Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » У єпархіях » Київська



СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА началась: прожить со Спасителем дни Его страданий
12 April 2012 11:50

Страстная неделя – это последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении. Как сказано в покаянном каноне преподобного Андрея Критского, когда «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник Воскресения Христова, показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. И эти дни по праву называют главными днями церковного года.

Как же прожить Страстную неделю в полную силу, чтобы ничего не упустить, на чем акцентировать наше духовное внимание? Безусловно, в эту неделю очень важно «вымолить» все богослужения, не пропуская ни одной стихиры, ни одного синаксаря или чтения мимо своего сердца и слуха. Ведь богослужения Страстной седмицы занимают особое место в Православной Церкви и связаны общей темой и настроением, без которого мы не сможем вступить в великую Пасху.

Непрестанно во все Страстные дни в песнопениях церковных напоминается нам о приближающемся страдании Господнем. Однако каждому дню соответствуют свои особые евангельские события и ветхозаветные чтения.

Великий Понедельник

В этот день Православная Церковь вспоминает проклятие Господом неплодной смоковницы и историю праведного Иосифа. И неслучайно. Образ смоковницы – это образ духовного отрезвления для человека, чтобы он осознал свою немощь и чтобы постарался достигнуть преображения, воскресения со Христом.

Главными же песнопениями первых трех дней стают трогательные тропарь «Се Жених грядет в полунощи! И блажен раб, Егоже обрящет бдяща…» и эксапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам да вниду в онь…». Они обычно поются с особой тихой торжественностью, которая характерна духу тревожных ожиданий.

Читайте:

Епископ Иларий (Шишковский). «Первый день Страстной седмицы. Великий понедельник (+аудио)»

«БОГОСЛУЖЕНИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ: шаг за шагом по главному коридору, ведущему к Пасхе — игумен Алипий (Светличный)

 Великий Вторник

Именно ко вторнику этой седмицы относится воспоминание беседы Господа со Своими учениками о признаках Его второго пришествия и бедствиях перед кончиной века. В этот день, будучи в храме, Спаситель произнес последние Свои наставления пред всем народом.

Здесь прозвучали достойные ответы Господа искусителям, вопрошавшим о подати кесарю и о семибратней жене, здесь же Христос произносит Свою последнюю обличительную речь против фарисейского лицемерия и свидетельствует Свой полный разрыв с иудейским сонмищем, отвергшим все призывы к покаянию. «Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете: благословен Грядый во имя Господне» (Мф., XXIII, 38-39).

К слову, воспоминание торгующих в храме происходит во вторник Страстной седмицы неслучайно. Это логическая цепочка продолжения того воспоминания, что было в первый день.

Читайте:

Епископ Иларий (Шишковский). «Вторник Страстной седмицы. Воспоминание изгнания торгующих из Иерусалимского храма (+аудио)»

Великая Среда

В это день служится последний раз Литургия Преждеосвященных Даров. В конце неё священник выходит перед царскими вратами и трижды повергается ниц со словами молитвы Ефрема Сирина. Эта молитва звучит весь Великий пост, но теперь в последний раз…

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния и любоначалия и празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки! Аминь».

В этот день вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима)…

Читайте:

Протоиерей Георгий Гуляев. «Третий день Страстной седмицы. Великая среда»

Великий Четверг

Каждый четвертый день Страстной седмицы мы становимся участниками продолжающейся Тайной Вечери. Безусловно, в этот день совершается с особым торжеством Божественная литургия. Причём Литургия служится со службой Вечерни. Это логично, потому что Церковь вводит нас в события таинственного ужина, во время которого Спаситель последний раз в Своей земной жизни давал наставления ученикам.

А вот поздно вечером под мерный призывный звон в храм стекаются верующие в огромном количестве. Иконы и Распятие посреди церкви покрыты чёрным крепом. Прихожане торжественны и строги: начинается служба Последования Страстей Господних, или, как говорят в народе, «служба двенадцати Евангелий».

На середину храма под скорбное пение «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…» выносится святое Евангелие. Каждый стоящий в храме зажигает и держит большую восковую свечу. Сотни огоньков освещают чтение Евангелия. Двенадцать раз зажигаются свечи и одиннадцать раз гасятся. Двенадцать фрагментов Евангелия о Страданиях Господа возвещаются миру.

Наступает время глубокой скорби…

Читайте:

Протоиерей Георгий Коваленко. «Четвертый день Страстной седмицы. Воспоминание Тайной Вечери (+аудио)»

Великая Страстная Пятница

В этот день не принято созывать на службу колокольным звоном. Храм превращается в дом печали. В храмах повсеместно совершаются Великие Часы, когда вновь читаются последовательно Страстные Евангельские эпизоды.

По окончании Часов начинается Вечерня. Один из проповедников назвал её Вечерней плача. Она отражает событие снятия с Креста Тела Умершего по просьбе Иосифа Аримафейского. И потому при завершении службы хор начинает петь протяжно длинную стихиру, в которой слышны древние традиции плача над покойником: «Тебе́ оде́ющагося све́том я́ко ри́зою сне́м Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом, и ви́дев ме́ртва на́га непогребе́на, благосе́рдный пла́чь восприи́м, рыда́я глаго́лаше: увы́ мне́ сладча́йший Иису́се…»

В алтаре в это время слышно звяцание кадильницы: это священник окаживает священную Плащаницу, лежащую на Престоле. Сейчас её поднимут, украшенную цветами и облауханную благовониями, над головами и понесут к людям в храм в знак снятия с Креста Тела Иисусова. И каждый сможет, взирая на простертое тело Пострадавшего нас ради, пролить свои покаянные слёзы.

А ночью вновь совершается служба. Утреня печального погребения. Вновь в руках верных горят свечи и скапывает слезой воск. А духовенство прочитывает короткие тропари, которые помещены между стихами 17-ой кафизмы Псалтири.

Потом вновь поднимают Плащаницу. Впереди колышутся Крест, хоругви. Хор тихо поёт погребальное «Святый Боже…» и все исходят на улицу.

Вносят плащаницу в храм, в церковь заходят и все люди с горящими свечами. Начинается чтения Пророков…

Великая Суббота

Начинается оно Вечерней. Вечерня эта особая. Связана она с Иерусалимской традицией схождения на Гроб Господень Благодатного огня. Огонь сходит на Гроб и знаменует Воскресение Христово — Его победу над адом. Этот обряд совершается ежегодно в Иерусалиме во время пения Вечерни Великой субботы.

Служба начинается в чёрных облачениях. В ней присутствует продолжительное чтение книг из Ветхого Завета, так называемые Паремии. В Великую Субботу их читается пятнадцать. В самом конце ветхозаветных чтений христианам предлагается услышать поучение Апостола.

Чтец в тёмном стихаре выходит и читает Апостольское послание, где уже открыто рассуждает и о смерти Господней и о Его Воскресении. Заканчивается чтение громогласным возглашением: «Воскресни́ Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты́ насле́диши во все́х язы́цех». Хор вторит многократно и всё более громко.

В это время закрываются царские врата алтаря, а затем и тёмная завеса. Таинственные минуты проходят томительно. И вдруг тёмную завесу перекрывает белая, которая отверзается. Открываются и царские врата. И из алтаря неожиданно, словно Ангелы, в белых ризах выходят свещеносцы и диакон…

Но эта радость в сердцах верных еще не возглашается миру…

Итак, самый главный совет – посетить, по возможности, как можно большее количество богослужений в эту седмицу и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

 

Читайте:

«БОГОСЛУЖЕНИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ: шаг за шагом по главному коридору, ведущему к Пасхе — игумен Алипий (Светличный)

«Останні дні Страсної седмиці. Богослужіння, сповнені особливого змісту»

«Великая Суббота ― Церковь готовится к празднованию Пасхи»

 «СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (Проповедь в канун Страстной седмицы: Проступок и преступление) »

«Омовение ног на службе в Великий четверг: "Ти, Господи, митимеш ноги мені?"»

«Причастился ли Иуда на Тайной вечери?»


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА началась: прожить со Спасителем дни Его страданий

Безусловно, в эту последнюю неделю перед Пасхой, когда вспоминаются распятие, крестная смерть и погребение Христа, очень важно «вымолить» все богослужения, не пропуская ни одного синаксаря или чтения мимо своего сердца и слуха. Итак, шаг за шагом…



Рубрики: Публікації | Київська | Церква і суспільство | Порада мирянину |

2286 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Rss-стрічка з сайту єпархії
Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru