Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря
ВЕЛИКИЙ ПОСТ — неделя за неделей: комментируют архиереи. Память святителя Григория Паламы
28 March 2013 15:04

Каждая неделя Великого поста чему-то посвящена. Первое воскресенье – Торжество Православия, второе – память свт. Григория Паламы, четвертое – Иоанна Лествичника… Нами это воспринимается как данность, и часто мы даже не задумываемся, почему так.

Портал «Православие в Украине» обратился к украинским архиереям с просьбой рассказать «популярно» об особенностях каждой недели Великого поста.

***

31 марта – Неделя вторая Великого поста, Память свт. Григория Паламы. Святитель Григорий Палама окончательно сформулировал православное учение о нетварной (вечной и несотворенной) Божественной энергии. Главная идея праздника – достижение полного соединения человека и Бога через очищение и стяжание Божьей благодати.

На вопросы о святителе Григории Паламе и его учении ответил епископ Сумской и Ахтырский ЕВЛОГИЙ.

Чем актуален для человека XXI века вопрос о нетварной (вечной и несотворенной) Божественной энергии?

Вопрос о нетварной Божественной энергии актуален для человека в любую эпоху. Решение этого вопроса, предложенное святителем Григорием Паламой, есть не просто гениальное прозрение одного великого богослова XIV века, тем более, что это не только победа «паламитов» над «варлаамитами». Это есть торжество духовного, мистического опыта Церкви над притязанием человеческого разума сугубо рациональными методами объяснить тайну несозданного Фаворского света.

В наш век, когда вера в могущество человеческого разума сохраняет власть над многими миллионами людей, полезно напоминать о тесных границах спекулятивного знания и о необходимости для христиан живого и личного Богообщения.

***

Зачем человеку задумываться о природе Божественной энергии?

Как утверждал в своё время святитель Филарет Московский, «никакую, даже в тайне сокровенную премудрость, мы не должны почитать как чуждую и к себе не относящуюся».

Когда святой Апостол Павел писал, что «мы имеем ум Христов», то он имел в виду как раз способность христианского гносиса к постижению тех возвышенных тайн духовного мира, которые были сокрыты до воплощения Сына Божия, но открылись ныне чадам Церкви Христовой.

В Православии нет места фатализму. Господь желает, чтобы мы сознательно принимали дары Его благодати, чтобы мы стремились к обожению.

***

Насколько каждому из нас это нужно?

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей работе «Церковь Духа Святаго» убедительно показал, насколько каждому христианину в Древней Церкви было свойственно сознавать себя «лаиком», то есть членом «лаоса», «народа Божия», царственного священства, нового Израиля.

Нетварная Божественная энергия – это та самая благодать Божия, которая, в синергийном союзе с человеческой свободой совершает спасение каждого человека.

Поэтому не только иерархи или академические богословы, но и все верующие во Христа люди должны интересоваться теорией и практикой умного делания. Это есть то самое стяжание Духа Святаго, о котором в Русской Церкви XIX века писал преподобный Серафим Саровский.

***

Не являются ли такие разговоры отвлечением человека от решения насущных проблем?

Как показывает жизнь, современный человек слишком занят решением насущных проблем. Значение Великого поста в том и состоит, чтобы пусть не надолго, хоть на десятую часть от общего времени года, отвлечь человека от бесконечной мирской суеты и побудить задуматься о вечном: о величии святого Православия, о нетварной Божественной благодати, о значении Креста в нашей жизни… Размышление об этих истинах вносит смысл в человеческую жизнь, из беспорядочного мельтешения преображает её в целенаправленное движение к Царствию Божию.

Если святитель Феофан Затворник писал, что о каждом из нас у Господа есть план спасения, то духовное размышление, сопряжённое с аскетической практикой, есть реальное возвращение к последовательному осуществлению этого плана.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ВЕЛИКИЙ ПОСТ — неделя за неделей: комментируют архиереи. Память святителя Григория Паламы

Зачем человеку задумываться о природе Божественной энергии? На эти и другие вопросы накануне 2-го воскресенья Великого поста ответил епископ Сумской и Ахтырский ЕВЛОГИЙ.



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

2090 переглядів / Коментарів: 1

Теги: божественная энергия | свт.Григорий Палама | Епископ Евлогий (Гутченко) | Великий пост |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

СВЕТА ТРОИЧЕСКОГО ЗРИТЕЛЯМ

Загадочно таинственно, дивными отсветами, озарениями сияет северное сияние вокруг полюса земли. Это солнечная энергия, сгустки света, оторвавшиеся от солнца и столкнувшиеся с геомагнитным полем, в момент соприкосновения она преобразуется в причудливые световые комбинации. Дивно, таинственно, завораживающее видение. Слов нет, спору нет, это всего лишь физический свет, тварный свет. Но, ясно также и то, что Создатель этой поднимающей настроение завораживающей красоты – Бог! И внимательный созерцатель, Света Троического зритель, мистик тайновидец всегда увидит в этом физическом свете, отсвет, того невидимого, нетварного Света, который пронизывает мириадами невидимых световых потоков - сей видимый свет. Но, вот еще завиток! В отличие от Григория Паламы, святитель Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит говорят не только о свете божественном, но и о Мраке божественном. «Моисей вошел во мрак и облако покрыло его…» Откуда мрак? Неужели у Бога есть, какие то темноты, бездны, мрак? Свет даже физический на определенном отрезке спектра бывает невидим. Инфракрасное излучение невидимо для глаза. Оно обнаруживается лишь при попадании на предметы, нагревая их. Также и энергия солнца несущаяся черными просторами космоса, невидима, до тех пор пока не попадает на поверхность планет и уже там взаимодействуя с живыми существами(глаз), или попадая на предметы, становится видимой. Тем более невидим свет Божественный. Мы грешны, мы несовершенны, что бы видеть его. Мы слепнем от преизбытка этого света, потому что свет непостижимо для нас велик. На первый взгляд покажется, что тема об энергиях, о свете очень несовременна и она волнует только монахов, мистиков созерцателей. Но, это далеко не так. Тема затрагивает фундаментальные устои жизни человеков и посему очень интересная. Особенно для мистически одаренных личностей. Сверлит вопрос: почему у нас земных людей недостает энергии к есению тягот жизни и на определенных периодах своего существования мы ломаемся и скатываемся в пьянство, наркоманию, дебоши, измены и прочие бедствия? Почему такое происходит с нами? Потому, что оскудевает в нас сила душевная, внутренний стержень, пружина противления невзгодам жизни, бытийный стоицизм. Вот оно что! И посему, для восполнения этой силы церковь и святые отцы предлагает обращаться к источнику этой энергии к Богу, дающему смысл бытию. В этом и состоит дело, практика Церкви, вдохновить, восполнить, дать людям обновленную силу Божию к прохождению многоскорбного жизненного поприща… Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru