Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
Заметки об апологетической конференции в Запорожье — самые умные мысли и только острые проблемы
04 March 2013 14:57
Марьяна Терещенко

...Слишком много впечатлений и невероятное чувство радости – от того, что произошло настолько масштабное и такое полезное событие.

Речь идет о первом, в своем роде, семинаре международного уровня «Апологетическое служение Церкви и вызовы современного общества», и проведённой по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира в Запорожье конференции «Христианские ценности в жизни общества и вызовы современности, проблемы социальной деформации».

Три дня работы — 26-28 февраля.

Более 100 участников: настоятели приходов, руководители миссионерских, информационных епархиальных отделов, а также специалисты – сектоведы, психологи, журналисты, преподаватели и многие другие.

География: Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Великий Новгород, Барановичи, Гомель и 25 украинских епархий.

О том, как прошли эти три дня, читайте в обзорном материале.

***

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Начало

Символично, что событие проходило в удивительно живописном месте – на легендарном острове Хортица. Ведь если что-то важное происходит в Запорожье, согласитесь, удачнее места не найти. Хотя даже за два дня пребывания здесь нагуляться по острову вдоволь ни у кого из участников семинара не получилось –  плотный рабочий график, знаете ли... Но та «особая» атмосфера, думаю, все равно ощущалась.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов), отслужив молебен, с первых минут настроил всех присутствующих на конструктивную работу – для того, чтобы участники семинара получили максимальную практическую пользу, а не просто «поприсутствовали» формально. Именно на этой рабочей, заданной владыкой, «ноте» все и происходило дальше.

В своем вступительном слове владыка Иона отметил: «Наша задача дать возможность священникам и мирянам, занимающимся в епархиях УПЦ апологетическим служением, обменятся опытом, изучить методики зарубежных коллег из братских Церквей. На повестке дня вопросы информирования наших православных соотечественников о духовным подделках под православие, о рисках сект и деструктивных культах, оккультизма и прочего. Не секрет, что сегодня недругами православия ведется активная кампания черного пиара против Церкви и одна из задач начавшегося семинара – научить правильной и объективной реакции на подобные негативные явления».

Обстановка на семинаре царила формальная настолько, насколько необходимо, чтобы можно было работать. И неформальная – ровно настолько, насколько это, опять же, благоприятствовало труду. Результаты: исписанные полезными тезисами блокноты, списки литературы, которую не мешало бы прочесть, обмен опытом, новые мысли, поиск ответов на волнующие вопросы. Главное же – конструктивные предложения по противодействию тем негативным тенденциям, которые сейчас наблюдаются в обществе. А наблюдается многое...

Здесь пришло время немного систематизировать и конкретизировать. 

Психология и Православие. Одни вопросы...

Первый доклад психолога Анны Лелик, сотрудника Синодального отдела УПЦ по делам молодёжи. И сразу же – актуальная и, может быть, даже несколько болезненная тема. Речь зашла о взаимодействии и сочетании психологии и Православия. В частности, были поставлены «ребром» такие вопросы:

- Где проходит граница между психологией и Православием?

- Чем отличается «православный» психолог от «неправославного»? Каков он - главный критерий?

- Почему в словосочетании «православный психолог» есть некоторая манипуляция?

- Почему священник не должен быть психологом?

- Насколько желательно присутствие психолога на приходах?

- Как его, хорошего психолога, найти и как с ним сотрудничать?

- Какие искушения поджидают психолога, работающего на приходе?

- Что психолог должен читать, чем руководствоваться в своей деятельности?

- Важнее ли уровень профессионализма специалиста его воцерковлённости?

- Как психологу не поддаться искушению и не превратиться в «гуру»?

Если кругом голова не пошла еще, то пойдем дальше. 

Секты и журналистика. Что будем делать?

Как написать публикацию о сектах, которая, скажем так, «подействовала бы», была результативной? О чем должен помнить журналист при написании таких материалов? Ответы на эти и многие другие вопросы были получены благодаря уникальному опыту, которым поделился с аудиторией Александр Чаусов, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры журналистики в Национальном университете Великого Новгорода, практикующий журналист, сектовед.

В частности, он рассказал об опыте деятельности созданного им общественного движения «Гнев», основной целью которого является, по его словам, «создание проблем» для деструктивных культов в их стремлении привлечь в секты новых адептов. Как «создавать эти проблемы»? Во-первых, стоит помнить, что основная аудитория этих группировок – не священники и не прихожане (понятное дело!), а люди, еще духовно не сформировавшиеся, то есть далекие от Церкви. Вот на них-то и нужно обращать особое внимание.

«Для нерелигиозных людей разговор о сектах нужно начинать с материальных вещей, – сказал Александр Чаусов. – Создание негативного образа секты (а точнее, создание условий, при которых общественность получала бы объективную информацию о деструктивных культах) возможно только на основе подробного анализа законодательства. Именно это – основа успешного противодействия. Ведь многие течения можно «устранить» уже только обратившись к букве закона».

Кроме того, Александр Чаусов дал практические советы по подготовке журналистских публикаций, рассказал о правильном ведении дискуссий и о том, как предотвращать искажение информации в прессе и на телевидении.

Церковь & черный PR. А поле борьбы  СМИ

Координатор Всеукраинского апологетического центра Павел Бройде акцентировал внимание на том, что сегодня ведется целенаправленная борьба против Православной Церкви. И все понимают, что основное поле этой борьбы – масмедийные каналы.

В этом уверен и специалист по PR-технологиям Александр Нойнец

«Как специалисту, мне в большинстве случаев не нравится реакция Церкви на происходящее», - констатировал он. Но добавил, что ситуация будет выглядеть лучше, если найти дополнительные ответы на вопросы:

- как Церкви можно себя позиционировать в ответ на информационный прессинг;

- какой формат общения применить священникам по отношению к провокаторам;

- почему важно поддерживать отношения с главными редакторами СМИ;

- как реагировать на изначально «шизофренические» новости о Православной Церкви.  

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Практические рекомендации действующих апологетов

Игумен Валириан (Головченко): Нужны общины на приходах

Ряд внутрицерковных проблем затронул на апологетическом семинаре игумен Валериан (Головченко) из Киева. Священник предлагал задуматься над тем, что нужно сделать православным перед тем, как начинать «освобождать» людей от деструктивного влияния сект. Прежде всего, речь шла об отсутствии приходских полноценных общин, о наличии так называемых «младостарцев», «отчитщиков» и «попрошаек» в рясе. Отец Валериан даже выступил с предложением создать банк данных таких «персонажей».

Несколько цитат: 

– Зачастую для того, чтобы нам стало плохо, нам не нужны никакие сектанты. Мы сами себя «прибьем»: постоянными спорами в интернет-пространстве о том, какой «еретик» тот или иной епископ или тот или иной батюшка. 

А чтобы вывести человека из секты, нужно задаться вопросом: куда мы его приведём. Давайте смотреть объективно. Что видел человек в секте? Он видел пусть дегенеративную, искаженную, но – общину. Его сразу «брали в оборот», разрывали его внешние связи и окружали «своими». Вы прекрасно знаете, что когда два человека переступают порог секты, их сразу разводят в разные углы, каждому дают своих «наставников», чтобы они перестали критически воспринимать то, что происходит. Человеку звонят, к нему приходят домой, приглашают на мероприятия…

И вдруг появляемся мы. Выводим человека из секты, приводим в православие, говорим: вот она истина. А что дальше?...

***

– Нужна организация общин на приходах. Золотой купол, резной иконостас – всё это здорово. Но нужно помнить, что самое дорогое в храме – это вечные души. Мы должны добиваться, чтобы наши прихожане в рай попадали, а не становились дровами для ада. Для этого потребуется колоссальное количество усилий. Для этого каждый из нас должен каждую минуту помнить, что он должен служить своей пастве.

***

– У вас есть большое количество помощников на приходе. Но, не тех «профессиональных верующих», которым больше заняться нечем. Мы, например, часто путаем верующую молодёжь с клерикальной молодежью – с теми, кому нечем заняться и они «прибились» к Церкви. Я же всегда ориентировался на прихожан, которые ходят на работу, которые реализовались в жизни, а не являются обычными потребителями. Общины должны состоять из таких людей, у которых есть чему поучиться.

***

– Давайте являть Христа в себе, а не себя в Христе. Нужно что-то делать с этими «младостарцами», отцами-целителями – откровенными оккультистами и «коробочными попами» – откровенными «рясофорными бомжами», которые собирают подаяние. Родина должна знать своих «героев». Давайте попробуем создать ресурс, прочный, устойчивый ресурс – чтобы его было хакерам сложно сломать, где мы будем публиковать известных нам «героев», которые «прозорливят», «епитимят», «отчитывают» направо и налево. Желательно – с фотографией и подробной биографией, чтобы все знали.

***

– Выводя человека из любой деструкции, мы должны приводить человека, прежде всего, ко Христу, к Евхаристии. А потом всё остальное. Не мы своим словом, своей мудростью, своей проповедью, а только сам Господь способен исцелить.

Иеромонах Хризостом (Грищенко): В епархиях необходимо создание апологетических групп

Глава Киевского апологетического центра иеромонах Хризостом (Грищенко) рассказал об опыте проведения апологетических встреч, их важности в деле воцерковления молодежи и взрослых.

По словам отца Хризостома, воцерковление людей, побывавших в различных религиозных организациях, – очень болезненный и сложный процесс. «К сожалению, у многих сектантство остаётся в голове до самой смерти, – говорит он. – Увы, сегодня приходится защищать и саму апологетику. Приходилось слышать от разных священников, что апологетика в наше время никому не нужна. И причины её ненужности называют абсурдные. Некоторые говорят, что сектанты сегодня поубавили свой пыл, и нам не с кем бороться. Другие наоборот, считают, что все сектанты – невменяемые, что с ними бесполезно вести богословские диалоги.

– Хочется напомнить священникам, которые должны не просто называться пастырями и отцами, а быть ими, слова Спасителя: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Иоан.10:10-13). Мы не должны быть такими наемниками. И также слова апостола Петра: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1Пет.5:1-3).

***

Отец Хризостом рассказал историю с одним бывшим священником. Тот служил в соборе в Луцке, принадлежащим "киевскому патриархату", а затем перешел к баптистам. Теперь он ездит по сёлам и «разоблачает» православие:

«Он насобирал такие мифы, которые просто «не наденешь» на голову, - говорит отец Хризостом. – Простые люди слушают: мол, бывший священник, наверное, он прав, знает, о чём говорит...» Из-за этого православные приходы начали редеть, а баптистские – пополняться. Так произошло в одном из сёл Ореховского района. Вместе с неравнодушным батюшкой, который заметил «текучку» в своём приходе, отец Хризостом организовал проведение апологетической встречи, на которой людям многое объяснили. Как результат, часть прихожан из тех, кто ушел к баптистам, вернулись.

По словам отца Хризостома, есть острая необходимость создавать аполгетические группы, которые помогали бы воцерковлению обращенных людей. Поскольку ум бывших членов сект был каждый день чем-то занят, то существует необходимость проводить встречи, на которых рассказывать о православии, помогая в выборе литературы и т.д. У приходских священников зачастую не хватает времени, чтобы с людьми как следует побеседовать. Отец Хризостом, основываясь на личном опыте курирования таких групп, рассказал, как лучше их организовать. У таких встреч должен быть постоянный куратор и ответственный священник.

«На опыте нашей небольшой апологетической группы, которую посещают, в среднем, человек 40-50 (из них – 80 % - участники молодёжки Ионинского монастыря, 70 % – бывшие сектанты), могу сказать, что лучшее практическое применение апологетических навыков – это задействование в различных антисектанстких акциях участников встреч».

Иеромонах Хризостом посоветовал создавать по каждой теме встреч брошюрки, в которых прописывать основные тезисы, цитаты.

***

После выступлений докладчиков и обсуждений в первой половине второго дня семинара сделали перерыв. Участников пригласили на прогулку по историко-культурному комплексу «Запорожская Сечь», где гости посмотрели недавно отстроенный казацкий Свято-Покровский храм, посетили музей истории запорожского казачества. А также побывали на открытии выставки древних церковных изданий.

После возвращения с прогулки напряжённая работа продолжилась. Причем допоздна и дольше запланированного времени. Но всё-таки в конце дня были подведены итоги. В частности – принята резолюция с рядом конкретных задач, которые нужно в ближайшее время выполнять.

Хотелось бы пожелать, чтобы всё услышанное на семинаре получилось применить на практике. А энтузиазма, которым зарядились участники за эти дни, хватило бы до следующего подобного мероприятия. 

***

Прошедший семинар, как и научно-практическая конференция в целом, по словам епископа Обуховского Ионы, руководителя Синодального отдела по делам молодежи, «стали неординарным явлением для всей Украины».

«Впервые у священников и мирян появилась возможность обсудить вопросы апологетики, то есть защиты нашей веры. Как в современных условиях наша Церковь может отвечать на вызовы секулярного общества? 
Мы-православные, но глубины веры, её основных догматов люди, зачастую, не знают. Наша задача, чтобы люди получили информацию об основах нашей веры на доступном и понятном языке».

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Сама конференция

28 февраля, на третий день работы, участники переместились в Классический приватный университет г.Запорожья, где состоялся второй этап конференции — с участием научных сотрудников.

Перед началом рабочего дня в храме во имя святых Кирилла и Мефодия при КПУ правящий архиерей Запорожской епархии владыка Лука совершил молебен.

По словам одного из организаторов этого мероприятия Павла Бройде, координатора Всеукраинского апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоуста, последний раз что-то подобное проводилось целых… одиннадцать лет назад. Надеюсь, что дату услышала верную, поскольку у отца Игоря Рябко, который в том историческом событии тоже участвовал, цифры колебались между пятнадцатью и десятью годами. Но, в любом случае, совершенно очевидно, что за такой промежуток времени необходимость в обсуждении заявленных проблем назрела.

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука зачитал приветственное слово к участникам научно-практической конференции от Блаженнейшего Митрополита Владимира. В нем Предстоятель Украинской Православной Церкви в частности отметил, что сегодня секуляризация в обществе пытается занять место воинствующего атеизма и сделать людей, по слову «Откровения Иоанна Богослова», «ни холодными, ни горячими», заботящимися только о земном:

— Еще пять лет назад никто не думал, что могут возобновиться нападения, поджоги храмов, кощунственные вызовы против верующих. Казалось, что эту страничку мы закрыли еще в конце ХХ века. Однако сегодня подобные действия совершают люди, воспитанные не в атеистическом режиме, а культурой потребления и псевдодуховности. Поэтому назрела необходимость объединить усилия Церкви и науки для сохранения традиционной культуры ценностей. Выражаю надежду, что ваша конференция станет ощутимым толчком для разрешения наболевших проблем.

Владыка Лука провел параллель между апологетическими знаниями и иммунной системой.

—  Православное сообщество - это живой развивающийся организм, где каждый его член, подобно клетке, нуждающейся в кислороде, постоянно нуждается в правдивой, ясной и объективной информации. Ложь и дезинформация проникают в этот организм и разрушают его, грозя серьезными метастазами. Для их предупреждения необходима здоровая иммунная система, функции которой призвана выполнять апологетика. Апологетическое служение православного человека не только защищает веру, чистоту вероучения, но и отстаивает естественное право человека жить в цивилизованном обществе, где не разрушаются, а торжествуют высокие нравственные идеалы.

***

Секты: бизнес, эйфория… Все, кроме Бога

Протоиерей Игорь Рябко, доктор богословия, кандидат наук по государственному управлению, заведующий кафедрой богословия в КПУ, констатировал, что такой ситуации, как сегодня, не было ни в одну из эпох.

Что заставляет человека уходить в псевдорелигиозную реальность?

— То, что сегодня происходит в жизни нашего общества, уже выходит за рамки традиционной религиоведческой классификации. В современных сектах ни о каком воссоединении с Богом речь уже не идет. До ХХ века все расколы имели все-таки богословский характер. В современных же псевдодуховных культах нет никакой богословской мыследеятельности, не ценятся знания истории Церкви, богослужения подменяются эмоциональной эйфорией.

Это, скорее, психосоматические субкультуры, имеющие только видимость религиозной организации. Они выходят за рамки церковной компетенции и переходят в область современной психологии и психотерапии. Я думаю, что их исследование будет особенно интересно бизнес-менеджменту, поскольку в основе существования таких субкультур лежат явно выраженные коммерческие интересы, о чем говорится совершенно открыто. 

Отец Игорь считает, что для исправления сложившейся ситуации, наиболее верным решением было бы принятие нового Закона Украины «О свободе совести и религиозных организаций», а кроме этого – внесение поправок в Конституцию Украины, так как действующее законодательство, принятое много лет назад, совершенно не учитывает особенностей развития государства.

Протоиерей Игорь Рябко провел интересную аналогию между приходами и ЖЕКами: на соответствующее количество населения в городе должно быть определенное количество храмов, а каждый священник должен нести ответственность за людей, проживающих в его районе. Также отец Игорь предложил активизировать миссионерскую деятельность прихожан – поручить им узнать, где живут одинокие старики, малоимущие семьи, сходить в районный Красный Крест. «Люди должны видеть, чем Церковь живет и что она открыта для мира», – сказал отец Игорь и акцентировал внимание на том, что сегодня, как никогда, священникам нужна помощь образованных мирян.

«Гитлер мертв, а его планы… живы»

Вот так неожиданно вспомнил о фюрере Александр Чаусов.

По словам Александра, кроме того, что в сектах люди сходят с ума, относят туда деньги и так далее, есть еще одна – более серьезная – социальная и политическая опасность. Вот здесь как раз сектовед и вспомнил о Гитлере. Когда фюрер рисовал в своей голове гениальный план эффективного управления Советским Союзом, он думал, что неплохо было бы сделать так, дабы в каждой деревне, в каждом квартале были своя религия, своя культура и своя история, которые, к тому же, никак бы не пересекались.

— Если мы обратимся к учебнику профессора Александра Дворкина «Сектоведение и тоталитарные секты», то увидим, чем отличается конфессия от  секты. У конфессии есть некое пространство культуры. Мы можем говорить о православной культуре, можем говорить об иудейской культуре, о католической. О том, что культурное пространство есть у сайентологов или у Свидетелей Иеговы, мы говорить не можем. Когда человек попадает в секту, в нём происходит «выхолащивание» культурного ядра. А что становится на это место? Идеология культурного подчинения. Потому что тоталитарная секта на то и тоталитарная — она базируется на подчинении человека. Таким образом и осуществляется тот самый план Гитлера.

Но есть еще такая штука как критическое мышление. Есть люди, которые не верят, что некий Иван Иванович откроет перед ними истину и все тайны Вселенной заодно. С этими людьми происходит нечто иное. Когда человеку предлагают двадцать пять раз двадцать пять самых разных учений, и каждый из этих двадцати пяти говорит, что именно его учение правильное, что будет думать человек о религиозных доктринах вообще? Правильно, он будет думать, что всё это – «туфта». И здесь происходит выхолащивание традиционного религиозного мировоззрения. Человек не попадает в секту, и все равно лишается того этнокультурного стержня, основанного на религиозном мировоззрении. Свято место пусто не бывает, потому его занимает идеология потребления, которая активно пропагандируется посредством СМИ. 

Реабилитация и мошенничество. А есть ли отличие?

Тему реабилитационных центров, которые маскируют свою деятельность под религиозную, поднял Владимир Сторчак, председатель РОО «Религиоведческий информационно-консультативный центр», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ в Ростовской области.

«По сути дела люди занимаются коммерческой деятельностью, паразитируя на наркотической, алкогольной зависимости, игромании и прочих проблемах, – сказал Владимир Петрович. – Мы забываем о том, что кроме пастырского воздействия еще существует законодательство и масса различных подзаконных актов, которые нарушаются при осуществлении их деятельности. Никакой реабилитации нет. Людей свозят в помещения, как правило, в сельской местности, где субъекты, не имеющие никакого отношения к медицине, забирают у этих реабилитантов паспорта, мобильные телефоны, изолируют от общения с внешним миром, держат определённое время на довольно скудном пайке, пытаясь сломать сознание и втянуть в деятельность своей организации».

Владимиру Сторчаку, по его словам, неоднократно приходилось участвовать в проверке таких «реабилитационных центров». Практически всегда организаторы таких «учреждений» нагло врут, утверждая, будто не занимаются никакой реабилитацией, а собрались вместе для изучения Писания и совместной молитвы, что не запрещено законодательством. «Вот здесь я уже понимаю, что речь идёт не просто о заблуждающемся человеке, а о наглом мошеннике», – говорит Владимир.

Обращаясь к российскому опыту, специалист подчёркивает: реабилитационная деятельность связана исключительно с медициной и должна строго лицензироваться. Владимир Сторчак объяснил, что организаторы таких нелегальных «домов помощи» имеют, как минимум, тройную выгоду. Во-первых, родственники платят за реабилитанта. При этом никаких гарантий никто не получает. Во-вторых, родственников вовлекают в эту же религиозную организацию и заставляют платить десятину. В-третьих, реабилитанта сдают в «наём» как рабочего. «Реабилитация сегодня стала основным источником дохода харизматических течений, – считает специалист. – И если бы эти незаконные действия приводили к какому-то положительному результату, то на это можно было закрыть глаза. Но люди там зачастую не исцеляются, а умирают».

Необычная история. И… продолжение следует

Удивительно все вышло с выступлением луганчанина Георгияспециалиста по исламу, представителя миссионерского апологетического центра «Ставрос» памяти свт. Николая Японского.

Дело в том, что еще накануне конференции он и не подозревал, что меньше чем через сутки окажется в Запорожье и будет докладчиком на конференции. А всё произошло вот как: когда во второй день работы Апологетического семинара выступал Александр Замахин, руководитель «Ставроса», он ненароком рассказал, какой прекрасный молодой человек с ним сотрудничает – восемнадцатилетний парень, который воспитывался в исламской семье и кардинально изменил свою жизнь, приняв христианство. Владыкой Лукой тут же было принято решение пригласить Георгия на конференцию, что и сделали.

Георгий выступил с интересной темой: «Исламские мифы о христианстве». Как человеку, воспитывавшемуся в арабской культуре, и носителю арабского языка, Георгию открыты вещи, которые нам быть доступными не могут. Считаю нужным рассказать об этом в отдельной публикации, так как тема – исключительная…

***

По мнению организаторов и участников, прошедшая конференция выполнила свою главную задачу - во-первых, она вызвала общественный резонанс, а во-вторых, наметила пути развития апологетических центров и организаций, значение которых с каждым годом заметно увеличивается, особенно в свете растущей активности псевдодуховных и псевдонаучных практик и новообразований.

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Заметки об апологетической конференции в Запорожье — самые умные мысли и только острые проблемы

Три дня, с 26 по 28 февраля, продолжалась работа конференции «Христианские ценности в жизни общества и вызовы современности, проблемы социальной деформации». О том, как это было, читайте материал. 



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

3336 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Синодальний молодіжний відділ | Епископ Иона (Черепанов) | Всеукраинский апологетический центр во имя свт.Иоанна Златоуста | Архиепископ Лука (Коваленко) |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru