Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях


Свенская Печерская икона Пресвятой Богородицы, оригинал


Сказание о самой древней иконе с ликами преподобных Антония и Феодосия Печерских
29 August 2012 15:32
Владислав Дятлов

30 августа – празднование в честь Свенской Печерской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1288 г. у иконы Пресвятой Богородицы с ликами предстоящих прпп. Антония и Феодосия из Киево-Печерской Лавры исцелился от слепоты Черниговский князь Роман. Сказание об этом событии датируется XVI-XVII вв.1 и гласит следующее.

Князь Роман, ослепший в дни своего пребывания в Брянске, узнал об исцелениях, которые совершаются по молитве перед вышеуказанной иконой, и отправил в Печерскую обитель милостыню с просьбой прислать святыню. Братия Лавры решила исполнить просьбу. Икону везли из Киева в Брянск по реке Десне. Возле Брянска, против места впадения в Десну речки Свини, лодка внезапно стала. Попытки гребцов идти далее оказались тщетны. Когда решили заночевать на Свини, лодка повиновалась и причалила к берегу. Утром путники увидели, что святыня исчезла из лодки. Икону нашли на другом берегу Десны на высоком дубе.

О случившемся доложили князю, и тот пошел к святыне пешком. Недалеко от заветного дуба он остановился и вознес горячую молитву, пообещав устроить здесь обитель и дать ей столько земли, сколько охватит взором, если исцелеет. После этого к князю начало возвращаться зрение: он увидел тропинку. Велев поставить на месте первой молитвы крест, Роман подошел к дубу, помолился перед иконой и обрел полное исцеление. В тот же день был основан Успенский Свенский монастырь2. Он стал хранителем чудотворной иконы из Киева, обретшей имя Печерской Свенской3.

Одни полагают, что образ написан на рубеже XI-XII вв.4, вероятно, самим прп. Алипием Иконописцем5, другие – что это список оставшейся в Лавре иконы6, возможно, специально написан в 1288 г. для князя Романа7. С 1925 г. Свенский образ находится в Третьяковской галерее (Москва)8. Он является самой древней дошедшей до нас иконой с ликами прпп. Антония и Феодосия Печерских9.

Сегодня в Киево-Печерской Лавре, в храме Всех святых Киево-Печерских, помещен список Печерской Свенской иконы, созданный во второй половине XIX в. При закрытии Лавры в начале ХХ в. сочувствующие ей монахини спрятали образ и позже передали его бывшему лаврскому насельнику о. Спиридону (Лукичу, †1991), на момент кончины – схиархимандриту Дионисию. В 1992 г. по завещанию о. Дионисия икона вернулась в Лавру и со временем была установлена на Горнем месте в алтаре храма Всех свв. Киево-Печерских, а в 2002 г. – в киоте за левым клиросом10. Празднование в честь иконы совершается 3 (16) мая и 17 (30) августа.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Сказание о зачатии Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и великих чудотворцев преподобных отец наших Антония и Феодосия Печерских Свинскаго монастыря во граде Брянске, пять поприщ от града на них Десны реки

Первое знамение последствует сему бывшему чудеси написано бысть на чудотворном образе у Пресвятой Девы Богородицы в свитке. В лето 6796, а от Рождества Христова 1288 года, окладывана была сия икона благоверным и великим князем Романом Михайловичем Черниговским и благоверною великою княгинею Настасиею, месяца сентября в 26 день.

Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живущу ему в то время в своей отчине во граде Брянске. По Божию же изволению ослепе очима, и слышащу же ему чудеса бываема и исцеления от чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Печерския и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И начал князь великий помышляти послати в Печерский монастырь посла своего по чудотворной образ Пресвятыя Богородицы и милостыню, по архимандрита же с братиею, тако и сотвори. Приидоша же посланнии в монастырь, и вдаша от князя архимандриту Печерскому и братии милостыню, и просиша Пресвятыя Богородицы чудотворнаго образа князю Роману Михайловичу на исцеление. Архимандрит же Печерский сотворив совет с братиею, и не оставиша прошения княжа. Отпустиша чудотворной образ Пресвятыя Богородицы, и послаша священника своего с посланными, и поплыша в ладиях рекою Десною в гору ко граду Брянску с радостию великою, и приплыша противу реки Свини.

И ста ладия на едином месте среди реки Десны, гребцы же не могуще сгрести ни в гору ни в низ. Посланнии же рекоша: «Обляжем нощь сию зде в Свини реце». Ладия же пойде с места, и присташа ко брегу на десной стране. И пребыша нощь ту, на утреннюю же восташа, и пойдоша на ладию, восхотеша помолитися Пресвятой Богородице чудотворной, и идти в путь свой, и не обретоша образа Пресвятой Богородицы на ладии. Посланныи же со дружиною начаша скорбети, и слезы излияти, и начаша искати по горам и по дебрем и по пустыни. И приехавше за Десну реку против Свини реки, и пойдоша по горам, и обретоша Пресвятыя Богородицы чудотворный образ стоящ на дубе велицем межи ветвама, они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михайловичу исповедывати бывшее чудо Пресвятыя Богородицы чудотворныя; вестник же пришед, возвести великому князю все по ряду.

Князь же великий услышав от вестника таковое чудо, скоро воспрянув со одра своего с радостию великою, и пролия слезы, и повеле вскоре по всем Божиим церквам звонити по всему граду, и собиратися собору всему, епископу и архимандритам, и игуменом, и священником, и диаконам, и всему народу града того от мала и до велика, и окрест всем людем живущим. И пойдоша пеши князь великий Роман Михайлович, и епископ, и архимандриты, и игумены, и священники, и диакони, и вси людие града того от мала и до велика со свещами и с кандилы, иде же стояше Пресвятыя Богородицы чудотворный образ на древе; приходящим же им близ места того, князь великий Роман Михайлович воздохну из глубины сердца своего со слезами и рече: «О, Пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай же ми, Госпоже, прозрети очима и узрети свет и Твой чудотворный образ, елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему, и созижду, Госпоже, храм и обитель, иде же Ты возлюбила еси место!»

И в той же час увиде малу стезю пред собою, и повеле на том месте крест поставить, и по ся времена на том месте крест. И от того места приидоша ко древу, на нем же стоит чудотворная икона; князь же великий возопи велиим гласом: «О, Пресвятая Владычице Госпоже Дево Богородице! Услыши глас молитвы моея, глаголющий со слезами, дай же ми, Госпоже, прозрение очима моима!» И во весь собор, и вси людие такожде молящеся аки едиными усты. И в той час прозрев князь великий Роман Михайлович наипаче яснейше и первых очес, и повеле епископу, и архимандритом, и игуменом, и всему причту церковному сняти со древа образ Пресвятыя Богородицы чудотворный, и приложишася и целоваша Пресвятыя Богородицы образ, и начаша молебен пети.

По отпении же молебна нача сам князь великий Роман Михайлович своима рукама на храм Божий Пречистой Богородицы древа рубити, и всем людем повеле такожде. И совершив храм вскоре во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честного и славнаго Ея ради Успения, и святив, повеле служити собором Божественную Литургию, и отправив все по ряду святое пение, и огради монастырь, и поставиша им игумена, и повеле князь братию собирати, и дав довольно злата и сребра на созидание монастыря, по том же пойдоша во град с радостию великою.

И оттоле болей нача монастырь строитись, и чудотворную икону украсив обложил златом единым и сребром. И оттоле и доныне великая милость и исцеления бывают от чудотворнаго образа Пречистой Девы Богородицы всем приходящим с верою. И множество пленных от безбожных избавляет и свобождает, тии же пленнии людие приходяще, молятся и работают в монастыре по обещанию своему, тако бысть и до сего дня. А на коем же древе стоя Пречистыя Богородицы образ на предреченном месте, и то древо с ветвием и с корением разотроша пилами, овы на иконы на письмо, овы на честные кресты (далее «Сказание» повествует о 3-летнем пребывании иконы в Москве при царе Иоанне Грозном в связи с наложением нового оклада и о начале постройки в монастыре в каменного храма в 1566-1567 гг.).

Текст приводится по публикации в «Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских», изд. 2, ч. 19, Москва, 1796, с. 284-293.

Примечания:

1. Овчинников А.Н. «Пантелеймон» из ГМИИ и «Богоматерь Печерская» из ГТГ в свете реставрационного исследования // Русское искусство XI-XIII веков. Москва, 1986, с. 52-60.

2. См. Приложение (выше).

3. Овчинников, указ. соч.

4. Там же.

5. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворних Ее икон. Репринтное воспроизведение издания: Санкт-Петербург, 1890. Москва, 1998, с. 229.

6. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православной Церковцю, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. С дополнением житий святых, канонизированных Русской Православной Церковцю в ХХ веке для общецерковного почитания, а также житиями руських святых, канонизированных другими Православними Поместными Церквами (в 6 кн.). Москва, издание Сретенского монастыря, месяц май, с. 117.

7. Овчинников, указ. соч.

8. Там же.

9. Ходак І.О. До іконографії святих Антонія і Феодосія Печерських: невідомий образ XVII ст.. з Київщини // Могилянські читання 2004. Київ, 2005, с. 570-579.

10. Святыни Киево-Печерской Лавры. Киев, 2005, с. 34-35.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Свенская Печерская икона Пресвятой Богородицы, оригиналСказание о самой древней иконе с ликами преподобных Антония и Феодосия Печерских

30 августа - празднование в честь Свенского Печерского образа. Одни полагают, что образ написан на рубеже XI-XII вв. самим прп. Алипием Иконописцем, другие – что это список оставшейся в Лавре иконы, возможно, написан в 1288 г. специально для князя Романа, исцелившегося по молитвам перед ней.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

3277 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Свенская Печерская икона Богородицы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru