Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Краса православія
А знаете ли вы о резных иконах Александра Зорина на… стекле?
23 January 2013 17:33
Николай Столяров

На его выставки нужно ходить по несколько раз. И это не дежурное, вежливое и поэтому банальное пожелание. В этом просто есть свой резон и своя необходимость. Дело в том, что та же выставка Александра Васильевича Зорина будет совсем другой. И во второй, и в третий и даже в десятый раз.

Свои работы он режет на… стекле

Еще в зале на его выставках лучше… не оборачиваться. И в этом тоже есть свой резон. Все то, что вы только что видели на авторской работе, вдруг может исчезнуть, появятся другие краски, тени, полутона, а только что смотревшие на вас с картины или иконы глаза, смотреть будут совсем иначе, птицы улетят, облака рассеются или наоборот понадвинутся, весна превратится в осень, а, например, смирные кони станут ретивыми.

Не спешите с оценкой, мол, наваждение какое-то, мистика, волшебство. Просто у А.В. Зорина такая техника работы. Свои работы, в их числе и иконы он режет на… стекле.

Ищу в справочниках, викепедии, какие бывают иконы, кто еще владеет подобным искусством? В самом деле, кто?

Справочники бесстрастны. По технике исполнения иконы бывают живописными, вышитыми, литыми, печатными – то есть типографскими и резными. Но в том-то и дело, что резные иконы режут по дереву. И только по дереву.

О стекле – ни слова, ни единого упоминания. Слишком хрупкий материал, слишком тонкая, почти нерукотворная работа, филигранная техника. Одно неосторожное движение, чуть глубже резец и – только осколки на столе, словно раскололось и сложилось горкой на верстаке само небо.

«К созданию иконы готовлюсь годами…»

«Ничуть не бывало, – рассказывает Александр Васильевич. – Стекло, его дыхание – безгрешны, как само дыхание создаваемой тобой иконы, образа или, например, картины, какой-то поделки. За обычные работы я берусь без особой подготовки, опираясь только на опыт и прежние знания. К созданию иконы готовлюсь годами, работу продумываю, и в самом начале вижу ее уже готовой. Помолился, взялся за резец и уж тогда ничто не может оторвать меня от дела».

Работать приходилось, используя самые разные инструменты, технику, пробовать себя и в рисунке, и в живописи, и в резьбе

Александр Васильевич родился и вырос в селе Кумачево Старобешевского района Донецкой области. Это почти на границе с Россией. За околицей – только степь да еще кажется, что где-то там, за холмами, уже плещется батюшка Дон. Из детства Зорину помнится набожная бабушка, в красном углу образа, трепетный огонек лампадки перед ними.

После школы он пошел учиться на художника, а потом и работал им долгие годы на Донецком хлопчатобумажном комбинате. Это было огромное предприятие, где ткани лились, кажется, рекой. У каждой реки, у каждого запуска нового их вида должен быть и новый рисунок. Его-то и создавала художественная мастерская предприятия. Так что творческое вдохновение, хочешь, не хочешь, подгонялось графиками и планами, самой производственной необходимостью.

«Это была хорошая школа, – вспоминает Александр Васильевич. – Делали не только рисунки новых тканей, но и оформляли предприятие, его пансионат. Работать приходилось, используя самые разные инструменты, технику, пробовать себя и в рисунке, и в живописи, и в резьбе. И все это потом пригодилось в работе со стеклом. Во многих ипостасях подходит к нему Александр Васильевич – и как рисовальщик, и как живописец, и просто как мастеровой человек, прекрасно знающий свойства стекла.

Иконы Зорина – это не одно стекло толщиной в 4-6 мм. Порой, это целый пакет в несколько его слоев

Смотрю на руки Зорина. У всякого стеклореза один из пальцев обязательно должен быть перемотан изоляцией или лейкопластырем. Александр Васильевич перехватывает мой взгляд, говорит: «Нет, нет, обхожусь без этого. Стекло щадит меня. Бог милует. Ни одной царапины».

Между тем, картины, иконы Зорина – это не одно стекло толщиной в 4-6 миллиметров. Порой, это целый пакет в несколько его слоев. Каждый слой выполняет свою роль. С каждым слоем приходится работать отдельно, вручая ему определенные полномочия. Что-то обрабатывается пескоструем, что-то – режется резцом стоматологического бура, а этот слой покрывается рисунком и красками. У иконописи свои законы, между прочим, установленные еще в седьмом веке и с тех пор нерушимые. Тогда, на одном из церковных соборов и было принято решение считать икону одним из средств познания Бога, средством, которое возносит ум от образа к первообразу.

Александр Зорин – первый, кто делает это с помощью стекла. Дивясь мастерству художника, на эту работу его благословил митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, признавшийся, что ничего подобного до сих пор просто не видел.

Один из секретов художника мне все-таки удалось у него выудить

Спрашиваю у Александра Васильевича, в чем же секрет его работ?

«Всех тонкостей и не расскажешь. Стекло безгрешно, но при этом остается и весьма хрупким. Попробуйте резцом пройтись по обычной лампочке, по окну, бронированной двери. Когда от таких заданий отказываются специализированные фирмы, люди идут ко мне».

Как часто это бывает, сапожник без сапог, художник – без своей мастерской. А.Зорин работает в обычном гараже: тут и его верстак, и инструменты, и заготовки. Будущие образы только создаются, часть – еще в замыслах, часть – едва пробиваются в сознании, как пробивается через городской асфальт зеленая трава. Вслед за поэтом Зорин вполне мог бы сказать: «Мне с вами тихо, благостно, светло».

Один из секретов художника мне все-таки удалось у него выудить. Оказывается, первым помощником резчика всегда выступает свет. Это именно он стоит за спиной мастера и подсказывает ему, как положить мазок или где пройтись резцом. Он же потом и довершает все дело: свет проникает сквозь стекло и, как маг, как волшебник, делает полотно из стекла изменчивым, особенно нарядным, прекрасным. Не оборачивайтесь на выставках Зорина: глаза, которые только что смотревшие на вас грустно, вдруг улыбнутся, весна превратится в осень, строгие ризы засияют золотом, а понадвинувшиеся облака рассеются, улетучатся, словно их и не было.

***

Сейчас Александр Васильевич готовится к своей очередной выставке. Она пройдет в одном из залов УВД области. Художник готовит в будущую экспозицию иконы «Умиление», «Казанскую Божью Матерь», другие работы из стеклянной иконописи, резные по стеклу картины и еще много, много чего. Ничего не оставляет дома, ничего себе.

«Себе я сделаю потом», – говорит мастер, и в этом он весь – Александр Васильевич Зорин из села Кумачево, где за околицей – только степь, а там, где она кончается, плещется седой батюшка Дон.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

А знаете ли вы о резных иконах Александра Зорина на… стекле?

...смотревшие на вас с картины или иконы глаза, смотреть будут совсем иначе, птицы улетят, облака рассеются, а смирные кони станут ретивыми. Наваждение?



Рубрики: Публікації | Краса православія |

2529 переглядів / Коментарів: 1

Теги: Церква і культура |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Ищем героя статьи

Добрый день! Меня зовут Виктория (ТК "Орбита", г. Красноармейск). Ищем героя статьи "А знаете ли вы о резных иконах Александра Зорина на… стекле?" Николая Столярова от 23.01.2013. Мы хотели бы сделать сюжет об Александре Зорине. Будем очень благодарны Вам за его контакты. Наш сайт: orbita.dn.ua

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru