Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору
Есть ли имена, с которыми нельзя крестить?
15 October 2012 14:25
Архимандрит Феогност (Пушков)

архимандрит Феогност (Пушков)От автора: Эта заметка не призвана ни в коем случае разрушить существующую у нас благочестивую традицию наречения имени в честь того или иного святого. Но, к сожалению, нередко встречаются ситуации, когда традиция, воспринятая чуть ли ни как догмат, создает серьезные сложности в Церкви.

Автору известны случаи, когда крещенного в другой Поместной Церкви наши священники прогоняли от Святой Чаши Евхаристии, заявляя, что «таких имен в Православии нет». Существуют ли «неправославные» имена? – ответить на этот вопрос (прежде всего, для моих коллег-священнослужителей) и призвана данная статья.

***

Всегда ли существовала традиция наречения имени в честь святого?

Существует в православном мире традиция нарекать имя человеку, принимающему Крещение, в честь того или иного святого. Традиция сама по себе прекрасная и светлая, но, увы, нередко закрывает собою смысл Таинства Крещения.

В народе распространено суеверие, что крестят якобы для того, чтобы «человеку был дан святой, чье имя бы он носил». Подбор имени святого оказывается более важным (с точки зрения обывателя), чем само возрождение личности человека в купели Именем Живоначальной Троицы.

Это суеверие поддерживают многие священники, объявляя, что те или иные имена являются «нехристианскими», и требуя, чтобы принимающий крещение выбрал себе «другое имя по святкам». Заметим, что эта традиция не имеет не только канонического основания, но также и никаких намеков в самом Таинстве Крещения, где центральным является – возрождение человека во Христе и укоренение крещаемого в Теле Церкви, «дабы быть ему уже не чадом плоти, но чадом вечного Твоего Царства».

Первоначально традиция наречения имени в честь святого возникла в византийском императорском дворце. Когда в XII веке был принят закон о династическом престолонаследии (а до тех пор императором мог быть «провозглашен» любой гражданин Византии), то династия Порфирогенезов («Багрянородных»), дабы упрочить свою династическую силу, стала давать в Крещении наследника престола имя одного из императоров Византии, прославленных в лике святых. Из дворца эта традиция вышла в народ. Но это была и остается «чисто традиция», не имеющая никакого (даже косвенного) отношения к Таинству Святого Крещения.

Был ли святой покровитель у мученика с «нехристианским» именем Меркурий?

Если мы взглянем на наши святки, то увидим, что там множество просто «недопустимых» по нашим современным меркам имен. К примеру, 6 июня (24 мая – по юлианскому календарю) празднуется память мученика Меркурия, пострадавшего в 218 году. Это был первый святой с этим именем.

Но давайте вспомним, что данное имя взято из языческой мифологии – так звали одного из «богов». Таким образом, мученик Меркурий был по рождению язычник, а Христа принял уже в сознательном возрасте. Но почему-то Церковь не только не погнушалась этим именем (нет нигде ни малейшего намека на то, что в древности имена крещаемых менялись), но даже прославила его в лике святых с таким языческим именем.

Точно так же обстоят дела с другими «нехристианскими» именами: Аполлоний (в переводе с греч. «посвященный Аполлону» - одному из языческих «богов»), коего память 23 / 10 июля; Олимпиада (7 августа / 25 июля); Сатурнин (16 / 3 июля); Ахилла и Ахиллеса (в честь Ахилла, Ахиллеса – гомеровского героя, память 16 / 3 июля, 2 сентября / 20 августа); Афинодор (с греч. «дар Афины», языческой «богини» – память 15 / 2 марта); Дионисий – в честь «бога» Диониса (Вакха), память коего 16 / 3 октября. Это лишь немногие из полного списка «нехристианских» имен.

Но если Церковь не гнушалась именем даже языческого «бога», данным человеку до Таинства Крещения, и не настаивала на замене этого имени при Крещении, то почему у нас современные священники требуют, чтобы менялись такие имена, как Роза, Альбина, Алиса, Эдмунд, Лилия, Марта, Карл или Клара? Чем провинились вышеназванные имена?

Обычно, в ответ ссылаются на отсутствие у этих имен «святых тёзок». Но кто был святым небесным покровителем мучеников Меркурия и Аполлония? В честь какого «святого» носили свое имя Дионисий Ареопагит или Олимпиада?

Везде ли православным дают имена в честь святых?

Вот какую справку по данному вопросу дает А.Г. Кравецкий – участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 годов: «Что касается того обстоятельства, что некоторые православные носят имена, которых нет в церковных месяцесловах и календарях, то в разъяснении этого недоумения следует иметь ввиду, что …благочестивый обычай нарекать имена только в честь непременно канонизированных святых есть по преимуществу наш русский обычай. …Хотя и у нас нет соответствующего церковного акта или постановления, одобряющего этот обычай, а в других Поместных Церквах такой порядок не только не соблюдается, но даже не принимается во внимание… Так, у греков, наряду с обычными именами, имеющими аналогии в святках, встречаются также имена Ставра, Меркула, Панагиота и др., у болгар – Драгутина, Милютина, Милош и др. Даже у нас на Руси некоторые женщины, посетив Палестину, принимали монашеский постриг с именем Назареты в честь города Назарет, и ни у кого не возникало смущения от того, что такого имени нет ни в одном православном Месяцеслове»[1].

Из всего вышесказанного мы видим, что нет ни малейших оснований отказывать человеку в освящении Святым Крещением того имени, которое дано ему при рождении (за исключением, разве что каких-нибудь откровенно богоборческих). Это следует особо подчеркнуть, так как находятся люди, которые доходят просто до кощунства, повторно принимая Крещение с другим именем, хотя в Символе Православной Веры мы четко свидетельствуем: «Исповедую едино Крещение». 47-е правило Святых Апостолов предаёт анафеме человека, дерзнувшего на такое кощунство.

Как причащаться тому, кто не помнит своего крещального имени?

Хотелось бы также обратить внимание на неуместность «перенаречения» имени (через чтение молитвы «8-го дня от рождения») в тех случаях, когда человек точно знает, что был крещен и помнит, как вместе с бабушкой в детстве посещал храм и причащался, однако не запомнил своего крещального имени.

Обычно в таких случаях священник читает «молитву на наречение имени во осьмый день от рождения». Но молитва на наречение имени относится, все же, не к имени Димитрий или Василий, а к имени Христову, что и сказано в самой этой молитве: «Дай, Господи, чтобы неизгладимо пребывало Имя Твоё Святое на нем», а не имя «Димитрий» или «Иоанн». В том случае, если человек не знает, с каким именем его крестили, он может спокойно причащаться с тем именем, с которым он известен в обществе.

В этом отношении показателен пример апостола Павла. Существует миф, что иудей Савл в крещении стал Павлом. Однако ничего подобного в Священном Писании мы не встречаем.

В книге Деяний Апостольских описывается крещение обратившегося Савла (Деян. 9:17-126), и затем он всюду выступает с этим именем (см. Деян. 11: 25, 30). И даже хиротонию он принимал с именем Савла (Деян. 13: 1-3).

Впервые имя Павел встречается в миссионерском путешествии, когда Савл покинул семитскую среду и отправился в Европу. Во время проповеди на Кипре он впервые назван Павлом (Деян. 13: 9). Кстати, нередко библейские персонажи меняли себе имя (или получали от кого-либо другое наименование) по случаю тех или иных важных событий, совершившихся в их жизни. Однако подобные «перенаречения» не требовали никакого специального ритуала, обряда или посвящения.

Писание, наоборот, дает нам пример более свободного отношения к своему собственному имени. Есть одно имя, которым мы должны дорожить, и которое даётся нам в Крещении: «У нас одно великое дело и имя – быть и именоваться христианами»[2]. И мы, получив в Крещении освящение Именем Троицы, носим это имя на себе независимо от того, какое «личное имя» дано нам – Василий или Гермес, Алиса или Мария. А священнику на приходе все же не следует принуждать уже крещеных христиан с «не-святочными именами» к непременному переименованию «в честь какого-то святого».




[1] Кравецкий А.Г. Календарно-Богослужебная Комиссия // Учебные Записки РПУ им. ап. Иоанна Богослова. М. 1996, с. 187-188.

[2] Свт. Григорий Богослов. Слово надгробное Василию Великому.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Есть ли имена, с которыми нельзя крестить?

Существует распространенная традиция давать имя человеку, принимающему Крещение, в честь того или иного святого. Традиция сама по себе прекрасная и светлая, но, увы, нередко закрывает собою смысл Таинства Крещения. 



Рубрики: Публікації | Точка зору |

11275 переглядів / Коментарів: 6


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

З догматично-історичної точки

З догматично-історичної точки зору з автором статті важко не погодитись, але... Якщо приймати до уваги його позицію (а із статті вцілому видається допустимою практика "не святочних імен" й для младенців при хрищенні), скоро громадяни України: різні Альфреди, Адольфи, Рози та їм подібні, українцями будуть лише за тризубом на паспорті((((((((((((((

Мысли по этому поводу

Ну в таком случае Даздраперма Владлен Комунна Тракторина итп... Все эти пережитки Союза должны быть приняты во внимание? Подумайте к чему призываете..... И потм пример: а мне батюшка сказал не Марлен а Михаил... Нет тот батюшка не правильно сказал, всё нормально Марлен так Марлен.... Единственный, на мой взгляд, правильный выход это работа с народом, чтобы таких конфликтных ситуаций не появлялось.

Перші Християни зовсім не

Перші Християни зовсім не були хрещеними,омились кровію мучиніческою!і вони прославлені в лікі Святих!Давайте і ми не будимо христити дітей чи то взрослих!Зачим?Ми Словяни і в нас свої традиції...

Я думаю, Вы не правы:

Я думаю, Вы не правы: Дионисий Ареопагит был крещен (об этом сообщается даже прямо в книге Деяний апостольских), так чего ж Павел, крестивший его, не поменял его имя в честь бога Вакха (Диониса) на что-нибудь "более приличное"? Так же и многие мученики были крещены - в том числе и Меркурий, и Олимпиада приняли мученичество ПОСЛЕ Крещения. А насчет крещения детей -так тут вообще нет логической связи этих двух РАЗНЫХ вопросов, Ваше возражение звучит в стиле: "Раз заяц повесился, значит крокодил малиновый".

насчет Павла - скорее такое

насчет Павла - скорее такое имя у него было всегда, как у римского гражданина, но не употреблялось в иудейской среде, когда же началась вся история его взаимоотношений с римским государством, имя оказалось востребованным.

Спаси Господи, отче! Особенно

Спаси Господи, отче! Особенно актуальна Ваша статья для тех чад Православной Церкви, кто находится за рубежем. Здесь часто в городе один приход (а то и один на несколько ближайших городов). И объединяет этот приход и русских с украинцами, и румын, и греков и прочая, прочая, прочая... А в Украине у четверых моих знакомых у детей имена во Крещении и в документах разнятся. И если Диана-Дария еще как-то созвучно, то Наиля-Фотиния надо постоянно держать в голове, когда подаешь поминальные записочки.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru