Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Доповіді та промови



«Наше государство ставит на законодательном уровне знак равенства между Кришной и Христом»
16 September 2010 15:31
Протоиерей Игорь Рябко

"Церковно-государственная дезинтеграция и внутрицерковная правовая дерегламентация УПЦ***"

 
При регулировании механизма взаимоотношений разных социальных институтов внутри государства формируется сложная административно-правовая система, которая определяет место, полномочия и функции каждого винтика сложного государственного механизма. Государство определяет также и то место, которое должна занимать Церковь в жизни общества. Каждая социальная система по-разному видела роль религии в жизни социума. Совсем недавно в советском обществе места для Церкви не предусматривалось. Предполагалось, что религия – это рудимент отжившей социальной системы, который со временем исчезнет сам по себе, нужно только дать народу образование, а уже дух просвещения и наука разгонит тьму мракобесия и церковных суеверий. И пока в нашем обществе шла борьба за окончательное и бесповоротное уничтожение религии, западный мир экспериментальным путем учился иначе выстаивать свои отношения с таким важным социальным институтом, как Церковь.

Типичные модели взаимоотношений государства и Церкви

Когда была разрушена отжившая социалистическая система, и СССР исчез с карты мира, Украине нужно было определять, каким образом и по какому пути строить конфессиональную политику внутри страны. И вот здесь было бы логично выработать такую модель, которая бы учитывала особенности исторического развития страны и специфику ее религиозной истории. Но вместо этого копируется, по всей видимости, как самая демократичная, американская модель государственно-церковных отношений. Эта модель предполагает равное, одинаково бесстрастное отношение ко всем без исключения религиозным конфессиям. Для Америки – это правильная и единственно возможная модель, учитывая поликонфессиональный состав жителей этого государства и особенности формирования государственности на этом материке. Но, в отличие от Америки, Церковь в жизни нашего общества играла государствоформирующую и культурообразующую функцию. Учитывая все эти особенности, вызывает недоумение, когда государство, имеющее глубокие церковные корни, ставит на законодательном уровне знак равенства между Кришной и Христом, между последователями Сатьи Бабы и православными.

В Западной Европе наиболее распространенным типом государственно-церковных отношений является модель одной или нескольких привилегированных церквей. Как правило, они упомянуты в Конституции и имеют от государства финансовую поддержку. Также существует определенная градация религиозных объединений. Как пример можно привести Испанию, которая также имеет свою давнюю церковную историю. В этом государстве законодательно выделено четыре статуса религиозных сообществ. Первый статус имеет Католическая Церковь, которая отдельно упомянута в Конституции. Второй – «Глубоко укорененные» церкви. Третий – другие церкви. И четвертый – секты или новые религиозные движения. Таким образом, политика государства относительно религиозных объединений находится в прямой зависимости от их характера, численности и традиционности. В законе «О свободе совести…», принятом в Российской Федерации в 1997 году, также речь идет о традиционных и нетрадиционных для России религиях. 

Развитие проблемы выработки типа взаимоотношений
государства и Церкви в Украине

В Украине же действует двойная конфессиональная политика. De iure государство не выделяет в качестве привилегированной ни одну из существующих в стране конфессий. De facto, несмотря на заявленное в Конституции равноправие всех религиозных организаций, существуют локально-привилегированные церкви. В частности, можно отметить привилегированное положение УГКЦ на территории Западной Украины и УПЦ на Востоке.

Учитывая провозглашенное на законодательном уровне равнозначное отношение ко всем религиозным конфессиям, вызывает недоумение рассуждения некоторых политиков о необходимости создания так называемой «Единой поместной церкви». Идея Поместной Церкви идет в прямое противоречие с Конституцией Украины, которая не выделят в качестве привилегированной ни одно из религиозных объединений. Прежде чем экс-президенту провозглашать курс на создание «Единой поместной церкви», нужно было бы сначала внести изменения в Конституцию, провести всенародный референдум, спросить мнение граждан страны по поводу этой идеи и заодно поинтересоваться, а какой конфессией должна быть представлена это самая «Поместная церковь».

Так как по умолчанию подразумевалось, что это должна быть Церковь Православная, в результате этого референдума мы бы сделали одно важное открытие – Украина совсем не православная страна. По статистике, которую приводит Госкомнацрелигий, людей, которые ассоциируют себя с православием, на Украине – 51%, т.е. половина. В эту цифру вошли представители УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ. Из этих трех веток, получивших в государстве статус православных церквей, собственно канонической Православной Церкви принадлежат 67% приходов. Из 33351 религиозной общины, которые зарегистрированы в нашей стране, УПЦ принадлежат 11996. Это около трети от общего количества приходов. Остальные принадлежат инославным, иноверцам, раскольникам и сектантам.

Как свидетельствует анализ конфессиональной ситуации в Украине, остановился существенный прирост религиозных общин во всех конфессиях. Если, начиная с 1990 года, мы наблюдали в стране ежегодную многосотенную регистрацию новых религиозных общин, то в течение последних лет эта динамика практически остановилась. Можно констатировать факт того, что в Украине конфессиональное расслоение населения завершилось.

Итак, можно сделать вывод, что в нашей стране на сегодняшний день действует несовершенный закон «О свободе совести…», который не соответствует потребностям времени. Со стороны государства мы имеем несовершенную, недееспособную конфессиональную политику, которая не в состоянии выстроить гармоничную, общественно-полезную, синергичную систему государственно-церковных отношений.

Насущные проблемы взаимоотношений государства и Церкви в Украине

Сегодня в церковно-государственных отношениях есть немало проблем, требующих неотложного решения. Церковь своим служением в мире призвана свидетельствовать о Правде Божией на земле. Ее голос должен указывать на волю Божию о мире. При этом возможности Церкви в государстве во многом зависят от ее авторитета в обществе и от тех прав и свобод, которые будут ей предоставлены со стороны государства.

В период «помаранчевой» власти в Украине отношения между Церковью и государством нельзя было назвать безоблачными. Пришла новая власть, которая позиционирует себя в качестве лояльной по отношению к канонической Церкви. И вот, казалось бы, православию в нашей стране от Бога предоставлен шанс построить гармоничные отношения между Церковью и государством. Но удивительно, что за все время существования этой самой новой власти не решено ни одной важной церковной проблемы.

До сих пор нет никакого продвижения в вопросе приобретения статуса юридического лица для Церкви. В настоящее время, согласно украинскому законодательству, такой статус имеют приходы (религиозные общины, говоря языком закона). Церковь же не имеет статуса юридического лица, из-за чего она лишена большинства прав, которые невозможно реализовать без такого статуса. Церковь, как и прежде, лишена права открывать учебные заведения, в которых преподавание церковных дисциплин было бы интегрировано в общеобразовательный контекст. Министерство образования не знает и не хочет знать такой науки, как теология, хотя теологические факультеты существуют в составе практически всех ведущих европейских университетов. Соответственно и ВАК Украины не признает ученых степеней по богословию, поскольку нет ученых советов в этой области. Как и прежде не урегулирована деятельность Церкви в силовых структурах… Можно было бы эти проблемы перечислять и далее. Удивляет, что и при В.Ф. Януковиче они остались теми же, что и при В.А. Ющенко.

 Часть I. Продолжение во II части.


* Выступление протоиерея Игоря Рябко, кандидата наук государственного управления, заведующего кафедрой религиоведения Классического приватного университета г. Запорожье на IV Бердянских чтениях «Единство Святой Руси. Прошлое, настоящее и будущее», 12 сентября 2010 г. Часть I. Продолжение во II части.

Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Наше государство ставит на законодательном уровне знак равенства между Кришной и Христом»

Известный украинский богослов и ученый - о взаимоотношениях государства и Церкви, двойной конфессиональной политике и проблемах, требующих неотложного решения.



Рубрики: Публікації | Доповіді та промови |

2096 переглядів / Коментарів: 1

Теги: богословие |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

В назві статті -

В назві статті - пересмикування. Чи то з цитати священика, чи то від редакції. Держави, як світські установи, ставлять знак рівности між усіма громадянами України - і тими, хто за Будду, і тими, хто за Христа. Держава НЕ ставить таких знаків між Богом і ідолом самим фактом визнання Свободи совісті людей. Сам Господь залишив таку свободу людям. І може колись тих, хто "за Будду", поставлять у приклад тим, хто в "рясі за Христа" - як Христос поставив у приклад жінку-язичницю апостолам, яка дуже просила Його про допомогу і отримала: бо і пси їдять крихти зі стола господаря... Дуже боляче бачити як пересмикують... Простіть звичайно

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru