Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Соціальне служіння
Пешее паломничество по пещерным монастырям Таврики
11 November 2010 16:02
Священник Димитрий Юревич

Еще в детском летнем лагере «Ковчег», который в 2010 году по благословению Епископа Новокаховского и Генического Иоасафа проводился на территории Свято-Григорьевского Бизюкова мужского монастыря Новокаховской епархии, ― его организаторы и участники высказывали пожелания провести осенью пешее паломничество по пещерным монастырям Крыма.

Детям, и мальчишеской, и девической смене, запомнились непродолжительные путешествия в Пропасную балку (в XVIII веке Свято-Григорьевский монастырь назывался «Пропасным» по названию балки) и в бывший монастырский скит. Ныне пещеры скита закрыты для посещения в связи с аварийной ситуацией и детям приходилось ограничиваться внешним осмотром, к тому же надо было соблюдать меры предосторожности: ограничивать численность групп, не топать, не прыгать. А как хотелось посмотреть на настоящие монашеские пещеры, да еще в возрожденных обителях! И пешее паломничество 25-28 октября сполна оправдало надежды ребят.

Для чего мы отправились в паломничество?

Вопрос, казалось бы, риторический. Чтобы отдохнуть, помолиться, пообщаться с друзьями, - для чего же еще?

Все верно, но только цели эти следует конкретизировать, не забывая о том, что каждый день и каждый час мы живем, пользуясь милостями Господними, ибо «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28).

Первоначально цели паломничества определились в таких пунктах:

а) посещение древних святынь Таврической земли;

б) участие в Божественной Литургии в действующем монастыре пещерного города Мангуп-Кале (Дорос);

в) знакомство с историей иконоборчества и основания пещерных монастырей Таврики;

г) знакомство с природой горного Крыма;

д) нравственное и физическое воспитание;

ж) развитие навыков самообслуживания, готовки пищи в природных условиях, взаимовыручки;

з) проведение бесед на темы, актуальные для детей переходного возраста.

Участие в Литургии на Мангупе оказалось невозможным из-за смещения сроков паломничества. Вместо бесед об основании пещерных монастырей, о княжестве Феодоро и иконоборчестве мы говорили о близком и понятном для нас: каждый из участников, по кругу, рассказывал о своих прошлых походах и паломничествах. В то же время проповедью стало само посещение пещер и гротов, где о древнем монашестве рассказывали камень, дерево, водные источники и нехитрый монастырский быт. 

Для отрока важны внезапные открытия

И не только для отрока! Кто бы до путешествия сказал, что самые интересные встречи произойдут в степном городке Джанкое и в предгорном селе? Ночевки в пещерах и в сельском доме вовсе не планировались, но пришлось на это пойти, поскольку осенью темнеет рано, в кроссовках хлюпает вода, да и дождевик надоел.

Всего три ночевки, и все врезались в память, будто Господь каждый раз давал нам новые испытания строго в соответствии с нашими немощными силами и скудным походно-паломническим опытом.

Стоянка «У егерей»

На первой же стоянке мы вступили в переговоры с представителями лесной администрации. Приближалось темное время, и нам пришлось разбить лагерь слишком близко к Мангупу, укрывшись за небольшим леском, выросшим на берегах того самого высохшего ручья, на который мы так рассчитывали.

Они приехали, как положено, на уазике. С рацией и пачкой денег в руках. Милостиво объяснили, где находится дозволенная стоянка и источник, строго приказали потушить костер. К счастью, горячий ужин и столь же горячий завтрак уже были благополучно съедены, оставалось только определиться с экскурсией на плато Мангуп и двигаться дальше.

Взвесив «за» и «против», был решено, не теряя времени, идти на Шулдан. Тем паче, что потихоньку стал накрапывать дождик, дорога на Мангуп казалась уж очень длинной, а костер мирно догорал.

Тем временем отроки и отроковицы бросили все свои силы на победу в двусторонней игре «казаки-разбойники». Полем боя стал высохший ручей, густо поросший лесом и кустарником.

Стоянка «В монастырском гроте»

Первое серьезное испытание ожидало нас на крутом подъеме с шоссе на гребень горы, увенчанной скалами, так называемыми «столовыми горами».

У туристов есть неписаное правило: никогда не ходить в горы с поклажей в руках. Только рюкзак, и только на плечах! Руки туристу нужны для того, чтобы цепляться за ветки и камни, балансировать, в крайнем случае, нести фотоаппарат. Хороши мы были на крутом подъеме с пакетами в руках, наполненными провизией! Зато все в дождевиках, у каждого свой маленький «домик», прикрывающий с головы до ног.

На гребне горы нам пришлось побродить в поисках тропы, зато в итоге задержки у Мангупа и на подъеме к монастырю Шулдан попросту не оставили нам выбора. Слишком далеко от нас располагались пригодные лесные стоянки, пришлось воспользоваться монастырским гротом, где мы обрели и кров, и кострище, и даже вешалки для мокрой одежды.

Как уютно сиделось здесь на коврике с кружкой чая в натруженных руках, в соседстве монашеских келий, на вершине горы, густо залитой ночным туманом! Не беда, что фотографии получились размытые, столь яркие события запечатлеваются навсегда, ведь теснота у костра означает и близость сердец. Особенно отрадно, что все в монастырском гроте потрудились на славу: кто-то дрова приволакивал, другой рубил, готовил ужин, костер поддерживал; успешно проведена помывка котлов.

Плохо только, что никто не удосужился зубы почистить, значит, есть над чем работать, в походе зубочищение и рукомытие никто не отменял, а то, чем, спрашивается, осуществлять скалозубие в горах?

Столь же ярким оказалось посещение самого монастыря: глубокие пещеры, длинные переходы, деревянная беседка над пропастью, проглядывающие сквозь туман далеко внизу шоссе и горы. И брат А., своими руками сооружавший многочисленные подпорки, конструкции, окна, церковные благоукрашения. Поневоле закрадывалась мысль: а здесь ведь и жить можно, не то, что ночевать да котел кипятить.

Помнится, несколько лет назад мне доводилось читать красочную, с многочисленными иллюстрациями и врезками, публикацию в одном столичном глянцевом журнале о монастыре Шулдан. Но лучше б я ту публикацию не читал: живое посещение возрожденной древней святыни гораздо красочней всевозможных глянцевых журналистских ухищрений. И в туман пещерный монастырь представляется более притягательным, чем в солнечный день.

Стоянка «У тети Любы»

Дальнейшая дорога прошла почти без приключений. В тумане и моросящем дожде мы прошли Пятую балку, сходили в радиалку на Эски-Кермен. И по разбитой глинистой дороге спустились в с. Залесное. Здесь нас и приютила тетя Люба.

Третью ночь мы ночевали в частном доме, как положено, девочки в одной комнате, мальчики и священники в другой. Молились перед настоящим домашним красным углом-иконостасом. Отдохнули, высушились и двинулись навстречу нашему микроавтобусу, с водителем которого договорились встретиться у с. Малое Садовое.

Челтер-Коба

Монастырь великомученика Феодора Стратилата Челтер-Коба неузнаваемо изменился. Не так давно, лет семь назад, мы ночевали в неглубоком монастырском гроте; гостями древней обители тогда были паломники, туристы и дикие звери.

С удивлением мы сейчас рассматривали деревянные конструкции, использующие все пространство храмовой пещеры. Над входом был сконструирован балкончик - свечная лавка, - на который вела деревянная лестница; иконостас поставили между древними антифонными нишами. А перед входом в храм, как и прежде, взгляды приковывали продолговатые емкости для отжима винограда, в древности выдолбленные в камне. У края монастырской террасы установлены перила, но облокачиваться о них нельзя: внизу пропасть.

Джанкойский чай

По дороге в горы мы воспользовались приглашением Епископа Джанкойского и Раздольненского Алипия. Приложились к иконам в малом храме Покровского кафедрального собора и организованно, под опекой руководителя издательского отдела Джанкойской епархии священника Евгения Пузикова и руководителя информационного отдела епархии Светланы Загореевой прошли в трапезную, где нас угощали чаем с печеньем.

На обратном пути мы посетили Успенский Бахчисарайский монастырь и Трехсвятительский храм Симферополя. Кратчайший путь из Симферополя в Каховку идет через Красноперекопск и Армянск, но мы снова заехали в Джанкой. И снова паломников пригласили на чай, на этот раз нас встречал руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации диакон Виктор Гапотченко.

Юные паломники с интересом разглядывали иконы и макет храма, подаренные отцу Виктору Александрийским патриархом Петром VII (погибшим при катастрофе вертолета у горы Афон), Грузинским патриархом Илией II и нынешним правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии митрополитом Владимиром. Отец Виктор в нескольких словах рассказал о своей прошлой работе референта-переводчика в Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии и устроил детям небольшой концерт на аккордеоне.

Через два с половиной часа мы вернулись в Каховку.

Послесловие

Самое деятельное участие в подготовке паломничества приняли Игорь и Светлана Бжезицкие. Руководитель отдела по делам семьи Новокаховской епархии Игорь Владимирович Бжезицкий предоставил паломникам туристическое снаряжение, Светлана Сергеевна Бжезицкая взяла на себя организационные вопросы, закупку продовольствия, контроль за комплектацией снаряжения.

Ведь какая-то «мелочь» способна испортить все путешествие и даже привести к несчастьям. Все у горных паломников должно быть исправным: обувь, одежда, дождевики, фонарики, рюкзаки, аптечка, котлы, палатки. А главное, надо научиться слушать руководителя и старших, ответственных за жизнь и здоровье детей.

В горах и по дороге нам пришлось преодолеть немало препятствий и решить кучу проблем. Дети многому научились, открыли для себя новые земли и новые умения. Как сказала одна мама, ее мальчик вернулся грязный с ног до головы, но счастливый. На следующий год все снова хотят отправиться в паломничество, и непременно в горное. Вот только готовить следующие путешествия следует более тщательно и объяснить детям, что без труда и взаимопомощи они далеко не дойдут.

Как отметил на Ахиерейском совещании 2 февраля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, паломничества «можно сделать одной из форм молодежной катехизации и научения жизни по вере, особенно если они включают элемент молодежного общения и некоторую культурно-развлекательную составляющую, а также труд на благо Церкви». В соответствии с этим пожеланием, планируя подобные походы, возможно несколько отойти от чисто туристического и экскурсионного форматов ради более продолжительного посещения монастырей, храмов, хозяйственных объектов и реального участия в трудовой жизни монастырей и приходов.

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Пешее паломничество по пещерным монастырям Таврики

Путешествие в Пропасную балку (Свято-Григорьевский монастырь XVIII века) и скит запомнились бы и взрослым, что ж говорить о детях!



Рубрики: Публікації | Соціальне служіння |

2145 переглядів / Коментарів: 0

Теги: виховання дітей | паломництво |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru