Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Три Воздвиженских церкви Киева: Лавра, Подол, Пирогово
27 September 2012 11:56
Владислав Дятлов

Лавра

Крестовоздвиженский храм на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры построен в 1700 г. на средства полковника Павла Герцика, который тогда же почил и был погребен в этой церкви. При возведении храма прежняя каменная Крестовоздвиженская церковь середины XVII в. была перестроена и стала притвором. Ее массив, в сравнении с примыкающим корпусом нового храма, оказался вдвое ниже. В плане новая церковь образовала крест, чья западная ветвь удлинена и имеет прямоугольный торец, а остальные выступают полукружиями. При этом южная ветвь закруглена лишь внутри храма, а снаружи сделана трехгранной.

Все три части церкви – привходовая, средняя, алтарь – обведены общим карнизом, с треугольным фронтоном на западном торце. По продольной оси храма, соответственно над тремя его частями, стоят три главы – грушевидные купола на каменных восьмигранных барабанах. Центральная глава намного больше двух других, одинаковых между собой. К впадинам между восточной и боковыми ветвями храмового креста сделаны закругленные в плане невысокие пристройки. В юго-восточной пристройке – пономарка, в северо-восточной (она не видна из-за примыкающей с востока галереи) – вход в Ближние пещеры (а выходы из пещер – их три – расположены один в западной части церкви и два в притворе).

В 1769 г. храм обновили и поставили в нем новый иконостас, изготовленный мастером Карпом Швериным. Резной из липы, в стиле рококо, позолоченный, он имеет три ряда икон в первом ярусе, по два – во втором и третьем, и один – в четвертом. До наших дней иконостас сохранил часть икон XVIII в. С 1784 г. в иконостасе поставили серебряные позолоченные Царские врата. Изъятые в 1920-х гг., они оказались за границей, не раз меняли хозяев, а в 1972 г. были переданы коллекционерами Гильберт Музею искусств в Лос-Анджелесе (США). В 1816 г. роспись церкви поновили. В 1822-1823 и 1893-1895 гг. часть икон иконостаса переписали. В 1894 г. художник Даниил Давыдов заново расписал церковь.

В середине XIX – начале XX вв. в храме погребали архиереев, почивших в сане митрополитов Киевских. Из владык, занимавших в этот период Киевскую кафедру, в храме не погребены только двое: владыка Исидор (Никольский), переведенный в 1860 г. из Киева на Новгородскую и Санкт-Петербургскую кафедры, и владыка Платон (Городецкий, †1891), чья могила находится в Киево-Софийском соборе. Первый и последний из митрополитов, погребенных в Крестовоздвиженской церкви, почитаются в лике святых – святитель Филарет (Амфитеатров, †1857) и священномученик Владимир (Богоявленский, †1918). Их мощи обретены и перенесены в Дальние пещеры (свт. Владимира – в 1992, Филарета – 1994 г.). Среди почивающих в храме владык – и митрополит Флавиан (Городецкий, †1915), который подарил Лавре свою огромную библиотеку.

Надгробные памятники архиереям (XIX-XX вв.) и ктитору храма Павлу Герцику (1991 г.) установлены в церкви у боковых стен привходовой части. В 1970-1975 гг. храм реставрировали. При обновлении 1995-1997 гг. старинный чугунный пол заменен мраморным (плиты прежнего пола были переданы Свято-Троицкому Ионинскому монастырю для благоустройства спусков из Ботсада на Выдубичах к Зверинецким пещерам).

В Крестовоздвиженской церкви собрано множество святынь. В их числе: помещенный в подвесном киоте над Царскими Вратами и опускаемый в установленное время для целования список образа Успения Пресвятой Богородицы (принесенного, по преданию, в 1073 г. зодчими Великой церкви Лавры из Византии); икона Воздвижения Честного Креста Господня в иконостасе с частицей Крестного Древа; перст св. ап. первомуч. архидиак. Стефана; Киевская-Барская икона Пресвятой Богородицы.

Подол

Крестовоздвиженский храм на Подоле (ул. Воздвиженская, 1), известный как место младенческого крещения писателя Михаила Булгакова, стоит у северо-западного поворота склонов Замковой горы. С середины XVII в. письменные источники говорят о компактном проживании ремесленников-кожемяков в яру между Замковой и Старокиевской горами.

До середины XVIII в. кожемяки посещали богослужение в одной из церквей основной части Подола, проделывая немалый путь от своих домов, а в 1748 г. построили в устье яра отдельный деревянный Крестовоздвиженский храм. Пожар Подола 1811 г. уничтожил эту церковь, и на ее месте вскоре построили каменную – в честь св. Архангела Михаила. В 1822 г. городской архитектор Андрей Меленский разработал проект надстройки дополнительного яруса с престолом в честь Воздвижения Честного Креста Господня и сооружения колокольни. По скудости средств, надстройку яруса выполнили лишь в 1830-х гг. В 1841 г. в этом ярусе был освящен престол. В 1859-1860 гг. с запада к храму пристроили колокольню по проекту епархиального архитектора Павла Спарро. В 1886-1887 и 1901-1905 гг. к храму примкнули два симметричных боковых нефа, соответственно южный и северный, по проекту городского архитектора Владимира Николаева. 11 сентября 1905 г. в верхнем этаже северного нефа был освящен престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

В период между появлением двух указанных нефов, 18 мая 1891 г., в храме был крещен младенцем будущий писатель Михаил Булгаков (1891-1940). В 1914 г. в северо-западном углу усадьбы храма воздвигнута каменная часовня свт. Николая Мирликийского по проекту архитектора Алексея Петренко. В 1914-1915 гг. северный и южный нефы храма расписал церковный художник Лев Кохно, о чем сообщают архивные документы.

Печатные издания отмечают участие в росписи Казанского придела художника Григория Светлицкого (1872-1948), который жил неподалеку и был прихожанином храма. Работами этого мастера считают композиции «Беседа Господа Иисуса Христа с самарянкой» и «Покров Пресвятой Богородицы». Предполагается также, что изображенному в композиции «Покров» диакону художник придал свои портретные черты.

В 1935 г. храм закрыли, в 1936-1941 гг. он использовался под мастерские и склады. В годы нацистской оккупации богослужение здесь было возобновлено, и более храм не закрывался. В начале 1960-х гг. в церкви временно служил известный священник Алексий Глаголев (1901†1972) – сын сщмч. Александра (Глаголева) (1872†1937). В 1986-1988 гг. приход произвел ремонт храма и поновил старинные росписи, в 1991 г. начата реставрация нижнего придела св. Архангела Михаила, где в 2000 г. возобновлены богослужения.

В том же 2000 г. в нижнем этаже северного нефа устроен придел в честь святого апостола Андрея Первозванного, в главном приделе установлен новый иконостас. На юг от храма, по оси яра, уходит ул. Воздвиженская. Северным концом она выходит на бульвар, две стороны которого называются Верхний вал и Нижний вал. Пересекая Подол с запада на восток, бульвар в своей средней части отделен лишь двумя кварталами от главной подольской пл. Контрактовой. Южный конец ул. Воздвиженской выходит на Андреевский спуск, соединяющий плато Старокиевской горы с пл. Контрактовой.

Пирогово

Крестовоздвиженскйи храм в Пирогове. Со ссылкой на архив Киево-Печерской Лавры, историк Виктор Аскоченский писал (1856 г.) об одном из эпизодов посещения Киева императрицей Елизаветой Петровной в 1744 г.: «Государыня от богоугодного поклонения нетленным останкам угодников Печерских переходила к путешествиям по окрестностям… Посещение ею Китаевской пустыни навсегда останется памятным… Государыня пожелала видеть отшельников, подвизавшихся в пещерах, доныне еще существующих при той пустыни. В то время жили там монах Досифей и беглец Гавриил. Государыня, повелев постричь последнего из них в монашество, сама изволила присутствовать при сем обряде, а расставаясь с Досифеем, вручила ему кошелек, наполненный золотом. Старец, проводя императрицу и не внося золота в свою пещеру, положил полученный им кошелек с деньгами у входа в глиняном черепке. Спустя немного, крестьянин села Пирогова принес Досифею какую-то пищу в подаяние. Досифей, благословив его, сказал: ”А у меня була самодержавна и щось дала мини”. Крестьянин поднял кошелек, и увидев в нем золото, доложил об этом Досифею, но старец отказался принять его. Тогда крестьянин отнес кошелек в Лавру… С общего совета соборной братии и с согласия монаха Досифея, тогда же выстроена была на эти деньги, в селе Пирогове, вместо малой, обветшалой деревянной церкви, новая, большая, деревянная же» (Аскоченский В. Киев с его древнейшим училищем Академиею. Киев, - 1856, т. 2, с. 95-96, 511).

О том, как сложилась судьба храма, поведал другой историк – Лаврентий Похилевич: «Церковь Воздвиженская каменная построена в 1826 году титулярным советником Григорием Зуевичем, имевшим в Пирогове кирпичный завод, при содействии приходского священника Петра Павловского. Предшествовавшая церковь была деревянная и находилась на возвышенности, где теперь сельское кладбище» (Похилевич Л. Сказание о населенных местностях Киевской губернии. Киев, - 1864).

В 2009 г. на Пироговском кладбище началось строительство новой церкви (Священник Александр Кандий. Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. Изд. 8-е, Киев, - 2011, с. 71).


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Три Воздвиженских церкви Киева: Лавра, Подол, Пирогово

Поздравляем общины храмов в честь Воздвижения Креста Господня с престольным праздником! Сейчас мы знаем их три, но знакомы ли мы с их удивительной историей? Об этом и многом другом – с исторической точки зрения.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

4097 переглядів / Коментарів: 0

Теги: монастирі та храми Києва | Воздвижение Креста Господня |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru