Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Пастир добрий
Священник Петр Семащук: «Я открыл для себя Сицилию как землю православных монастырей и христианских подвижников»
01 February 2011 15:33

 

Киевские духовные семинария и академия, как и многие светские вузы, имеют возможность отправлять своих лучших выпускников заграницу — для стажировки и продолжения образования. Кто-то из них потом остается там жить и работать. Те же, кто возвращается на Родину, несколько по-иному смотрят на обстоятельства и проблемы, возникающие в повседневной деятельности. Во всем виден опыт и несколько прогрессивный подход к делу.

О том, как живут, учатся и трудятся наши соотечественники за рубежом, в частности, в Италии, рассказывает священник Петр Семащук, настоятель храма во имя святого Феодора Освященного в городе Киеве.

Отец Петр, в свое время, жил в Италии, учился, работал там, и, конечно же, владеет итальянским языком.

 

— Отец Петр, как Вы, уроженец Тернопольской области, оказались в Италии и чем занимались в этой стране?

Шел 2000 год, я оканчивал Киевскую Духовную Академию, и за два месяца до «последнего звонка» к нам в аудиторию прибежал гонец от ректора со словами: «Братья, с вами хочет пообщаться владыка Ионафан» (тогда еще архиепископ Херсонский и Таврический). Наш курс собрался в проректорской. Владыка предложил нам поучаствовать в программе по обмену студентами. Назвал ряд учебных заведений Греции, Германии, Италии, ссылаясь на исторические прецеденты, когда выпускники Киевской Духовной Академии, по ее окончании, отправлялись в западные университеты набираться знаний и опыта, необходимых для миссионерской работы. Учитывая потребность в кадрах, которая появилась после 70-летнего периода атеистического безбожия, владыка Ионафан настоятельно советовал нам продолжать свое образование.

Тем не менее, желающих оказалось не так много, да и у тех, кто заинтересовался, были вопросы. Ведь мы знали не так много людей, которые получали тогда образование заграницей, поэтому был страх ехать в чужую страну. Мнение людей, у которых я просил совета, разделились: одни советовали, другие отговаривали. Я сомневался целый год.

Потом все-таки поехал

И я вам скажу — не жалею. Да, было тяжело, ведь я попал в чужую языковую среду, необходимо было учить итальянский усиленными темпами. Тем более, что опыта изучения иностранного языка я не имел. С другой стороны, было интересно. Я с жадностью изучал новые традиции, культуру и обычаи, познакомился со многими интересными людьми. Так, например, сразу по приезду меня поселили в доме одной итальянской семьи в городе Ареццо, в центральной Тоскане. Марио и Клотильда оказались симпатичной парой. Я бы назвал их символом традиционной итальянской семьи.

Они души не чаяли друг в друге, даже ругались по-доброму. Меня поражала глубокая религиозность этих людей, их благоговейное отношение к своей вере, к традициям. Помню, с каким трепетом в праздник Успения Божьей Матери, 15 августа по Григорианскому календарю (у католиков это один из самых великих праздников), они украшали свой приходской храм, с каким уважением ухаживали за священником, приглашенным на праздничный обед.

В течение трех месяцев, что я жил в этой семье, нам всем было интересно: я старался заучить как можно больше слов, которые они мне неоднократно повторяли; в свою очередь, они подшучивали над моим иностранным акцентом, над тем, как я путал слова. Мы стали родными, не хотелось расставаться. В конце концов, они сказали, что я стал для них, как сын, ну а я, в свою очередь, приобрел вторых родителей. Ведь изучая язык, историю, культуру и традиции неведомой для меня доселе страны, я как бы по-новому рождался.

Учеба в институте имени Святителя Николая

— Вы сказали, что поехали в Италию для продолжения богословского образования…

Получив минимум знаний по итальянскому языку, я отправился в город Бари, в богословский институт имени Святителя Николая Чудотворца — филиал римского Анжеликума.

Учиться в новой педагогической системе было тяжело, но интересно. Особенно поражал контраст между нашей диктантно-схоластической школой и их библиотечно-семинарской. Объяснюсь: у нас на лекциях мы в основном записывали то, что нам диктовал по конспекту преподаватель. Часто этот конспект был не первой свежести, какой-нибудь дореволюционной перепечаткой. Такие диктанты утомляли и наводили скуку. Интересный предмет, при такой подаче, превращался в настоящую пытку.

Вся программа обучения у них расписана на три-четыре года вперед. Дисциплины разбиты на семестры; каждый предмет преподаватель начинал стандартно: лекция №1 — введение, его история, метод изучения, связь с другими материями и т.д.; лекция № 2 — библиография: давали 100-150 источников, по которым ты сам должен изучать этот предмет.

Эти две лекции становились пробным камнем, по которому студенты определяли, стоит им тратить свое время на изучение этой дисциплины. Ведь можно было пойти к другому преподавателю, который умеет красиво преподнести свой предмет. Преподавателям ничего не оставалось, как выкладываться на 200 %. Ведь если студенты не пойдут к тебе, тебя выгонят. Это интеллектуальный рынок, жесткая конкуренция.

Я благодарю Бога и святителя Николая за тот подарок, который я получил в период моего обучения в городе Бари. Сложно в это поверить, но почти каждую неделю, в день святого Николая (в Православной Церкви это четверг), я пел Литургию, которая совершалась на его мощах. Это было большим утешением и укреплением на чужбине.   

Рынок труда в стране

— По каким причинам наши соотечественники уезжают в Италию?

Есть хорошая русская пословица: «Жизнь заставит калачи кушать». Парадокс, но раньше калачи считались признаком достатка, их могли себе позволить богатые люди. Оказывается, значение пословицы заключается в следующем: обстоятельства жизни заставляют человека работать и совершенствоваться для того, чтобы иметь возможность кушать эти самые калачи. Наши люди едут в Италию заработать если не на калачи, то, по крайней мере, на хлеб насущный. Особенно это было актуально в 90-е годы прошлого века.

— А что заставляет их выбрать эту страну?

Италия в начале ХХ века пережила такие же экономические трудности, а может и большие, чем наша страна в начале 90-х годов того же столетия. Я видел старые фото, на которых изображены итальянские семьи со своими пожитками в ожидании корабля, который повезет их в далекую неизвестную страну. Там они надеялись обрести лучшую, в материальном плане, жизнь. После таких трудностей им проще понять своего ближнего. «А кто есть ближний мой?». Как католики-христиане, они знают, что это те, кто нуждается в помощи. И помогают, принимая в свои дома сиделками, поварами, уборщицами.

Какие профессии для эмигрантов предлагает Италия?

De jure, все профессии доступны для эмигрантов, но в действительности получают место те, кто согласен на «черную» работу: домохозяйки, уборщицы, повара, дворники. Одним словом — домашняя обслуга. В основном работают женщины, но есть и мужчины. Они, как правило, выполняют тяжелые строительные работы, те, на которые не соглашаются итальянцы.

Не знаю, сколько наших соотечественников работают на территории Италии, но думаю, что 70 % процентов из них делают это нелегально. Часто люди едут «на заработки» без элементарной языковой базы, не подготовленные в части знания своих прав, не владея необходимой информацией относительно порядков страны. И как следствие, переживают то, чего не пожелаешь нашим детям.

Социальное обеспечение

Как там решаются вопросы с жильем, со страховками, пособиями и так далее?

Меня, прибывшего в Италию на учебу, многие бытовые проблемы миновали, ведь я получил «borsa di studio», то есть полную стипендию. Условия были хорошими, так что думать о хлебе насущном не было надобности. Все внимание концентрировалось на учебе. Даже была возможность помогать нашим землякам продуктами, одеждой или местом для ночлега. У меня была медицинская страховка, а медобслуживание у них хорошее. Кроме того, каждый месяц мне выдавали деньги, не большие, но при экономном расходовании можно было скопить на что то полезное, скажем, на книги.

Такое положение вещей, конечно же, способствовало учебному процессу. Учиться было нелегко — все предметы преподавались на итальянском. Приходилось ночами сидеть, переводить, вникать в смысл материй. И хорошо, если преподаватели понимали эти трудности. А были и такие, которые отвечали: «Вы, молодой человек, зачем сюда пожаловали: учиться или нарекать на свои проблемы?». Это стимулировало к работе, порой титанической, которая приносила результаты. Ведь когда ты получал на экзамене бал выше, чем итальянцы, это доставляло чувство удовлетворения. Появлялось уважение с их стороны — они начинали интересоваться твоей страной, ее историей и религией. Это тоже своего рода миссия.  

Христианские святыни

— Если в Италию поехал православный человек, где и как ему там удовлетворить свои духовные потребности?

— Сегодня почти во всех больших городах Италии есть православные храмы (во многих их даже несколько). Там стабильно совершаются богослужения и можно заказать требы. Священники, в основном, параллельно работают на светских предприятиях, но в больших городах, а также в паломнических центрах они занимаются исключительно своими церковными обязанностями.

Православные храмы в европейских государствах исполняют не только духовно-богослужебную функцию, но и являются неким мостом, олицетворяющим связь с Родиной. Человек ценит тогда что-либо, когда теряет. Поэтому именно на чужбине, и это я могу утверждать касательно Италии, люди начинают понимать ценность храма, как такового. Тут он становиться неким духовно-культурным центром, помогая человеку жить и преодолевать те трудности, которые он встречает на своем тернистом жизненном пути.  

— Какие выдающиеся Христианские святыни есть в Италии?

— О, Италия, это средоточие христианских святынь. Легче, наверное, перечислить те из них, которые отсутствуют в сокровищницах католических храмов. Самыми известными являются Туринска плащаница, мощи святых апостолов Петра и Павла в Ватикане, мощи святителя Николая в Бари. Почти каждый итальянский город, в своем кафедральном соборе, хранит христианские святыни, собранные со всего мира. Такое положение вещей имеет свою предысторию. Каждый более-менее значимый город старался заполучить какую-нибудь христианскую святыню. Иногда желание иметь святыню доходило до воровства, как это мы можем видеть в случае с мощами святого Николая Чудотворца. И таких примеров немало.

Тем не менее, святыни есть, перед ними можно совершать молебны. Руководство Католической Церкви идет навстречу Православной Церкви. Православные паломники, приезжающие на поклонение святыням, поражают католиков своим благоговением к ним. Часто это становиться поводом для самых разнообразных определений. Так, например, барийцы (жители города Бари), видя благочестивое почитание русскоязычными верующими святого Николая, назвали его русским святым.

О происхождении слова «Мафия»

— Чем лично Вам нравится Италия? В каких районах Вы бы посоветовали побывать?

— Италия нравиться мне своим климатом. Там есть все необходимое для жизни: от моря до гор. Это также музей под открытым небом, где переплетены эпохи и культуры.

Особенно мне по душе Южная ее часть: Калабрия и Сицилия, где я прожил целый год и куда еще не раз приезжал и надеюсь, что буду приезжать. Обычно стереотипное мышление рисует в сознании Сицилию, как территорию Католической Церкви и мафии.

Слово «Мафия» происходит от словосочетания “La mia famiglia”, что в переводе означает «моя семья». В Италии существует множество диалектов, которые сильно отличаются от официального языка. На диалектах, как правило, разговаривают быстро, сокращая слова и словосочетания, так, чтобы только лишь объясниться. Так вот произношение словосочетания «моя семья» на сицилийском диалекте звучит как «мафия». И это не случайно: мафия вышла из недр традиционной сицилийской семьи, где каждый ее член поддерживал и заступался друг за друга, отстаивая ее интересы.

Лично для себя я открыл Сицилию, как землю православных монастырей и христианских подвижников, державших прямую связь со Святой Афонской Горой…

Продолжение следует == >

За предоставленную публикацию благодарим редакцию журнала «Путь пилигримма»

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Священник Петр Семащук: «Я открыл для себя Сицилию как землю православных монастырей и христианских подвижников»

 

О том, как живут, учатся и трудятся наши соотечественники за рубежом, в частности, в Италии, рассказывает священник Петр Семащук, настоятель храма во имя святого Феодора Освященного в городе Киеве.


Рубрики: Публікації | Пастир добрий |

3407 переглядів / Коментарів: 1


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

А когда будет продолжение?

Я буду в Сицилии, хотел посетить православные места, для этого открыл статью, а она заканчивается как раз на том месте, где речь заходит о Сицилии...

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту
Святыня гибнет!
21 December 2007




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru