Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях


Кирилловская церковь в Киеве


В доме скорби
01 February 2011 13:39
Сергей Герук

Растленье душ и пустота, что гложет ум и сердце ноет.
Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа…

Афанасий Фет

Оказавшись в живописных аллеях Павловской больницы (Киевской городской психоневрологической больницы № 1), не сразу поймешь, что находишься в месте, где сконцентрировались безумие и душевная болезнь. В корпусах этого лечебного заведения томится несколько тысяч человек, причем больные, как правило, заперты: двери в отделения закрыты на замки, ключи от которых люди в белых халатах носят с собой.

 

31 января отметил престольный праздник древнейший храм столицы – Кирилловская церковь. Приход стал первым больничным храмом в Киеве, и за 17 лет служения приобрел огромный опыт социальной работы в помощи людям с психическими расстройствами, проходящими здесь лечение. 

«Павловская»

Иногда из-за окон можно услышать безумные крики и в определенное время у корпусных ступенек на специально отведенных площадках увидеть группы больных, выпущенных на кратковременную прогулку под бдительным надзором санитаров. Понятно, что среди этих людей с серыми лицами и безучастными взглядами не увидишь так называемых «острых» больных или, как их принято называть в народе, «буйных». В каждом отделении есть свои «острые» палаты с толстыми пластиковыми стеклами и тяжелыми металлическими кроватями. Стульев, табуретов и тумбочек здесь не положено «по технике безопасности».

Вот на аллею въехала «скорая», и у приемного покоя санитары вывели за руки из машины еще одного больного. Он что-то кричит, упирается, но крепкие ребята цепко держат новенького, и, если нужно, через 15 минут он будет уже в «острой» палате накрепко привязан за руки и за ноги к металлической сетке кровати, а сильная доза нейролептиков помутит и без того мутное сознание, погрузит в тяжелый, смахивающий на небытие сон.

Сюда, на древние холмы некогда действовавшего здесь Кирилловского монастыря, город выталкивает из своей многомиллионной среды лиц, поведение которых выходит за рамки нормального и требует медицинского вмешательства. Тех, на кого обратили внимание родственники и приняли соответствующие меры. Но сколько болезней скрыто в душах людей, сколько душевных страданий, бредовых идей, страхов и галлюцинозов спрятано из опасения попасть в пугающий разряд умалишенных?..

Одно из страшных последствий этих скрыто протекающих душевных расстройств современного человечества – самоубийства. Недаром больше всего суицидов (более 25 случаев на 100 тыс. населения) как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни. Это такие страны, как Австрия, скандинавские страны, Финляндия, Швейцария, Германия, а также страны Восточной Европы и Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Больше всего суицидов зафиксировано в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, – в среднем 35 случаев на 100 тыс. населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в 2–4 раза выше официальной статистики. Ежегодно в мире от самоубийств погибает город с полумиллионным населением. Эта цифра превышает количество жертв убийств и вооруженных конфликтов, и в будущем, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), будет увеличиваться. Каждую минуту в мире предпринимается хотя бы одна суицидальная попытка.

Число людей, страдающих психическими расстройствами, увеличившееся за последние 30 лет втрое, будет расти и дальше. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих в количестве людских трудопотерь, и обгонят сердечнососудистые заболевания, занимающие сейчас первое место в мире. За 15 лет число больных шизофренией в мире увеличилось на 30 % и сегодня составляет 45 млн. человек, или 0,8 % всего мирового населения.

Преступление и наказание

К теме душевных заболеваний не часто обращается пресса, наверное, потому, что лучше не говорить о том, что непонятно, мало изучено и не имеет четко выраженной общественной оценки. Ну, есть «психушки» и есть. Есть «психи» и есть. Хотя совсем уйти от темы не удается.

То и дело в центре всеобщего внимания оказываются жуткие истории о кровавых маньяках, появляющихся словно из-под земли то в одном, то в другом регионе страны. А сеансы Чумака и Кашпировского, пресловутое «Белое братство»… Эти явления начала 1990-х можно квалифицировать как «массовые психозы».

Начало третьего тысячелетия ознаменовано появлением «мирового терроризма» с культом смертников, людей, психическое нездоровье которых вряд ли у кого вызовет сомнение. Вспоминается кошмарный сон Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Ему (Раскольникову) грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то мировой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, немногих, избранных. Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе».

Современный мир давно страдает своего рода глобальным психическим расстройством, которое, конечно же, сказывается и на психическом здоровье его отдельных членов, тех, кто, в конце концов, оказывается на койке лечебных заведений, подобных Павловской больнице. По высказыванию одного современного психолога, пациенты психиатрических больниц, скорее, жертвы нашего нравственно узаконенного безумия, того, что нарушения моральных и религиозных норм стало обычным делом. Увеличение числа людей, страдающих психическими заболеваниями, – своеобразная плата обществу за его грехи, звено в длительной цепи человеческих грехопадений.

Об этом довольно четко говорится и в Социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности людской природы. Однако Церковь, всегда разделяя в структуре личности душевный и телесный уровни, различала болезни, которые возникли «от естества», и недуги, содеянные бесовским влиянием или пристрастиями, которым подчинился человек». При этом дается существенное уточнение: «Психическая болезнь не унижает достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольные люди являются носителями образа Божиего, оставаясь нашими ближними, которые требуют сострадания и помощи».

Первый больничный храм столицы

Этим и руководствуется в своей деятельности Кирилловский приход, организованный на территории Киевской психоневрологической больницы 17 лет назад. Общине удалось создать, говоря светским языком, достаточно мощный и, очевидно, лучший в Украине реабилитационный центр для людей, страдающих душевными недугами. Это неоднократно отмечали и сами медики-психиатры – в научных докладах специалистов кафедры психиатрии, действующей от Киевского медицинского университета на территории больницы, в том числе заведующего кафедрой профессора и доктора медицины Александра Напреенко. Отмечали и главврачи больницы Роман Никофорук и Виталий Лисовенко, другие специалисты.

За 17 лет силами прихода построена благотворительная столовая, организовано сестричество для духовного окормления пациентов, при храме действует воскресная школа для разных возрастных групп (когда-то первая в Киеве), прекрасная библиотека книг духовного содержания, в том числе адресованных и психиатрам. Издается газета «Кириллица», дважды признанная лучшей среди приходских изданий Украинской Православной Церкви. Осуществлена радиофикация всей больницы, что дает возможность транслировать религиозные передачи для больных и медперсонала. Практически во все 28 отделений (из них два – детские) приходят священники, сестры милосердия.

Следует упомянуть и о 60 гектарах земли, взятой в аренду в Барышевском районе под Киевом, где создано по-современному технически оснащенное сельское хозяйство, обеспечивающее благотворительную столовую и больничную кухню… Это, образно выражаясь, материальная сторона деятельности прихода. Определить же удельный вес душеполезной врачующей помощи, оказываемой ежедневно страждущим, намного сложнее.

Среди активных прихожан можно встретить и вчерашних пациентов больницы, испытавших на себе целительное воздействие церковных таинств, соединенных с верой. Сами священники могли бы рассказать немало случаев чудесных исцелений в стенах храмах. Впрочем, Церковь никогда не стремилась к афишированию подобных явлений, напротив, всегда говорит об этом достаточно сдержано, не посягая на авторитет медицины: «В сфере психотерапии наиболее плодотворным является соединение пастырской деятельности и врачебной помощи душевнобольным, при определенном разделении сфер компетенции врача и священника» (Из Социальной концепции УПЦ).

«Современной психиатрии не обойтись без возврата к церковному святоотеческому наследию – основам православной психотерапии»

При этом Церковь не может не беспокоить религиозное необразованность медицинского персонала, которому вручается врачевание душ человеческих. Главный врач Донецкой областной психоневрологической больницы доктор медицинских наук Михаил Беро в своей статье, опубликованной в специальном выпуске приходской газеты «Кириллица», основываясь на собственном многолетнем опыте медицинской практики, утверждает: «Современной психиатрии не обойтись без возврата к церковному святоотеческому наследию – основам православной психотерапии». Он с сожалением констатирует, что «православных христиан среди психиатров и психотерапевтов – меньшинство».

«Психотерапия, пытающаяся различными способами помочь мятущейся душе, насчитывает сегодня порядка тысячи психокоррекционных техник, но количеством качества не подменить, – уверен врач. – Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, которое требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников, в том числе и врачей. В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия и приносят лишь временный эффект. Для врача, посвятившего себя психиатрии, важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами».

 

Читайте также: Протодиакон Иоанн Диденко: «Я давно понял, что главное в любом деле – чтобы шло от души. Тогда обязательно будут результаты»


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Кирилловская церковь в КиевеВ доме скорби

Сюда, на древние холмы некогда действовавшего здесь Кирилловского монастыря, город выталкивает из своей многомиллионной среды лиц, поведение которых выходит за рамки нормального и требует медицинского вмешательства…



Рубрики: Публікації | Історія в деталях | Соціальне служіння |

1592 переглядів / Коментарів: 0

Теги: монастирі та храми Києва |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru