Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору
Царебожническая иконография
09 March 2011 14:25
Дмитрий Марченко

ОТ РЕДАКЦИИ: Продолжаем серию публикаций о современной иконографии: кто и как пишет иконы, какие существуют тенденции, направления, и какие в этой сфере порой встречаются неожиданности.

***

Часто ли мы всерьёз задумываемся над тем, насколько опасны некоторые околоцерковные течения, так или иначе проникающие внутрь церковной ограды?

Например – так называемое царебожие. Иногда верующие считают, что это всего-навсего гипертрофированное почитание государя-страстотерпца Николая II, эдакая безобидная блажь. Сразу оговорюсь, что простое предпочтение монархии, как политического устройства, само по себе не может быть ни хорошо, ни плохо с точки зрения религиозности. Но, в отличие от простых верующих, имеющих монархические взгляды или просто чтущих Царственных Страстотерпцев, учение царебожников искажает, сужает, компрометирует и оскверняет память Царя Страстотерпца.

Богословский аспект этого учения не является непосредственным предметом рассмотрения данной статьи. Мы рассмотрим иконографию царебожников на примере двух «икон», в которых наиболее полно отображена суть их идеологии.

Первое изображение называется: «Богоматерь Русского Царства Великого. Икона Престола Царствующего Дома Романовых в ожидании Грядущего Царя-Победителя».

Само название уже програмно. Разумеется, есть Богородичные иконы, «приписанные» к определённым местностям: Казанская, Владимирская, Иверская и т.д. Но здесь приписку имеет уже не икона, но Сама Богородица. Более того, появляется ярко выраженный националистический аспект.

Второе название вызывает ещё большее недоумение – «икона престола», это нечто необычное в православной иконографии. Конечно, в иконах встречается изображение престола как элемента иконы и даже примерно в таком же виде, как на этой иконе. И вот здесь мы сталкиваемся с первой подменой. «Престол, ожидающий грядущего Царя», это т.н. «этимасия», - «Престол уготованный». Его часто можно встретить в иконе «Страшного суда». Однако этот элемент символизирует Второе Пришествие Христа, «грядущего со славою судити живым и мертвым». В данном же случае речь не идёт об ожидании Спасителя, здесь подразумевается ожидание некоего мифического «царя-победителя».

Теперь о самой иконе. Интересен подбор персонажей. Помимо тенденциозно подобранных святых и их специфической иерархии (апостол Андрей Первозванный, например, задвинут в самый последний ряд), мы видим также альтернативных царебожнических «святых» – Григория Распутина, «вещего монаха» Авеля и ряд русских князей и царей, по большей части неканонизированных Церковью. Здесь и столь почитаемый царепоклонниками Иоанн Грозный. Также мы видим великого князя Московского Иоанна I Калиту и императора Петра I, которые, по всей видимости, оказались в лике святых не за святость, но за государственное строительство: первый был устроителем Московской державы, второй - основателем Российской Империи. В данном случае отразилась одна довольно симптоматичная черта их идеологии — не разделять царства земного с Небесным. Стоит ли упоминать, что данные исторические персонажи святостью жизни не отличались? Можно также вспомнить историю, например, Византии, где представители Исаврийской династии, прославившиеся именно на стези государственного строительства, в отношении Церкви были гонителями-иконоборцами.

Стоит отметить, что этот симптом характерен для любой идеологии, которая подменяет церковность национализмом. Так, известна украинская версия такой иконографии, где наряду со святыми изображены Петлюра, Бандера и т.д.

Теперь обратимся ко второй «иконе»: «Святой Великомученик Царь Николай». Напомню, что для царебожников государь Николай II является «искупителем грехов русского народа». Но мы знаем, что единственным Искупителем грехов всего человечества является Господь наш Иисус Христос. Снова подмена. И эта «икона» демонстрирует её со всей наглядностью.

Характерной элементом иконографии мучеников является крест. А в данном случае мы видим не символический небольшой крест в руке мученика, но полноразмерный голгофский крест Спасителя. Далее мы видим терновый венец, который также является исключительным атрибутом крестных мук Христа.

Одна такая «икона» может рассказать больше, чем целый тематический сайт. Ведь словами можно и жонглировать, а иконные изображения в этом смысле более наглядны.

Таким образом, в обоих случаях мы видим подмену Христа личностью царя. Проще говоря, вопреки заповеди самого Христа отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21), царебожники Божие отдают кесарю.

***

Зарождающаяся ересь налицо. Можно было бы махнуть рукой – ну это же не мы. Но в том-то и дело, что помимо махровых раскольников в лице бывшего епископа Диомида и его сторонников, есть довольно большой процент прихожан, которые в той или иной мере разделяют эти взгляды или сочувствуют им. Именно о них нам не стоит забывать и по мере сил разъяснять весь соблазн, всю лживость царебожия.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Царебожническая иконография

Одна такая «икона» может рассказать больше, чем целый тематический сайт. Ведь словами можно и жонглировать, а иконные изображения в этом смысле более наглядны. Таким образом, в обоих случаях мы видим подмену Христа личностью царя...



Рубрики: Публікації | Точка зору |

3508 переглядів / Коментарів: 3

Теги: іконопис |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

ортодоксальные иудеи до сих

ортодоксальные иудеи до сих пор ожидают своего царя, который покорит под ноги Израиля весь мир. кто этот царь -очень доходчиво говорится в апокалипсисе. очень даже может быть,что оные почитатели оных икон верят в того же самого царя и его приход и уготовляют именно ему престол. понимают ли они сами к чему идут -вопрос другого плана. но противопоставление Христа и какогото всемирного царя не ново. но от этого не становится менее противным.

Пы.Сы. а иконописная отсебятина в период имперского классицизьму действитеьно поражала своей "концептуальностью"))) очевидно,что подобные глупости были в умах народа. к чему,в итоге, и пришли в 1917м...

Что-то не припомоню

Что-то не припомоню еретических икон, заказанных византийскими императорами. Да и Азовская - плод  местных фантазий. Это не есть проявления царебожия.

 

ИКОНЫ ЦАРЕБОЖНИЧЕСКИЕ

А, наш народ не может жить без ересей и еретического творчества связанного с ним! Это, в нем вечная духовная пружина исторического прогресса. И регресса тоже. Мы осуждаем царебожников, но вспомните, как сами цари Византийские и Российские заказывали подобные иконы. Пример: Азовская Божия Матерь была даже в святцах, потом правда благоразумно вместе с царями «исчезла». Но, ведь это не наши лихие 90е-2000е, но 18 век! И что там только не изображено, что там льстивым иконописцем-царедворцем понатыкано?!! Матерь Божия на фоне черного, похожего на змия-горынича двуглавого орла… Найдите, посмотрите, для развития своего духовно-умозрительно-концептуального мышления… На Страшный Суд похоже…

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Конец мира
25 March 2008




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru