Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Краса православія

7 фото

1

2

3

4

5

6

7


Топловский Троице-Параскевинский женский монастырь в Крыму: время собирать камни
08 August 2011 14:31
Надежда Ефременко

Крым – это непередаваемая синева неба и моря, отделенных друг от друга только ослепительно белым пунктиром взбитых в воздушную пену облаков. А горы стремительно уходят ввысь ликующими восклицательными знаками. Удивительно ли, что именно в крымских горах, на тонкой, местами едва уловимой грани между землей и небом, и строились монастыри?

Но поблескивающая синевой стали под первыми лучами утреннего солнца дорога приводит нас вниз, в долину. Словно чашу, до краев наполненную хрустально чистым, прозрачным воздухом, окаймленную кромкой лесов, бережно опустили между темными остриями гор. Наш автобус въезжает на территорию Топловского Троице-Параскевинского женского монастыря…

Взмывает ввысь, смывая дорожную усталость, молитвенное пение в храме. Мы успели как раз к началу Литургии. Сердце замирает от столько раз слышанных и все равно как бы впервые воспринимаемых слов. «Придите, поклонимся Цареви нашему Богу»… Те, кто готовился к исповеди, подходят по очереди к аналойному столику, на котором лежат крест и Евангелие. Пытливый взгляд священника, кажется, проникает прямо в душу. И вот в конце литургии еще одна долгожданная милость. «Причащается раба Божия во оставление грехов и в жизнь вечную...»

Каждый год, 8 августа, в день памяти преподобномученицы Параскевы, монастырь отмечает престольный праздник

А еще – день своего возрождения, ведь именно 8 августа 1992 года возобновилась деятельность монастыря, была отслужена первая после многолетнего перерыва Божественная литургия.

После литургии — трапеза, а по-мирскому — завтрак. И, наконец, чудотворный источник святой Параскевы. Его прохладное дыхание ощущается еще за несколько метров. Температура воды в источнике весь год одинаковая — восемь градусов. Несколько женщин в длинных белых сорочках, перекрестившись, спокойно входят, окунаются с головой. «Не будь ненормальной, — шепчет мне проклюнувшийся вдруг червячок сомнения. — Они, может, моржи, а ты куда? После такого купания в больнице бы не очутиться...»

Женщины уже искупались, переодеваются, разговаривают. Невольно прислушиваюсь. «...Каждый год сюда приезжаю, — рассказывает та, что помоложе. Шесть лет с мужем жили, а детей не было. Обследовалась, лечилась, только все напрасно. Потом соседка надоумила съездить сюда. А на следующий год и сыночка родила. Сейчас ему уже три года. В прошлом году всей семьей приезжали...»

—        А я под машину попала, — вздыхает другая. — Кости поломанные срослись, но боли не проходили. Теперь только благодаря источнику и чувствую себя теперь человеком.

—        Я после гриппа плохо видеть стала, — включается в беседу третья. — Глазной врач говорит: выписываю вам капли и таблетки. Но, скорее всего, нужна будет операция. Я еще к одному врачу пошла, а та оказалась верующей. Говорит: «Лечение назначено правильно, но есть еще одно лекарство: Параскевинский источник в Крыму! Съездите, водички попейте, покупайтесь». Вот и приехала...

Собравшись с духом, вхожу в воду и я. Святая мученица Параскева, помоги!

Холодная вода обжигает. А окунуться надо — три раза с головой. Забегая вперед, скажу, что ни простуды, ни даже насморка потом не было. Наоборот — такая бодрость и легкость во всем теле! Да еще слегка окрашивала щеки краска стыда за свои недавние сомнения. Столько исцелений помнят воды источника — не перечесть...

В монастыре ведется специальная тетрадь, в которой паломники могут оставить письменные свидетельства происшедшего с ними. За каждой из записей – история чьей-то беды, веры, последней надежды на Бога, когда не смогли помочь люди.

«Сентябрь 2000 г. Несколько лет назад в семье моих знакомых тяжело заболел отец. Его дочь взмолилась к Господу: «Господи, не забирай отца, отдай его болезнь мне». И тут же ей стало плохо. Положили в больницу. Диагноз – рассеянный склероз. Шесть лет она была прикована к постели. Высохла, остались одни косточки. На праздник иконы «Всех скорбящих радость» я, недостойная Василиса, привезла ее в Топловский монастырь – Господь меня сподобил. После окунания в святой купели больная Елена встала на ноги и пошла! Также к ней вернулся дар речи. Благодарим Господа и Матерь Божию за чудесное исцеление. Адамовы. Севастополь».

«Три года назад я получил ранения ножевые и огнестрельные. После операции у меня было запавшее легкое и болели раны. Однажды случайно проезжал мимо и увидел указатель на монастырь. Поднялся в монастырь и по подсказке матушки и святой Параскевы искупался в купели. Купель подняла меня, я почувствовал легкость в теле, легкие задышали полностью. Снимки показали резкое улучшение. Раны очень быстро затянулись и перестали болеть. Благодарю Господа и Матерь Божию за исцеление. Владимир Бондаренко, г. Днепропетровск».

«Май 2001 г. Я побывала здесь вместе с группой паломников из Евпатории. После омовения в святой купели исчез без следа ожог второй степени размером с ладонь. Романшина, г. Евпатория».

Чудотворному роднику — без малого две тысячи лет

Ровно столько, сколько прошло после казни здесь удивительной девушки по имени Параскева. Поздний, вымоленный ребенок, она была светом и радостью для своих немолодых родителей. Так отец и мать ждали, хотели ее появления, мечтали, что даже день, в который родилась малышка, решили увековечить. Параскева — в переводе значит пятница.

Девочку воспитывали в христианской вере. А когда родители умерли, Параскева раздала бедным свое имущество и пошла проповедовать христианство, делиться с другими радостным знанием Бога. Происходило это во втором веке нашей эры, когда за веру в Христа можно было и головой поплатиться.

Вскоре ее арестовали и привели к правящему императору Антонину. Пораженный необыкновенной красотой Параскевы, он стал уговаривать девушку не губить себя, принести жертву языческим богам. Но заставить Параскеву сделать это не смогли ни ласковые уговоры, ни угрозы физической расправы.

Сильные мира сего не любят, когда им отказывают. Император почувствовал себя глубоко оскорбленным. В гневе он приказал пытать несговорчивую христианку. На голову мученицы надели раскаленный медный шлем. Невероятно, но он не причинил ей вреда, словно это был обычный головной убор. Император не верил своим глазам. Последовал приказ бросить девушку в котел с кипящим маслом, но и здесь Параскева осталась невредимой. Император усомнился: действительно ли масло горячее? И велел плеснуть в него из котла.

Параскева зачерпнула масло, как прохладную воду, и плеснула в императора. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, он стал просить ту, против которой бессильны оказались пытки, помочь ему.

Казалось бы, Параскева имела полное право воскликнуть: «Поделом тебе!»

Наверное, мало кто на ее месте удержался бы от подобного возгласа. Но в том и состоят сила и непобедимость христианства, что для его исповедников невозможными становятся злорадство, месть, обиды. Так было в первые века, так и сейчас. Ситуации могут быть разными, но критерии остаются те же.

Параскева поблагодарила Бога за то, что он послал ей встречу, которая поможет обратить в истинную веру самого императора. В горячей молитве она просил Христа даровать ему исцеление. И ожоги на лице ее мучителя исчезли, боль в глазах прошла, вернулось зрение. Кстати, и сегодня к святой Параскеве обращаются с просьбами об исцелении глазных болезней. Есть греческая икона, на которой святая держит чашу, а в ней — исцеленные ею глаза.

После случившегося мог ли Антонин не поверить в Христа? Он принял христианство вместе со своими приближенными. А Параскеву отпустил с почестями, и она ушла дальше, в другие края, и много еще чудес сотворила именем Бога.

Наконец, святая пришла в Крым, где правителем был некий Тарасей, яростный язычник, ненавидевший и искоренявший все, что имело отношение к христианству. Он велел отсечь Параскеве голову. Произошло это в глухом урочище Топлу. И когда первые капли крови упали на землю, оттуда забил родник. Это и есть тот источник, что находится на территории Топловского монастыря. Его целебную силу люди обнаружили сразу же. И многие века идут и едут сюда как за лекарством от всех болезней.

Наверное, кому-то из тех, кто будет читать эти строки, рассказанное покажется красивой легендой

Как можно не свариться заживо в кипящем котле? Не испытывать боли под пытками? Я хочу ответить словами нашего современника, иерея Михаила Овчинникова. Несколько лет назад он был настоятелем Свято-Успенского храма в г. Верхнеднепровске.

Случилось так, что отец Михаил попал в серьёзную автокатастрофу. После реанимации и длительного лечения его привезли восстанавливаться сюда, на источник святой Параскевы. Пережив до этого клиническую смерть, он на собственном опыте познал невидимый для обычного человека потусторонний мир. И уже с позиций такого опыта священник позже напишет в своей книге «Между жизнью и смертью»: «…я вдруг ясно понял, что все мы, земные люди, живем как-то не так, зачастую, по нашей греховности, не попадаем в этот радостный ритм течения жизни, в это невидимое вселенское дыхание, созданное Богом. А вот великие христианские подвижники, на мой взгляд, своей неусыпной, длительной молитвой поднимали себя до этих высот ощущения ритма Божьего Света. Вспомним примеры из жизни преподобных отцов Серафима Саровского, Сергия Радонежского, целителя Пантелеймона, Оптинских старцев, великомученицы Параскевы, современных страстотерпцев, мучеников за веру Христову...

Этот список можно продолжать бесконечно... Многие люди свидетельствовали: в моменты усиленной молитвы, высокого духовного напряжения от лиц этих людей исходил свет, от тел — сияние, в зимнем, снежном лесу открывались цветы и травы, в промерзшем карцере страшного лагеря согревала дивная молитвенная ночь... Исчезало восприятие боли, не обжигало кипящее в котле масло... Изменялась даже окружающая природа: трава, листья на деревьях, появлялись нежданные цветы в снегу, необычные свечения и прочее...

Люди ощущали эти необычные явления, потому что на их глазах в молитвенной силе подвижников наглядно проявлялась безграничная сила Божия, которую мы, грешные земные люди, просто никогда не видим»…

Отец Михаил так и остался на несколько лет в Топловском монастыре, служил тут и проповедовал.

Почему сегодня мы бываем так холодны и недоверчивы к единственному, ради чего стоит жить – ради Бога?

Неужели только потому, что после Его прихода прошло два тысячелетия? Да, в первые века нашей эры еще живы были если не те, кто слышал Христа, то их близкие потомки. И вера христиан была горяча и непоколебима, а ненависть к ней язычников — яростна и безжалостна. А сейчас мы, иссуетившиеся и теплохладные, живем в христианском мире, среди множества конфессий – и не всегда ценим его. И, бывает, ближний наш восклицает гордо: «Не все ли равно, как верить? Бог один, просто дороги к нему разные!»

Быть христианами в христианском мире не опасно. Оттого, может, и конфессий много. Когда голод, главное блюдо на столе — хлеб. Когда наступает пресыщение, каких только кушаний не изобретают. Не так ли и в вере?

Первые христиане знали, что путь к Богу может лежать через мученичество. Они умирали на крестах, подвергались пыткам. Их бросали на арены амфитеатров, на потеху зрителям и на съедение хищным зверям. Их обливали смолой и поджигали, превращая живых людей в факелы, бегущие по ночным улицам Рима.

Какая все же пропасть между ними и нами, чуть что, вопрошающими: «За что, Боже? Почему болею, почему муж пьет, дети не слушаются, на работе проблемы, денег нет? Не убиваю, не краду, грехи только мелкие, как у всех. Так ведь все не святые…»

Ну, а если не святые, так и не видать нам того духовного подъема, не творить чудес, подобных тем, что доступны были Параскеве или Серафиму Саровскому. Но зачем же тогда отрицать, считать легендой то, что самим недоступно? Преподобный Серафим Саровский когда-то заметил, что разница между святым и обычным человеком заключается всего лишь... в решимости. В решимости никогда не отступать от заповедей Божьих и не делать себе поблажек даже в малом. Так просто. И так сложно.

Еще двух Параскев глубоко чтут в Топловском женском монастыре

Одна из них, болгарка Константина, приняла имя Параскевы при постриге. Она посвятила жизнь строительству возле источника маленькой часовни, в которой и жила, и молилась своими словами о здравии и упокоении людском, по запискам, которые приносили ей местные жители. Была малограмотной, но знание Бога заменило ей все премудрости мира. Она стала первой настоятельницей монастыря и умерла в глубокой старости в 1874 году, через десять лет после его основания.

Вторая Параскева — в миру Ольга Ивановна Родимцева — душа монастыря, его игуменья в течение многих лет. При ней монастырь достиг наибольшего рассвета, сюда стремились, стать монахиней Топловской обители считалось большой честью. Вместо девяти монахинь, населявших его вначале, к моменту прихода новой, безбожной власти в нем жили 244 монахини и послушницы. Здесь рос потрясающий, даже за границей известный яблоневый сад, строились храмы, хранилось множество реликвий, большинство из которых бесследно пропали после революции.

Матушка Параскева скончалась от сердечного приступа в день окончательной ликвидации монастыря. Пока была жива, как могла, старалась уберечь обитель. Уже официально монастыря вроде бы и не существовало, вместо него появилась артель «Женский труд», а монастырская жизнь продолжалась. Но в феврале 1928 года в монастырь явилась комиссия, которая с неудовольствием констатировала:

«Уклад всей жизни артели строится по монастырскому уставу. Во внутренней жизни артели сохранился прежний монастырский устав и традиции. В артели отсутствует политико-воспитательная работа. Фактическое руководство артелью находится в руках лиц, ранее возглавлявших монастырь и ныне лишенных избирательных прав».

«Нет никаких оснований надеяться на устранение всех отмеченных выше недостатков, - сделали вывод проверяющие, - ввиду упорного нежелания членов артели». И рекомендовали: «Признать сельхозартель «Женский труд» как использующую коллективную организацию не для ведения хозяйства, а для сохранения бывшего монастыря, - лжекооперативной организацией». Тотчас вслед за этим ЦИК Крыма постановил: «Сельхозартель «Женский труд» как лжекооперативную – ликвидировать»!

Монахинь разогнали, на территории бывшего монастыря организовали совхоз с интересным названием: «Безбожник»

К счастью, матушка Параскева этого уже не увидела.

Она похоронена на тихом, похожем на сельское, монастырском кладбище. Вмонтированное в крест изображение: строгий монашеский убор, усталое, строгое и вместе с тем очень доброе выражение лица. И монахини, и паломники твердо убеждены, что молитвы, произнесенные у могилы матушки Параскевы, исполняются. Подтверждений этому, утверждают, много.

И еще на могиле игуменьи иногда сами собой загораются свечи. Действительно, мы как раз невольно оказались свидетелями такого явления: одна из нас держала в руках пучок зажженных свечей. Три раза порывы ветра задували огонь, и так же трижды свечи упорно вспыхивали снова. На могиле игуменьи паломники часто оставляют записки с молитвенными просьбами. Ответ, говорят, приходит очень скоро – в виде исполнения этих просьб.

Летом прошлого, 2010 года, в Топловском монастыре произошло большое событие

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил здесь чин прославления в лике святых игуменьи Параскевы (Родимцевой) и первое молитвенное поклонение перед образом святой преподобной Параскевы. Прославлена еще одна угодница Божия, просиявшая на благословенной земле Тавриды. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь сказал по этому поводу: «Минули десятилетия, и эпоха атеистического разрушения сменилась временем «собирания камней», созидания вертограда духовного».

А нынешнюю настоятельницу Топловского монастыря зовут тоже – Параскева! В миру – Нина Ивановна Тищенко, преподаватель иностранных языков в учебном учреждении, она приехала сюда однажды, как паломница, и… вдруг почувствовала, что ей здесь все родное, что это ее место в жизни. Осталась послушницей, выполняла любую работу, затем приняла постриг и вскоре была возведена в сан игуменьи. И снова под руководством игуменьи Параскевы живет и возрождается сегодня обитель.

Приезжайте в Топловский монастырь, и вы убедитесь, что безграничная сила Божия действительно существует

Она так же реальна, как мы с вами, как эти храмы с мерцающими в них огоньками свечей и строгими ликами святых, как этот незамутненный источник с чистой целебной водой…


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Новопрославленная в лике святых преподобная Параскева (Родимцева)Топловский Троице-Параскевинский женский монастырь в Крыму: время собирать камни

...Правитель, яростный язычник, велел отсечь Параскеве голову. Произошло это в глухом урочище Топлу. И когда первые капли крови упали на землю, оттуда забил родник. Это и есть тот источник, что находится на территории Топловского монастыря. Ему без малого две тысячи лет.



Рубрики: Публікації | Краса православія |

19871 переглядів / Коментарів: 9


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Монастырь и источник

Монастырь и источник Параскевы действительно необыкновенные. А какой красоты строится основной храм - полная копия взорванного собора во времена советской власти. Ощущения необыкновенные.Место благостное и очень красивое....особенно мне понравилось благодать возле могилки Св.Параскевы...такое спокойствие и умиротворение..Приезжайте в это удивительный монастырь.

Это правда,что исполняются

Это правда,что исполняются просьбы..В 2011 г. я была в этом монастыре,искупалась,правда не в 3-х источниках,а в 2-х...И теперь моё самое завветное желание,которое я писала к Параскеве в записочке,лежит рядом со мной и посапывает!!!Я очень хочу в скорем времени сново попасть в этот монастырь ,в душе с огромной благодарностью!...

Люди, верьте, это необычные места

Всего просто не возможно описать, но я постараюсь сжато...Мой 10-летний сын был с воскресной школой на послушании 2,5 недели этим летом. Довелось как раз и мне побывать в паломнической поездке там в этот период. Ощущения просто не передаваемые!!! Удивляет и умиляет в монастыре все вокруг- даже животные миролюбивые, ухоженные. К источникам (особенно к дальнему) идти далекова-то, но все шли с радостью и без ропота, а назад просто неслись- столько появлялось сил. А еще недавно сильно заболел мой свекр(вообще он давно болеет) - думали, что за ночь и умрет. Я стала на коленки перед иконой святой Параскевы, зажгла свечу с ее могилки и горячо помолилась. На утро дед как огурчик. И в здравии уже 3 недели!! А я сама сильно мучалась головными болями (уже более 10 лет), в последнее время несколько обмороков было. Так вот- после посещения монастыря ни разу голова не болела! За это все благодарю Святую Параскеву!

С литературной точки зрение

С литературной точки зрение изложено интересно. Только вот:Frown

1) не вижу оснований свяэывать целебные свойства воды с христианской верой.

2) язычники ( по крайне мере - славяне) относились к чужим верованиям абсолютно толерантно,

проповедям не препятствовали, поэтому неясно почему "...ненависть к ней язычников — яростна и безжалостна".

3) Институт монашества совсем не приветствую: нужно заниматься более естественными и полезными делами.

Уважаемый критик! А счем же

Уважаемый критик! А счем же Вы, интересно, связываете целеюные свойства источника, появившегося на месте казни мученицы христианки Параскевы? Неужели есть такая вода в мире - минеральная, радоновая и т. д. - что при кратковременном погружении исцеляла бы самые разные болезни? Хромает Ваша логика.

Насчет толерантности язычников. Вообще-то главный признак язычества - поклонение различным многим богам, которые, по утверждению христианства, суть идолы. Если в ответ на отказ сделать это надо человека варить живьем в кипящем масле или сдирать с него кожу - и это признак толерантности, за такую логику сам вельзевул, наверное, снимает пепред Вами шляпу.

О славянах-язычниках - надо знать историю, а не только слушать, что Вам кто-то рассказывает. Действительно, славяне поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего Даждь-богу, велесу, женскому божеству мокоша, а также якобы подателям семейных благ = Род и Рожаница.Это был даже не культ, а натуралистический способ мировосприятия. Языческая религия славян была не богоищущей, как, например,язычество древних греков, а природоведческой, удовлетворявшейся поклонением неведомым стихиям. Но не всегда она при этом была такой уж мирной. Как историк, я могу привексти такой факт, зафиксированный в древних лентописях. После удачного похода на ятвагов (литовское племя)в 983 году киевляне решили принести благодарственную жертву своим богам. Жребий пал на сына одного варяга - кстати, христианина. Отец, естественно, сына не отдал, а заперсч с ним дома. Разъяренная толпа взломала двери и растерзала обоиз - "и осквернися кровьми земля руська", передает древнейшая летопись - "и не весть. где положижа их" В святцах называются имена наших первых мучеников - Федор и Иоанн. Их память чтится 12 июля. Это я не ктому, чья религия лучше, а чья хуже. Просто надо знать, что язычество - это неприкрытый раньше, ка сегодня замаскированный сатанизм. Игры с ним в конце концов плохо кончаются.

О монашестве. Молитвенный труд очень тяжелый, он мало кому по силам. И если мы с вами, такие умники, до сих пор живы со всеми нашими грехами, так это потому, что "невзят еще от земли удерживающий".Образно говоря, монахи, как древние атланты, держат молитвой за весь мир его на плечах. Уважайте это.

топловский монастырь

статья интересная, нужная, своевременная, жалко только ,что ехать далеко и дорого

и не указан точный адрес.

Гость Olga

адреса

Зі Симферополя можна доїхати звичайним рейсовим автобусом по маршруту Симферополь-Судак. Він зупиняється біля монастиря, потім трохи підійнятися по горній стежці вже в самій монастир. Їдьте, не пожалкуєте, це горний Крим - дуже красиво, є всі умови,як для паломників, так і для послушниць, які просто хочут пожити, подивитись.

В тему:

Заповіт ігумені Параскеви (Родимцевої)

"Цей фільм відкриває життя ігумені Параскеви і її послідовниць, сучасних черниць Топловського монастиря, які вважають її небесною покровителькою обителі і сподіваються на її канонізацію.
Хронометраж: 11' 35"

СпасиБо, будем искать. Smile

Топловский монастырь

Рассказ замечательный! Читали вдвоём с сыном. Очень понравился обоим. Очень интересно написан - кажеться будто мы сами там побывали возле целебного источника, попробовали прохладную чистую воду, поклонились могиле святой Параскевы. Очень полезная информация и взрослым и молодым. После такого рассказа начинаешь задумываться, так ли мы живём.


Большое спасибо автору - Надежде Ефременко. С нетерпением будем ждать её новых рассказов.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru