Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору



Животные в квартире и в храме: трагедия или благословение?
30 July 2012 13:56
Архимандрит Феогност (Пушков)

Часто от «не в меру православных» (как сказал святой Григорий Богослов) исходят заявления о недопустимости присутствия собак в доме, при иконах. Не знаю, откуда пошло такое немотивированное «богословие». Мы должны помнить, что деление на «чистое» и «нечистое» – это иудейское прошлое, а не христианское настоящее.

Многие священники, совершенно не зная Устава Церкви, хватаются «освящать храм», если в него вошла собака. Но прежде чем показать, насколько это неуставное явление, я хочу задать вопрос: а если крыса или мышь поселилась в алтаре – освящать не надо? Они «чище» собаки? Грызуны – это беда сельских храмов. А как вы думаете, они по жертвеннику бегают? Оказывается, да! Частенько я нахожу там их «следы». Сметаю и окропляю освященной водой.

В нашем Требнике имеется молитва, которую наши клирики и уставщики применяют иной раз для «отпугивания собак», не озадачив себя вникнуть в её название: «Молитва на обновление храма в нем же животное нуждною смертию умрет». Для тех, кто не особо знаком со славянским языком, поясню, что «нуждная смерть» это та, которая случилась от «понуждения умрети», то есть насильственная.

Это значит, что кто-то совершил в храме убийство животного. Пролил кровь живой души в святом месте (сюда, к примеру, скорее относится съедение кошкой мышки на территории храма, чем вхождение пса). Если внимательно присмотреться к самой сути молитвы, то она говорит не о том, что вхождение животного осквернило храм, а о том, что кровопролитие в святом месте его осквернило. Но даже если не знать, что такое прилагательное «нуждная», необходимо все-таки прочитывать существительное «смерть».

Но если присутствие животного даже в храме не оскверняет его, то разве можно считать, что присутствие животного в доме оскверняет его?

Вопрос о присутствии в домах наших четвероногих друзей относится не к сфере религии, а к сфере эстетико-бытовой

Замечательный богослов и философ протоиерей Василий Зеньковский сказал как-то: «Есть христианская жизнь, а есть христианский быт: часто мы созидаем не христианскую жизнь, а благочестивую форму быта». Быт – явление сложное. На него влияет очень многое и самое главное — быт не может иметь статических неизменных форм. То, что является недопустимым в одних условиях, считается желанным в других. Те строгие нормы быта, которые запрещали собаке жить в доме, на самом деле возникли совсем не по причине отнесения ее к разряду «нечистых».

Собака – действительно менее чистоплотное животное, чем кошка (которая всегда жила и в русской деревенской избе, и во дворцах князей, и в усадьбах зажиточных людей). От собаки часто исходит неприятный запах. Все это делало ее нежеланной гостьей в домах. Но была еще одна причина: целомудрие. Дело в том, что у пса слишком открыты половые органы, а в избе он может выглядеть, как голый из бани. Это заведомо относится не ко всем породам собак.

К примеру, миссионеры просвещают алеутов! Последние живут в своих юртах вместе с собаками. Если алеут выгонит свою собаку на улицу на ночь, то утром он лишится всего, с чем связан его быт: сторожа, саней (в них запрягали собаку), помощника в охоте и рыбной ловле (алеуты только этими двумя промыслами и живут).

В Писании есть такие слова: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Каким сердцем руководствуется тот человек, который живое создание Божие обрекает на страдание? А ведь известно, что «всякое дыхание хвалит Господа», даже – дыхание животных.

Да, в нормальных дореволюционных условиях россиянину держать собаку в доме не было необходимости: Беднота жила на земле и имела хоздвор, где могла жить и собака; богатые и зажиточные, если жили в квартире, имели усадьбы, дачи, на которых круглый год жили люди, которые и смотрели за живущими там живыми существами: собаками, птицей, скотом.

Но сегодня условия, в принципе, изменены: бедные и среднеобеспеченные люди живут в квартирах. И вот в этих каменных клетках люди фактически разучиваются жить и чувствовать природу. А ведь к человеку были приведены живые существа еще в раю, еще там он жил вместе с ними (Писание не говорит, что у Адама был дворец, а около него – собачьи будки).

Человеку естественно вращаться с живыми существами, иначе – человек черствеет

Если животные (собаки, кошки, львы) «нечисты», то отчего лев служил святому Герасиму Иорданскому, вырыл яму святой Марии Египетской для её погребения и написал её имя на земле? В патериках можно встретить рассказы, как львы жили в одной пещере со старцами и даже одного из них охраняли от разбойников. Значит, святым они не мешали, а нам вдруг стали мешать.

Человеку в наш техногенный век просто необходимо иметь у себя животного и заботиться о нем. Особенно, если человек живет один и много времени уделяет науке и работе с компьютером.

Многие говорят, что неправильно, когда человек служит животным, это они должны служить человеку. Обычно ссылаются на царственное достоинство человека. Но я хочу напомнить, что настоящий царь не тот, кто принимает почести и собирает налоги, а тот, кто заботится о своем народе. А у светского словечка «забота» есть церковный синоним: «служение».

Нужно не путать служение с рабством. Да, рабами страстей и рабами творения мы становиться не должны, но как свободные люди служить окружающему нас миру – обязаны. Как и Христос о Себе сказал, что пришел не потому, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить нашему спасению (Мф. 20:28).

Приведу самый элементарный пример: если ты вытащил из уха собаки впившегося клеща, то ты послужил ей: тебе пришлось наклониться над ней, проявить заботу и в итоге – животное благодарными глазами смотрит на тебя.

Даже более того, забота о животных должна проявляться в жизни христианина как естественное следствие его пребывания в мире, ибо животные – часть мироздания. Они не только вверены ему в послушание, они – на его ответственности. И человек должен ощущать ответственность за животных, так как и настоящий царь – ответственность за свой народ.

Представьте, что вы идете по улице в грязный дождливый день, а у ваших ног жалобно скулит щенок, смотря на вас полными последней надежды глазами. Странно и противоестественно услышать такой ответ: «Я бы взял его, но я живу в квартире, а там держать его – грех». Грехом будет, если эта собака погибнет от руки уличного хулигана или попадет под трамвай. А вы ведь могли ее спасти.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Животные в квартире и в храме: трагедия или благословение?

Часто от православных исходят заявления о недопустимости присутствия собак в доме, при иконах. Многие священники хватаются «освящать храм», если в него вошла собака. А если крыса или мышь поселилась в алтаре?



Рубрики: Публікації | Точка зору |

4019 переглядів / Коментарів: 6

Теги: церква і суспільство |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Всем бы батюшкам ее прочесть.

Всем бы батюшкам ее прочесть. Ибо большинство, увы, слишком далеко от "мирского" - заботы о животных, а есть и те, что учат паству свою греху несострадания животными более того - призывают к даже физическому уничтожению неугодных. Ощенилась сука, охраняющая храм и прихрамовые строения - велит топить щенков, окотилась кошка, живущая там же - топить котят. А стерилизовать запрещают, считая это вмешательством в творение Божье.

И животным в определенных

И животным в определенных ситуациях нужно помогать, но, к сожалению, не раз приходилось видеть, как владельцы собак потребности животных ставят выше интересов людей. Нелегко жить в квартире, когда кто-то из соседей имеет собаку. Сейчас много говорят о том, что нужно заботиться о бездомных собаках и гораздо меньше о том, что хоть как-то нужно решать проблему с огромным количеством бездомных людей в нашей стране. И животные имеют живую душу, но только человек есть образ Божий. Просто все, как говорят Святые Отцы, нужно делать с разумением.

Будем реалистами, ещё ни один

Будем реалистами, ещё ни один человеколюбец не приютил БОМЖа в своем доме... А так много говорят о том что помагать людям нужно, а не животным!!! Общество само воспитыват так называемых жерт обстоятельст, пусть идут работать, а не милостыню просят, а так называемыет священослужители пусть обратятся к истории и посмотрят на деяния свои... прежде чем расказывать о греховности человеческой, страданиях в этой жизни что бы получить крохотную возможность обрести рай после смерти!!!

Спасибо батюшка!

Спасибо батюшка за статью и за человеческое отношение к братьям нашим меньшим. В меня дома жила собачка больше 13 лет. Сколько я насмешек выслушала, особенно когда песик последние годы болел.Врач порекомендовал немедленно усыпить, но я продолжала за ним ухаживать.Песик прожил еще 3 года после совета врача.Я в этом исповедовалась и батюшка мне сказал, что лучше было бы средства потраченные на собаку отдать людям. Я до сих пор не знаю, правильно ли я поступила...

Конечно правильно поступили,

Конечно правильно поступили, а тот батюшка который так сказал не знает что такое истинное христианство. не сомневайтесь, сердце знает лучше священника.

Спаси Господи! Чудесная

Спаси Господи! Чудесная статья!

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru