Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
ЗАГАДКИ Библейской истории: В поисках исчезнувшего Ковчега Завета
18 October 2012 10:01
Протоиерей Олег Скнарь

Некоторые современные версии местонахождения Ковчега

Поводом для возвращения к этой открытой теме, являющейся одной из загадок библейской истории, послужило немецкое издание «Wunderwelt wissen» (Nov/2009), которое автор этой статьи увидел в Мюнхенском аэропорту. Тема номера говорила о том, что история Ковчега Завета не является незнакомой для жителей Западной Европы, ею по-прежнему очень живо продолжают интересоваться в настоящее время во многих других уголках нашей планеты.

Попробуем и мы погрузиться в эту загадочную тему – и наравне с рыцарями-крестоносцами, археологами, историками, журналистами, кинематографистами, искателями приключений и многими «кабинетными» путешественниками начать наше исследование.

Протоиерей Олег Скнарь

В заглавии данной статьи, наверное, некоторые из читателей уловили созвучие с почти одноименным названием популярного приключенческого фильма режиссера Стивена Спилберга «Indiana Jones and the Raiders of Last Ark». Главный герой этой картины археолог и искатель приключений Индиана Джонс получает важное задание от правительства США, он должен отправиться на поиски уникальной реликвии – Ковчега Завета! Но доктор археологии даже не подозревает, что аналогичный приказ уже получили тайные агенты Адольфа Гитлера…

Несмотря на то, что саги о приключениях знаменитого археолога – это всего лишь плод фантазии сценаристов и режиссеров, основная идея в сюжете этого фильма – поиск легендарного Ковчега Завета, отвечает действительности, ведь Ковчег неутомимо продолжают искать до сегодняшнего дня.

Но существовал ли вообще этот Священный Ковчег, или это вымысел авторов книг Священного Писания? Как он исчез, если даже существовал? При каких обстоятельствах и когда? Может ли современная наука сообщить, где он сейчас? Это ряд тех вопросов, которые остаются пока без окончательного ответа, хотя существует большое количество гипотез и теорий, пытающихся хоть немного приоткрыть завесу тайны исчезнувшего в веках Ковчега.

Действительно, сегодня исчезнувший Ковчег является загадкой Библейской и мировой истории.

Наверное, наше исследование этой проблемы логично было бы начать с ознакомления читателя с существующими гипотезами предполагаемого местонахождения Ковчега Завета, которые в своем большинстве по жанру напоминают сказания и легенды. Но предварить этот экскурс все же необходимо обращением к Священному Писанию, для того чтобы напомнить читателю, как внешне выглядел и что значил для израильтян этот Священный Ковчег. 

Художественная реконструкция Ковчега Завета

Подробное описание Ковчега Завета можно найти в контексте повествования библейского текста (Исх. 25:10-22): каким должен быть переносной Храм, и как должны быть изготовлены священные предметы для Скинии или מִשְכָן [Mishkan] Мишкана (евр. букв. «вместилище Шхины»). Слово «Скиния» представляет собой пример фонетического искажения при переводе, сопровождающегося смешением смыслового понятия. Изначальное еврейское слово  שְכִנָה [Shkhina] «Шхина», производное от לִשְכֹּן [lishkon] «обитать», означает «Божественное Присутствие». Как раз Ковчег Завета, который располагался во внутренней комнате священного шатра, и был материальным свидетельством присутствия Невидимого Бога. Его-то и заменяет в греческом переводе слово «Скиния».

10-22 стихи 25 главы книги Исход содержат в себе детальное руководство, как и из каких материалов должен быть изготовлен Ковчег Завета. Таким образом, согласно библейскому тексту Ковчег имел прямоугольную форму приблизительно следующих размеров: длина – 1м 15 см, ширина и высота по 70 см (1 локоть – 45.72 см).

Во внутренних помещениях Скинии все предметы должны быть покрыты чистым золотом. Ковчег же должен был быть покрыт золотом не только снаружи, но и изнутри. Окаймлял Ковчег венец, выполненный из золота и поднимавшийся выше крышки. По четырем углам следовало прикрепить золотые кольца, которые были необходимы для продевания деревянных, отделанных золотом шестов, для удобства переноски Ковчега во время передвижения по пустыне.

Отдельно следует описание крышки Ковчега כַפוֹרֶת [kaporet]  Капорет, которая должна быть отлита из золота и представляла собой прямоугольник, размеры которого соответствовали размерам Ковчега. Ковчег и крышка представляли собой единой целое. В Талмуде (трактат Сукка) говорится, что крышка была толщиной в ладонь. Крышка Ковчега Завета являлась настолько важным элементом, что Святая Святых иногда именовалась  הכַפוֹרֶת בֵית  [beyt ha-kaporet] «Дом капорет».

Верхнюю часть крышки должны венчать два херувима כְּרֻבִם [kruvim] «крувим»,  изготовленные из цельного куска золота, обращенные друг к другу лицом. Священное Писание не приводит описания самих херувимов, единственное, что о них известно, – это то, что их крылья были распростерты над крышкой Ковчега Завета. Лингвистический анализ и сравнение слова כְּרֻב [kruv] «крув» с арамейским его аналогом, приведенные в Талмуде (трактат Сукка), позволяют понять, что изображения ангелов имели лица детей.

Самым главным содержанием Ковчега Завета было «откровение»: «И положи в Ковчег откровение, которое Я дам тебе» (Исх. 25:16). Синодальный перевод словом «откровение» переводит древнееврейское слово עֵדֻת [edut], что правильней было бы перевести как «свидетельство, Завет». В Ковчеге действительно позднее находились две Скрижали Завета, которые были свидетельством союза, заключенного Богом и народом Израиля.

Перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим

Древнеегипетские прототипы Ковчега Завета

В ноябре 1922 года в Долине фараонов рядом с Луксором британским археологом Говардом Картером была найдена гробница, наверное, самого известного сегодня египетского монарха – фараона Тутанхамона. Открытие гробницы сразу стало сенсацией мировой величины. В рамках нашей темы, наибольшее внимание заслуживает так называемая «сокровищница», вход в которую «охранял» переносной ковчег со статуей Анубиса. Центром же этой камеры была позолоченная рака, внутри которой в миниатюрных канопических гробах хранились забальзамированные внутренности фараона.

На оригинальной фотографии, сделанной Г. Картером, прекрасно видны деревянные «носилки» для удобства переноски статуи Анубиса, что «перекликается» с библейскими шестами для транспортировки Ковчега. Что касается непосредственно позолоченной раки для каноп, то, в первую очередь, на себя обращают внимание статуэтки богинь загробного мира Исиды и Селкет, расположенные лицами к ковчегу и как бы «защищая» его, при чем, с распростертыми руками (!).

Внешне идея расположения «лицом внутрь» фигур Исиды и Селкет очень «перекликается» с херувимами расположенными над крышкой Ковчега Завета с распростертыми крыльями. Ну, а венчающий золоченую раку Тутанхамона ряд уреев (урей – кобра с открытым «капюшоном» – символ верховной власти), напоминает золотой венец, украшающий Ковчег Завета.

Однажды профессор египтологии Джеймс Хофмеир уже указывал: «У Ковчега Завета есть внешние общие черты с ковчегами древних египтян, украшенные статуями божеств».

И действительно, если бы не библейский текст книги Исход, в котором четко говорится о том, что форму и пропорции будущего Ковчега Завета дал сам Господь, то можно было бы предположить, что мастера, изготавливавшие в условиях пустыни священный Ковчег, могли иметь прототипом для своего детища церемониальные, а также погребальные ковчеги для каноп древних египтян.

Ведь нахождение на Синайском полуострове и Исход из Египта разделяли всего три месяца, а это значит, что ещё не стерлись из памяти пышные церемониальные шествия. Ежегодно после сбора урожая устраивался праздник – его центром была религиозная процессия, во время которой жрецы через весь город несли золоченый ларец с накануне вложенной в него статуей самого почитаемого в древнеегипетском пантеоне божеством – Амоном. Церемониальный ковчег ставили на дно ладьи из позолоченного дерева, и праздничное шествие во главе с фараоном отправлялось из храма на противоположный берег Нила, туда, где садится солнце – в Царство мертвых. Не исключено, что многие евреи, покинувшие Египет во время Исхода, были также очевидцами подобных шествий.

Можно предположить, что Ковчег Завета, который отныне будет сопровождать израильтян к Земле Обетованной – одно из первых «миссионерских заимствований», предпринятых Творцом для ещё духовно не окрепшей нации – вчерашних рабов, покинувших страну политеизма. Только теперь Ковчег – это не просто ларец для хранения и переноски святыни, а материальное свидетельство Присутствия Невидимого Бога: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам израилевым» (Быт. 25:22).

На протяжении всего 40-летнего путешествия из Египта к Земле Обетованной израильтяне шли предводимые Ковчегом Завета. Вот как это описывает библейский текст: «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Числ.10:35). Когда же израильтяне делали остановку, Моисей провозглашал: «Возвратись, Господи к тысячам и тьмам Израилевым» (Числ. 10:36). И так на протяжении всего пути.

Взятие Иерихона и другие победы в сражениях уже на территории Ханаана израильтянами были одержаны с участием Ковчега Завета, который несли в бой перед еврейскими войсками.

После вступления в Ханаан Ковчег находился в стане израильтян у горы Гевал (И.Нав. 8:33), затем в Вефиле (Суд. 20:27) и в Силоме (1 Цар. 3:3).

Приблизительно 300 лет спустя после Исхода израильтян из Египта во времена Судей Израиль постигла катастрофа – Ковчег во время боя при Авен-Езере был взят в плен в качестве трофея филистимлянами (1 Цар. 4:11). Филистимляне, противостоявшие в Ханаане евреям, давно знали о благоволении Бога Израиля своему народу благодаря, как думали они, священному Ковчегу. И поэтому овладение Ковчегом было воспринято ими как приобретение могущества, с которым можно будет властвовать над окружающими народами. Но где бы Ковчег не находился – в Азоте, в Гефе, в Ашкелоне, филистимлян постигали несчастья. И 7 месяцев спустя они отослали его назад израильтянам (1 Цар. 5:11).

Когда уже при царе Давиде был взят древний Иевус (будущий Иерусалим), условием переноса столицы из Хеврона в Иерусалим было перемещение величайшей святыни – Ковчега Завета. Именно для него при царе Соломоне на горе Мориа был построен величественный Храм. Для строительства использовались местный песчаник, кипарис и ливанский кедр – самый дорогой материал того времени, являвшийся символом власти и могущества. На строительстве были задействованы 153 000 финикиян, а за работой следили 3300 надзирателей. Цифры эти весьма условны и легендарны, но в любом случае строительство шло грандиозное.

Ковчег, согласно библейскому тексту, был помещен в Храм в Святая Святых по завершении строительства около 960 г. до Р.Х. (3 Цар. 8:6).

На протяжении всего Священного Писания  Ковчег Завета упоминается 193 раза (источник – «Симфония с еврейскими и греческими указателями»), но последнее его упоминание в библейской истории происходит приблизительно под 620 г. до Р.Х. Согласно 2 Пар. 35:3 Ковчег ещё находился в Храме во времена царя Иосии, но он уже не упоминается ни в числе «сокровищ, вывезенных из дома Господня» при царе Иехонии, ни в подробном списке утвари, захваченной вавилонянами при падении Иерусалима в 586 г. до Р.Х. (4 Цар. 24:13; 4 Цар. 25:13-17).

Что произошло с Ковчегом Завета? Он был похищен? Перенесен? Спрятан? Но на эти вопросы библейский текст отвечает загадочным молчанием… Ковчег Завета просто исчезает со страниц Библии.

С тех пор неутомимые искатели Ковчега находили предпосылки для его поиска в Иордании, Эфиопии, Зимбабве, Ирландии, Франции, в штате Юта на американском диком западе и даже в Японии!

Размышляя над загадкой исчезновения Ковчега Завета из Храма  Иерусалима, можно предположить, что только кризис катастрофических масштабов, внутренний или внешний, мог заставить Ковчег покинуть Святая Святых Иерусалимского Храма.

Таких неспокойных периодов в истории Святой Земли до исчезновения Ковчега было очень много, но попробуем остановиться на некоторых и проследить, были ли причины для эвакуации, похищения, взятия в плен величайшей святыни.

Сокровищница гробницы Тутанхамона

Фараон Шешонк. Египетское вторжение в Израиль

Начать, наверное, следует с вторжения в Израиль в 924 г. до Р.Х. фараона Шешонка (библейский Сусаким) с многочисленными египетскими войсками (3 Цар.15:25). Это нападение произошло всего через несколько десятилетий после завершения строительства Храма при царе Соломоне.

Кстати, гипотеза об исчезновении Ковчега во время нашествия фараона Шешонка легла в основу вышеупомянутого фильма С. Спилберга.

Египетские эпиграфические памятники подтверждают, что действительно египтяне вторглись в Израиль и забрали в Танис в качестве трофеев множество сокровищ. Именно здесь, в Танисе, доктор Индиана Джонс, по сюжету фильма, и находит Ковчег Завета.

Но в действительности, фараон Шешонк не захватывал Иерусалим, он был удовлетворен тем, что в качестве дани ему царь Ровоам, сын Соломона, направил большое количество сокровищ.

Этот исторический факт порождает много вопросов: насколько вероятно, что среди упомянутых сокровищ был Ковчег Завета? Может, израильтяне добровольно, в качестве откупа, отдали Ковчег?

Такую святыню как Ковчег Завета израильтяне вряд ли отдали бы добровольно. Предположение, что Ковчег при фараоне Шешонке был увезен в Египет, тоже не обосновано, т.к. спустя около 300 лет Ковчег вновь появляется в библейском тексте, в правление царя Иосии, примерно в 620 г. до Р.Х.  Значит, все это время он не покидал Иерусалим и находился в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Гора Нево. Развалины Храма

Царь Навуходоносор. Вавилонское вторжение

Катастрофа, после которой Ковчег Завета перестал упоминаться в библейской истории, произошла в 586 г. до Р.Х. Это год разрушения войсками вавилонского монарха Навуходоносора Иерусалима и его центральной святыни – Храма.

Вавилоняне были добросовестными бюрократами и архивариусами. Они составили подробный перечень всего, что унесли с собой в Вавилонию в качестве трофеев из разграбленного Иерусалимского Храма. Но поразительно – среди перечисленной священной утвари Храма Ковчега Завета нет!

И несмотря на то, что месопотамская клинописная придворная канцелярия не дает фактов перемещения Ковчега в Вавилон, все же существует единственный источник, который содержит в себе подобную информацию – это Аггада (Иома 53б). Другие же еврейские источники сохранили сказания, которые говорят в пользу того, что Ковчег не был увезен в Вавилон, мало того, он вообще не покидал Иерусалим! Так, Аггадические источники  утверждают, что Ковчег сокрыт «на месте» под אֶבֶן שְתִיָה [even shtiya] (так называемый краеугольный «камень мирозданья») в Святая Святых или под полом Дровяной палаты Храма (Иома 53б-54а; Шк. 6:1-2). А предание, зафиксированное во Второй Маккавейской книге, говорит о том, что Ковчег был спрятан в пещере на горе Нево (2 Макк. 2:5) – территория современного Хашимитского Королевства Иордания.

Где же находился Ковчег Завета в момент штурма Иерусалима вавилонянами? В возможном ответе на этот вопрос заключается величайшая надежда всех тех, кто верит, что Ковчег Завета по-прежнему существует.

Можно предположить, что священники в момент угрозы взятия вавилонянами Иерусалима и Храмовой горы тайно эвакуировали Ковчег.

Надеясь найти Ковчег в недрах Храмовой горы в 1982 г., раввин Стены Плача Иегуда Гетц в полной тайне провел исследование пещер и полостей вместе с геофизиком, который делал замеры для вычисления плотности тоннельных стен. Они прошли через весь 300-метровый тоннель, известный как «тоннель раввинов», который был открыт в свое время под Храмовой горой и проходит параллельно Стене Плача. Но исследования были внезапно прекращены, так как мусульманские власти узнали о проводящихся скрыто от них раскопках и измерениях под мечетью Омара. Раввин И. Гетц впоследствии рассказывал: «Я был почти в двенадцати метрах от Ковчега Завета».

Египет. Остров Элефантина

Но есть версия, в соответствии с  которой Ковчег, все же, покинул Иерусалим и Святую Землю задолго до вавилонского вторжения.

Согласно этой теории священники спасали Ковчег Завета не от внешнего врага, а от опасности, исходящей от своего же монарха.

За несколько лет до агрессии вавилонян в Иудее к власти приходит Манассия,  сын царя Езекии. С этим монархом связано возобновление языческих традиций древних ханаанеев. Те капища, которые разрушал его отец Езекия, Манассия вновь восстановил, но самым страшным кощунством и святотатством было то, что он приказал внести в Иерусалимский Храм статую Астарты  (4 Цар. 21:1-17). Мы можем согласиться с предположением, что поводом к эвакуации Ковчега Завета из Храма послужило укрытие его от поругания.

В Иудее, где правил монарх язычник и богоотступник, оставлять величайшую святыню было опасно. Куда священники с Ковчегом могли направиться?

 Интересная мысль прозвучала в научно-популярном фильме «Загадки Библии. В поисках пропавшего Ковчега» («National Geographic»), принадлежащая британскому журналисту Грэму Хенкоку, автору книги «Знак и печать», посвященной установлению местонахождения Ковчега. По его мнению, Ковчег могли эвакуировать на юг, в Египет. Большая диаспора в это время действительно проживала на о. Элефантина. Расположенный в нескольких километрах к северу от первого порога, о. Элефантина всегда служил пограничным форпостом, защищавшим Египет от грабительских вторжений нубийцев. Еврейская военная колония на о. Элефантина была основана либо при Псамметихе І (ок. 664–610 гг. до Р.Х.), который укрепил военную мощь Египта, в частности, путем широкого использования еврейских наемников, либо при Псамметихе ІІ (ок. 595-589 гг. до Р.Х.).

В начале ХХ века в процессе археологических раскопок здесь же были обнаружены многочисленные документы на арамейском языке, получившие известность как Элефантинские папирусы. Эти памятники служат единственным источником сведений о еврейской общине о. Элефантина.

В 1997 г. на о. Элефантина, так же в ходе археологических работ, были обнаружены остатки еврейского культового сооружения. Но это не была синагога! По контурам удалось установить, что культовое сооружение не уступало по размерам Первому Храму царя Соломона в Иерусалиме. Мало того, обнаруженный жертвенник говорил о том, что это – еврейский храм. Однако внешне храм на о. Элефантина выглядел совершенно иначе: он был украшен каменными колоннами и плитами из камней, покрыт крышей из кедрового дерева и имел пять ворот на бронзовых петлях.

В сохранившихся документах в полном соответствии с библейской терминологией священнослужители элефантинского храма называются כוֹהָנִם  [kohanim] «священники», а служители языческих культов כְמָרִם [kmarim] «жрецы».

После разрушения вавилонянами Иерусалимского Храма это был единственный еврейский храм за пределами Святой Земли, и единственным оправданием для его возведения было сооружение убежища для хранения Ковчега Завета!

Правда, остаются открытыми следующие вопросы: когда все же Ковчег попал на о. Элефантина – во время эвакуации, спасаясь от монарха-богоотступника Манассии, или же перед вторжением в Иудею вавилонян?

Согласно сведениям из сохранившихся документов, приблизительно в 411 г. до Р.Х. египетские жрецы при содействии персидского командующего Вайдранга разрушили элефантинский храм. Но во время раскопок в 1997 г. среди руин храма останков погибших людей найдено не было, а это означает, что храм не был разрушен внезапно, а значит, это вселяет надежду на то, что Ковчег Завета снова «переехал».

Следующий вопрос, который перед нами встает: куда направилась бежавшая из Египта еврейская диаспора о. Элефантина?

Тимкат. Эфиопский священнослужитель

Эфиопия. Остров Тайя

Более чем 40 000 эфиопских евреев, проживающих сегодня в Израиле, ещё в начале 90-х гг. ХХ века составляли изолированную еврейскую общину Эфиопии в центре Африки. Известные в Эфиопии как фалаши («чужестранцы»), они, по мнению некоторых ученных, являются остатками колена Дана – одного из десяти затерявшихся колен, разбросанных по белу свету после войны с Ассирией (734-720 гг. до Р.Х.). Побежденных израильтян несколькими волнами гнали в пределы Ассирии на протяжении 15 лет войны. Обычно этот грустный момент еврейской истории так и называют – рассеянием «Десяти колен Израилевых».

Еврейская община Эфиопии бережно сохранила Пятикнижие Моисея, но они ничего не знали о передаваемом изустно Законе, который был кодифицирован только после падения Второго Храма в 70 г. до Р.Х. Следовательно, на протяжении всей истории своего существования эфиопские фалаши не поддерживали контактов с еврейской общиной Святой Земли. А это подтверждает мысль, что евреи-фалаши – потомки тех евреев (как предполагают, колена Дана), которым удалось спастись во время нашествия ассирийцев.

Можно в качестве гипотезы высказать предположение, что еврейская община о. Элефантина направилась именно в Эфиопию, спасая Ковчег от карательной экспедиции египетских жрецов и персидских военачальников.

Можно назвать это совпадением, но в нижеприведенном историческом факте есть логическая последовательность событий. Так, с разрушением еврейского храма на о. Элефантина, в Эфиопии, в этот же период среди фалашей зарождается традиция почитания Ковчега Завета. Причем центр нового культа расположился также на речном острове в высокогорьях Эфиопии.

Сегодня на о. Тайя находится древний христианский монастырь, который хранит предание о том, что в его стенах на протяжении 800 лет хранилась величайшая святыня – Ковчег Завета! С принятием христианства в IV в. Ковчег был отправлен в Аксум, где он, по глубокому убеждению христианской общины Эфиопии, находится и по сей день.

Аксум – «Новый Иерусалим». Кебра Негест

Христианское предание Эфиопской Церкви о прибытии Ковчега Завета в эти земли кардинально отличается от вышеприведенной гипотезы, связывающей появление Ковчега с миграцией еврейской общины о. Элефантина из Египта в Эфиопию.

В 2008 г. профессор Археологического института при Гамбургском Университете Хельмут Цигерт после окончания сезонных раскопок в г. Аксум официально заявил, что раскопал руины царского дворца, датируемые Х в. до Р.Х. И несмотря на то, что многие коллеги Х. Цигерта не разделяли его точку зрения, немецкий археолог заявил, что раскопал дворец царицы Савской. Для нас будет интересен комментарий ученого: «Дворец царицы Савской был специально сооружен для Ковчега Завета».

Действительно, упомянутое имя царицы Савской неразрывно связано в предании христианской общины Эфиопии с появлением здесь Ковчега Завета. Это предание зафиксировано в уникальном литературном памятнике эфиопской культуры Кебра Негест («Слава царей»).

Согласно изложенному в этом памятнике преданию, царица Савская Македа во время посещения Святой Земли была на аудиенции у знаменитого своей мудростью монарха царя Соломона. Во время длительного пребывания в Иерусалиме и частых встреч с царем Соломоном их отношение из дипломатических переросли в более близкие. И вернувшись в Эфиопию, царица Савская родила сына Давида, прозванного Менеликом. (Исследователь В.М. Лурье, изучая этимологию прозвища Менелик, считает, что это арабское искажение то ли  «Сын Премудрого», то ли «Сын царев».)

Повзрослев, достигнув 20-летнего возраста, Давид-Менелик отправляется в Иерусалим – и какое-то время живет при дворе своего венценосного отца. Отправляя своего сына обратно домой в Эфиопию, Соломон дает в спутники самых знатных юношей своего двора. Среди этих юношей был главный виновник появления, согласно Кебра Негест, Ковчега в Эфиопии – Азария.

Причем происходил он из священнического рода и был сыном первосвященника Иерусалимского Храма. Именно Азария втайне украл из Святая Святых Ковчег Завета, о чем позднее признался Менелику. Сам Менелик счел, что происшедшее не могло совершиться без Промысла Божия, и решил не возвращать Ковчег в Иерусалимский Храм. Так, Ковчег и представители священнического колена для служения при нем попадают, согласно преданию, в Аксум.

Действительно, для христианской общины Эфиопии загадки исчезнувшего Ковчега не существует. Ковчег Завета около трех тысячелетий  принадлежит им.

Аксумский кафедральный собор для хранения Ковчега  был построен эфиопским царем Калебом в VI в. по Р.Х., и изначально этот храм, сооруженный ради Ковчега, отождествлялся с Иерусалимским Храмом царя Соломона, а сам Аксум в сознании эфиопцев воспринимался как «Новый Иерусалим».

В XVI в. во время вторжения в страну мусульманских полчищ, Ковчег был перепрятан, а затем, сто лет спустя, вновь вернулся на прежнее место. Лишь в 1965 г. Ковчег был перемещен в новый храм, специально построенный Хайле Селассие для его хранения. Кстати, эфиопский монарх Хайле Селассие, являлся 225-м прямым потомком сына царя Соломона и царицы Савской – Давида-Менелика (свергнут в 1974).

Сегодня аксумский Ковчег Завета не доступен для научного обследования! Оригинал находится под пристальной охраной священнослужителя-монаха, который назначается на этот пост пожизненно. Он не имеет права отлучаться от Ковчега. Сам Ковчег в эфиопской традиции именуется «Табот». И только раз в году, в январе месяце, Табот выносится для совершения «Тимкат» – церемониального шествия с Ковчегом Завета. Во время Тимкат собирается до десятка тысяч молящихся.

Во время этого шествия священники в полном облачении несут Ковчег завернутый, как и в ветхозаветные времена, в специальные ткани. Целую ночь Ковчег-Табот находится в специальном шатре, в котором на протяжении всего времени совершаются богослужения. И только на рассвете после Литургии Табот вновь возвращается в распоряжение «хранителя». 

В своей книге «Знак и печать» уже упоминавшийся нами Г. Хэнкок рассказывает о том, что в 1991 г. специально приехал в Эфиопию, чтобы увидеть Ковчег во время шествия Тимкат. Так вот, после выноса Ковчега-Табот из храма сам священник-хранитель Ковчега не пошел участвовать в шествии, несмотря на то, что он должен неотлучно находиться со святыней. Он остался в храме, где молился всю ночь. Из этого Г. Хэнкок заключил, что и во время Тимкат выносится копия, а не сам легендарный оригинал, т.к. «хранитель» не мог оставить оригинал Табот без присмотра. Примечательно то, что копии Ковчега-Табот находятся в каждом христианском храме Эфиопии.

Но несмотря на то, что сегодня для научного исследования оригинальный Табот не доступен, исследователь В.М. Лурье в своем труде «Из Иерусалима в Аксум: архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь» предлагает описание аксумского Ковчега, в свою очередь, цитируя арабский источник XIII в. «Абу Салих»: «У абиссинцев находится также Ковчег Завета, в котором хранятся две каменные скрижали; на них перстом Божиим начертаны заповеди, которые повелел Бог сынам Израилевым. А Ковчег Завета равен по высоте алтарю, а его ширина меньше ширины алтаря, человеку же достает до шеи. Он обит золотом. На его верхней крышке золотые кресты. На нем также пять драгоценных камней: четыре в четырех углах и один в середине. Четыре раза в год на Рождество, Богоявление, Пасху и Воздвижение на Ковчеге совершают Евхаристию во дворце царя».

Из приведенного описания видно, что литургически оригинальный Ковчег-Табот, находящийся в Аксуме, издревле использовался как престол для Евхаристии. А табот-копии, которые традиционно есть в каждом эфиопском храме и которые во время праздничных шествий играют центральную роль,  всего лишь деревянные бруски небольшого размера, завернутые в парчу или вложенные в ларец. И, наверное, правильней было бы определить их как копии того, что когда-то находилось в Ковчеге Завета – Скрижали Завета. Вполне вероятно, что ещё в древности эфиопы перенесли представление о самом Ковчеге на то, что в нем хранилось – на Скрижали Моисея.

Примечательно, что эта гипотеза находит и филологическое подтверждение. В библейском иврите Ковчег всегда именуется אֲרוֹן [aron] «ковчег, ящик, ларец», но наравне с этим есть ещё одно слово, по смыслу означающее то же самое – תֵבַת  [tevat], употребляющееся в Священном Писании при описании ковчега Ноя и корзинки, в которую Иаховеда положила Моисея. И очевидно, что из tevat легко произвести tabot.

Традиция особого почитания Ковчега Завета и нахождения его копий в каждом эфиопском храме приводит к мысли о том, что вполне может быть действительным то, что оригинал находится именно здесь – в Эфиопии.

Зимбабве. Город Харрар

Совсем неожиданную гипотезу представил в 2008 г. профессор Лондонского университета Теодор Парфит. Еще более сенсационным был его телерепортаж для британского телевидения из пыльного хранилища музея г. Харрар в Зимбабве. Профессор показал перед включенной камерой ветхую деревянную коробку и сообщил, что нашел Ковчег Завета!

Комментируя свое заявление, профессор Т. Парфит рассказал, что в 1990 г. он разыскал африканское племя лемба, проживавшее в пограничной зоне между Зимбабве и ЮАР и на протяжении длительного периода изучал его. Особо привлекли внимание ученого религиозные традиции племени. Эти традиции проявляли удивительное сходство с традициями иудаизма. А именно, племя лемба избегало употребления свинины, в пищу разрешалось употреблять исключительно мясо домашних животных, также они почитали субботу днем покоя, а мальчикам сразу после рождения делали обрезание.

В 1999 г. Т. Парфит с помощью анализа ДНК сумел доказать, что между  представителями мужской половины племени лемба и евреями-мужчинами  из семей коэнов (священники из колена Левия) существует генетическая связь.

Как в племени лемба появились еврейские гены?

В самом племени сохранились сказания, по которым их народ до переселения на юг африканского континента жил в городе Сена, находившийся в Йемене. Действительно, после завоевания Святой Земли римлянами уже в конце I в. по Р.Х. в Йемене возникла еврейская община, которая появилась вследствие переселения евреев из Палестины.

Как же профессор все это увязал с Ковчегом? Т. Парфит сослался на манускрипт VIII в., в котором рассказывалось, что еврейская община Сены давно владела библейским Ковчегом Завета. Манускрипт даже особо называл Ковчег «Ngoma Lugunda» («Глас Господень»). Во время сражений воины племени лемба переносили Ngoma Lugunda на шестах-носилках, так как транспортировали Ковчег во времена Моисея вплоть до постройки Первого Храма.

Манускрипт повествует о том, что Ngoma Lugunda выбрасывало пламя, что сопровождалось устрашающими звуками.

Сделав радиоуглеродный анализ (С-14) обугленного деревянного ящика, который профессор нашел в хранилище музея г. Харрар, Т. Парфит датировал его 1350 г. до Р.Х., а именно этот год является одной из предполагаемых дат Исхода (З.Фрейд «Если бы Моисей был египтянином»).  Собственно, это убедило ученого, что он нашел Ковчег Завета.

Рыцари-тамплиеры, «Черная пятница»

«Пятница тринадцатое» и рыцари-тамплиеры

Наверное, многие встречались с тем, что наши современники тринадцатое число, приходящееся на пятницу, по суеверию облекают какой-то темной мистикой. «Пятница тринадцатое» или «Черная пятница» – эти словосочетания способны вселить даже ужас.

На самом деле, именно в ночь с четверга на пятницу 13 октября 1307 г. по приказу французского монарха Филиппа Красивого, в самой Франции, в результате карательной экспедиции были арестованы около 15 тысяч членов ордена тамплиеров. Одновременно преследования тамплиеров развернулись почти во всех европейских странах. Эта грандиозная единовременная акция до сих пор вызывает недоумения ряда историков. Что спровоцировало эти репрессии?

Израильский ученый-публицист Рафаил Нудельман в своей книге «Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий» впервые предложил связать эти события с Ковчегом Завета.

В 1306 г., через год после избрания папы Климента V и ровно за год до разгрома ордена тамплиеров, к папе в г. Авиньон во Францию (знаменитое «авиньонское пленение пап») прибыла высокопоставленная делегация, направленная эфиопским монархом Ведодом Арадом.

Немного предыстории. В середине XII в. на эфиопский христианский престол не без помощи тамплиеров взошел Лалибела. В благодарность за содействие он разрешил тамплиерам остаться в Эфиопии. Но в 1270 г. династия Загве уступила место монархам  династии Соломонидов. Именно в этот период была записана «Кебра Негест», в которой утверждается, что новая династия ведет начало от Менелика, сына Соломона, и является хранительницей великого Ковчега. Монархи новой династии проявляли враждебность ко всему, что связано с царями династии Загве, в том числе и к тамплиерам, которые перенесли свои поиски Ковчега Завета из недр Храмовой горы в Эфиопию.

Создание ордена тамплиеров восходит к 1119 г., когда государство крестоносцев Иерусалимское Королевство возглавлял король Болдуин. Именно в это время в Иерусалим прибыли девять французских аристократов и попросили разрешение основать «Братство бедных рыцарей Христовых и Соломонова Храма», в просторечье – храмовников или тамплиеров.

Тамплиеры заявили, что их главной задачей будет охрана дороги Яффо-Иерусалим от нападений арабских отрядов, по которой прибывают паломники. Но на самом деле охраной они не занимались, эту службу несли воины-рыцари из ордена иоаннитов.  Тамплиеры весь период пребывания на Святой Земле что-то искали в недрах Храмовой горы. Спустя 800 лет израильские археологи обнаружили пробитый ими туннель, уходивший под основание мечети Аль-Акса, туда, где в Соломоновы времена находилось основание Первого Храма.

Если тамплиеры действительно появились в Эфиопии, значит, их поисковые экспедиции в Святой Земле не увенчались успехом, а появление их именно в этой африканской стране говорило о том, что только Ковчег влек к себе этих искателей приключений.

По мнению Р. Нудельмана, боязнь монархов из династии Соломонидов того, что Ковчег рано или поздно будет увезен тамплиерами в Европу, подтолкнул их спешно отправить делегацию к европейским монархам и папе и предупредить, каким могуществом будут обладать тамплиеры, если овладеют Ковчегом Завета. Тот факт, что тамплиеры претендуют на владычество в Европе и подтолкнул Филиппа Красивого устроить во Франции, а затем и во всей Европе «Черную пятницу».

Великобритания. Франция. Ирландия

Некоторые охотники за Ковчегом хранят надежду, что рыцарям-крестоносцам все же удалось привезти Ковчег в Европу и, мало того, спрятать, оставив подсказки для их преемников, как обнаружить Ковчег Завета.

Несмотря на то, что перечисленные ниже гипотезы достаточно примитивны, мы все равно обязаны их упомянуть, чтобы у читателя было более объемное представление о состоянии попыток локализации Ковчега Завета в настоящее время.

Среди таких искателей приключений можно упомянуть британского журналиста Грэма Филлипса, автора книги «Тамплиеры и Ковчег Завета». Свою поисковую экспедицию Г. Филлипс начал в горах Шара в современной Иордании, т. к. согласно одной бедуинской легенде, именно в этих краях рыцари из Англии обнаружили сокровищницу. Из истории Крестовых походов Г. Филлипсу было известно, что в Британию рыцари вернулись с богатыми трофеями. Среди этих сокровищ, привезенных на родину, был  так называемый «золотой сундук». Именно его Г. Филлипс и отождествил с Ковчегом Завета.

Для Г. Филлипса было очевидно – Ковчег в Британии! Британский журналист начал поиски с тех храмов, которые были построены в период возвращения на родину рыцарей-крестоносцев. Результат не заставил себя ждать. Несколько храмов сосредоточили на себе основное внимание Г. Филлипса. Так из деревенских архивов поселка Хардбиг Г. Филлипс нашел запись от 1192 г., которая гласила, что рыцари параллельно с храмом приняли решение строить особую часовню рядом с церковью для хранения священных реликвий, привезенных со Святой Земли.

Но, к сожалению, сегодня это место находится на территории частных владений, и попасть туда  просто невозможно. Очевидно одно:  вряд ли до сегодняшнего дня сохранились привезенные в ХІІ в. священные трофеи.

Находясь в постоянном поиске фактов пребывания Ковчега в Британии, Г. Филлипс приехал в поселок Бертондасед. Только на этот раз, Г. Филлипса интересовал уже не сам храм, т.к. было очевидно, что храм был построен в более поздний период, а фрески церкви. По мнению Г. Филипса, эти фрески были «расшифрованы» местным мастером-реставратором в конце ХIX в. Джейкобом Кауп-Джонсом, который поддерживал благолепие древних храмов этого региона.

В другом храме местечка Ланглей, где вышеупомянутый мастер сделал для храма оконные витражи, Г.Филлипс сделал смелое заявление, что именно в витражах которые местный мастер изготовил для храма, Д. Кауп-Джонс вновь «зашифровал» указание рыцарей-крестоносцев. В этом «шифре», по мнению Г. Филипса, содержались указания, где искать спрятанный ими Ковчег Завета.

Любопытно, но настоятель храма в Ланглее о. Ричард Ливингстон опроверг все примитивные догадки Г.Филлипса, указав на то, что приковавший внимание своим «шифром» витраж храма с сюжетом «Рождества Христова» ничем не отличается от традиционной иконографии.

В это же время во Франции продолжал поиски Ковчега Завета уже упоминавшийся нами выше Г. Хэнкок. Действуя разобщено, даже не подозревая о существовании друг друга, Г. Хэнкок и Г. Филлипс фактически дублировали друг друга, изучая архитектурные памятники Западной Европы эпохи Крестовых походов.

В своей книге «Знак и печать» Г. Хэнкок сообщает, что летом 1989 г. при осмотре знаменитого собора в г. Шартр (Франция) его внимание было приковано к статуе царицы Савской, держащей в руке цветок. Именно эта фигура появилась в соборе в XIII в., как раз в период написания манускрипта «Кебра Негест», содержавший историю Менелика и Ковчега.

Поразительно, но по соседству с фигурой царицы Савской, буквально за колонной, находилась фигура Мелхиседека, царя Салима (древний Салим он же – Иерусалим). Не было ли это соседство намеком создателей Шартрского собора на перемещение Ковчега Завета из Иерусалима в Эфиопию? Именно подобные вопросы для размышления задавал сам себе Г. Хэнкок, пытаясь разгадать создаваемые его же воображением ребусы.

В контексте локализации места поиска Ковчега нельзя не упомянуть об уникальной поисковой экспедиции, члены которой именовали себя «британскими израильтянами». Утверждая, что английский язык – это единственный сохранившийся «потомок» библейского иврита (?!), они заявили о своем праве собственности на Ковчег, который, якобы, был спрятан крестоносцами в древнем кургане Тара в Ирландии.

Начав свои разрушительные раскопки, «британские израильтяне» фактически подвергли угрозе полного уничтожения древний духовный центр кельтов и друидов, который, кстати, намного старше, чем известный Стоунхендж. Прекратить эти «раскопки» помогли протесты общественности. Но ни в результате поисков «британских израильтян», ни после недавнего геодезического обмера кургана сотрудниками Ирландского Университета библейской реликвии найдено не было!

Завершая наш экскурс, мы понимаем, что вышеперечисленные экспедиции –  это далеко не все попытки, пусть даже иногда наивных и чудаковатых искателей, многие из которых даже не понимают, для чего они ищут эту священную реликвию. И чтобы они делали с найденным Ковчегом, если бы им такой случай представился – на этот вопрос у них тоже нет ответа. Но всех этих людей, на протяжении многих веков тратящих огромные усилия на поиски Ковчега, объединяет одно – дерзость соприкосновения с тайной.

Однако достаточно вспомнить историю о человеке по имени Оза, который во время транспортировки Ковчега, при наклоне телеги, предупреждая о его падении, хотел лишь придержать Ковчег – и был убит (1 Пар. 13:9-10). Библейский текст говорит, что Господь поразил Озу даже за его невольную дерзость прикосновения к святыне!

Но и это не останавливает любопытных искателей. Вооружившись современными знаниями в области точных наук и объяснив для себя, как они считают, феномен Ковчега, они готовы к встрече с этой святыней.

Взгляд современных ученых-материалистов на Ковчег Завета

Так, современная научная мысль предложила свои выводы исходя из описания Ковчега в Священном Писании.

Ёщё в 1915 г. естествоиспытатель и первопроходец в области электричества Никола Тэсля (1856-1943) высказал предположение, что Ковчег Завета – это конденсатор – устройство для накопления и хранения мощных электрических зарядов. Эту теорию он выдвинул не беспочвенно. Ковчег Завета был покрыт изнутри и снаружи слоем проводящего ток золота. Деревянное основание напротив было непроводящим ток элементом, и исходя из этого он заключил: «Можно предположить, что сыновья Аарона погибли из-за высоковольтного разряда».

Также ему принадлежит мысль, как мог заряжаться Ковчег: «Путем статики! Если «конденсатор» несли через сухую пустыню, он заряжался благодаря сухому пустынному воздуху и трению о его поверхность шкур животных и шерстяного покрывала, которым окутывали Ковчег во время транспортировки. Горе тому, кто до него дотронется!».

На протяжении многих лет канадец Джон Хатчитсон был увлечен мистической силой Ковчега. Вследствие многих экспериментов он соорудил модель Ковчега, используя фанеру, медь и статуи двух латунных орлов. Для канала «Discovery» он даже продемонстрировал свою модель – она действительно работала как конденсатор!

По тому же принципу была сконструирована знаменитая «Лейденская банка» – стеклянная колба, изнутри и снаружи покрытая металлом и закрытая проводящей ток насадкой. Голландец Питер Ван Мушенбрук рассказывал о результатах своего эксперимента в 1747 г, что после того, как он прикоснулся к «Лейденской банке», «все мое тело вздрогнуло как от удара молнии». Размеры Ковчега были значительно больше…

Другие наши современники – британцы Ричард Эндрюс и Гарнер Херстр – также решили проверить эту гипотезу и, согласно инструкциям книги Исход (глава 25), сконструировали точную копию Ковчега, используя дерево акации и сусальное золото. Но в условиях сырой Англии для эксперимента им пришлось заряжать Ковчег генератором. Заряд прекрасно проходил через вызолоченные стенки модели. И им также удалось доказать, что Ковчег мог разряжаться и работать как конденсатор! Р.Эндрюс даже заключил: «Я уверен, что причина смерти тех, кто прикасался к Ковчегу, электрический разряд». По его утверждению, Ковчег мог заряжаться путем статики до 50-60 тыс. вольт!

Мало того, появились гипотезы, в которых утверждалось, что пророк Моисей положил туда что-то, излучающее радиоактивную энергию, и отсюда ожоги, опухоли и даже смерти тех людей, которые приближались незащищенными. Особые одежды первосвященника, который заходил в Святая Святых для каждения один раз в году в Судный день (Йом Кипур), оберегали, как считают приверженцы этой теории, первосвященника от радиоактивных излучений.

Но для верующего разума эти теории малоубедительны.

Вершина горы Нево

Заключение. Земной Апокалипсис

«И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег Завета Господня», он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет» (Иереем. 3:16).

Эти слова принадлежат пророку Иеремии, для которого нахождение Ковчега в Святая Святых Иерусалимского Храма до агрессии Навуходоносора было реальностью. Пророк Иеремия вошел в историю пророческой мысли как борец с «бездуховностью» своего времени. Ведь исполнение Закона Моисея, жертвоприношения в Храме – все теряло свой изначальный смысл, если не было сопряжено с пламенеющим любовью к Богу духом человека. Но в выше процитированных словах пророк говорил о грядущих временах. Другими словами Иеремия говорил своим современникам: «Вот вы сейчас поклоняетесь Ковчегу, а придет время, исполнится Завет Господень, и поклонение это станет излишним…»

Боговоплощение Христа Спасителя кардинально изменило наш мир. После того, когда евангельская проповедь после опустевшей гробницы Христа зазвучала во многих уголках Римской империи, до сегодняшнего дня преображая жизни людей, необходимость в Ковчеге с той ролью, которую он играл в судьбе богоизбранного народа в те далекие времена, действительно утрачена.

Можно даже допустить, что материально Ковчег перестал существовать. Но его утрату восполнили слова Христа-Спасителя «Ибо, где двое или трое собраны, во имя Мое, там и  Я посреди них» (Матф.18:20). Именно эти слова перенесли Божественное Присутствие с ограниченного пространством Святая Святых Иерусалимского Храма – на весь мир. И отныне богоизбранность – это не прерогатива одного народа, а благодатное приобретение через Таинство Крещения любого входящего в ни чем неограниченное пространство Церкви – «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Но факты говорят за себя, Ковчег продолжают искать!

И многих даже не останавливает засвидетельствованная в Библии смертоносная, поражающая сила Ковчега.

Сегодня очень многих вдохновляет убедительное аггадическое утверждение (Иома 3б-54а; Шк. 6:1-2), приводившееся выше, в котором говорится, что Ковчег находится «на месте» под «краеугольным камнем мирозданья». Храмовая гора в Иерусалиме никогда не переставала манить искателей Ковчега.

А заявление раввина Иегуды Гетц о том, что он знает, где закопан Ковчег, и мало того, видел это место во время секретных раскопок, делает утверждение покойного главного раввина Израиля Шломо Горена о том, что Ковчег находится под Храмовой горой, ещё более вероятным.

Для ислама «краеугольный камень» вершины горы Мориа, где когда-то стоял величественный Храм Ирода, является  также важным местом – оттолкнувшись от этого камня, пророк Мухаммед вознесся на небо. В настоящее время над «краеугольным камнем» возвышается величественная мечеть – «Купол над скалой», или «Мечеть Омара».

Сегодня Храмовая гора – роковой перекресток двух мировых религий и источник постоянных конфликтов на Ближнем Востоке. И израильтяне, и палестинцы считают Иерусалим своей духовной столицей. Фундаменталисты обеих сторон, ссылаясь на ТаНаХ  или Коран, заявляют исключительные права на Храмовую гору.

Директор совета Вакф (религиозный мусульманский совет, контролирующий Храмовую гору) Аднан Хусейни противопоставляет всем претензиям израильтян на Храмовую гору совершенно новую (палестинскую) историю Святой Земли. В этой истории не было никогда Иудейского царства, Храм – это вымысел авторов Библии, а сама Хаарам аш-Шариш («Благородная святыня» (араб.) она же Храмовая гора) была обжита не евреями, а хананеянами – предками арабов.

При всем напряжении арабо-израильского противостояния Храмовая гора продолжает играть роль мусульманской святыни, собирая тысячи верующих по пятницам и на мусульманские праздники.

В это же время иудейские фундаменталисты, основавшие такие институты как «Фонд Иерусалимского Храма», «Институт Храма», «Движение верных Храмовой горы и земли Израиля», требуют вернуть Храмовую гору, чтобы построить новый Храм. Но перед этим нужно расчистить Храмовую гору, разрушив мечети (!). Один из непримиримых современных зелотов глава организации «Ревнители Храмовой горы» Гершон Соломон недавно заявил: «Мусульманам не место на горе! Они должны разобрать свои мечети и перенести их в Мекку!».

Каждый год ревнители упорно пытаются подняться на гору и заложить символический первый камень Третьего Храма. Эти попытки традиционно завершаются побоищами у Стены Плача.

А недалеко от Храмовой горы в еврейском квартале Старого Иерусалима, в полуподвальном помещении с вывеской «Институт Храма», продаются открытки и плакаты с видом Храмовой горы, откуда вдруг исчезли все мусульманские святыни. И в глубине самого Иерусалима, где привычно возвышались купола Храма Воскресения – пустота, в «фотошопе» и его убрали!

А теперь на мгновение представьте: если бы информация об обретении Ковчега, или чего более, сам Ковчег попал бы в руки этих фундаменталистов, что бы могло произойти? Может, поэтому Господь скрыл местонахождение Ковчега от людей? Ведь его обретение может ввергнуть весь Ближний Восток в новую войну.

Может, в этом и заключается загадка исчезнувшего и до сих пор не найденного Ковчега, продлевающего такой хрупкий мир в этом регионе?

P.S.

Относительно недавно информационное агентство Reuters на своем официальном сайте разместило информацию о том, что многие итальянские СМИ анонсировали выступление главы Эфиопской Церкви Абуны Павла, который, якобы, должен был объявить, что Ковчег будет выставлен в специально построенном для него музее.

Но реакция на сенсацию о публичной презентации Ковчега Завета была следующей: глава Эфиопской Церкви официально опроверг появившуюся новость.

«Я глубоко разочарован тем, как итальянские СМИ неверно истолковали мои слова и распространили ложную информацию», — заявил эфиопский духовный лидер. В то же время, он подтвердил, что «Ковчег Завета и священные скрижали с Десятью заповедями, которые Бог дал Моисею, находятся в Эфиопии»…

Журнал «Отрок»

Материал публикуется в авторской версии


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ЗАГАДКИ Библейской истории: В поисках исчезнувшего Ковчега Завета

Существовал ли вообще Священный Ковчег, или это вымысел авторов книг Священного Писания? Как он исчез, если даже существовал? Эти вопросы остаются без окончательного ответа, хотя существует огромное количество гипотез и теорий о тайне исчезнувшего в веках Ковчега.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

5797 переглядів / Коментарів: 0

Теги: богословие | Історія |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru