Сказание о самой древней иконе с ликами преподобных Антония и Феодосия Печерских 29 August 2012 15:32 Владислав Дятлов
30 августа – празднование в честь Свенской Печерской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1288 г. у иконы Пресвятой Богородицы с ликами предстоящих прпп. Антония и Феодосия из Киево-Печерской Лавры исцелился от слепоты Черниговский князь Роман. Сказание об этом событии датируется XVI-XVII вв.1 и гласит следующее.
Князь Роман, ослепший в дни своего пребывания в Брянске, узнал об исцелениях, которые совершаются по молитве перед вышеуказанной иконой, и отправил в Печерскую обитель милостыню с просьбой прислать святыню. Братия Лавры решила исполнить просьбу. Икону везли из Киева в Брянск по реке Десне. Возле Брянска, против места впадения в Десну речки Свини, лодка внезапно стала. Попытки гребцов идти далее оказались тщетны. Когда решили заночевать на Свини, лодка повиновалась и причалила к берегу. Утром путники увидели, что святыня исчезла из лодки. Икону нашли на другом берегу Десны на высоком дубе.
О случившемся доложили князю, и тот пошел к святыне пешком. Недалеко от заветного дуба он остановился и вознес горячую молитву, пообещав устроить здесь обитель и дать ей столько земли, сколько охватит взором, если исцелеет. После этого к князю начало возвращаться зрение: он увидел тропинку. Велев поставить на месте первой молитвы крест, Роман подошел к дубу, помолился перед иконой и обрел полное исцеление. В тот же день был основан Успенский Свенский монастырь2. Он стал хранителем чудотворной иконы из Киева, обретшей имя Печерской Свенской3.
Одни полагают, что образ написан на рубеже XI-XII вв.4, вероятно, самим прп. Алипием Иконописцем5, другие – что это список оставшейся в Лавре иконы6, возможно, специально написан в 1288 г. для князя Романа7. С 1925 г. Свенский образ находится в Третьяковской галерее (Москва)8. Он является самой древней дошедшей до нас иконой с ликами прпп. Антония и Феодосия Печерских9.
Сегодня в Киево-Печерской Лавре, в храме Всех святых Киево-Печерских, помещен список Печерской Свенской иконы, созданный во второй половине XIX в. При закрытии Лавры в начале ХХ в. сочувствующие ей монахини спрятали образ и позже передали его бывшему лаврскому насельнику о. Спиридону (Лукичу, †1991), на момент кончины – схиархимандриту Дионисию. В 1992 г. по завещанию о. Дионисия икона вернулась в Лавру и со временем была установлена на Горнем месте в алтаре храма Всех свв. Киево-Печерских, а в 2002 г. – в киоте за левым клиросом10. Празднование в честь иконы совершается 3 (16) мая и 17 (30) августа.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Сказание о зачатии Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и великих чудотворцев преподобных отец наших Антония и Феодосия Печерских Свинскаго монастыря во граде Брянске, пять поприщ от града на них Десны реки
Первое знамение последствует сему бывшему чудеси написано бысть на чудотворном образе у Пресвятой Девы Богородицы в свитке. В лето 6796, а от Рождества Христова 1288 года, окладывана была сия икона благоверным и великим князем Романом Михайловичем Черниговским и благоверною великою княгинею Настасиею, месяца сентября в 26 день.
Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живущу ему в то время в своей отчине во граде Брянске. По Божию же изволению ослепе очима, и слышащу же ему чудеса бываема и исцеления от чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Печерския и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И начал князь великий помышляти послати в Печерский монастырь посла своего по чудотворной образ Пресвятыя Богородицы и милостыню, по архимандрита же с братиею, тако и сотвори. Приидоша же посланнии в монастырь, и вдаша от князя архимандриту Печерскому и братии милостыню, и просиша Пресвятыя Богородицы чудотворнаго образа князю Роману Михайловичу на исцеление. Архимандрит же Печерский сотворив совет с братиею, и не оставиша прошения княжа. Отпустиша чудотворной образ Пресвятыя Богородицы, и послаша священника своего с посланными, и поплыша в ладиях рекою Десною в гору ко граду Брянску с радостию великою, и приплыша противу реки Свини.
И ста ладия на едином месте среди реки Десны, гребцы же не могуще сгрести ни в гору ни в низ. Посланнии же рекоша: «Обляжем нощь сию зде в Свини реце». Ладия же пойде с места, и присташа ко брегу на десной стране. И пребыша нощь ту, на утреннюю же восташа, и пойдоша на ладию, восхотеша помолитися Пресвятой Богородице чудотворной, и идти в путь свой, и не обретоша образа Пресвятой Богородицы на ладии. Посланныи же со дружиною начаша скорбети, и слезы излияти, и начаша искати по горам и по дебрем и по пустыни. И приехавше за Десну реку против Свини реки, и пойдоша по горам, и обретоша Пресвятыя Богородицы чудотворный образ стоящ на дубе велицем межи ветвама, они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михайловичу исповедывати бывшее чудо Пресвятыя Богородицы чудотворныя; вестник же пришед, возвести великому князю все по ряду.
Князь же великий услышав от вестника таковое чудо, скоро воспрянув со одра своего с радостию великою, и пролия слезы, и повеле вскоре по всем Божиим церквам звонити по всему граду, и собиратися собору всему, епископу и архимандритам, и игуменом, и священником, и диаконам, и всему народу града того от мала и до велика, и окрест всем людем живущим. И пойдоша пеши князь великий Роман Михайлович, и епископ, и архимандриты, и игумены, и священники, и диакони, и вси людие града того от мала и до велика со свещами и с кандилы, иде же стояше Пресвятыя Богородицы чудотворный образ на древе; приходящим же им близ места того, князь великий Роман Михайлович воздохну из глубины сердца своего со слезами и рече: «О, Пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай же ми, Госпоже, прозрети очима и узрети свет и Твой чудотворный образ, елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему, и созижду, Госпоже, храм и обитель, иде же Ты возлюбила еси место!»
И в той же час увиде малу стезю пред собою, и повеле на том месте крест поставить, и по ся времена на том месте крест. И от того места приидоша ко древу, на нем же стоит чудотворная икона; князь же великий возопи велиим гласом: «О, Пресвятая Владычице Госпоже Дево Богородице! Услыши глас молитвы моея, глаголющий со слезами, дай же ми, Госпоже, прозрение очима моима!» И во весь собор, и вси людие такожде молящеся аки едиными усты. И в той час прозрев князь великий Роман Михайлович наипаче яснейше и первых очес, и повеле епископу, и архимандритом, и игуменом, и всему причту церковному сняти со древа образ Пресвятыя Богородицы чудотворный, и приложишася и целоваша Пресвятыя Богородицы образ, и начаша молебен пети.
По отпении же молебна нача сам князь великий Роман Михайлович своима рукама на храм Божий Пречистой Богородицы древа рубити, и всем людем повеле такожде. И совершив храм вскоре во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честного и славнаго Ея ради Успения, и святив, повеле служити собором Божественную Литургию, и отправив все по ряду святое пение, и огради монастырь, и поставиша им игумена, и повеле князь братию собирати, и дав довольно злата и сребра на созидание монастыря, по том же пойдоша во град с радостию великою.
И оттоле болей нача монастырь строитись, и чудотворную икону украсив обложил златом единым и сребром. И оттоле и доныне великая милость и исцеления бывают от чудотворнаго образа Пречистой Девы Богородицы всем приходящим с верою. И множество пленных от безбожных избавляет и свобождает, тии же пленнии людие приходяще, молятся и работают в монастыре по обещанию своему, тако бысть и до сего дня. А на коем же древе стоя Пречистыя Богородицы образ на предреченном месте, и то древо с ветвием и с корением разотроша пилами, овы на иконы на письмо, овы на честные кресты (далее «Сказание» повествует о 3-летнем пребывании иконы в Москве при царе Иоанне Грозном в связи с наложением нового оклада и о начале постройки в монастыре в каменного храма в 1566-1567 гг.).
Текст приводится по публикации в «Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских», изд. 2, ч. 19, Москва, 1796, с. 284-293.
Примечания:
1. Овчинников А.Н. «Пантелеймон» из ГМИИ и «Богоматерь Печерская» из ГТГ в свете реставрационного исследования // Русское искусство XI-XIII веков. Москва, 1986, с. 52-60.
2. См. Приложение (выше).
3. Овчинников, указ. соч.
4. Там же.
5. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворних Ее икон. Репринтное воспроизведение издания: Санкт-Петербург, 1890. Москва, 1998, с. 229.
6. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православной Церковцю, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. С дополнением житий святых, канонизированных Русской Православной Церковцю в ХХ веке для общецерковного почитания, а также житиями руських святых, канонизированных другими Православними Поместными Церквами (в 6 кн.). Москва, издание Сретенского монастыря, месяц май, с. 117.
7. Овчинников, указ. соч.
8. Там же.
9. Ходак І.О. До іконографії святих Антонія і Феодосія Печерських: невідомий образ XVII ст.. з Київщини // Могилянські читання 2004. Київ, 2005, с. 570-579.
10. Святыни Киево-Печерской Лавры. Киев, 2005, с. 34-35.
Post new comment