Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Православний погляд



«Варвара», не ешь человека!
28 March 2011 13:41
Надежда Куланина

В детстве, когда кто-то из наших дворовых ребят задавал слишком много личных вопросов, его непременно осаждали фразой: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Это грубоватое выражение вспомнилось мне на одной службе, когда я стала невольным свидетелем разговора двух прихожанок.

Женщины вряд ли были знакомы. Стояли поодаль, но – Прощеное воскресение, и одна из них решила завязать беседу.

– Спаси Господи! Простите меня, грешную.

– Бог простит, а мне как будто и не за что на Вас обижаться.

– Ну, мало ли, положено так – просить сегодня у всех прощения. А Вы вот, смотрю, к Причастию пойдете… Неужели постились? Неделя-то сплошная была, сырная.

– Раз Церковь благословляет сплошную неделю и воскресную Литургию, то что мне тут думать? Да и пост я не очень строго могу соблюдать – болезни не позволяют.

– А как же Вы поститесь? Молоко, кефир пьете? Может, и рыбу себе позволяете?

– Пост не только в еде. А что до моего стола, то как батюшка благословил, так и стараюсь.

– Понятно… Батюшка у нас добрый, – недовольно пробурчала прихожанка и пошла к группке других женщин.

Какое чувство оставил этот разговор в душе ее нечаянной собеседницы, прихожанку, наверное, мало интересовало. Женщина явно считала, что сделала два добрых дела: попросила прощения и дала сестре по вере почву для размышления над несовершенством своей духовной жизни. Мне же показалось, что это было обыкновенное любопытство, которое в вопросе личного поста не только неуместно, но даже греховно.

Но начнем с Прощеного воскресения.

Распространенная приходская практика просить в этот день прощения у незнакомых людей смущала давно, и после службы захотелось разыскать историю возникновения этого чина. Ее отголоски обнаружились в житии преподобной Марии Египетской. Выяснилось, что обычай прощения накануне Четыредесятницы зародился в древних общежительных монастырях.

Так, по уставу Иорданской обители в первую неделю Великого поста монахи собирались на богослужение, исповедовались, причащались и расходились по пустыне, чтобы в одиночестве провести дни сугубого воздержания и молитвы. В Вербное воскресенье братия возвращались в монастырь, но не все – некоторые умирали в пустыне от старости или погибали в когтях диких зверей. Поэтому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи, которые в течение года жили бок о бок и могли нанести кому-то обиды, просили друг у друга прощения, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех братьев.

Так что у чина прощения – очень давняя история, и чтобы не извращать, не профанировать его изначальный глубокий смысл, нам нужно очень бережно относиться к слову «прости» (а оно, не по делу и скороговоркой, очень часто бывает в ходу у верующих) как в Прощенное воскресение, так и в каждый день нашей жизни.

Что касается любопытства, то о нем довольно жестко говорит святитель Иоанн Златоуст: «Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем, не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости». Если это относится ко всем делам житейским, то что уже говорить о посте – тайне души человеческой, скрывать которую благословил Сам Господь: «Когда наступает пост, лицо свое умой и главу помажь елеем, чтобы явиться постящимся перед Богом, а не перед человеками» (Мф. 6:17-18).

Следуя этой заповеди, святые никогда не спрашивали друг у друга, кто и как постится. В том же житии святитель Димитрий Ростовский упоминает, что, уходя на период Великого поста в пустыню, каждый монах брал с собой немного пищи, сколько мог и хотел по своим телесным потребностям. «Перешедши через Иордан, все расходились далеко в разные стороны и не знали друг о друге, как кто постится и подвизается». Возвращаясь в обитель, «никто из братий не спрашивал друг друга, как он провёл время в пустыне и чем занимался, имея свидетелем одну только свою совесть».

Открывать тайну своего поста святые считали грехом и видели в этом признак тщеславия и гордыни. В случае общей трапезы постник принимал пищу как все, чтобы его воздержание не служило укором более немощным братиям, или уединялся в отдельную келию.

Рассказывают, что оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол владыки отличался от скромной скитской трапезы обилием рыбы и другими превосходными яствами. Отец Леонид не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину – на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание. Интересно, что эта практика жива и сегодня. Некоторые верующие, если им приходится в среду или пятницу посещать званые ужины, накануне или на следующий день обязательно постятся. Таким образом, они не лишают себя подвига воздержания и не смущают окружающих в день их радости.

Подобное трепетное отношение к ближнему и есть та любовь, без которой все наши дела – ничто, а все наши слова – «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Как жаль, что не всегда это чувство оказывается у нас на первом месте. Как жаль, что гастрономия все больше вытесняет истинный смысл поста и в стремлении соблюсти букву закона верующие порой даже не замечают, как «съедают» человека.

«Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?»

Пусть каждый постится, как может, как позволяют обстоятельства, как благословляет духовный наставник. Склонность некоторых мирян контролировать внутреннюю жизнь ближнего есть признак собственной духовной немощи: «Кто не заботится о своем, тот непременно будет заботиться о чужом, равно как заботящийся о своем и говорить не станет о чужом, и не будет иметь никакого о том попечения», – говорит Златоуст.

Так что не выспрашивать нам нужно о чужих делах, а больше размышлять о себе, но не так, как фарисей: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», – а вздыхая вслед за апостолом Павлом: «Бедный я человек... Умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:24-25). В самопознании, покаянии и борьбе со страстями пусть каждый проживет свою личную Четыредесятницу. Это и будет истинный пост: Богу угодный, душе спасительный.

Материал предоставлен редакцией газеты «Одигитрия», г. Винница


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Варвара», не ешь человека!

В детстве, когда кто-то из наших дворовых ребят задавал слишком много личных вопросов, его непременно осаждали фразой: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Это грубоватое выражение вспомнилось мне на одной службе, когда я стала невольным свидетелем разговора двух прихожанок…



Рубрики: Публікації | Православний погляд |

2383 переглядів / Коментарів: 1

Теги: газета «Одигитрия» | Великий пост |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Получилось...

Очень хотелось написать что-то том, что часто многие христиане отказываются от взаимного общения, от приглашения гостей т.к. степень контроля их жизни другими начинает зашкаливать. "Почему у ребенка не православные игрушки?, откуда ваш сын знает неправославную песню "Антошка"?" Такие вопросы заставляют некоторых, внутренне взвыть или превращает общение в  непрестанное выстраивание границ и обоснование своего выбора. Это часто так же не приносит удовлетворение. Но эта статя, мне кажется, очень хорошо освещает "Склонность некоторых мирян контролировать внутреннюю жизнь ближнего" и разкрывает как оно скрывается под благочестивыми масками. Я пристуствовала при разговоре, когда одна мама родившая второго ребенка, смело и резко начала выспрашивать и воспитывать молодую семейную пару, почему у них только один ребенок. От шока и неожиданности двое взрослых людей не знали, что ответить.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru