Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Актуальний коментар
Святые апостолы Петр и Павел - почему мы так их почитаем?
12 July 2012 21:40

С каких пор память святых апостолов отмечается в Православной Церкви в один день?

С чем связано то, что на некоторых иконах апостолы изображаются идущими навстречу друг другу?

Почему так почитают Петра и Павла именно на Руси?

Насколько послания апостолов Петра и Павла близки нам, современникам, и изучают ли их будущие священники?

На эти и другие вопросы в интервью "Православию в Украине" ответил доцент Киевской духовной академии протоиерей Игорь БАЗАРИНСКИЙ.

***

Что общего между апостолами? — И служение, и страдание…

— Отец Игорь, Вы преподаете в Киевской духовной академии на кафедре библеистики. И наши вопросы о святых апостолах сегодня — к Вам. И первый вопрос: почему память святых апостолов Петра и Павла мы отмечаем в один день?

— Наверное, следует начать с того, что празднование памяти апостолов Петра и Павла в один день – это исторический факт, который очень глубоко укоренен в церковной истории.

Насколько известно нам, письменные памятники IV века уже свидетельствуют о том, что в Церкви на то время давно установился обычай праздновать память этих двух апостолов в один день. По всей видимости, такая практика была обусловлена тем, что апостолы Петр и Павел, действительно, окончили свою жизнь в одном месте и практически в одно время.

Наше церковноисторическое предание свидетельствует о том, что смерть апостолов последовала 29 июня по старому стилю или 12 июля по новому стилю 67 г. нашей эры.

Как известно, это был очень трагический год в жизни первой христианской римской общины, поскольку вследствие известных исторических событий обвинение в поджоге Рима император Нерон очень «технично» переадресовал на христиан. И следствием такого обвинения стало очень жестокое гонение на последователей учения Христова.

Апостол Петр, как известно, был распят на кресте. Причем, при этом апостол явил высочайший пример совершенно удивительного христианского смирения. Он не хотел быть распятым так, как был распят Господь Иисус Христос. Поэтому своих палачей, римских воинов, он упросил распять его головой вниз, чтобы пострадать за Христа, но не тем самым образом, каким принял смерть Сам наш Господь.

Апостол Павел в это время, согласно преданию, находился по другую сторону реки Тибр. Как римский гражданин, он не мог быть распят на кресте, не мог быть умерщвлен каким-то иным способом. Существовал способ, который по тем временам считался гуманным – через усечение мечом. Апостолу Павлу отрубили голову.

Таким образом, между святыми апостолами очень много общего. Оба они были преданы Христу, и были преданы Христу до конца, до своей мученической смерти.

Откуда на иконах Петра и Павла «распростертые объятия»?

— Известно, что между апостолами Петром и Павлом существовали разногласия или даже трения. Но на иконах, особенно в православных храмах, они часто изображены идущими и протягивающими руки навстречу друг другу. Почему так?

— Вы знаете, действительно, нужно сказать о том, что на определенном этапе их служения Христу между апостолами Петром и Павлом возникло разногласие. И, в общем-то, было бы неправильным это отрицать, потому что этот момент записан в Книге деяний святых апостолов.

Оба они — и апостол Петр, и апостол Павел были теми проповедниками веры Христовой, которые впервые со словами проповеди обратились к язычникам. И в иудео-христианской среде возник спор о том, нужно ли язычникам сохранять предписания ветхозаветного иудейского закона, который мы также называем Законом Моисеевым, после крещения. И вот на этой почве бытовали на то время разные мнения.

Апостол Петр первоначально придерживался той точки зрения, что иудео-христианам, общающимся с язычниками, необходимо соблюдать предписания ритуальной чистоты. Также апостол Петр, по всей видимости, колебался в ответе на вопрос, нужно ли язычникам, обращающимся в христианство, при этом соблюдать еще и требования Закона Моисеева.

Апостол Павел, в этом нет никаких сомнений, изначально занимал четкую позицию, что на братьев во Христе, обращающихся из язычников, не нужно налагать «бремена неудобоносимые». Они должны жить по закону веры.

Этот вопрос был разрешен в 49 или 50 году на так называемом Апостольском Соборе. И вот тогда было сформулировано Апостольское правило, что братьям-христианам, обратившимся в христианство из языческой среды, не нужно соблюдать предписания ветхозаветного иудейского Закона Моисеева.

Апостолы примирились, и на Западе возникло предание, о котором сегодня имеет смысл упомянуть. Предание о том, что апостолы Петр и Павел встретились в Риме в день своей смерти, обняли друг друга.

Когда и где было установлено почитание апостолов Петра и Павла?

— Почему день памяти святых апостолов стал большим праздником именно в Православной Церкви на Руси?

— Вы знаете, причины такого глубокого почитания святых апостолов у нас на Украине, наверное, следует искать в истории. Как известно, в общем-то наша церковная традиция восходит к византийской церковной традиции. А в Византии определяющую роль в установлении торжественного празднования дня памяти апостолов Петра и Павла принадлежит равноапостольному императору Константину Великому.

Почитание святых апостолов установилось практически сразу после их мученической смерти. Однако поворотным событием в этой практике стала деятельность императора Константина, который и в городе Риме, и в столице империи Константинополе построил храмы в честь этих святых апостолов. И, как известно, освящение константинопольского храма в честь апостолов Петра и Павла пришлось как раз на 29 июня по Юлианскому календарю или 12 июля по Григорианскому. После этого на востоке Римской империи этот день стал отмечаться особенно торжественно.

У нас на Руси почитание святых апостолов началось практически сразу с появлением христианства. Известно, что в нашем киевском Софийском соборе есть остатки фрески, на которой сохранилось лишь частичное изображение апостола Павла. Но вне всякого сомнения, что на этой фреске были изображены оба апостола, и эта фреска датируется XI-XII вв.

Что еще, кроме смерти, общего у апостолов Петра и Павла?

— А почему апостолы изображаются на иконах вместе?

— Знаете, апостолов Петра и Павла на иконах изображают вместе потому, что между ними очень много общего.

Во-первых, после обращения ко Христу, рыбак Симон становится Петром. Нечто подобное происходит и с апостолом Павлом. Книжник фарисей Савл становится апостолом Павлом. То есть, происходит смена имен. Это первый момент, первая такая общая черта между святыми апостолами.

Второй момент: и апостол Петр, и апостол Павел обращаются ко Христу в зрелом возрасте. То есть, они не с детства воспитаны в христианской традиции.

И третий момент, пожалуй, основополагающий.

Как известно, апостол Петр стал первым христианским проповедником, который направил свою миссионерскую деятельность на язычников. Впервые слово о Христе другие народы, не иудейский, услышали из уст апостола Петра. И апостола Павла мы знаем как «апостола язычников». Насколько нам известно, апостол Павел совсем недолго был в Палестине, а затем многие годы трудился вне Палестины. Он прошел огромные расстояния, огромные территории, начиная с Малой Азии (это территория современной Турции) и вплоть до Испании. Очень важный момент.

И апостол Петр, и апостол Павел очень много трудились среди язычников, основывая там Церкви, рукополагая епископов, пресвитеров.

Следующий очень важный момент: апостолы Петр и Павел в равной степени были абсолютно преданы служению Христу, несмотря на то, что у них, по всей видимости, были разные характеры. Но вот люди с разными характерами, с разным восптанием стали в одинаковой степени ревностными пламенными тружениками на ниве Христовой.

— А можно сказать, что их известность, скажем по-современному, обусловлена медийной активностью? Ведь они оставили свои послания. Может быть, если бы все апостолы оставили свои послания, то они были бы также популярны?

— Не могу с вами не согласиться, потому что, конечно, писательская деятельность апостолов сыграла колоссальную роль. Огромный масштаб личности и деятельности апостола Павла во многом обусловлен, конечно, тем, что апостол, когда не мог посещать какие-то христианские общины, общался с ними посредством посланий.

Если мы откроем современные учебники по Священому Писанию Нового Завета, то увидим, что апостольские послания были одним из самых действенных способов коммуникации в те времена, когда современных средств связи, конечно, еще не было.

Для христианина послания апостолов к прочтению обязательны. А толкования — увлекательны…

— Вы так рассказали о масштабе личности и проповеди апостолов, что возникает вопрос, насколько их пример важен для современных проповедников слова Божьего. И вопрос такой: как изучаются их личности и их духовное наследие в Киевской духовной академии в частности?

— В Киевской духовной академии и семинарии изучению апостольского наследия уделяется очень много внимания. Ведь в посланиях этих апостолов мы находим ответы практически на все вопросы духовной жизни.

Апостольские послания наши студенты изучают целый год, обучаясь в духовной семинарии, и еще целый год посвящен изучению апостольских посланий в Духовной академии. Расширяют, углубляют свои знания за счет таких вспомогательных моментов, как время написания того или иного послания апостола Павла, место написания, обстоятельства, в которых находился апостол на момент написания данного конкретного послания. И, скажу вам откровенно, это чрезвычайно интересно, увлекательно и, конечно, в полной мере подготавливает наших студентов к будущей и пастырской, и проповеднической деятельности.

— Что об апостолах можно почитать не будущим пастырям, а нам, мирянам?

— Я считаю себя обязанным напомнить всем нам, что говорит Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. Каждый православный христианин ежедневно должен уделять время для чтения Священного Писания Нового Завета. Каждый день по небольшому отрывку, по главе из Евангелия и из посланий святых апостолов православный христианин должен прочитывать.

Следующий момент. Конечно, я могу порекомендовать классические труды, содержащие толкования святых апостолов. Это, конечно, литературное наследие святителя Феофилакта, архиепископа Болгарского, который трудился в XI веке. Конечно, советовал бы почитать толкования святителя Феофана Затворника.

Также не могу не сказать о том, что в наше время работа продолжается. Наш Блаженнейший Митрополит Владимир опубликовал замечательное толкование на послания апостола Павла. И также достаточно заметным событием нашей церковной жизни стала публикация кандидатской диссертации ректора Духовной академии Преосвященного владыки Антония, которая также посвящена толкованию послания апостола Павла к римлянам.

Беседу вела Юлия Коминко


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Святые апостолы Петр и Павел - почему мы так их почитаем?

О проповеди, о спорах, о примирении перед казнью святых апостолов Петра и Павла узнайте в новом выпуске видеоблога «Православие в Украине».



Рубрики: Актуальний коментар | Актуальний коментар |

4085 переглядів / Коментарів: 0

Теги: апостолы Петр и Павел |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru