Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Є така парафія
«Возьми крест свой, и следуй за Мною…» — Крестовоздвиженский храм в Киеве на Подоле
17 October 2011 17:16
Вячеслав Дарпинянц

Крестовоздвиженский храм (на Подоле) — жемчужина православного Киева. Белоснежное каменное строение парит над землей, но не сразу являет себя миру, будучи прикрыто, с одной стороны, живописным холмом, а с другой — высотным (если судить по подольским меркам) зданием. Даже некрещеных, увидавших эту жемчужину, тянет отказаться если не сразу и от всего, то от повседневной суеты на некоторое время — точно. Неоднократно был свидетелем того, как далекие от Церкви украинцы и иностранцы, случайно увидевшие храм, подолгу не могли отвести от него взгляд, после чего поднимались по каменной лестнице в неведомый для них мир… В этом году храм отметил свое 170‑летие. 

Основной престол в верхнем храме — в честь Воздвижения Креста Господня — освятили в 1841 г. (строительство начали в 1823‑м). Северный придел — в честь Казанской иконы Божией Матери (достроенный в 1860‑х гг.) — украшен росписями, которые исследователи относят к малоизученным страницам творчества живописца Григория Светлицкого. Он, к слову, в одной из композиций («Покров Богоматери»), написал автопортрет, где, следуя традициям мастеров прошлого, изобразил себя в облике диакона…

Храм, который никогда не закрывался

Крестовоздвиженский храм не всегда был монументальным. В середине XVIII в. на его месте располагалась одноименная деревянная церковь, возведенная на средства жителей и ремесленников урочищ Гончары и Кожемяки — они, кстати, в составе Киевского братства (было основано в 1615 г.) защищали православную веру в Речи Посполитой. В 1811‑м опустошительный пожар на Подоле уничтожил деревянное сооружение. В том же году, по утверждению авторитетного историка Н. Закревского, закладывается новое здание — каменный теплый храм во имя Архангела Михаила… Предполагается, что Михайловский придел расписывали мастера из круга В. Васнецова и М. Нестерова (на что указывает рисунок, манера работы, понимание специфики монументальной живописи). В некоторых случаях сюжеты и композиции повторяют убранство Владимирского собора в Киеве. Однако имена мастеров точно не установлены, поскольку расходная финансовая документация не сохранилась.

В нижнем храме также есть престол во имя апостола Андрея Первозванного. А в 1914‑м на участке построили часовню. Крестовоздвиженский храм никогда не закрывался.

Пристанище утомленным путникам

27 сентября 2011‑го храм принимал гостей. Звали, как и подобает, без лицеприятия и встречали с христианским радушием. Ближе к полудню все желающие уселись за праздничные столы. А прежде — с семи часов утра — батюшки, диаконы, послушники и более сотни прихожан вкушали пищу духовную: отслужили Литургию, были Крестный ход, молебен, освящение воды… В считанные часы торжествующая радость разливается по Подолу и устремляется в небо колокольным перезвоном.

За оградой храма робко осеняют себя крестным знамением сотрудники и посетители управления МВД (расположенного рядом). Во дворе храма — празднуют. У входа молодой прихожанин поделился со мной своими переживаниями: «С десяток лет назад буквально тут же я смотрел в бездонное ясное небо и был счастлив, как никогда в жизни. Отец Александр совершил надо мной Таинство Крещения — над уставшим от блуда и гордости, сломленным практикой восточных единоборств. Но ощущение счастья было недолгим. Смелая попытка воцерковить сектантку провалилась с греховным треском: тогдашние клятвы в “вечной любви” и тезисы “религиозной” дискуссии в пьяном угаре, якобы связавшие нас взаимной ответственностью пред Господом, обрывки разодранной в моих руках иконы Богородицы — все это до сих пор вспоминается. Но, наверное, для чего‑то нужно было пронести и такой крест!.. Спасает, поддерживает и укрепляет Таинство Исповеди — “второе Крещение”…».

Слово к пастве

На мою просьбу дать интервью настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Андрей Печник скромно уклонился. Однако ответы на подготовленные вопросы я получил из его проповеди:

«В дни прославления Креста Господня у каждого из нас возникает вопрос: “Зачем Иисус Христос был распят? Зачем Он страдал в мучениях на Кресте?”. Вот ответ: “Христос принес Себя в жертву добровольно, за наши грехи, чтобы Своими крестными страданиями ввести нас в Царство Духа Божия!”. Желающим наследовать Царство Господь предлагает взять крест свой и следовать за Ним, за Иисусом Христом. Он говорит: “…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Лк. 9: 23). В этих словах предлагается три условия: во‑первых, необходимо самоотвержение, во‑вторых, должно взять крест свой, наконец — последовать за Господом. Вот лестница на небо. Другой нет и быть не может.

В чем же состоит и каковы пределы отвержения себя? Оно должно простираться в христианине до того, чтобы себя возненавидеть. Как ясно сказал Иисус Христос:“…если кто приходит ко Мне и не возненавидит… самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” (Лк. 14: 26). И как же возненавидеть себя, когда каждый по природе любит себя? А как ненавидит себя преступник, в котором пробудилась совесть, который сам себе желает казни?! А как ненавидит себя больной, страждущий ужасно, призывая смерть?! Узнаем же, что мы заражены смертоносным ядом греха, что этот яд причиняет смерть вечную, тогда будем готовы не только разлюбить, но и возненавидеть себя! И, таким образом, исполнить требование Небесного Врача, чтобы всецело отвергнуться себя, ради следования за Ним.

Второе условие — взять крест свой, орудие казни, необходимое, когда есть преступник, которого должно наказать. Кто же этот преступник? Мы сами! Наш плотский человек, наша злая воля, наше самолюбие. Чем же будем умерщвлять врага нашего, то есть — наши страсти, угождение плоти, гордость? Собственным разумом… Однако, по слову апостола Павла, разум наш надмевает, восстает на Разум Божий, доколе не возродится свыше, и воля наша так слаба на добро, что: “…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу”(Рим. 7: 18). И как же такая воля поднимет руки на свое самолюбие?.. Необходимо орудие внешнее, могущественное, поэтому‑то нам и повелевается взять крест после отвержения себя, то есть — полюбить, избрать, усвоить все то, что ущемляет наше самолюбие, злую волю, чувственность, страсти. Посему крест есть бедность и недостатки, бесчестие, болезни и слабости, худая женитьба, бездетность и многосемейность, потеря родных и друзей, все несчастные случаи… Сей‑то крест — совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий — нужно взять и усвоить тому, кто хочет быть истинным последователем Христа. Однако нужно взять не так, как преступник берет орудие казни (с раздражением, досадой), а добровольно — повинуясь благой воле Божией, с твердым убеждением в пользе и необходимости креста, как больной берет горчайшее и противное лекарство, ожидая от него возвращения здоровья и сил.

Но необходимо знать также и то, что крест — совокупность лишений — неизбежен каждому из нас на земле, от него нельзя уйти никому. Свой крест несут и те, кто не следует за Христом. Но такой крест не спасает, а мучит бесплодно и убивает. А поскольку крест есть необходимость для каждого, то Промыслом Божиим наши жизни располагаются так, что у каждого своя доля скорбей, искушений и болезней. Этот‑то Крест, устроенный Самим Господом, и есть Животворящий.

“…И следуй за Мною”, — сказал Иисус Христос. Третье условие. Жизнь наша есть путь непрерывный. Можно остановиться в своей деятельности, но нельзя остановить течение души, развития или упадка своих сил при жизни. Потому‑то Спаситель и повелевает следовать за Ним — не стоять в раздумьях, взяв крест, не смотреть по сторонам, а идти, не останавливаясь, идти непрестанно — от силы в силу, от добродетели к добродетели, не останавливаясь на достигнутом.

Если положено идти с крестом за плечами, то явно не на брак или пиршество. Идя со своим крестом за Господом, нельзя не прийти на Голгофу. Для чего носили преступники свои кресты? Чтобы быть на них распятыми! Для того и мы должны нести свои кресты… Так, апостол Павел говорит: “…те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал. 5: 24). Подает и пример сего — распятие самого себя: “…я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал. 6: 14).

Посему желающий следовать за Христом должен решиться на умерщвление в себе всего противного воле Божией. Но, как видим, умерщвление в нас ветхого человека связано со многими лишениями и скорбями. Почему? Это все — болезни рождения духа! Как по плоти нельзя родиться без крови и слез, так нельзя возродиться и по духу без скорби и печали по Богу. Спаситель никого не принуждает к этому, Он говорит: “кто хочет”. Но много ли довольных своей жизнью в мире? Все стонут и воздыхают! Посему, если уже неизбежно страдание, то лучше терпеть и страдать для Христа и со Христом, чем для мира и с миром. В первом случае временные страдания искупаются вечным блаженством, во втором же — послужат залогом вечных мук.

Другого пути в Царство Божие нет и быть не может. Как говорит апостол Павел:“…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие” (Деян. 14: 22). И Христос предупреждает: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16: 33). Все это послужит великой радости в будущем. Хотя, те, кто следует за Христом, уже в этой жизни вкушают радость быть с Богом, радость победы над грехом, и ощущение отеческой заботы Небесного Отца…»

Материал предоставлен «Церковной православной газетой», №19 (293), октябрь, 2011

 

Уважаемые читатели!

Началась подписка на «Церковную православную газету» на 2012 год.

Подписка осуществляется во всех отделениях «Укрпочты».

Цена на 12 месяцев ― 39,36 грн. плюс услуги почтового отделения в вашем регионе. Газета выходит дважды в месяц.

Индекс издания на украинском языке ― 96145, на русском ― 96137.



Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Возьми крест свой, и следуй за Мною…» — Крестовоздвиженский храм в Киеве на Подоле

Эта церковь — жемчужина православной столицы. Не однократно люди, случайно увидевшие святыню, подолгу не могли отвести от нее взгляд, после чего поднимались по каменной лестнице в неведомый для них мир…

В этом году храм отметил свое 170‑летие.



Рубрики: Публікації | Є така парафія |

5190 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Церковна православна газета | монастирі та храми Києва |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту
Душа города
19 May 2008




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru