса», необходимо относиться с терпением и любовью. И лишь когда священники вспомнят, что на первом месте не храмостроительство «любыми средствами», а формирование личности в христианской вере, куда входит и «печалование» духовенства за народ перед властью – тогда дела у нас пойдут на поправку.

Уходят от пастыря лишь те овцы, которые чувствуют свое одиночество, свою ненужность пастырю

Пока статистика будет волновать нас больше, чем реальная церковность паствы; пока финансовые вопросы будут доминировать при решении дилеммы - крестить или не крестить не подготовленного и не ознакомленного с вероучением; пока пастыри будут больше прорабами на храмовой стойке, чем собственно отцами церковной семьи; пока будут получать сан священства люди «от сохи»; пока вместо «прихода» мы не возродим церковную общину-семью – мы не исцелим этой раны на теле нашей Церкви.

Конечно, для верного сына Церкви уход в диссиденты – не выход. История Церкви знает примеры религиозного диссидентства на тему - «мы самые чистые». Это донатисты и новациане в Африке, Новат и Фелициссим в Риме. Все они отделялись от той Церкви, которую они считали «замазанной» в тех или иных отступлениях от религиозно-нравственного идеала.

Церковь осудила эти секты за неразумный ригоризм, но при этом проявляла максимум терпения к соблазнявшимся. Блаженный Августин, святитель Гиппонский (в Африке) вел полжизни тщательную и терпеливую полемику с донатистами, осуждая попытки власти «силой» воздействовать на сектантов. В результате его пастырского, любящего отношения к оступившимся, в его епархии донатизм почти полностью вернулся в недра Церкви.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Где искать корни ультраортодоксии?

В истории Церкви много раз приходилось «уходить в катакомбы», чтобы сохранить свою веру. Но, к сожалению, за годы пребывания в катакомбах всегда создавалась прослойка, которая «влюблялась» в свои катакомбы и не желала их покидать, оставаясь за порогом общества…



Рубрики: Публікації | Точка зору |

3930 переглядів / Коментарів: 12

Теги: церква і суспільство |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?
Vote up!
75

Спасибо! Очень актуально.

Спасибо! Очень актуально.

Идти нужно к людям

Многие люди сейчас одиноки,хотя имеют работу,семью,друзей.Приходя в храм ищут поддержки, понимания, разьяснения , всего того что не увидешь с экрана телевизора, монитора и т.д. А в храме формальное отношение, быстрей провести службу, быстрей выслушать исповедь и т.п. И опять человек один. Многое в статье трогает, но не дает отет как соединить любовь к ближнему, к Богу, к правительсту, к обществу с которым ты каждый день сталкиваешься и при этом остаться личностью в христианской вере.

2.Страх.Ефрем Сирин...

2. Страх. Ефрем Сирин как-то сказал, что любящий Христа не убоится антихриста – любящий Бога просто погнушается антихристом, потому что сила любви ко Христу не позволит верующему принять врага Божьего. Но там, где вместо веры живой воцарилась схема, там и вместо любви к Богу поселился страх как бы «случайно» от Бога не отпасть. Именно в страхе перед «случайным отречением» эти люди бегают от ИНН, компьютеров, телевизоров и т.д. Первохристиане говорили о Христе, а современные больше говорят об антихристе. Не повод ли это призадуматься над тем, кто же все-таки больше занимает наши мысли?

(Где ссылка,Отче?И где обозначение Святости прп.Ефрема Сирина,почему у вас такая пренебрежительность к Св.Отцу Церкви? А то получается,что вот пил я как то тут чай с Ефремом...)

Привожу выдержки из книги-ЭСТУЛИН  Даниэль-
"СЕКРЕТЫ  БИЛЬДЕРБЕРГСКОГО  КЛУБА":

Одиннадцатого  сентября  2001  года  Бильдерберг-
ский  клуб  начал  войну,  которой  не будет конца,  по-
ка  мы  живы  (и  я  докажу  это  в  своей  книге).  Она
идет не за справедливость,  а за нефть и газ.  Тот,  кто
выиграет  эту  войну,  будет  контролировать  оставши-
еся  запасы  этих  ресурсов  на  Земле.  Человечество
находится под угрозой исчезновения,  и членам Биль-
дербергского клуба хорошо это известно.  Отсюда  —
бесконечные войны,  которые ведутся в Афганистане,
Ираке,  Судане  и  Иране  и  угроза  которых  нависла
над  Саудовской  Аравией,  Объединенными Арабски-
ми  Эмиратами,  Сирией  и  Венесуэлой.  Все это явля-
ется  частью  глобального  конфликта,   цель  которо-
го  —  установление контроля над человечеством.  Те,
кто   контролирует   нефть,   контролируют   Землю.
И   единое  мировое  правительство  использует  все
мыслимые и  немыслимые ресурсы для установления
власти  над  покорной  планетой.
Конечная цель этого кошмара  —  посредством еди-
ного  глобального  рынка  превратить  Землю  в  тюрь-
му,   находящуюся  под  властью  единого  мирового
правительства  и  под  надзором  единой  мировой  ар-
мии,   экономически  управляемую  мировым  банком
и  населенную  контролируемыми  с  помощью  микро-
чипов  людьми,   жизненные  потребности  которых
ограничатся  материальными  ценностями  и  выжива-
нием:  работать,  покупать,  размножаться,  спать.  Все
наши действия будут находиться  под контролем  гло-
бального  компьютера.  Он  станет  отслеживать  каж-
дое  наше  движение.

А вот ешё:

Я знаю, как заставить среднего аме-
риканца поверить в то,  во что я захо-
чу.  Мне  достаточно  контролировать
телевидение... Ты размещаешь что-то
на телевидении,  и это становится ре-
альностью. Если окружающий мир про-
тиворечит увиденному, люди пытают-
ся изменить его,  чтобы он стал похож
на тот, который они видят по телеви-
зору...
Хэл Бекер,  «Futures Group»,  1981  год

Думается,что есть над чем задуматься,ведь Св.прп.Ефрем Сирин нигде не призывает православных терять бдительности!!!

1. Нет никакого 

1. Нет никакого  пренебрежения. Просто существует точная цитата и цитата в пересказе. Последняя так же довзволяется даже в научных исследованиях (не говоря о публицистике).

 

2. Между бдительностью и страхом - пропасть. Более того, боящийся не только "не совершен в любви", по словам  ап. Иоанна Богослова, но еще и не может быть бдителен.

Между бдительностью и страхом

Между бдительностью и страхом - пропасть. Более того, боящийся не только "не совершен в любви", по словам  ап. Иоанна Богослова, но еще и не может быть бдителен.

А автор присвоил себе право обобщать и судить о внутреннем состоянии многих тысяч людей или молодой игумен стал прозорливым старцем и для него мнение духовных опытных людей не имеет никакого значения.

Именно страх потерять теплые места, удобнее жить в этом временном мире, мешает некоторым рассмотреть и понять суть вопроса. О какой бдительности можно говорить, если душа заполнена мірским духом?! Это ли не ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ И СТРАСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?! И противостояние этой страсти  в наше время сопряжено с лишениями, маргинализацией итп. И как раз наоборот, потворством «духу времени»  молчаливым согласием (для удобства земной ВРЕМЕННОЙ жизни) намного легче делать «успехи», … и говорить, что ничего не происходит, всё у нас хорошо, надо только бороться со страстями, «постится, молится и слушать радио Радонеж» (с)

Ведь богословие, вероучение неотделимы от жизни, т.е. практики благочестия. Именно поэтому все рассуждения ученых богословов нашего духовно расслабленного времени, которые то уговаривают принимать номера, то надсмехаются над «ревнителями не по разуму», то угрожают церковным расколом, народ православный воспринимает не более как «плотское мудрование». Т.е. стремление грехолюбивой плоти оправдать свое отступничество от подвижнического пути, следствием чего становится отступничество от святоотеческой традиции в богословии.

В самом деле, и «младенцам в вере» ясно, что подобно тому, как не поститься плотскому человеку легче, чем поститься, так и принять ИНН легче, чем не принимать. И путь логических построений об опасности или безопасности ИНН заведомо неверен. Так, по свидетельству Св. Григория Богослова, «доказательства рассуждениями ниже доказательств делами и жизнью; ибо словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь?» Таким образом, главная стратегия нашей общей работы по сопротивлению глобализму должна строиться по аскетическим законам духовной жизни, вернее, духовной брани. А законы эти указывают: лучше сразу отсечь действием прилог (т.е. в нашем случае — отказаться от ИНН), чем уловляться рассуждениями и полемикой.http://www.posoh.ru/stat/htm/aleksiykonf.htm.

У нас НЕТ страхов и опасений, кроме одного, чтобы не отпасть от Господа, чего нам еще боятся, «если Бог за нас, то кто против нас»?!  Что вы называете «страхом» это скорее благое бодрствование.  «Ей гряди Господи!»  Люди верят в Господа и радуются, зная, что за всеми искушениями последует пришествие Спасителя, и что Он нас не оставит,  если мы только сами Его не оставим, выбрав служение лукавому духу мира, мамоне и плоти … почитайте СОВРЕМЕННОЕ ЛЖЕУЧИТЕЛЬСТВО  Ибо «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира» (Иак. 1, 27).

Интересно получается, вы

Интересно получается, вы публикуете материалы с одним, известно каким, уклоном, в разделах Дискусия или Точка Зрения, но в тоже время не хотите представить другую точку зрения сотен тысяч Православных людей?! С таким же успехом в интернете «существует множество сайтов, на которых размещаются статьи того же» о.Андрея Кураева и сродни ему духом» и может нет необходимости повторять их поверхностность? Но нет, видимо есть, а вот точку зрения большинства наших современных Святых и подвижников благочестия, дышащих духом Святым, молитвами которыми еще  rfrßnj держится этот мир, и которые в большинстве своем вполнt определенно высказались по этой проблеме, а также позицию сотен тысяч верующих, Вам не хочется публиковать и тем более отстаивать?!

Кроме того, сложно представить, как редакция, по Вашим словам, "откровенно подавляет всех мыслящих инако" –

Почему же Вам сложно понять, забанить или отказать в праве на публикацию Вам совсем не сложно, вот так и подавляете.

Чего то последняя ссылка не открывается, еще раз прошу всех Православных и имеющих страх Божий и память смертную, в том числе и дорогую редакцию J, внимательно прочитать хотя бы этот раздел, и честно поразмыслить,   СВЯТЫЕ ОТЦЫ, БОГОСЛОВЫ-ТЕОРЕТИКИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЖИЗНЬЮ http://rus-sky.com/history/library/filimonov/#_Toc84920603

«В любом случае, мы не навязываем, мы предлагаем подумать»

Спаси Вас Господи и на этом!

Автор еще раз демонстрирует

Автор еще раз демонстрирует отсутствия серьезного подхода, и как следствие поверхность понимания этой важной проблемы, снова лукавые обобщения «о всех» и ярлыки, что впрочем, так характерно для либералов (как антоним «ултраортодоксов» )

не делается различия между «миром сим» как некой духовной системой и «миром сим» как обществом

«Впрочем, когда ты слышишь: «отдавайте кесарево, кесарю» (Матф. 22, 21), разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; всё противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк диаволу)»! (Свт. Иоанн Златоуст). Здесь под кесарем можно полагать и государство, или  «общество» автора.

Интересное, суждение, с одной стороны оно может показаться как будто бы понятным, но если вдуматься, а общество не является ли инструментом, а в другом случае объектом самого инструмента т.е. самой системы?! Мир ВЕСЬ лежит во зле, а «общество», как бы живет отдельно от мира и не в мире?!

Это не значит, что нам нужно отказаться от метро, лекарств, скорой помощи, уйти в лес итп, как пытаются лукаво показать это некоторые неискренние люди, к сожалению даже из церковной среды. Но хотя бы не участвовать в построении антихристианской системы, а по возможности и противостоять, не повторяя теории «толстовщины»

В чем же заключается  «Дружба с миром...» Прочитайте, пожалуйста эту статью и другие   Там есть  ответы и на ваше, к сожалению, ошибочное утверждение.

страх как бы «случайно» от Бога не отпасть.

Как раз наоборот, не случайно, а вот, что самой страшное,  не случайно, а СОЗНАТЕЛЬНО, приняв добровольно номер, использующийся вместо имени.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ, БОГОСЛОВЫ-ТЕОРЕТИКИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЖИЗНЬЮ

 

Видимо редакция взяла курс на откровенное подавление всех «мыслящих инако» чем современные либералы. А слабо редакции взять интервью у Валерия Павловича Филимонова, а только представителей  либеральной общественности приглашаете, что свидетельтствует о вашей зангажированности, и прям скажем, нечестности!

Дорогой о Господе

Дорогой о Господе читатель!

Портал "Православие в Украине" является одним из многих информационных ресурсов и потому не может претендовать на навязывание какой-либо точки зрения.

Кроме того, существует множество сайтов, на которых размещаются статьи того же В.П.Филимонова, поэтому считаем, что нет необходимости публиковать с ним материал  на нашем ресурсе для того, чтобы опровергать или подтверждать нашу, как Вы говорите, заангажированность или нечестность.

Кроме того, сложно представить, как редакция, по Вашим словам, "откровенно подавляет всех мыслящих инако" - с точками зрения, изложенными в материалах на сайте, читатели вольны как соглашаться, так и не соглашаться. Способность рассуждать, как и критически осмысливать всю получаемую информацию, мы надеемся, применяют наши читатели в том числе и к размещенным на данном ресурсе материалам.

Если Вы лично не соглашаетесь с какими-либо точками зрения, возможно, не следует при этом утверждать, что они ошибочны или нечестны.

В любом случае, мы не навязываем, мы предлагаем подумать.

Статья дельная и нужная

Автор поднимает очень серьезную проблему. Точнее, целый комплекс проблем.  Но Церковь - живой организм, потому не может существовать без проблем споров. Другое дело, хватит ли у нас любви, чтобы проблемы решать.

Именно этот вопрос я увидела в данной статье. И хочется верить, что все-таки хватит. 

Хорошая статья

Радует, что в церкви  есть много думающих людей. Я лично уверен, что наша церковь

жива, и врата адовы не одолеют ее.

корни ультраортодоксии

Корни ультраортодоксии, на самом деле, заложены глубже, чем мы думаем и пишем. Они заложены в глубинный тайниках человеческой души. Человек и человечество, по природе своей - конфликтны. Конфликтен и внутренний мир человека. В этом заложены и нынешние наши политические, церковно-религиозные и националистические мятежи, как на Украине, так и в России, да и во всем мире. Человек, сознательно и подсознательно стремится к личной свободе. А к свободе путь всегда лежит через вызов, противостояние, бунт, мятеж и конфликт. Так было и так будет и нам этого не исправить. Живем, движемся и смотрим, что будет дальше…

достаточно смелая статья, как

достаточно смелая статья, как на наше время всеобщего "благоденствия". соглашусь практически с каждым словом автора. и очень бы хотел, чтобы извесное ленинское "Верхи не могут, низы не хотят" не сыграло очередной злой шутки.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru