Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Довідкові матеріали
С праздником Успения! Говорили ли о Богородице в ветхие времена? – вчитаемся в слова праздничного богослужения
27 August 2013 16:29

Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Её к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Её кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. 

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и возвестил Ей радостную весть о том, что через три дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмет Её к Себе, причём в уверение своих слов дал Ей райскую ветвь, которую впоследствии нёс перед телом Богоматери апостол Иоанн Богослов.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окружённый ангелами, явился и принял Её пречистую душу.

О том, какая же связь Ветхозаветных пророчеств с празднуемым сегодня Церковью священного Успения Богородицы, узнаем из паримий (ветхозаветных Писаний).

Паримия (греч.) – значит притча, мудрое, образное назидательное иносказание. Чтения эти бывают из разных книг Ветхого Завета и содержат проповедь об ожидаемом спасении, которое устроила для нас Божественная Премудрость.

Первая паримия

Книга Бытия

По­ки­нув Бе­эр-Ше­ву, от Ко­лод­ца Клят­вы, Иа­ков на­пра­вил­ся в Хар­ран. Дой­дя до не­ко­е­го ме­с­та, он ос­та­но­вил­ся, за­стиг­ну­тый но­чью, и лёг спать, под­ло­жив под го­ло­ву ка­мень. Во сне он уви­дел ле­ст­ни­цу, со­еди­няв­шую не­бо и зе­м­лю: ан­ге­лы Бо­жьи под­ни­ма­лись и спу­с­ка­лись по ней. Гос­подь сто­ял на вер­ши­не и го­во­рил Иа­ко­ву: — Я Гос­подь, Бог Ав­ра­а­ма, от­ца тво­е­го, и Бог Иса­а­ка. Эту зе­м­лю, на ко­то­рой ты ле­жишь, Я да­рую те­бе и тво­им по­том­кам. Мно­го­чи­с­лен­ны, как пе­сок, бу­дут твои по­том­ки, и рас­се­лят­ся они на за­пад и на вос­ток, на се­вер и на юг. Бла­го­сло­ве­ни­ем для всех на­ро­дов зе­м­ли бу­дешь ты и твои по­том­ки. Я с то­бой: ку­да бы ты ни шёл, Я бу­ду те­бя хра­нить — и вер­ну те­бя об­рат­но, в эту стра­ну. Я те­бя не ос­та­в­лю: ис­по­л­ню всё, что обе­щал. Про­снул­ся Иа­ков и вы­мол­вил: — Во­ис­ти­ну, Гос­подь пре­бы­ва­ет на этом ме­с­те — а я-то и не знал! — Как же страш­но это ме­с­то! — ска­зал он в ужа­се. — Это же дом Бо­га, вра­та не­бес!

ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВУЮ ПАРИМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Иа­ков, бо­ясь ме­с­ти бра­та, очень ра­но встал, поч­ти но­чью. Ти­хо вы­шел из до­ма, что­бы ни­кто его не за­ме­тил. Ме­с­то, где он но­че­вал, бы­ло в 15 вер­стах от Ие­ру­са­ли­ма, к се­ве­ру. Быть но­чью сре­ди по­ля опа­с­но (мог­ли на­пасть раз­бой­ни­ки), но Иа­ков пред­по­чел опа­с­ность, не до­ве­ряя ха­на­не­ям. Упо­ми­на­е­мый «сту­де­нец клят­вен­ный» на­хо­дил­ся на юге Фи­ли­стим­ской зе­м­ли. Там еще при Ав­ра­а­ме был за­клю­чен со­юз (то есть по­кля­лись в вер­но­сти до­го­во­ру) с фи­ли­стим­ским ца­рем Ави­ме­ле­хом о не­на­па­де­нии под­дан­ных Ави­ме­ле­ха на Ав­ра­а­ма и всех его бли­з­ких.

Хар­ран – ме­со­по­там­ский го­род, ку­да ро­ди­те­ли Иа­ко­ва со­ве­то­ва­ли ему от­пра­вить­ся для вы­бо­ра се­бе же­ны из род­ст­вен­но­го пле­ме­ни.

По­че­му же сон Иа­ко­ва, ко­то­рый он при­нял за Бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние, стал сим­во­лом или про­об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри?

1. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» как об­раз вос­хо­ж­де­ния на­по­ми­на­ет нам о ду­хов­ном за­ко­не жиз­ни, ко­то­рый за­клю­чен в воз­мо­ж­но­сти бо­го­об­ще­ния. При­мер Бо­го­ма­те­ри го­во­рит нам, что Она этот за­кон ис­по­л­ни­ла бо­лее дру­гих.

2. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» как путь к Бо­гу ука­зы­ва­ет на то, что путь этот уже ука­зан (че­рез ис­по­л­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их), уже оп­ре­де­лен, уже дан, и ис­кать ка­ж­до­му по­оди­но­ч­ке нет не­об­хо­ди­мо­сти. Тем бо­лее нет ну­ж­ды стро­ить Ва­ви­лон­скую баш­ню, что­бы са­мим, без Бо­га, под­нять­ся «вы­ше звезд не­бес­ных». Это путь сми­ре­ния, и как об­ра­зец вы­со­чай­ше­го сми­ре­ния мы име­ем Пре­бла­го­сло­вен­ную Вла­ды­чи­цу.

3. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» по­то­му и по­ка­за­на, что­бы учить за­ко­ну по­сте­пен­но­сти. В ду­хов­ном пу­ти взле­ты не­на­де­ж­ны. На при­ме­ре Бо­го­ма­те­ри мы ви­дим сле­до­ва­ние то­му же за­ко­ну. Ее вос­хо­ж­де­ние на­ча­лось с ос­но­ва­ния – с мо­лит­вы в хра­ме, с по­сто­ян­но­го вни­ма­ния и усерд­но­го тру­да.

4. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» ос­но­ва­на на зе­м­ле. Это и за­кон, и ра­дость для всей зе­м­ли. Ес­ли об­ра­тить­ся к об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри, то и Она от зе­м­ли, от ро­да че­ло­ве­че­с­ко­го. Она ни­чем зем­ным не пре­не­б­ре­га­ла: ни тру­да не гну­ша­лась, ни скор­би не счи­та­ла для се­бя не­ну­ж­ны­ми, ни об­ще­ния не из­бе­га­ла, ни уе­ди­не­ни­ем не тя­го­ти­лась. Толь­ко грех на зе­м­ле вре­дит все­му, а так, без гре­ха, вся зе­м­ля бла­го­сло­вен­на Бо­гом, и луч­ший цве­ток зе­м­ли – Бо­го­ма­терь – «На­де­ж­да и Ут­вер­жде­ние на­ше».

5. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» пол­на Ан­ге­лов, под­ни­ма­ю­щих­ся от зе­м­ли и спу­с­ка­ю­щих­ся к зе­м­ле. Не­сут они Бо­гу мо­лит­вы всех, а лю­дям от Бо­га – да­ры Его люб­ви. Па­мять об этом мо­жет обо­д­рить ка­ж­до­го, тем бо­лее то­г­да, ко­г­да ка­жет­ся оди­но­ко и гру­ст­но в мiре, дав­но стра­ж­ду­щем от «ос­ку­де­ния пре­по­доб­ных». Для ве­ру­ю­щих это ос­ку­де­ние вос­пол­ня­ют Ан­ге­лы и ми­лость Ца­ри­цы Ан­ге­лов – Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

6. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» не толь­ко ут­вер­жде­на на зе­м­ле, но и до­с­ти­га­ет не­ба. Этим при­ме­ром Гос­подь зо­вет ка­ж­до­го под­ни­мать­ся и ус­т­ре­м­лять­ся ввысь, к Бо­гу. Яр­ким и вдох­но­в­ля­ю­щим жи­вым при­ме­ром, а не толь­ко об­ра­зом, мо­жет быть ка­ж­до­му Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, Ко­то­рая до­с­тиг­ла вы­с­ше­го из да­ров бо­го­об­ще­ния в са­мом со­вер­шен­ном об­ра­зе. Всем вер­ным Она бу­дет По­мощ­ни­цей и За­ступ­ни­цей, ес­ли стре­м­ле­ние к Бо­гу ста­нет смы­с­лом всех ис­ка­ний в жиз­ни.

7. На­ко­нец, «ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» – это связь не­ба с зе­м­лей, че­ло­ве­ка с Бо­гом. Не­по­в­то­ри­мый и со­вер­шен­ный об­ра­зец ее – Пре­чи­с­тая Де­ва. Она Са­ма ста­ла той ле­ст­ви­цей, ко­то­рая воз­во­дит к Бо­гу.

Вторая паримия

Книга пророка Иезекииля

Так го­во­рит Гос­подь: на вось­мой день и да­лее жре­цы мо­гут при­но­сить на жер­т­вен­ни­ке ва­ши жер­т­вы — все­со­жже­ния и пир­ше­ст­вен­ные жер­т­вы, что­бы Я был к вам бла­го­скло­нен, — го­во­рит Гос­подь Бог. Он по­вёл ме­ня об­рат­но, ко внеш­ним вос­то­ч­ным во­ро­там Хра­ма. Они бы­ли за­пер­ты. И ска­зал мне Гос­подь: — Эти во­ро­та бу­дут за­пер­ты и не от­кро­ют­ся, и не прой­дёт че­рез них че­ло­век. Гос­подь Бог Из­ра­и­лев про­шёл че­рез них, и по­то­му они бу­дут за­пер­ты. И лишь пра­ви­тель, толь­ко пра­ви­тель мо­жет вос­сесть в них, что­бы со­вер­шить тра­пе­зу пред Гос­по­дом. Он дол­жен вхо­дить в них че­рез при­твор и та­ким же об­ра­зом вы­хо­дить об­рат­но. Про­вод­ник че­рез се­вер­ные во­ро­та про­вёл ме­ня к Хра­му. И я уви­дел, что Храм Гос­по­да на­по­л­нен Сла­вой Гос­под­ней.

ТОЛКОВАНИЕ НА ВТОРУЮ ПАРИМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Вто­рая па­ри­мия обе­ща­ет че­рез про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля ос­во­бо­ж­де­ние плен­ным и да­же вос­ста­но­в­ле­ние хра­ма. Он, про­рок, го­во­рит об ус­т­рой­ст­ве бу­ду­ще­го хра­ма и об ос­вя­ще­нии его. Ос­вя­щать бу­ду­щий храм бу­дут семь дней, а на вось­мой день свя­щен­ни­ки дол­ж­ны при­не­с­ти жер­т­ву, но уже не для ос­вя­ще­ния хра­ма, а для уми­ло­сти­в­ле­ния Гос­по­да и как знак бла­го­дар­но­сти Ему и вы­ра­же­ние пре­дан­но­сти.

Про­рок в ви­де­нии ви­дел храм весь, по­том ему сно­ва по­ка­за­ли вос­то­ч­ные вра­та свя­ти­ли­ща. Они бы­ли за­кры­ты. О них бы­ло ему ска­за­но, что Гос­подь про­шел ими, и ни­кто уже не дол­жен не толь­ко про­хо­дить ими, но да­же и ви­деть их от­кры­ты­ми. Нет ис­к­лю­че­ния в та­ком слу­чае ни ца­рю, ни пер­во­свя­щен­ни­ку. Да­же для вку­ше­ния жер­т­вы пер­во­свя­щен­ни­ку доз­во­ле­но бу­дет по­дой­ти че­рез при­твор к вра­там (сло­во «елам» не пе­ре­ве­ли гре­ки; оно оз­на­ча­ет при­твор или га­ле­рею), что­бы по­чув­ст­во­вать се­бя как бы пе­ред ли­цом Бо­га.

От вос­то­ч­ных врат про­рок был про­ве­ден к се­вер­ным, от­ку­да ему от­кры­лось ве­ли­че­ст­вен­ное зре­ли­ще сла­вы Бо­жи­ей.

Бла­жен­ный Фео­до­рит, мне­ние ко­то­ро­го при­ня­ли от­цы Цер­к­ви, счи­та­ет вос­то­ч­ные вра­та, ко­то­ры­ми од­на­ж­ды во­шел Гос­подь, сим­во­лом Бо­го­ма­те­ри. Она как бы от­кры­ла дверь Гос­по­ду в че­ло­ве­че­с­кий мiр. Гос­подь стал Че­ло­ве­ком, как все мы. Ма­терь Бо­жия по­слу­жи­ла един­ст­вен­но­му и не­по­в­то­ри­мо­му та­ин­ст­ву во­пло­ще­ния Гос­по­да. По­э­то­му в Бо­го­ро­ди­ч­ные празд­ни­ки чи­та­ет­ся эта па­ре­мия.

Третья паримия

Книга Притчей

Пре­му­д­рость по­стро­и­ла се­бе дом, семь стол­пов по­ста­ви­ла тё­са­ных, при­го­то­ви­ла мя­са и пря­ных вин, на­кры­ла на стол. И по­сла­ла слу­жа­нок воз­гла­шать с вы­сот го­род­ских во все­ус­лы­ша­нье: — Про­ста­ки, об­ра­ти­тесь ко мне! Не­смыш­лё­ным она ска­за­ла: — При­хо­ди­те, ешь­те мои яс­т­ва, пей­те пря­ные мои ви­на! Рас­про­щай­тесь с не­ве­же­ст­вом — и бу­де­те жить, и ид­ти пу­тём ра­зу­ма. По­пра­вишь на­гле­ца — не ми­но­вать ос­корб­ле­ния, уп­ре­к­нёшь не­че­с­тив­ца — лишь се­бе на по­зор. Не уп­ре­кай на­гле­ца, а не то воз­не­на­ви­дит те­бя, уп­ре­кай му­д­ре­ца, и он те­бя по­лю­бит. Му­д­ро­го на­ставь — он ста­нет ещё му­д­рее, на­у­чи пра­вед­но­го — ещё ра­зум­нее бу­дет. Гос­по­да бо­ять­ся — вот на­ча­ло му­д­ро­сти, Его свя­тость по­з­на­вать — вот в чём ра­зум! Со мной, Пре­му­д­ро­стью, про­длят­ся твои дни и ум­но­жат­ся го­ды жиз­ни.

ТОЛКОВАНИЕ НА ТРЕТЬЮ ПАРИМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Тре­тья па­ре­мия по­свя­ще­на Пре­му­д­ро­сти. Под Пре­му­д­ро­стью свя­щен­но­му­чен­ник Иг­на­тий Бо­го­но­сец, свя­ти­тель Ам­вро­сий Ме­ди­о­лан­ский, бла­жен­ный Ав­гу­стин и дру­гие от­цы ви­дят Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста. До­мом Пре­му­д­ро­сти, со­г­ла­с­но Еван­ге­лию (Мф 28:20), при­ня­то счи­тать Цер­ковь. Раз­нят­ся мне­ния от­цов о том, что счи­тать се­мью стол­па­ми. Од­ни счи­та­ют, что это ука­за­ние на Семь Все­лен­ских Со­бо­ров, дру­гие, что на семь та­инств, тре­тьи – на семь да­ров Св. Ду­ха (Ис. 11:12). Тра­пе­за, тем бо­лее с упо­ми­на­ни­ем хле­ба и ви­на, рас­тво­рен­но­го в ча­ше, ко­не­ч­но же, сим­во­ли­зи­ру­ет Ев­ха­ри­стию, но мо­ж­но сю­да вклю­чить и все бла­га Цер­к­ви, сре­ди ко­то­рых и сло­во Бо­жие (Мф 4:4 и 1 Кор. 1:4 – 5).

Ко­го по­сла­ла Пре­му­д­рость звать на свою тра­пе­зу? Это речь о про­по­вед­ни­ках Еван­ге­лия, ко­то­рым за­по­ве­да­но ог­ла­сить весь мiр («шед­ше, на­у­чи­те вся язы­ки»; Мф 28:19). Ко­го же зо­вут? Бе­зум­ных, то есть тех, ко­го не удо­в­ле­тво­ря­ет му­д­рость ве­ка се­го, кто ищет оп­рав­да­ния кро­вью Аг­н­чей, что в Цер­к­ви воз­мо­ж­но в та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии. При­гла­шен­ным пред­ла­га­ет­ся рас­стать­ся с бе­зу­ми­ем, т. е. с со­м­не­ни­ем, не­ве­ри­ем, за­блу­ж­де­ни­я­ми и по­ко­рить ра­зум ве­ре.

Не все пой­дут на зов Бо­жий, и по­то­му Гос­подь сло­ва­ми «На­ка­зу­яй (т. е. при­зы­вая, по­ка­зы­вая при­мер, убе­ж­дая) злыя, при­имет се­бе без­че­с­тие» и даль­ней­ши­ми пре­до­с­те­ре­га­ет от бли­з­ко­го об­ще­ния со злы­ми. Их не ис­пра­вишь, ес­ли они не хо­тят это­го са­ми, а толь­ко раз­дра­жишь и се­бе по­вре­дишь. Кро­ме то­го, на­вле­кая на се­бя опа­с­ность, по­ме­ша­ешь де­лу Бо­жию. Это дол­ж­но быть пре­ду­п­ре­ж­де­ни­ем для тех, кто при­зван быть по­слан­ни­ком Бо­жи­им для спа­се­ния пре­му­д­рых, т. е. тех, кто спо­со­бен внять на­ста­в­ле­ни­ям. Та­ким об­ра­зом ис­по­л­нит­ся сло­во Еван­ге­лия: «иже бо имать, да­ст­ся ему и пре­из­бу­дет» (Мф 13:12).

Об­ра­ще­ние к стра­ху Бо­жию (к стра­ху чем-то на­ру­шить во­лю Бо­жию, а не к бо­яз­ни на­ка­за­ния) как к на­ча­лу пре­му­д­ро­сти сде­ла­ет вся­ко­го, лю­бя­ще­го му­д­рость и прав­ду, ров­ным, сми­рен­ным и опыт­ным. От со­ве­та свя­тых та­кой бу­дет толь­ко бо­га­теть ра­зу­мом. Ес­ли об этом за­бо­тить­ся, то и вре­мен­ная жизнь бу­дет спо­кой­нее (и по­то­му дол­го­лет­нее), и ве­ч­ная – на­де­ж­нее.

Ка­кое от­но­ше­ние это име­ет к Бо­го­ма­те­ри?

Ее Цер­ковь на­зы­ва­ет «Пре­чи­с­тый храм Спа­сов», «Па­ла­та всех Ца­ря» и дру­ги­ми срав­не­ни­я­ми, ко­то­рые го­во­рят о том, что Она жи­вой храм Бо­жий и к Ней мо­ж­но от­не­сти сло­ва о до­ме Пре­му­д­ро­сти. Ес­ли ка­ж­дая ду­ша мо­жет стать хра­мом Бо­гу, то тем па­че Его Пре­чи­с­тая Ма­терь.

***

Читайте также: Поем Богу разумно. Самые красивые фрагменты службы в переводе на русский - специальная подборка

Печатается по изданию «Благовещение Пресвятой Богородицы в неделю Крестопоклонную. Всенощное бдение, Божественная литургия с параллельным переводом с изъяснениями», общества им. М.Н.Скабаллановича

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

24 серпня – День Незалежності, 28 серпня – Успіння Богородиці: що ми святкуємо? 

«Молися, Пречиста Богородице, за спасіння душ наших» — бесіда на Успіння Пресвятої Богородиці

«Успіння ― свято, що наближує нас до Бога», ― митрополит Павел

«ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА: О невидимом присутствии Божией Матери». Протоиерей Александр Овчаренко 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: три украинских Лавры отметят престольный праздник!

28 серпня – Успіння Пресвятої Богородиці: чому смерть Божої Матері є таким великим святом?  

Всё о празднике Успения Пресвятой Богородицы можно прочитать на одноименном сайте 

Богородица привела 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

С праздником Успения! Говорили ли о Богородице в ветхие времена? – вчитаемся в слова праздничного богослужения

Как лестница из сна Иа­ко­ва стала символом Бо­го­ма­те­ри? Какие еще ветхозаветные образы напоминают о Матери Господней?



Рубрики: Публікації | Довідкові матеріали |

2215 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Успение Пресвятой Богородицы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru