Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору
Станислав Сенькин в сени славы. Неполучившееся интервью
31 January 2013 12:27
Елена Гулая

Блогеры просят молитв о православном писателе, в крещении Павле.

Господь милостив к православному писателю Станиславу Сенькину, который получил известность благодаря книге «Украденные мощи. Афонские рассказы», а также «прославился» высказанными в интернете жесткими обличениями архиереев РПЦ и представителей российской власти. В эти дни Станислав выписался из киевской больницы, где лежал с ножевым ранением.


Оказавшись в затруднительном положении, в чужой, но православной стране, без денег и компьютера, который украли, чудом выжив, «опальный» писатель обратился с просьбой о помощи. В больничной палате оказался журналист, с айпада которого и было размещено сообщение. Так, через интернет, стало известно о том, что случилось с талантливым православным писателем. Журналисты решили навестить раненого в больнице, помочь, а заодно поговорить, взять интервью.

На вопрос, как получил ранение, Сенькин ответил, что «оскорбил религиозные чувства одного мусульманина, и тот пырнул его ножом. Сам нарвался, поэтому заявление решил не писать».

Проведав больного, на основе его острых высказываний я принялась писать статью. И вдруг стало непонятно, о чем писать-то? О Сенькине и его ситуации? О том, сколько грехов имеют священники? Издать все это «без купюр»? Пропиариться самой? А зачем, ведь в его блоге и так все это есть и при чем без доказательств, на основе домыслов… У кого нет греха, бросьте в него камень… И постепенно эти мысли подвели меня к ответственности за то, ЧТО я собираюсь написать. Ведь я тоже православный пишущий человек. При этом мне абсолютно почему-то неравнодушен сам Станислав, каким его в первый раз в жизни увидела в больнице. Не жалость руководила мной, а острое чувство Божьего Промысла, о чем получала подтверждения почти каждый день.

И вот, помолившись об этом, я решила разобраться в ситуации не торопясь. Связалась с людьми, которые знают Станислава Сенькина здесь, в Киеве, или читали его книги, имеют о нем свое представление. Решила также поговорить со священниками. В этой статье представлены разные, порой полярные, мнения, также приведены отрывки из эксклюзивного интервью писателя Станислава Сенькина, которое он дал в БСП г. Киева. Почему выдержки? Потому что, по мнению многих, с кем довелось пообщаться во время подготовки статьи, давать широкой аудитории непроверенную, часто бездоказательную информацию на грани эпатажа не полезно, а то и вредно. Есть ЖЖ, личный блог С. Сенькина, в котором широко представлены его взгляды, вызывающие смущение даже у неравнодушных к нему людей. Если кому захочется, можно с этим видом его творчества ознакомиться там.

Пока писалась эта статья (а писалась она по живому), Сенькин вышел из больницы, но не прошло и дня, как он оказался в одном из РОВД г. Киева. Был задержан, но вскоре отпущен. Сам он, похоже, бесконечно испытывает судьбу. А между тем, многие люди просят его остановиться и покаяться.

И вот, что пришло на ум написать на основе духовных советов, своих представлений и разных мнений.

***

«Слава Богу, Слава Мне… сказал Бог…» — смеялся один мой знакомый, подспудно подразумевая на месте Бога себя. В свое время и я смеялась вместе с ним. Но сейчас бы не стала…

Игра мыслей и слов, компилирование сюжетов, чередующиеся сумерки и озарения разума хомолюденса (человека играющего), переворачивание с ног на голову всего, включая библейские сюжеты, бесконечные толкования и лукавые мудрствования – это все то, чем живет любой искатель, творческий человек и на чем построено любое творчество и искусство. Такой сотворец в просветленном состоянии — соработник Богу, а в помраченном – соратник и орудие темных сил. В пограничном состоянии и, тем более, с приемом стимуляторов – вообще непредсказуем… А если он при этом талантлив? А если он гениален? Скольких людей он может вдохновить (ведь гений переводится как дух) и, главное, на что вдохновить? Подтолкнуть ко спасению или ввести в соблазн? Понимает ли всю степень ответственности перед другими людьми такой талантливый человек? А если он к тому же православный христианин, который априори должен иметь ответственность перед словом, за которое держать ответ на Страшном Суде, между прочим…

Да, истинный художник, как пушкинский «Пророк», безудержно «глаголом жжет сердца людей», однако вдруг это «безумные глаголы»? А люди-то читают… И правда или полуправда там, или вообще огромная ложь – им неважно. Главное — круто сказано (написано, сделано и т.д.), и запомнилось, и хочется еще... Так талантливые люди становятся знаменитыми «властителями дум». Наступает сень славы, коей, как известно, дьявол искушал Иисуса Христа. Но это было давно, в пустыне и в реале, а сейчас соблазн особо доступен в виртуале – одним кликом (шагом) перейдем от нормальной познавательной информации или просьб о помощи до растлевающих сайтов. Доступно для детей. Гугл нам поможет.

 «Фсякий» хочет высказаться и быть услышанным. Почти каждый заводит себе «блох» (блог) или страницу в соц.сети. И там пишет уже в зависимости от полета: от того, как он умылся, женился, купил айфон или гаджет, и до «глубоких» мыслей планетарного масштаба, которые, как ему кажется, могут что-то кардинальным образом изменить. И тащится потом от количества читателей, от успеха поста, от резонанса! Так работают тщеславие и гордыня. Тщеславию, правда, еще нужны зрители, читатели и почитатели, а вот гордыне – уже никто не нужен. Бог в конце концов тоже.

Все эти рейтинги, у кого блог круче, читабельнее, кто не таков «как прочие человецы»… У талантливых это хорошо получается. Самоупоение и самосозерцание себя как совершенного творения. Да что творения, творца! И пишет, и пишет уже такой демон все, что ему в голову взбредет…

***

С чего всё начиналось. Первая книга

Блог в ЖЖ православного писателя Станислава Сенькина, который стал известен благодаря книге «Украденные мощи. Афонские рассказы», а еще жестким «обличениям» архиереев Русской Церкви и российской власти, ежедневно читают 2 тысячи человек (!). Наверняка, среди них думающие, образованные, верующие люди. Автор и сам окончил факультет журналистики МГУ, три года подвизался в монастыре на Афоне, объездил мир и побывал практически во всех православных странах.

Его первая книга «Украденные мощи. Афонские рассказы» получила российскую премию в конкурсе «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее художественное произведение» 2008 года. Отзывы многих об этой книге наилучшие (мне самой нравится). Последующие книги Станислава Сенькина вызывают неоднозначные мнения.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов):

Первая книга «Украденные мощи» мне понравилась, но последующие вызвали некое недоумение излишней мистификацией Православия.

Священник Андрей Дудченко:

— Считаю книгу «Украденные мощи» талантливой и написанной правдоподобно, так же, как и «Братья Карамазовы». Она впечатляет и по духу – христианская. Однако автор Станислав Сенькин в последнее время, на мой взгляд, переживает глубокий внутренний кризис, и я пока что перестал читать его произведения. Автор ушел в какую-то темную инфернальную сферу, по моему мнению. И в таком состоянии выдать что-то стоящее ему очень трудно. Желаю ему побороть с Божией помощью все это и выйти на новый уровень. Безусловно, ему нужны наши молитвы.

Дмитрий Марченко, иконописец,  блогер (“bizantinum”):

— Что до Станислава Сенькина, его книги подкупают своей честностью и неелейностью. В самом деле, православная аудитория уже объелась елейно-сахарными соплями в псевдоблагочестивой обертке. Однако творчество Станислава все же страдает некоторой односторонностью взгляда. И в самом деле, любому автору непросто, описывая некое явление (тем более, негативное), быть полностью объективным.

Людмила Людвиченко, филолог:

— По поводу текстов С.Сенькина складывается впечатление, что у автора несколько видов «продукции»: в «Афонских рассказах» мы видим одно (для тех, кому нравится читать об афонской жизни, о послушании, смирении), в «Семи утерянных драхмах» – другое (наряду с остросюжетностью – непрестанное обличение «богатых» и равнодушных священников, ведь есть тип читателей, которым это по сердцу: относишься прохладно к священнослужителям, считаешь большинство из них богатеями, чуждыми «народному горю», значит – «свой человек»). Далее из аннотаций следует, что в соавторстве с другим писателем С.Сенькин написал книгу и о политике. Тут бы и подумать о многогранности интересов, но вдогонку поступает ещё один, непечатный, вид «продукции» – площадная брань из авторского блога как вид самопиара.

Итак, цель автора – добраться до всех возможных типов читательской аудитории. Предположим, он достигнет промежуточной цели – станет читаемым и сверх узнаваемым (путём этакого раздвоения, а то и саморазделения на большее количество частей). А дальше – что? Какова его конечная цель? Что в конечном итоге хочет поведать этот писатель миру? А если ещё у «товара», которым нас усиленно хотят попотчевать, маркировка «от православного писателя», становится как-то не очень хорошо на душе. Возникают вопросы: где правда, а где – авторский вымысел (даже не в произведениях, а о самом себе), и, опять же, с какой целью?»

***

Серые будни блогера. Жесткий троллинг с девяти до шести

Цель, мне кажется, отражена в названии блога Станислава Сенькина, который называется «Писательство – приятная игра на нервах». На нервах не абы кого, а самого Патриарха Кирилла и представителей российской власти. Озвучив «версию о ритуальном убийстве Святейшего Патриарха Алексия», «разоблачив всяческую нехристь» на Афоне, выявив болезни «имперской религии» (РПЦ - авт.) и «олигархической российской власти», автор кинулся лечить пороки, покрыв в Фейсбуке нецензурной бранью неугодных ему френдов, среди которых - ближайшее окружение Патриарха Кирилла. И вот уже, по словам самого аффтара, «образ "Стаськи" матереет и живописуется новыми красками», и вот уже ЖЖ Станислава Сенькина – это не просто блог, а, по словам одной по-читательницы, «душеполезная Живая Книга (а кто еще нам правду открыто скажет?!)» Не это ли есть цель? Властвовать и сотрясать, возвыситься и сказать ВСЮ ПРАВДУ (как тебе кажется).

С.С.: Я – писатель. По убеждениям – православный анархист. Мои взгляды основаны на учении Иисуса Христа... Поскольку система, в которой мы живем, несправедливая (это не только мое мнение, это мнение подавляющего большинства населения), и если Церковь освящает эту несправедливость, то с Церковью не все в порядке. Несправедливость для меня – это то, что большинство людей на Земле живут ради удовольствия и накопления богатства. Причем, большинство людей добились чего-то в жизни не благодаря своим качествам и талантам, а благодаря инстинкту хищника. Они добились преференций, ограбили народ (говорю сейчас о русском народе), присвоили богатства этого народа, навязали всем остальным свои правила игры. Я не призываю к свержению существующего строя, но то, что мне Бог дал, пытаюсь как-то реализовать…

«Игра забывается, а результат остается в истории», — говорил тренер по футболу В.Лобановский, хорошо изучив законы психики и пиара. В интернете результат остается навсегда…

С.С.: Смысл моей деятельности – разрушать стереотипы сознания. Такой жесткий троллинг… Жестковато я писал в последнее время, ну, значит, так надо было. Зато учишься использовать слово на полную катушку, безо всяких купюр. Это как панк, трэш.

С другой стороны, сейчас, чтобы сделать писательскую карьеру, необходимо какое-то имя, чтобы тебя знали. Один талант сейчас ничего не значит. Сейчас правят бал маркетологи, а маркетологи берут имя и начинают его раскручивать… Слава – она такая… палка о двух концах… И среди оппозиционных блогеров у меня авторитет появился. Дело в том, что скандал… чем хорош? С точки зрения пиара, скандал рассосется, о нем забудут, но упоминание останется. Это законы психики. Сейчас один скандал заменяет другой скандал, и без этого себе сделать имя невозможно. К сожалению, это так.

Великий поэт М.Лермонтов сказал еще точнее: «Попасть в историю! Ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась. Частная известность уже есть острый нож для общества. Вы заставили о себе говорить два дня – страдайте же двадцать лет за это».

Снова – мнения.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов):

— Есть такое выражение «Горе единому», когда человек живет по своим прихотям, по своей воле, не может ни с кем посоветоваться, не имеет постоянного духовника и единомышленного брата, то, конечно, он может зайти в какие-то неправильные дебри.

Есть одна история, как монах Великим постом хотел съесть яйцо и решил сварить его в ложке. Держит ложку над свечой и греет ее. Игумен увидел и говорит ему: «Ты что делаешь, дурень?» Тот перепугался, уронил яйцо и — с земным поклоном игумену в ноги:

– Прости, владыко, бес меня смутил!

А из-под печки бесенок вылазит и говорит игумену:

– Врет он, батюшка. Он сам стал яйцо варить. Я прежде никогда не видел, чтоб яйца на свечах варили, и просто решил посмотреть, что дальше будет.

То есть, человек сам делает те вещи, которые тешат врага рода человеческого.

На мой взгляд, интернет очень затягивает, как праздное времяпрепровождение. Если до появления интернета затягивали азартные игры, веселые компании, застолья и так далее, то с появлением интернета все это можно найти в сети. Ведь тратить огромное количество времени на обсуждение, осуждение и беседы о третьих лицах наиболее привлекательно и приятно для человека праздного.

Куда реже люди собираются, чтобы поговорить о каких-то возвышенных темах, затронуть богословские вопросы. В основном – погружаются в бесплодное, бестолковое общение. Даже если это общение на околоцерковные темы, то все равно все заканчивается банальным трепом и, как говорят, спамом на заданную тему.

Конечно, нужно отметить, что узкоспециализированные форумы могут служить площадками для конструктивного диалога, однако в целом интернет – это бесплодное сотрясание виртуального пространства, где каждый хочет высказать свое мнение и не готов принять мнение другого. Дело доходит до какого-то хамства и эпатажа, и часто это происходит совершенно безнаказанно, потому что человек, находящийся в «виртуале», ощущает смелость, геройство и говорит такие вещи, которые в «реале» никогда бы в лицо не высказал.

Я считаю также, что в сети должна присутствовать официальная позиция Церкви по разным вопросам, и она должна быть разъяснена людям. Но все это необходимо подкреплять реальными фактами и действиями, чтобы человек не застрял на познавательном уровне и скорее переходил в своей духовной жизни из «виртуала» в «реал».

Дмитрий Марченко, иконописец, блогер (“bizantinum”):

Попадая в сеть, христианский автор неизбежно сталкивается с определенными искушениями. Во-первых, искушение средой. Мы довольно часто слишком серьезно воспринимаем себя, свою деятельность и свой круг. Есть соблазн заиграться и поверить, что я и моя целевая аудитория – это и есть церковное общество. Но ведь то, что интересно узкому сегменту интернет-сообщества, не обязательно интересно остальному церковному народу.

Тысячи подписчиков, рейтинги, группы почитателей и даже Патриаршие премии – все это не делает нас подлинными “властителями дум”. Интернет (тем более, околоцерковный интернет) – это локальное явление. Поэтому о миссионерстве в сети я говорил бы очень осторожно. Ведь как часто бывает — под “миссионерством” подразумевается наше частное мнение по тем или иным вопросам, которое мы пытаемся «пропихнуть», и не более. А то и хуже – интернет становится средством для реализации собственных комплексов, обид и т.д.

Конечно, сеть предоставляет огромный простор для деятельности, получения и донесения информации. В моем случае, это большое благо. Многие тексты, которые я публиковал в церковной прессе, сперва рождались в сети. Одни темы вытекали непосредственно из интернет-полемики, а другие вообще сперва долго обкатывались в блоге – и только потом синтезировались в готовую статью. Но, опять же, интернет – это только инструмент, поле для деятельности, и он не может заменить реальную жизнь.

То, что Стас сейчас пишет в своем блоге, мне не близко совершенно. Я и сам не раз писал, к примеру, о пороках духовенства, однако когда ты пишешь о таких проблемах, всегда нужно помнить, что мы – церковные люди, несем ответственность за то, что пишем, и за то, как воспримет это читатель. Не соблазнится ли? Должна быть правильная мотивация.

«Правдорубство» само по себе не есть приоритет (да и источники этой «правды» порой не худо бы перепроверять). Ну а если человек, претендующий на звание православного, допускает, например, публичное сквернословие, то это неприемлемо однозначно.

Считаю, что обвиняя в чем-либо других, важно всегда параллельно смотреть в зеркало: а имею ли я право, при наличии у меня таких-то и таких-то грехов, судить кого-то ещё? Отмазка в стиле «Я – не Патриарх, мне можно, а ему нельзя» сможет прокатить перед людьми, но не перед Богом. Боль, проблемы и грехи Церкви – это также наша боль, наши проблемы и грехи. Мы не можем, просто не имеем права обличать со стороны. И это самое сложное – обличить грех и при этом не осудить самого грешника. Ведь по тем критериям, по которым мы судим других, нас самих будет судить Господь. То есть, уже здесь, в земной жизни, мы сами пишем Уголовный Кодекс для собственного суда.

Мне кажется, что Станислав сейчас серьезно болен. Ему стоило бы вообще на время уйти из сети, объявить своего рода информационный пост. А тем, кому православный писатель Сенькин небезразличен, нужно за него молиться. Это тот минимум, который мы можем сделать.

***

Неполучившееся интервью. Вместо нескольких страниц — несколько фраз

По поводу заносов и состояния гордости есть замечательный отрывок из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»:

«Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его, — таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги, и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих осуждать и говорить: "Нет никого достойного, кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория". Но скоро начал осуждать и сих, говоря: "Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы". Наконец, возгордился он и против Самого Бога, и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, т.е. в совершенную гордыню».

***

Судить или осуждать Станислава Сенькина не могу и не хочу. Есть состояния души, когда вообще она хрупка, как ваза, и словом можно ее разбить. То, что происходит со Станиславом, может завтра произойти с любым творческим человеком. Станислав признает в своем блоге (см. пост «Сор из избы»), что иногда «дьявол играет им», и отрадно сейчас только то, что он сам готов прекратить кибервойну и ищет духовной помощи…

С.С.: «Я лично не вижу, в чем мне каяться. Фокусирование на своих грехах? Какой в этом смысл? По законам психики, если ты фокусируешь психику на своих грехах, то ты и начинаешь так себя вести. Многие православные ведут себя отвратительнейшим образом. Да, покаяние – это метанойя – изменение ума, однако Христос неудобоносимых бремен не возлагал…

Я остаюсь христианином. Я – не «будильщик», чтобы будить веру, я ее просто сохраняю в себе. Тут либо система тебя ломает, либо – нет.

В моих книгах есть эпатаж, да, я могу соврать – «Мысль изреченная есть ложь», как говорится.

Да, у меня есть жена и сын, однако не сложилось… Жена – это унтер-офицер системы. Она хочет очаг и все к очагу. Это нужно встраиваться в систему. А я не хочу, уже пробовал.

Я бы мог устроиться пиарщиком или на телевидение, но нет. Волей Божией я не находился в особо тяжелых обстоятельствах. Не знаю, может быть, я бы их и не пережил. Бог мне помогает. Я не преувеличиваю свои силы, не геройствую

Я уже все сказал, мне сказать уже особо больше нечего. Да, но «кибервойну» надо пока прекратить, хотя я бы еще пописал, но со временем. Что дальше? Не  знаю. Бог, думаю, не оставит… »

***

А напоследок, хочу напомнить ему лично (раз он любит играть словами), что этимологически имя Станислав переводится как «стань славным», а фамилия Сенькин имеет корень «сень» с такими смысловыми значениями: 1) покровительство, защита; 2) иногда им. ввидуглубокий мрак (сень смерти); 3) сень, полог, киворий над алтарем, верхушкой которого всегда служит крест или распятие…. Прочитывается как «стань славным, достойным алтаря»… Есть и другие библейские значения…

Прошу молитв у всех неравнодушных о рабе Божием Павле (имя Станислава в крещении)!


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Станислав Сенькин в сени славы. Неполучившееся интервью

В эти дни С.Сенькин выписался из киевской больницы, где лежал с ножевым ранением. Оказавшись в чужой стране, чудом выжив, «опальный» писатель обратился с просьбой о помощи. Журналисты решили навестить раненого в больнице, помочь, а заодно поговорить, взять интервью…



Рубрики: Публікації | Точка зору |

10940 переглядів / Коментарів: 0

Теги: церква і суспільство |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru