Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
ЮБИЛЕЙ 1025: Как Крещение Руси объединило три народа и одну «дальневосточную» епархию
10 July 2013 14:58
Протоиерей Александр Авдюгин

1025 лет тому назад произошло событие, которое изменило направление течения исторического времени трех славянских народов: русского, украинского и белорусского. В сознание славян были привнесены ценности, которые не только изменили религиозный взгляд на мир, но и дали иные точки отсчета в нравственных ценностях.

Днепровская купель крещения омыла грехи славянских племен, стала истоком новой культуры и народных традиций, из которых родились и наше искусство, и наша письменность.

Началось восстановление «образа Божия» теперь уже в православном народе, которое будет продолжаться до скончания времен.

Удивительно то, что «просвещение славян» равноапостольными Владимиром и Ольгой, а за ними и иными подвижниками веры и благочестия, не только преобразило языческую культуру, обряды и верования наших предков, но, впитав мудрость тысячелетнего христианства, не уничтожило особенности наших народов. Мы не стали ни греками, ни латинянами, ни тевтонцами.

Широта славянской души, умение сострадать, прощать и верить, что правда не попираема, остались с нами. Все это лишь приукрасилось сознанием того, что мы теперь не мечемся между сонмом божков в поисках главного «ответственного» за все преткновения, препятствия и искушения, а четко понимаем свое место и свои возможности в свете Христовой истины.

Христианство отнюдь не ликвидировало национальные черты трех народов, не убрало наши отличия и особенности

Русский «авось» для православного человека – это уже не безразличие к итогам своих начинаний, а повод для размышления: сам виноват, или Бог не попустил?

Белорусская толока – не безликий коллективизм, где каждый лишь винтик и шурупчик одного общего дела, а уже и понимание, что без единой веры «не можете творити ничесоже».

Да и знаменитое украинское определение собственной ментальности «моя хата с краю» нынче не заканчивается отрицанием собственного знания. Иное присуще тем, кто лоб крестным знамением осеняет: «Моя хата с краю, всех вас приглашаю».

Все же рассуждения современных поклонников многобожия, читателей так называемых «вед» и древних славянских «правил», о том, что христианство привнесено на Русь насильственно и является чуждым мировоззрением, разбиваются всего лишь одним аргументом: в былинах Киевской Руси именно народ, а не власть предержащие дали новое имя равноапостольному Владимиру – Красное Солнышко.

Не князья и греческие священники назвали крестителя Руси столь красочным определением, а те, кто пахал, сеял и защищал Русь.

Сходите нынче «в народ», поклонники неоязычества, и попытайтесь услышать из уст простых людей подобную характеристику любых нынешних «князей»…

Крещение Руси – не просто дата, веха, но постоянно действующая константа, непосредственно определяющая и нашу повседневность

И даже злободневность лесковского определения «Русь крещена, но не просвещена» негатива в себе не несет, это лишь литературное продолжение призыва Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Матф.28:19,20)

И еще одна особенность данного юбилея: отношение к нему власть предержащих и работников культуры. Они с удовольствием и по своей инициативе предлагают сотрудничество, пишут сценарии, проводят встречи, организовывают выставки, участвуют в концертах, презентациях и фестивалях.

Причем, в этом соработничестве отсутствуют какие-либо политические мотивы, меркантильные интересы или личный пиар.

Отнюдь не идеализирую и не хочу сказать, что не было прецедентов (они всегда были и будут), когда церковные мероприятия или события пытаются политизировать или направить в русло рекламы. Случается. Куда от этого денешься в нынешнем зацикленном на политике светском обществе?

Да, вот только величие события, произошедшего 1025 лет назад, лишь показывает, насколько данное старание соединить несоединимое тщетно и несерьезно.

Именно поэтому в дальневосточной украинской глубинке, в новой епархии нашей Церкви, торжества, посвященные этому событию, не только обязательная «галочка» в списке необходимых служб и мероприятий, а праздничное торжество всех, для кого Бог и Его Церковь – неотъемлемая часть собственной жизни.

***

Недавно в рамках этого юбилея в епархиальном центре прошли два общественно-церковных и значимых для нас события.

Первое – соборная Литургия и Крестный ход духовенства, которую украсили наши гости – архиепископ Святогорский Арсений и епископ Овидиопольский Аркадий, а также делегации из соседних луганских епархий.

Второе – телевизионный прямой эфир с темой «Крещение Руси и современная Церковь». В полуторачасовой беседе на местном телеканале РТВ приняли участие не только священнослужители во главе с управляющим епархией епископом Пантелеимоном, но и прихожане наших храмов.

Казалось бы, разные действа по характеру, времени и места проведения, но в том-то и удивительность веры, от купели днепровской берущей начало свое, что она пронизывает все грани нашего бытия.

Неординарность происходящего хорошо видна, когда всматриваешься в лица участников Литургии и Крестного хода. Ведь это был обычный будний день Троицкой сплошной седмицы, пятница. То есть вечером практически всем священникам еще и службу в своих храмах править. Чему особо радоваться?

Тем более, что не столь длинный путь Крестного хода к храму великомученика Пантелеимона, под палящим, выпекающим все солнцем, довольно не легок, особенно если на тебе подрясник, ряса и сверху фелонь с камилавкой. Но не замечаются эти «тяжести» ни нами, священнослужителями, ни мальчишками, звонящими на протяжении всего пути от храма к храму в небольшие переносные колокола, ни несколькими сотнями прихожан, поющих вместе с нами тропари и кондаки.

Радостны лица.

Да и как иначе, если вслед за иконами сам равноапостольный князь Владимир шествует? Это невозможно передать словами, не хватает определений, но душой и умом понимаешь, что мельчайшая частица мощей Крестителя Руси, которая возглавляет Крестный ход, во всей полноте передает реальное присутствие святого в происходящем событии. Это тоже одна из особенностей нашей веры – видеть и понимать великое в малом.

Еще один запомнившийся яркий момент богослужения в тот день – совместная молитва трех архиереев нашей Церкви.

Епископ Пантелеимон – управляющий нашей Ровеньковской епархии родом из Винничины, воспитанник киевских духовных школ и Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры; епископ Аркадий – наш земляк, из семьи рабочих, свой монашеский и священнический путь начавший в Одесской семинарии и тамошнем монастыре; архиепископ Арсений, наместник восточного форпоста нашей Церкви – Святогорской Успенской Лавры, родился в России и до принятия решения посвятить себя служению Богу учившийся в сельскохозяйственном институте, затем были Московская духовная семинария и монашеский постриг уже в краю Донецком.

Казалось бы, разные люди, с непохожими жизненными коллизиями и судьбами, да и по возрасту разновелики, но почему же их совместное богослужение столь едино в своей внутренней и внешней сущности? Ведь светский человек, прочитавший их биографии, лишь одну общность найдет – все трое служили в армии.

Понять это единение можно лишь при условии осознания, что все они из одной крещенской купели вышли, равноапостольным Владимиром нам дарованной, и верность ей сохранившие. Это не говорит об отсутствии греха и преткновений. Нет.

Здесь – свидетельство о возможности и желании его преодоления. Для прихожанина – через покаяние, милосердие, любовь к Богу и к окружающим, для священнослужителя любого ранга – через старание достойно служить Тому, во чье Имя ты крещен. Вот здесь и имеет начало то, что мы называем «едины духом и верой».

На прошедшей через несколько дней после совместного богослужения и Крестного хода телепрограмме это единство, при всем разнообразии мнений, получило свое четкое подтверждение.

В студии вместе с владыкой Пантелеимоном и священством епархии собрались те, кто не мыслит себя без веры и Церкви.

Разброс в возрасте участников программы – от 17 до 60, разноплановость мышления и образования, различное социальное и материальное положение. Но во всех четырех темах, которые мы пытались обсудить, то же единство – не смотря на разные подходы и понимания к обсуждаемым темам.

Даже вопросы, которые звучали в телефонных звонках в студию, за исключением тех, кто озабочен страстями политическими, были проникнуты желанием и стремлением «жить во Христе» и не следовать за лукавым, у которого во главе угла лишь перипетии земных грехов. Сегодня, пересматривая кадры этой телепередачи, четко видно, что мы говорили о том, как нам не оказаться в стороне от той Истины, которую получили 1025 лет назад.

Мне, как ведущему программы, к сожалению, не удалось (из-за нехватки времени и собственной неопытности) предоставить слово всем участникам телепередачи. Но когда я подошел с извинениями к одному из тех, до кого микрофон «не дошел», то услышал лишь сетование на быстротекучесть эфирного времени, а еще о том, что если бы не было начала в водах днепровских, нам бы вообще не о чем было говорить…

***

Факт личного крещения — это начало жизни со Христом, начало Нового Завета. Для всех же нас таким началом Нового Завета явилось Крещение в Киевской купели. С этого дня начался отсчет нашей священной истории, нашей истории отношений с Богом.

Одно из таких мгновений этой истории и стали для нас эти епархиальные события.

С Праздником!


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ЮБИЛЕЙ 1025: Как Крещение Руси объединило три народа и одну «дальневосточную» епархию

Факт личного крещения — это начало жизни со Христом, начало Нового Завета. Для всех же нас таким началом Нового Завета явилось Крещение в Киевской купели.



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

1913 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Ровеньковская епархия | Епископ Пантелеимон (Поворознюк) | Епископ Аркадий (Таранов) | Архиепископ Арсений (Яковенко) | 1025-річчя Хрещення Русі |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru