Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
Снова про апологетику, или Искусство общения с инославными: мастер-классы от «Ставроса»
18 March 2013 17:37
Марьяна Терещенко

Если говорить об общении с иноверцами, то насколько охотно православные идут на диалог? Может, чересчур уж мы уверены в своей правоте, «истинности» и тому подобное?

Этому «слабому месту» – закрытости и отсутствию дружелюбного отношения друг к другу – и посвятили свои выступления на апологетическом семинаре, прошедшем не так давно в Запорожье, представители петербургского православного миссионерского апологетического центра «Ставрос»: председатель миссионерского отдела от Санкт-Петербургской епархии, руководитель МАЦ Александр Замахин и Артем Григорян, специалист по свидетелям Иеговы. Они поделились своим опытом, высказав много ценных идей.


«Сектанты часто упрекают нас в том, что православные «ненавидят свидетелей», всюду препятствуют, выступают радикально против и т.д. Это осудительный подход. Для того, чтобы его не было, мы создали общественное движение бывших свидетелей Иеговы «Христианская свобода» – из тех людей, которые серьезно пострадали, находясь в секте, – рассказал Александр Замахин. – В связи с этим на нас были серьезные нападки со стороны апологетов свидетелей Иеговы».

Их нападки доходили даже до того, что они обнародовали собранную на участников движения информацию – с целью их, так сказать, «дискредитировать». Но все эти «запугивания» не имеют ровным счетом никакого значения после того, как человек изменился через Таинство покаяния. Понятно, что люди имели свои ошибки, учиненные, в том числе, и на фоне тоталитарной среды. Сейчас они кардинально изменили свой образ жизни, многие женились, завели семьи, стали регулярно ходить в храм, причащаться.

Нужно идти на диалог

Также в «Ставросе» имеют опыт общения с лютеранами. Как рассказал Александр Замахин, один его знакомый – пастор лютеранской церкви, традиционный лютеранин, всерьез обеспокоен современными движениями в лютеранской среде, которые делают из лютеран совсем не христиан. Так, в ряде западных лютеранских церквей содомия – уже нормальное явление. Например, лютеранским епископом Стокгольма является женщина Ева Бруни, у которой есть «супруга» – тоже «священник». Поэтому традиционные лютеране сейчас ищут пути диалога с католиками и православными.

Со слов координатора «Ставроса» нам нужно что-то делать с черствостью по отношению к «иноверцам» и неготовностью принятия «их» с любовью. Это действительно серьезная проблема. Католики, в отличие от нас, к этому диалогу готовы.

Немного об успехах

Были два свидетеля Иеговы, которых Александр пригласил на пасхальную службу, предупредив, что нужно всего лишь несколько часов выстоять. Параллельно со службой Александр рассказывал о том, что все обозначает.

«Служба идет очень медленно для тех, кто приходит ее отстоять. А для нас она прошла быстро – мы не просто «отстояли», а пережили ее, – рассказал Замахин. – Через несколько месяцев свидетели стали «бывшими», приняли решение о катехизации и приняли Крещение».

Или вот бывший пастор адвентистов, с которым Александр вел диалоги. Ему все нравилось, он все изучал, а вот Православие ему казалась темным лесом, какой-то большой страшной ямой, в которую нельзя заходить... «После нескольких встреч он крестился, я ему подарил записи отцов Церкви. Он послушал, прочитал все, и понял, что Православие – это глубочайший мир, который он раньше не видел. Он уже – дьякон. Его семья и друзья тоже пришли в Православие», - поделился успехами А. Замахин.

***

В Питере есть апологетические курсы, на которых рассказывают не только, как защищать свою веру, но и человечности учат. В частности, первым делом задают вопрос о том, готовы ли апологеты к тому, чтобы сектанта пригласить в гости, выпить с ним чай, разделить трапезу.

Ответы не всегда поступают уверенные и однозначные. В этом случае Александр Замахин предлагает задуматься о том, хотели бы мы пригласить человека в Царствие Небесное, разделить его с ним. «Понятно, что оно нам принадлежит и не принадлежит одновременно, – говорит А. Замахин. – Вопрос заключается в том, насколько мы готовы отнестись с любовью к нашим братьям и «впустить» их к себе». Через свой дом я пропустил десятки человек – мы пили, ели, играли на гитаре… Очень важно создавать условия для такого живого общения. Эти разговоры помогают людям понять азы Православия».

Реплика от Александра Замахина:

Когда нас обвиняют в чем-то, я задаю встречный вопрос: «А какое мне дело, чем там занимается Президент Америки? Если вы считаете Православие частью своей жизни – приходите, я вам все покажу, расскажу об устройстве храма, о Литургии, о Евхаристии, о Троице. Но если это все вас не волнует, и вы хотите просто со стороны «поплевать» на нас... Это то же самое, как с продажей свечей. Когда спрашивают, почему в храме их продают, ведь Господь изгонял торговцев, я говорю: «Друг, так он для тебя все-таки храм! Пойдем, будем торговцев изгонять вместе. Спросим у них, где голуби, где овцы, где козы, где менялы денег… Если ты все это найдешь, тогда я буду их изгонять».

***

Артем Григорян более 12 лет состоял в секте, в т.ч. был помощником старейшин. Перейдя в Православие, стал специалистом по ведению дискуссий со свидетелями Иеговы:

«Свидетели Иеговы – это 95% бывших православных, которые имели негативный опыт воцерковления в 1990-х гг. Это те люди, у которых были искренние духовные искания, была полная каша в голове – смесь эзотерики, кришнаизма, с каким-то «пра-пра православием» и т.д., что закончилось согласием изучать Библию на предложение улыбающихся людей. Моя семья прошла через общение с одним из лжестарцев, который проводил отчитки. Тогда Православие именно так и воспринималось. Было рвение, но не было знаний, не было понимания православного вероучения, сути богослужения и Евхаристии. Они пытались воцерковиться, но всем известно, какое бедственное положение было у Церкви в 1990-х гг.

В секте всех встретили с улыбками, с огромным вниманием, с горами бесплатной литературы, с индивидуальными преподавателями, «учителями» и главное – с заинтересованностью в изучении Священного Писания. Таким образом, тысячи людей и оказались в сектах. Сейчас, я считаю, что пришло время собирать эти камни», – сказал Артем Григорян.

Видеть, прежде всего, людей, свято ищущих истину

«Вы знаете, что со свидетелями сложно общаться. Эти люди подверглись очень тонкой обработке. Я сразу хочу сказать, что рассматриваю секты только как религиозный феномен – не политический, финансовый или общественный, – объясняет Артем. – Судя по собственному опыту, опыту моих родственников и всех тех людей, которые пребывали в сектах, кто свято верил в это, кто сам обманулся и обманывает других, могу сказать, что при общении с ними нужно понимать, прежде всего, что это люди, которые искренне хотят покланяться Богу в духе и в истине.

Как избежать пата в дискуссиях

Многие сталкивались с тем, что в результате многочасовой полемики, забрасывания друг друга до бесконечности цитатами, все заканчивается тупиковой ситуацией. Мы сталкиваемся с тем, что у всех есть «свои» аргументы. Каким образом избежать такой ситуации, которая ни к чему не ведет? Мой опыт прозрения и апологетики подсказывает, что, в первую очередь, нужно обсуждать не частности, не догматические и богословские вопросы – так мы увязнем в бесконечных спорах.

Первое, что необходимо выяснить, – вопрос о природе Священного Писания. Оно самоочевидно или нет? Оно самодостаточно или нет? Если в этом ключевом моменте не расставить все точки над «i», все остальное не имеет смысла. Наша задача – показать, что Писание интерпретивно по своей сути.

Это означает, что любой текст Писания можно растолковать по-разному. Об этом прямо говорится во Втором Послании Павла: «… невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:16). Нужно задаться вопросом: почему ваше понимание истинно, а наше нет? Или наоборот.

Щекотливый вопрос о преемственности

Они очень не любят слово «предание». Для них предание – набор сказок, не более. Поэтому наша задача – показать, в чем заключается его смысл. Возможно, лучше даже употреблять вместо «предания» слово «традиция», «преемственность».

Свидетели Иеговы не особо задумываются над тем, что американский парень из Пенсильвании вместе со своими друзьями открыл Библию, начал ее изучать и сразу пришел к тому выводу, что якобы он смог восстановить «утерянную истину». Нужно спросить: вы правда считаете, что восемнадцатилетний юноша так просто открыл то, что «не открывал» никто на протяжении двух тысяч лет?

У свидетелей Иеговы разработана «теория отступничества». Они считают, что все написанное после апостолов (после 100 года) – это отступничество, благодаря которой они парируют в ответ на вопрос о том, где они были две тысячи лет.

В этом случае моей находкой стали писания апостольских мужей. Когда начинаешь говорить о корпусе самых древних, самых ранних произведений начала II века, это является отрезвляющим фактором. Это позволяет показать, что-то, во что верят православные, – появилось не в каком-то четвертом, не в восьмом или каком-то другом веке, а восходит непосредственно к апостольским временам.

Когда начинаешь говорить о том, кто такие Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, оказывается, что есть еще книги конца первого века, когда был написан и Апокалипсис. В этих книгах четко расписан вопрос преемственности.

Слабое место «теории отступничества»

У СИ есть одна брешь, за которую нужно «зацепиться». Они утверждают, что Дары Святого Духа исчезли не сразу после смерти апостолов – они пребывали в тех, на кого апостолы возлагали руки. Здесь мы можем «прокинуть» этот мостик, показав, что Дары Святого Духа были и во II веке. Каким же образом (если второй век уже был веком отступничества) Господь давал Святой Дух отступникам? Как правило, на него ответа нет.

Сам Рассел писал, что не получил полного понимания или откровения. Он просто говорил, что пришло время. Механизм «прозрения» у него не был описан. Если это не прозрение и не откровение, что могло «щелкнуть» в голове этого парня, открывшего Писание в 18 лет? Поэтому нужно акцентировать внимание на вопросе о том, как можно доказать, что ваша весть – это весть апостолов, если у вас нет преемственности, «живой цепочки»?

Когда «законодатель» секты не авторитет

В России свидетели пошли дальше, чем в Америке. Они разработали свою «версию», направленную на борьбу с Православием. Их версия в чем-то даже расходится с официальной. Они идут на «искажения», чтобы закрыть «брешь», которая есть в их «учении». Я нашел в оригинальной англоязычной книге за 1912 год высказывание Рассела о том, что Иисусу Христу нужно молиться. Понятно, что для простого свидетеля Иеговы – это абсолютная ересь, они этого не знают. Их апологеты же говорят, что Рассел еще не был свидетелем, а был чем-то вроде предтечи.

Суть – в переводах

Я бы порекомендовал в общении со свидетелями не использовать синодальный перевод. Они сразу скажут, что это – искаженный текст. Мой совет: согласитесь с ними. Этим вы их обезоружите. Если посмотреть с текстологической научной точки зрения, этот перевод действительно в некоторых местах далек от тех текстов, которыми пользовался Иоанн Златоуст. Самый лучший вариант – использовать перевод епископа Кассиана или подстрочный перевод с греческого на русский язык. К этим переводам отношение нейтральное.

В том, что у нас разные исходные тексты и состоит еще одна проблема. Как узнать о том, какой текст настоящий? Нужно четкое понимание того, что текст невозможно толковать в отрыве от традиции, в которой он родился. Так текст становится набором мертвых букв, который можно препарировать и разрывать, как угодно. Это нужно дать им понять.

Рекомендуемая литература по теме:

«Вефильский гамбит» или Свидетели Иеговы начинают и проигрывают»

Рон Роудс «Рассуждая со Свидетелями при помощи Писания»

***

P.S.: «Ставрос» планирует издавать журнал для негативно относящихся и ничего не знающих о Православии людей. «В Православии очень много позитива. У нас есть прекрасные анекдоты, есть притчи – все это мы бы хотели отразить в этом журнале», - говорит Александр Замахин. К выпуску готовится первый номер, который будет в том числе доступен и в электронном виде.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Снова про апологетику, или Искусство общения с инославными: мастер-классы от «Ставроса»

Вы часто слышите упреки в том, что православные неохотно идут на диалог? А ведь и правда, насколько мы готовы отнестись с любовью к нашим иноверным братьям и «впустить» их к себе»?..



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

2488 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Свидетели Иеговы | секти | Всеукраинский апологетический центр во имя свт.Иоанна Златоуста | апологетика | Предание | Православие |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru