Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Невигадані історії



Школа, немцы и шоколадки
15 August 2011 11:10
Татьяна Воробьева

«Ласка... Единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему», ― профессор Ф.Ф. Преображенский

(М.А.Булгаков «Собачье сердце») 

Мне в школе не везло с учителями

Начиная с первого класса и до самого выпускного, среди учителей так и не встретился мне человек, оставивший след в душе, воспоминания о котором вызывали бы тёплую волну благодарности и признательности.

Обычно первая учительница у многих остаётся в памяти светлым образом «второй мамы», а моя была суровым идейным партийным деятелем. Категоричным, жёстким, как вся система советской пропаганды. Всё было только белым или чёрным, дети – плохие или хорошие. Опоздал – стой весь урок у двери с портфелем.

Понятное дело, что опаздывать плохо, но ведь и причины бывают разные. А если ребёнок перед выходом в школу (мы учились во вторую смену) решил дочитать книгу «Белый Бим Чёрное Ухо»? Оставалось всего несколько листиков, и так хотелось узнать, чем же всё закончится. И слёзы не могли остановиться – перед глазами стоял брошенный Бим, бегущий за поездом из последних сил. Пришлось долго умываться холодной водой, чтобы наконец выйти из дому. Может быть, несколько минут опоздания в этом случае — не такой уж большой грех, когда у маленького человека такое горе, и он стоит у двери с заплаканным лицом и просит прощения?

Или восьмилетний мальчик забрал чужое пирожное-корзинку с полочки в парте. Вор должен быть заклеймён и наказан — мы потратили два урока на подробное разбирательство: кто видел как Наташа купила эту злосчастную корзинку, нашлись свидетели, видевшие пирожное в парте, были выявлены очевидцы того, как Алёша ел его вдали от нашего класса — на третьем этаже школы. И у взрослой женщины средних лет не хватило мудрости разобраться в этой ситуации с глазу на глаз с участниками событий. Уже дома мама мне объяснила, что Лёша – из многодетной семьи и пирожное стоит 15 копеек – это дорого (мне мама давала 5 копеек каждый день – 3 копейки булочка и 2 копейки чай), а Наташа – одна дочка в семье и девочка имела возможность покупать каждый день в столовой по две корзинки. Долго ещё искренняя в своей жестокости детвора обзывала Лёшу вором и смеялась с его проступка…

Класс так и остался недружным, разобщённым, с постоянными конфликтами и склоками.

Через время я перешла в другую школу, там уже была иная атмосфера. Но самый большой след в моей душе в школьные годы оставили совсем не учителя.

Этот случай произошёл приблизительно в 90-м году прошлого столетия

Все помнят эти лихие 90-е - всё рушится, многие остались без работы, наши мамы готовили из ничего (ах, сколько я тогда перепробовала видов котлет – и луковых, и фасолевых, и ореховых, и гречневых). Полки магазинов пусты, из сладостей – соевые конфеты со вкусом пластилина…

Наша школа соседствует с Домом малютки «Солнышко», и однажды, морозным зимним днём, два класса нашей параллели снимают с уроков – нужно помочь «Солнышку» разгрузить фуры с гуманитарной помощью из Германии.

Мы выстраиваемся цепочкой от машин к зданию детского дома и передаём друг другу небольшие картонные ящички. Дело спорится, машины освобождаются быстро, нам приятно быть участниками такого доброго дела. Украдкой мы поглядываем на группку немцев, стоящих чуть поодаль. Они для нас как инопланетяне — в красивой добротной одежде, какие-то ухоженные и лощённые. Они негромко переговариваются и иногда через переводчика передают какие-то рекомендации и указания по разгрузке.

И тут неожиданно у одного мальчика выскальзывает из рук картонная коробка, падает и из неё ярким ворохом высыпается груда невообразимо красивых шоколадок. Все на секунду замерли, а потом стройная цепочка разрушилась, и большинство ринулось подбирать эти шоколадки. Их было намного меньше, чем участников свалки, и некоторые пытались выхватывать сладости из рук более удачливых одноклассников.

Я осталась стоять на месте, так как понимала, что мне всё равно не достанется, и потом – было очень стыдно перед немцами. Картина была просто безобразная: все уже забыли, зачем сюда пришли, и продолжали толкаться и пыхтеть над разорванной коробкой. Немцы были невозмутимы, их лица не выдавали никаких эмоций.

Уходила я оттуда с жутким осадком и чувством вины и стыда – люди приехали сделать доброе дело, а мы так опозорились.

На следующий день посреди одного из уроков открылась дверь, и вошёл директор

— Эти тоже были вчера на разгрузке? — строгим голосом спросил он.

Мы вжали головы в плечи и окончательно сникли. Однако дальше ситуация стала развиваться довольно неожиданно для нас. В класс вошла женщина из детского дома с картонной коробкой.

— Ребята, наши немецкие спонсоры просили поблагодарить вас всех за участие в разгрузке гуманитарной помощи и передать каждому из вас шоколадку.

Я держала в руках это доселе невиданное лакомство в невообразимо красивой обёртке, и у меня в горле стоял ком, я боялась расплакаться. Оказывается, иногда за плохой поступок необязательно наказывать, можно подбодрить провинившегося, отнестись к нему с добротой и любовью, и это намного действеннее, чем наказание и пристыживание…

…Глядя на эту ситуацию сквозь годы, я теперь понимаю, что не было особой вины в нашем поступке — не от хорошей жизни это всё произошло. А чужие люди из другой страны преподнесли нам урок доброты и любви, который оставил глубокий след в душе по крайне мере одного человека.

Публикуется в рамках проекта «Лучший материал номера»

Приходская газета «Грона» храма-мученика на Малом рынке в Запорожье, №9, 2011



Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Школа, немцы и шоколадки

Обычно первая учительница у многих остаётся в памяти светлым образом «второй мамы», а моя была суровым идейным партийным деятелем. Категоричным, жёстким, как вся система советской пропаганды…



Рубрики: Публікації | Невигадані історії |

1288 переглядів / Коментарів: 1

Теги: приходская газета «Грона» | проект «Лучший материал номера» |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

дуже дякую

Чудова стаття, два простих приклади ставлення до очевидного грішника. Як часто ми засуджуємо когось за явний гріх, і навіть, не хочемо подумати, чи справді він такий розбещений, чи просто  впав під тиском обставин.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту
Копие и Брынза
1 September 2006

Чистильщик
21 December 2006

Староста
4 January 2007

Красивый Бог
13 March 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru