Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Інтерв’ю

2 фото

1

2


«Великий пост – время для «ремонта» души и тела»
09 March 2011 11:51
Ольга Мамона

Как-то мне в руки попали статьи некоего врача-санолога Александра Лебедева из его книги «Как быть здоровым». Признаться, такие названия меня, скептически относящейся к психологии и нетрадиционным методам лечения, вовсе не привлекают. «Ага, очередной Норбеков со своими советами», - подумалось. Уже чуть позже я все-таки прочла некоторые статьи и неожиданно для себя открыла «дневник» православного санолога о том, как заботиться о своем здоровье - духовном и физическом.

А спустя некоторое время у меня даже появился его личный телефон. В трубке, ожидая услышать голос такого себе дедушки профессора-врача,   к своему удивлению, услышала почти мальчишеский тенор. В первую минуту мне хотелось спросить: а туда ли я попала? Но это действительно был Александр Павлович Лебедев – доктор медицинских наук, который практикует в санологии в Херсоне, и основа его метода лечения – духовность. Поговорить с ним о здоровье и православии хотелось давно, но все как-то не находилось повода. Начался Великий пост, когда хочется оградить себя от всего суетного. Тут еще и болезнь «вмешалась», и подумалось: а замечательное ведь время для беседы о здоровье…

 

- Александр Павлович, сегодня каждый знает, что лечит стоматолог, психолог, но для многих остается загадкой, что же лечит  врач-санолог, и что такое санология?

- Санология дает знания больному, как быть здоровым. Здоровье – это психическое, физическое, социальное состояние больного. Поэтому врач-санолог лечит не болезнь, а больного. Врачи, которые лечат болезнь, не знают, что такое здоровье, поэтому не лечат, а залечивают.

На сегодня у большинства людей нет знаний о возможностях своего организма. Многие знают, что лечиться нужно у врачей, но чтобы быть здоровыми - нужно заниматься собой. Часто причины многих заболеваний находятся совершенно не там, где принято обычно искать. Нельзя вылечить рану, если из нее не вытащить ржавый гвоздь. Сколько не перевязывай ее, промывай различными растворами, рана все равно будет о себе напоминать и мешать жить.

Как-то я прочел труды Гиппократа. И оказалось, что отец медицины при лечении больного, в первую очередь, обращал внимание на ум пациента, а потом начинал лечение. К тому времени я уже проработал в медицине около 20 лет, но честно скажу, ни я, ни мои коллеги на ум больного внимания не обращали. Начал я интересоваться, что же такое ум человека. Оказалось, работу ума человека врачи, и не только врачи, изучали еще до нашей эры. Этим вопросом занимались Пифагор, Авиценна. Но самой яркой и понятной для меня книгой, которая описала работу ума человека, явилась «Православная психотерапия».

Я узнал, что еще сотни лет назад монахи Афонского монастыря изучили и описали, как работает ум человека, а главное, дали рекомендации, как его изучать и лечить. Уже позже, когда научился работать со своим умом, я понял, что наиболее доходчиво и просто эти рекомендации даются в Библии, но к этому еще нужно было придти.

Существует много методов изучения ума. Я выбрал уединенное молчание с молитвой, голодание…

«Библия – книга здоровья»

- А что предшествовало санологии, и как именно вера в Бога и покаяние стали главными критериями вашего метода лечения?

- Я столкнулся с тем, что больной порой выздоравливает без нашего участия, даже крайне тяжелый. И я начал догадываться, что мы, врачи, не всезнающие и умеющие. Долго искал причину такого выздоровления. Изучал африканскую, тибетскую, мексиканскую медицины, пока не пришел к пониманию, что истина давно известна – это духовность. Нас, медиков, просто силой 75 лет заставляли забывать знания вечные. А ведь Библия – книга здоровья.

Моей практике в санологии предшествовала 20-летняя работа заведующим неотложным отделением, где часто решения для спасения жизни человека нужно было принимать за считанные минуты. Потом был опыт службы в Советской Армии, на Дальнем Востоке, капитаном медицинской службы. Там было все: терапия, хирургия, гинекология, педиатрия. Мой шеф по кандидатской диссертации («Использование комбинированного низкоэнергетического лазерного излучения в комплексном лечении острой бронхолегочной патологии») профессор В. Бережной учил меня всегда обращать внимание на то, что неизвестно, что не получается. Он был одним из первых моих наставников, и я ему очень благодарен.

Родился и вырос я в шахтерском городке Снежное Донецкой области. Окончил Донецкий медицинский институт. В детстве нас, мальчишек, удивлял большой лохматый дядька, который ходил босиком зимой и летом. Как сейчас помню его добрые глаза. Мы пытались его дразнить, а в ответ всегда получали улыбку и ласковый, наполненный любовью взгляд. Взрослые всегда нас одергивали и с уважением говорили, что это учитель Иванов. Большую роль в формировании моего мировоззрения сыграл и Николай Амосов, с которым у меня было несколько удивительных прогулок в Ботаническом саду Киева.

К вере в Бога я относился, как большинство молодежи в Советском Союзе. Родители из «простых»: папа был шахтером, мама домохозяйка, в церковь ходили редко - по праздникам. Бабушки и дедушки были кулаками, репрессированы, двое из них расстреляны. Точно знаю, что в пяти поколениях мои предки верили в Бога. Ко мне понимание вечных истин пришло уже после 45 лет.

Как-то ко мне еще лет 20 назад привезли ночью в детское отделение 4-летнюю девочку с серьезным заболеванием крови. Мы лечили девочку неделю, две, три, а состояние все ухудшалось. С гематологами мы перепробовали самые лучшие лекарства. Малышка уже ничего не ела, лежала в кроватке с «потухшими» глазками. Все шло к концу. Медицина, к сожалению, еще бессильна против многих болезней. И вот как-то ко мне пришла мама девочки и попросила разрешения отлучиться с ребенком на пару часов. Я не спрашивал, куда они ездили. Это потом я узнал, что они ездили в церковь. На следующее утро после обычной планерки я услышал, между прочим, что девочке стало лучше. Я одел халат - и помчался к ней.

Матери в палате не было, девочка сидела у столика и что-то рисовала. Такого еще не было. Она обычно лежала в постели и в последнее время вообще не вставала. Я подошел к ней, попробовал лобик. Температуры не было. Спросил, где мама? Она ответила, что мама пошла домой, готовить суп и скоро придет. «Ты хочешь кушать?» - спросил я. - «Да, - ответил ребенок. - Я очень хочу есть, а у вас готовят невкусно» (улыбается).

Работа в неотложном отделении напоминает конвейер: больные поступают днем и ночью. Пока ребенок тяжелый, занимаешься с ним, когда ему становиться лучше, внимание уделяешь меньше, потому что поступили уже другие тяжелые. На обходе, осмотрев девочку, я отметил, что ей действительно стало лучше. Она была веселая, грызла яблоко и просила меня отменить ей капельницы и уколы. В тумбочке я заметил Библию, а к углу ее кроватки была привязана иконка с изображением Пресвятой Богородицы. Уже после обхода, сидя у себя в кабинете и размышляя над историей болезни этого ребенка, я понимал, что ее улучшение не связано с нашим лечением. Это потом уже священник на исповеди мне сказал: «Все по вере дается»…

Работая над диссертацией, мне часто приходилось бывать в библиотеке, встречаться с новыми людьми, читать новые книги. А самое главное - под рукой всегда были пациенты, которые хотели быть здоровыми. В больнице я назначал лекарства, ставил капельницы, в общем, делал все, что делают и сейчас. А в выходные дни занимался тем, что практической медицине и не снилось, как, впрочем, и мне самому. Первой пациенткой, вселившей в меня веру, была вечно больная теща. В 45 лет ее прооперировали по поводу серьезной онкопатологии – облучение, химиотерапия, «вечная» инвалидность. Наверное, мало в медицине диагнозов, которых у нее не было. На ней я многому научился.

Работая в больнице, я 12 лет читал лекции в медицинском колледже, руководил врачами-интернами.

«Я и сам был молодым интерном-неумехой»

- Интернами? А похожи ли они на интернов из известного сегодня одноименного ситкома?

- Бывали самые разные случаи с интернами, часто очень смешные (смеется). Я и сам был молодым интерном-неумехой.

…В школе я был средним учеником, учился не лучше, но и не хуже, чем большинство в нашем классе. В 9 классе как-то не задумывался, кем хочу быть. Кроме футбола и голубей, ничем серьезно не увлекался. Врачей в нашем роду не было, хотя по рассказам папы, его мама, а моя бабушка, лечила людей народными способами. Но она умерла еще за 10 лет до моего рождения. И не знаю, почему, но в школьном сочинении на тему «Кем я хочу быть» - я вдруг написал: «Хочу быть врачом».

После окончания школы многие мои одноклассники поехали поступать в институт. Папа тоже хотел, чтобы я получил высшее образование и стал агрономом. Он даже родственников нашел среди преподавателей сельскохозяйственной академии. И те пообещали помочь при поступлении. Но не тут-то было. Когда я узнал, что папа хочет меня устроить в академию по блату, то сразу отказался. Мне казалось это постыдным и недостойным.

Поэтому вместе с некоторыми из своих одноклассников поехал поступать в медицинский институт. Сдал вступительные экзамены на «тройки» и не прошел по конкурсу. Сильно не переживал, устроился на работу плотником в больницу. Год поработал, а на следующий год легко поступил в институт. Медицина мне давалась легко, хотя я больше играл в футбол, чем учился.

Когда окончил институт и приехал в район (Кировоградщина) на работу, меня сразу назначили заведовать отделением. Старые врачи с радостью отдали мне эту должность, потому что заведующего отделением в районе всегда могли вызвать ночью, в праздники, а это мешало нормально жить. Вызывали, как правило, к тяжелым, а иногда и умирающим больным. Решения для спасения их жизни нужно было принимать в считанные минуты. Тут я понял, что ничего не умею - кроме амбиций и диплома врача у меня ничего нет.

И вот я снова начал учиться. Больной – книга, больной – книга, книга – больной. Только потом постепенно стал превращаться во врача.

В отпуск я ездил к родителям. Мама всегда наставляла меня быть добрым и не обижать людей, а папа советовал в трудную минуту молиться и просить помощи у Бога. Тогда я этого не понимал. Но в трудных ситуациях, когда поступал очень тяжелый больной, я делал все необходимое – вводил лекарства, ставил капельницы, подключал необходимую аппаратуру, а сам в это время мысленно просил помощи у Бога. И, знаете, больные в отделениях, которыми я руководил, умирали редко, а склок и разборок среди сотрудников никогда не было.

Да, вернемся к санологии. Когда был накоплен достаточный опыт, поехал в Киев на курсы по санологии в Академию последипломной подготовки врачей, где и получил базовое образование врача-санолога, за что безмерно благодарен всем сотрудникам кафедры и особенно заведующему профессору Геннадию Апанасенко. И уже больше 5 лет занимаюсь практикой.

«Не поверив пророку Даниилу, я начал свое «исследование» в области питания»

- Мы с вами говорим во время Великого поста. Я знаю, что вы отказались от мяса и алкоголя уже давно, поэтому вам, наверное, вовсе не составляет труда воздерживаться в питании. Однако для многих православных пост, все-таки, дается тяжело. Конечно, главное – духовная составляющая, но все же: как постится «постом приятным»?   

- Как и большинство нормальных людей в нашей стране, я с детства ел мясо. Его ели мои родители и все мои друзья, и знакомые. Я считал, что так должно быть. Тем более, в медицинском институте нас, студентов, учили, что мясо – это необходимый и полезный продукт. Помню, как на занятиях мы высчитывали, сколько и каких продуктов должен съедать каждый человек в зависимости от возраста и работы. Мясо полагалось давать всем, не считая детей до 7 месяцев. Итак, я был убежден, что без мяса – «ни туда и ни сюда». Потом, занимаясь санологией и изучая вопросы питания, в Библии я прочитал, что пророк Даниил и Ананий, Мисаил и Азарий, будучи подростками, отказались от самых лучших продуктов и вина с царского стола. Они попросили, чтобы в течение 10 дней им давали только овощи и воду для питья.

Человек, отвечавший за них, отказался это сделать, так как боялся царского гнева. Он думал, что если они будут есть только овощи, то станут очень худыми, а царь его за это накажет. Пророк Даниил (тогда еще не пророк, а просто юноша) предложил этому человеку, чтобы им хотя бы временно разрешили так питаться, а потом сравнили с теми отроками, которые будут питаться царскою пищею. И если он и его трое друзей будут выглядеть хуже, чем все остальные, то они тоже перейдут на общее питание.

Через 10 дней «стражник» сравнил Даниила и троих его друзей с теми юношами, которые ели мясо и другое. Оказалось, что Даниил и три его друга выглядят лучше тех, кто питался всем.

Прочитав все это, я не поверил. Подумал, что это было давно. Просто люди тогда мало чего понимали в питании. Куда им до нас, образованных, ведь меня же в институте учили, что мясо всем необходимо. Но все-таки появилась мысль проверить.

Как-то постепенно, вроде и без особой надобности, я начал есть все меньше мяса. Месяца через два-три вообще от него отказался, а потом и от рыбы. Мне просто перестало хотеться этих продуктов. Перестав есть мясо и употреблять спиртное, я наблюдал, как на все это отреагирует мой организм.

Честно скажу, никак не отреагировал, разве что стало легче бегать, уменьшился аппетит. Уже прошло больше 10 лет. Теперь меня никакая наука не убедит, что человек должен обязательно есть рыбу или мясо. Я ел рыбу и мясо - жил нормально. Теперь не ем ни рыбу, ни мясо - и живу нормально.

Вот так, не поверив пророку Даниилу, я начал свое «исследование» в области питания. А вообще – половина людей земной планеты не ест мяса, потому что у них его нет, и они не считают его обязательным для организма. Это у нас, украинцев, такая любовь к салу-мясу и «горилке».

Из своего опыта работы с больными людьми знаю, что многим из них вначале страшно и тяжело соблюдать пост. Им кажется, что если они начнут меньше есть, то им будет хуже. Но это только вначале.

На самом деле, главное в Великий пост – настроить организм. Проблемы со здоровьем, действительно, начинаются у многих. Но почему? Не от того, что пища постная. А потому, что организм не знает, почему вдруг перестало поступать мясо, яйца, молоко и т.д. Когда человек думает о смысле поста, готовит себя к нему, то организм понимает и спокойно перестраивается на новое «меню». Причем, во время поста нужно еще помнить, что он обязательно сопряжен с искушениями, соблазнами. И об этом нужно тоже рассказывать. Например, человека пригласили на день рождения, он искусился и подумал: «Это же праздник – я сегодня поем, а завтра снова буду поститься». А затем еще и заболел – снова отложил пост… Препятствия существуют всегда, и духовная составляющая поста  - куда важнее и сложнее, чем просто не есть мяса.

«Настоящая причина большинства тяжелых заболеваний – грехи...»

- Когда больной приходит к врачу, то его ждет привычный опрос: что болит, где, как долго и какая это боль? То есть врач выясняет причину и ставит диагноз. По вашей же методике - главная причина в грехе, в лени. Будто приходишь к духовнику, а не к врачу. Расскажите о своем «опроснике»?

- На самом деле, я задаю пациенту вопросы разного характера – все зависит от ситуации. Все-таки, я больше 20 лет проработал в больнице. Поэтому я спрашиваю: и где болит, и как болит, и какая боль, и какое настроение, и верует ли человек. Объясняю, почему возникла болезнь, вместе с больным выясняем ее причины. Не скрою, часто, в первую очередь, я «прописываю» сходить в церковь и покаяться, причаститься. Но и без лекарств не обходиться. Если острый больной, то я говорю, что существуют разные методы лечения, но вам нужно оперироваться.

Настоящая причина большинства тяжелых заболеваний как раз и есть грехи человека. Мир, в котором  мы живем, с самого начала устроен идеально, честно и правильно. В нем есть все, чтобы человек жил долго и счастливо. К сожалению, не всем это удается, возникает много искушений, мы начинаем грешить, возникают болезни. Поэтому в старые времена считалось большим грехом умереть без покаяния. Но были такие люди, которые по тем или иным причинам этого не сделали. Например, не успели, не захотели, не верили. Тогда болезни передаются их детям или могут возникать генетические нарушения у внуков, правнуков, праправнуков.

Очень многие заболевания или предрасположенности передаются по наследству - ранние инфаркты, гипертония, разводы…

- Развод - это болезнь?

- Да, это слабая духовность. Ссоры, измены, разводы, зависимость от алкоголя – это все болезни. Кстати, частые сегодня женские заболевания – это обиды женщин на мужчин, к сожалению.

Мне приходилось общаться с пожилыми людьми, которые родились до революции 1917 года. Всем своим детям и внукам они давали наставление ни в коем случае не разводиться. Старые люди воспитывались в любви к Богу и ближнему, знали на «ять» слова апостола Павла о том, что муж и жена – плоть едина, и старались передать нам знания.

Иногда на консультации приходят семейные пары, находящиеся на грани развода. Большинство находят похожие проблемы в жизни своих предков и начинают понимать, почему проблема возникла у них. С помощью покаяния и смирения снимается агрессия к супругу. Немного терпения, и возвращаются теплые отношения и счастье. Во многих случаях семью удается сохранить, но для этого нужно хотя бы одному члену семьи начать что-то для этого делать.

«Пост – время для самоисцеления»

- Александр Павлович, говоря о семье, нельзя не вспомнить о детях. Я просто была поражена, когда прочитала раздел из вашей книги «Как быть здоровым» - «Когда болеют дети». Я вспомнила себя – в детстве врачи пугали маму, что я плохо набираю вес и поэтому так часто болею. Когда я шла в первый класс, то весила 15 кг, но на вид была здоровым ребенком.  Меня все время заставляли есть, и я не любила даже само упоминание о еде…

- Мы просто раньше не знали и пичкали своих детей едой 3, а то и 5 раз в день. Тем приносили им вред. Да, тогда ко мне обратилась с просьбой о консультации бабушка четырехлетней девочки. У малышки были частые боли в животе - ацетонемический синдром. Неоднократно лечилась в больнице - «сидела» на строгой диете, пила различные лекарства, но болезнь оставалась. Я подробно расспросил о питании в этой семье. Оказалось, ее кормили пять раз в сутки. Все в этой семье считают, что для правильного развития ребенок должен полноценно питаться.

Я с ними согласен. Каждый ребенок должен полноценно питаться. Но решать, как и сколько ему есть, должен сам ребенок. В этой семье за девочку все решали взрослые. В результате начались болезни.

С бабушкой этой девочки я провел разъяснительную работу. Суть той работы заключалось в том, чтобы взрослые оставили в покое малышку и не заставляли ее. Первую неделю после моих рекомендаций бабушка и родители сильно переживали, что их девочка почти ничего не ест. Но она была активной, веселой, играла с детьми. От большей части предложенной взрослыми еды отказывалась.

Мне пришлось провести еще одну разъяснительную беседу. Если имеются дома продукты, а ребенок не хочет есть, значит, они его организму не требуются. Так зачем же его доводить до болезни? Сорвать ребенку здоровье несложно, вынуждая его кушать тогда, когда он не хочет. На самом деле лучше позволить ему самому решать, когда, сколько и чего ему съесть. При этом желательно есть пищу, приготовленную из натуральных продуктов, поменьше жира и побольше свежих фруктов и овощей.

Когда бабушка и родители оставили девочку в покое, перестали ее уговаривать и заставлять кушать, здоровье ее постепенно стало улучшаться. Через месяц она полностью выздоровела. Тело каждого человека умеет восстанавливаться от многих болезней, особенно у детей, если взрослые не мешают.

Большое значение для здоровья имеют периодические смены питания. Так что посты, с этой точки зрения, - очень полезны. Период, когда человек не ест «тяжелых» продуктов, организм использует для «ремонта» поврежденных участков души и тела и самоисцеления. Конечно, Великий пост способствует больше духовному очищению и развитию, но пищевое ограничение используется как элемент улучшения и физического здоровья. Что характерно, всегда разрешалось не соблюдать пищевые посты беременным, больным, детям, путешественникам и тем, кто трудится на тяжелой физической работе. Я специально сказал «пищевые посты». Ведь есть духовные и умственные посты – мне не доводилось еще слышать, чтоб их не советовали кому-то соблюдать.

Мы живем в мирное время. Но нужно не забывать, что в мире есть еще немало людей, которые не имеют пищи. Поэтому если вы будете не зацикливаться, что можно/нельзя есть, а накормите голодного человека, сделаете доброе дело, то это будет ваш маленький подвиг, шаг к Светлой Пасхе. И никому не нужно говорить о своих добрых делах, просто делать их почаще.

- Спасибо Вам большое за такую интересную беседу.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Книга «Великий пост – время для «ремонта» души и тела»

О том, чем полезен пост и почему болеют дети, что покаяние – главный залог здоровья, а также похожи ли настоящие врачи-интерны на «тивишных» героев, и как пророк Даниил мог побудить врача-санолога Александра Лебедева не есть мяса…



Рубрики: Публікації | Інтерв’ю |

4717 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Церква і медицина | Великий пост |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Маловато будет
18 January 2010




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru