Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » З глибини душі
Тоска в Рождество... - Откуда?
11 January 2013 16:28
Валентина Гордийчук

Во время празднований Рождества Господа нашего Иисуса Христа главная мысль, которой мог бы дышать весь христианский мир: «родился ли Христос в моей душе?».

Большая радость и надежда переполняет многих в Рождественские дни, а некоторых даже обновленная вера и любовь. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). А у других – тоска...

Задаться вопросом почему люди бывают несчастны побудила статья А. Лелик «Я хуже всех!», размещенная на сайте Отрок.Ua. Прозвучавшее: «что Настасье Филипповне, героине романа Ф.М. Достоевского «Идиот», мешало стать счастливой, перестать мучать окружающих и взять ответственность за свою жизнь?» заставило искать дополнительных ответов.

Чтобы понять, отчего некоторые люди мало того, что сами «не живут», так еще и окружающих доводят до психиатрической лечебницы, как говорил Ф.М. Достоевский, «одного ума мало». Там, где обычный человек видит только ужас – святой различает грех, а, значит, и путь ко спасению. Посему ответы ушла искать у отцов Церкви, а чтобы лучше понять предмет – и у православных литературоведов, и, конечно же, у самого Федора Михайловича (Далее ориентируюсь, на тех, кто читал статью «Я хуже всех!» или Ф.М. Достоевского).

***

Красота ли спасет мир?

Федор Михайлович Достоевский много размышлял о красоте. Красота у него и «спасёт мир!» в романе «Идиот», и она же «ужасная сила!» в «Братьях Карамазовых». В своих записях к роману «Идиот» автор сделал заметку: «Мир красотой спасется. Два образчика красоты». Любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне определялась в набросках как стремление «восстановить и воскресить человека». По словам митрополита Антония Сурожского, «каждый человек – это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий».

С образом Настасьи Филипповны в романе связана тема оскорбленной и поруганной «красоты». Освященная страданием красота Настасьи Филипповны и образ идеального, доброго и чуткого князя Мышкина – их красота не спасает мир. В конце романа мы видим безобразный труп женщины, а князь, обезумев, этот мир оставляет. И, все же, это роман о красоте. Из чего это явно видно? А не из чего. Это роман-запятая. Не существует такой красоты, что могла бы спасти мир или кого бы то ни было. Если только…

Князь Мышкин – это образ Иисуса Христа, в записках Федор Михайлович так его и называет «князь Христос». Но, нигде в романе нет упоминания о святости князя, есть наивность и проницательность, другие качества, которые делают князя настоящим «Человеком», но не более, он не творит чудес, не побеждает зло.

Во время написания Достоевским романа в Европе и России появилась и начала пускать корни теория о том, что Иисус Христос только историческая личность, очень хороший человек, пророк своего времени – и все. Об этом писал Рэнэ, этой мыслью увлекся Лев Николаевич Толстой именно в те годы. Кстати, полное имя князя – Лев Николаевич Мышкин.

Что же есть истинная красота, и к чему эти аллегории? Сам автор в своих записях неоднократно буквально подчеркивал мысль Христос-Красота!

За гранью падения

А теперь посмотрим на одно единственное подобие иконы на страницах романа, описанное Ипполитом – умирающим мальчиком в своей предсмертной записке – «На картине этой изображен Христос, только что снятый со креста. Мне кажется, живописцы обыкновенно повадились изображать Христа и на кресте, и снятого со креста, всё еще с оттенком необыкновенной красоты в лице; эту красоту они ищут сохранить ему даже при самых страшных муках. В картине же Рогожина о красоте и слова нет; это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны, истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом, и, наконец, крестную муку… Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет? Тут невольно приходит понятие, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?… Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования».

Надгробный плач. М. Врубель

(Из непринятых эскизов к росписям Владимирского собора в Киеве)

На картине нет людей, только тело Убитого, но зато эти люди есть перед картиной. Я, как читатель, тоже все время стояла пред этим ужасным образом. Писать эти строки и то тяжко, особенно в эти славные дни. Но, к сожалению, радость и боль вместе переплелись в нашей жизни. Воплотился Бог, и в это же время пополнился сонм мучеников 14-тью тысячами младенцев Вифлеемских, за Христа избиенных.

«Ах если бы добра!» – смотрит на портрет Настасьи Филипповны князь Мышкин и надеется. Нет, не добра... О, разочарование! Несчастна и истерзана душа, своевольна и себялюбива, безумна и ужасна.

Столетием раньше А. С. Пушкин тоже размышлял о красоте. Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» прекрасна, не правда ли? Она и добра, и благородна, и смиренна. Валентин Семенович Непомнящий, доктор филологических наук, известный пушкинист, размышляя о красоте, отождествляет ее с чистотой, целомудрием. Во время влюбленности Татьяны в Онегина она стояла на грани падения, вспомните ее сон. И спасла ее жертва: «несчастной жертвой Ленский пал», после убийства которого Онегин убегает куда глаза глядят. Спасена!

Что случилось с Настасьей Филипповной, известно – пала, соблазненная еще в юности неким богатым дворянином.

Почему нехранение целомудрия осуждается Церковью?

На Архирейском соборе 2000 года в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Х.6) было определенно, что «добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия».

Мы из описанного в романе не можем понять, была ли Настя зла от рождения или стала таковой потом. Но нам открыто через законы Церкви последствия, которые настигают человека, который попадает в жернова греховного механизма. «... Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7), но горе и тому, кто становится жертвой чужой страсти. «Блуд есть яд, умерщвляющий душу...» — учил святитель Тихон Задонский.

«Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке… Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции. Там же).

Что Настасье Филипповне мешает быть счастливой?

Что мешает ей принять жалость, участие и даже некое подобие любви от князя Мышкина или же страстное, всепоглощающее чувство другого «влюбленного» – Рогожина? Почему она носится со своим несчастьем и падением как с «писаной торбой»? Они ей дороги? Вряд ли.

Достоинство, которое заложено в каждом человеке как образе Божьем, – незыблемая величина. «Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа» (1 Кор. 6, 19-20). Настасья Филипповна ждет покаяния от ее осквернителя, затеяв игру в «самый ужасный поступок», а получает лицемерное признание искусителя в какой-то «букетной» истории. Мало того, он продолжает играть в «ничего не было» и «благодетеля», пытаясь выдать замуж «обезумевшее» создание, продает ее сребролюбивому «поклоннику» Гане.

Пусть жертвами сластолюбцев и подлецов становятся в наше время не многие, а вот жертвами духа времени – большая часть. И страдают, в основном, женщины. Душа женщины создана «немощным сосудом» (1 Петр. 3, 7) по своей природе, по факту становиться «обожжённым глиняным горшком». Женщины-вамп с красными ногтями и алыми губами больно царапают и кусают, и как там у Екклесиаста? – становятся «горее смерти» (Еккл. 7, 26-29).

В истории Церкви есть обнадеживающие примеры о покаянии блудниц – Мария Египетская и Мария Магдалина. В наш век исцелиться от недуга «осквернения и попрания образа Божьего в себе» мешает общественное мнение: «секс – это естественное развитие отношений», «ничьей вины тут нет». А боль после встреч-расставаний почему-то у многих остается на всю жизнь. Может, не такая острая, как у Настасьи, но, все же, боль.

Труды Достоевского – это «ужастики» для людей, которые стремятся к позитивному мышлению. У Феофана Затворника есть также ошеломляющее детективное место: «ветхий Адам своей смертью не умирает – он должен быть убит; и молитва – словно кинжал, который мы своей рукой должны вонзить в себя – то есть в него!».

Мне боязно применять этот образ к описанному в романе, но все же: для того чтобы убить себя и воскреснуть, должен быть перед глазами не только ветхий Адам, но и Новый Адам. Мир Достоевского в романе «Идиот» – это мир без Бога; без воплощенного Бога; без Бога, Который Воскрес. Все вращаются в кругу своих ран, истерзанных сердец и доброта человеческая бессильна хоть что-то изменить. Некому молится, не Кем исцелить свои раны. Все, что можно сделать дабы прекратить круговорот боли и злобы – это убить «ветхого Адама».

Конечно, человеку нужен человек! От человека человеку нужно сострадание, соучастие, сопереживание, доброта, теплота, вера и прозревание в нем образа Божьего и, если очень повезет, то и любовь.

Кто спасет, если не Господь?

В романе «Преступление и наказание» Раскольникова и Сонечку воскресила именно их взаимная человеческая любовь. Чудо Божье. Но убийца поверил в свое воскресение, только после того, как поверил в воскресение Лазаря. Ему это удалось сделать с помощью блудницы, через ее веру в Господа и, конечно, в него самого, в его исправление. «Так просто с ликующим изумлением увидеть, что в нас верит наш ближний; что он не ждет, чтобы мы стали совершенны, что он не ждет, чтобы образ Божий сиял из нас, что он верит в потаенное, в невидимое, с большей силой, чем верит своим глазам» писал митрополит Антоний Сурожский.

Князь Мышкин устал от Настасьи Филипповны, вначале любил, а потом ему стало «только жаль» ее. «За вами нужно много ходить. Я буду за вами ходить!» говорил он вначале, но со временем даже лица ее видеть не мог. В жизнь князя входит Аглая, как «свет», как новая любовь. Изначальное желание воскресить Настасью Филипповну не покидает князя, но он в это уже и сам не верит. Любовь-страсть Рогожина тоже не лечит. Ведь там, где страсть – там желание обладать тем, что есть – этой неочищенной от порока страшной красотой.

Совет, диагноз, побуждение к действию – тоже человеческая сфера, но без личной боли об «этом другом» это будет выглядеть как посягательство на его личную свободу, желание подогнать под свои мерки. Сцена «двух соперниц», где Аглая обличает Настасью Филипповну, автором обозначается как нравственное «падение» Аглаи. Первоначальный замысел автора был показать жертвенность любви Аглаи, она должна была прийти к Настасье Филиповне и отказаться от князя, тем самым «выставить великость, глубину и драгоценность своего чувства».

Все человеческие ресурсы во имя спасения «оскверненной красоты» исчерпаны, растрачены. Грустно.

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Служите до конца! Но как нелегко это сделать в мире, где ничто не побеждает зло, где неоткуда брать силы для борьбы с ним.

«Нельзя изменить мужчину или женщину словами, проповедью, навязывая извне, оказывая давление. Как они изменятся? Вопрос только в том, каким образом Христос войдет в человека и изменит его жизнь, изменит его глаза, руки, ум, сердце, тело, душу. Как Он войдет в него? В этом вся суть» (архимандрит Андрей (Конанос)).

Роман Федора Михайловича «Братья Карамазовы» знакомит нас с Грушенькой. Она, как и Настасья Филипповна, тоже была предана в молодости, бесчинствует и страдает в настоящем, но один момент говорит о многом: узнав, что умер старец Зосима, она «притихает» и сочувствует Леше Карамазову, вознося молитву Богу о святом человеке и прозревает в этот момент свое ничтожество. Этот роман Достоевского – «точка», венец его жизни, как художника, так и человека.

А если нет сил бороться с грехом — что тогда?

Обратимся еще раз к социальной концепции: «в области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника». «Если нет хороших духовников, то будут наполняться психиатрические больницы», предупреждает старец Паисий Святогорец.

Святой старец рассказывал: «однажды ко мне в каливу пришел юноша. Несчастный пришел в отчаяние. До меня он был у двух духовников, которые строго пытались объяснить ему, что он тяжело грешит. Паренек потерял всякую надежду. «Раз я знаю, что совершаю грех, — решил он, — и не могу исправиться, то лучше мне порвать все отношения с Богом». Когда я услышал о том, что с ним происходит, мне стало больно за несчастного, и я сказал: «Послушай меня, благословенная душа. Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай с того, что ты сделать можешь. Давай посмотрим, что тебе по силам, и ты начнешь с этого. Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?» — «Могу», — ответил он. «А можешь ли ты поститься каждую среду и пятницу?» — спросил я снова. «Могу», — ответил он. «А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?» — «Могу». — «Ну так вот, — говорю, — начинай прямо с сегодняшнего дня делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам». Несчастный юноша успокоился и не переставая повторял: «Благодарю тебя, отче»…

***

Одна есть в мире красота –

Любви, печали, отреченья,

И добровольного мученья

За нас распятого Христа

(Бальмонт Константин)


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Тоска в Рождество... - Откуда?

В рождественские дни многие из нас чувствуют обновленную веру и любовь, а кто-то... тоскует, казалось бы, без видимой причины. Почему? Эти размышления навеяны статьей в Отроке.



Рубрики: Публікації | З глибини душі |

3303 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru