Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Таинственный святитель-загадка – Меркурий Смоленский
20 August 2012 09:55
Владислав Дятлов

Загадка

Есть подвижники, о которых мы знаем очень мало, и почитание которых завещано нам давно ушедшими поколениями верующих – пастырей и мирян. В этих случаях мы доверяем опыту наших почивших братьев и сестер: если они чтили, то делали это неспроста, и знали нечто большее, чем знаем сегодня мы. Однако, стремясь «заполнить пробелы», о подробностях жизни таких подвижников все равно спрашивают, надеясь в ответ услышать хотя бы предположения.

Иногда гипотезы строить легче: «подсказки» есть в контексте исторической эпохи, аналогиях. А иногда – предположений много, но загадка остается загадкой. Порой в этой загадочности есть что-то радостное: ты мало что знаешь о подвижнике, но чувствуешь – по вере – что он тебя слышит и молится за тебя. А ведь так случается и в наших отношениях с некоторыми современниками – опытными пастырями, совету которых мы доверяем: от нас бывают скрыты глубины духовной жизни советующего нам священника, зато наши души – открыты его любви и заботе.

20 августа Церковь празднует память святителя-загадки – Меркурия Смоленского. Единственное, что донесло до нас предание о нем – это то, что его мощи принесло в Киев по Днепру в погребальной колоде. Все прочее – область гипотез. Тем не менее, стоя в Ближних пещерах у киота с иконой этого святителя (закрывающей ту самую колоду), ощущаешь тот же молитвенный покой – как и у иных мощей святых Киево-Печерских…

Предание

После осмотра лаврских пещер в 1594 г. немецкий посол Эрих Лясота отметил в своем дневнике: «В длинном узком корыте лежит тело, которое приплыло в нем из Смоленска вниз по Днепру и пристало под монастырем». На карте Ближних пещер 1661 и 1703 гг. упомянут соответственно «Меркурий епископ Смоленский» и «Меркурий епископ», к которому, по-видимому, и относятся слова Лясоты.

Посетивший Лавру в 1711 г. датский посол Юст Юль свидетельствовал: «В пещерах находятся также останки одного святого, бывшего Смоленского епископа. Умирая, этот епископ завещал, чтобы гроб с его телом был пущен по Днепру и унесен рекою, куда случится. И гроб его принесло сюда, к могилам этих святых, находящимся у самого Днепра, вследствие чего покойного приняли и поставили в пещеры».

6-я песнь канона «Службы» святым Ближних пещер в печатном сборнике 1763 г. (составлена между 1661 и 1703 гг.) взывает: «Слава Смоленскому граду, Меркурий пастырь, пастырей Начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучно быти от лика преподобных Печерских. Темже по смерти чудотворне приплы в кладе, и в пещере святей почивает телом, душею же радуется с преподобными во славе вечной». Слова «духом же горя выну неразлучно быти от лика преподобных Печерских» выражают мнение о каком-то особом отношении свт. Меркурия к свв. Киево-Печерским, и данное мнение послужило основой для гипотезы свт. Филарета (Гумилевского), которую мы приведем несколько позже.

Гипотезы

О времени земной жизни свт. Меркурия Смоленского церковные историки выдвигали разные версии. Так, в «Истории Российской иерархии» епископа Амвросия (Орнатского; †1827) говорилось, что подвижник трудился на церковной ниве в конце XII в. Митрополит Евгений (Болховитинов) писал, что свт. Меркурий Смоленский, почивающий в Ближних пещерах, жил в начале XIII в. и что память его празднуется 27 августа (ст.ст.).

В «Описании» Киево-Печерской Лавры 1847 г. сообщалось, что святитель почил при нападении на Смоленск монгольских войск во главе с ханом Батыем и что память подвижника отмечается 24 ноября (ст.ст.). На это архиепископ свт. Филарет (Гумилевский) заметил: «Здесь смешан Смоленский епископ Меркурий со Смоленским муч(еником), воином Меркурием, которого память 24 ноября. Впрочем не сомневаемся, что св. епископ Смоленский Меркурий был тот самый епископ Смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его».

Перенесение сведений о св. мч. Меркурии Смоленском на тезоименитого святителя встречается и в «Книге, глаголемой описание о Росийских святых». В опубликованном М. Толстым списке этой книги назван «святый великомученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже во гробе приплыл». В другом списке М. Толстой обнаружил следующие слова о св. мч. Меркурии Смоленском: «Родом бысть римлянин, пришед в Россию, юн сый, служити Смоленским князем, рода княжеска. Потом убиен бысть в лето 6747 (1239) ноября в 24 день от безбожнаго царя Батыя невернаго. Потом же во гробе в Киев приплы чудно зело». В свою очередь, Евгений Голубинский нашел в одном из списков «Книги глаголемой» сообщение: «Мученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже пострада в лето 6747 от безбожнаго царя Батыя, во гробе в Киев приплыл, его же память празднует святая Церковь ноября в 24 день».

Тем не менее, справедливость замечания свт. Филарета очевидна из смоленского предания о св. мч. Меркурии: оно говорит о погребении подвижника в Успенском соборе Смоленска; в частности, «Слово о Меркурии Смоленском» (фиксирует вариант предания, самый близкий к изначальным сведениям) упоминает о том, как Смоленский архиепископ молил Господа – да явит волю Свою о месте погребения св. мч. Меркурия, спасшего город от разорения монголами (следовательно, архипастырь не был убит).

По мнению современного исследователя Евгения Кабанца, отождествление св. мч. Меркурия со свт. Меркурием могло произойти в связи с тем, что, согласно версии «Слова», призвание св. мч. Меркурия на ратный подвиг произошло не в городском Успенском соборе, а «вне града бысть близ за Днепр-рекою в Печерстем монастыри» (находился в с. Печоры в 8 км от Смоленска).

О происхождении свт. Меркурия владыка Филарет рассуждал так: «До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители». Данное мнение отражено и в кондаке святителю, опубликованном в служебной Минее 1978-1989 гг. под 7 (20) августа: «В пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую наследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в нейже подвизался еси».


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Таинственный святитель-загадка – Меркурий Смоленский

Есть подвижники, о которых мы знаем очень мало, и почитание которых завещано нам давно ушедшими поколениями верующих. 20 августа – день памяти свт. Меркурия Смоленского. Единственное, что донесло до нас предание о нем – то, что его мощи принесло в Киев по Днепру в погребальной колоде.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

1925 переглядів / Коментарів: 0

Теги: вшанування святих |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru