Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна »
С праздником! Медов ли Спас?
13 August 2013 15:40

14 августа Церковь отмечает Изнесение честных древ Животворящего Креста Господнего, совершает празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, память семи мучеников Маккавеев и начало Успенского поста

Каков процент христиан, пришедших в эти дни в храм прославить Спаса-Христа, по сравнению с теми, кто пришел освятить продукты, которые «нельзя было кушать до Спаса»? 

Публикуем точку зрения священника Алексия Плужникова.

***

– Почему Бог изгнал Адама и Еву из рая? 
– Потому что они яблочко до Спаса скушали... 
Церковный анекдот 

 

Сразу скажу: всё нижеизложенное – моё сугубо частное мнение, которое очень сильно расходится со сложившейся традицией. 

У всех, даже нецерковных людей, на слуху названия: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» (есть ещё «Ореховый» или «Хлебный» – 29 августа). Все знают, что эти дни в церковном календаре специально приурочены для освящения мёда и яблок, поэтому толпы людей приходят в храмы их «святить». 

Но мне кажется, что сами словосочетания: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» – кощунственны. Спас – это ведь не название дня недели, это Христос. Он не может быть медовым, яблочным или ореховым. Он может быть «сладчайшим», как Его зовёт церковная поэзия (в акафисте Иисусу Сладчайшему), но не фруктовым. 

Присваивая народные названия дню происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа) и Преображения Господня (19 августа), мы просто убираем Христа из этого праздника. А что остаётся? Медок и яблоко...

Ведь любой нормальный священник это подтвердит: каков процент христиан, пришедших в эти дни в храм прославить Спаса-Христа, по сравнению с толпой язычников, пришедших освятить продукты, которые «нельзя было кушать до Спаса»? Очень маленький процент. Но нас это не очень волнует, ведь после язычников остаются на столах меды и фрукты... Как любят порой говорить: «Не нам судить, у кого какая вера». Может быть. Но нам, священникам, положено приучать христиан отвращаться от языческих воззрений. 

Лично я бы вообще отменил освящение мёда и яблок (можете кинуть в меня самым гнилым огрызком). Какой в этом смысл?

Я понимаю, когда пасечники и садоводы приносят в храм начатки своего урожая, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и принести Ему и Церкви в жертву малую часть от своих трудов. Да, в таком случае освящение плодов имеет христианский смысл. Но когда горожане бегут на базар за мёдом или яблоками для того, чтобы потом их освятить – то зачем это нужно? В чём тут смысл? А совершать бессмысленные действия – не по-христиански.

Также часто любят указывать, что мы освящаем яблоки потому, что по уставу их можно вкушать только после Преображения. Но устав-то писан для монахов, которые к этому времени собирали плоды, затем приносили их к Богу в храм, освящали, а затем вкушали в трапезной. Поэтому монах, жующий яблоко до положенного момента, совершает грех тайноядения и непослушания уставу.

Вот в чём смысл этого действия – в воспитании монахов, в благочинии.

Но какое отношение это всё имеет к мирянам? Да никакого. Только укреплению язычества способствует, и только. Ведь есть страны, в которых (страшно сказать) и мёда-то с яблоками нет... Как же им, бедным, быть? Специально импортировать? 

Мне попадалась информация, что в Австралии православные освящают плоды на... Сретение Господне, ибо в Южном полушарии плоды поспевают к этому времени. И ничего, живут себе без «Яблочного Спаса»... 

Но у нас никогда не изменится эта традиция. Ибо если отменить все освящения куличиков, яичек, яблочек (а кое-где и мака, четверговой соли и прочих чудес), то кто же нам будет приносить доходы и пропитание?.. Правильно однажды заметил протодиакон Андрей Кураев: «Церковь живёт на деньги атеистов»... 

Кого возмущает подобное попрание освятительной традиции ногами священника, тому напоминаю первые строки моей заметки. 

Священник Алексий ПЛУЖНИКОВ 

Источник: orthodox.vinnica.ua

Читайте также и другие мнения священников:

«Скільки Спасів у Православній Церкві? - прот. Геогій Коваленко у відеоблозі ПвУ (+текст)»

***

«"Повісьте на дверях храму оголошення, куди підуть пожертвувані на Спаса мед, яблука чи гроші" - ініціатива до свята Преображення Господнього - прот. Георгій Коваленко»

***

«МЕДОВЫЙ» СПАС: Эти праздники настолько необычны, что в них перепутано и народное, и церковное, и старинное, и новое - епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев)  

***

10 замечаний о посте на оставшиеся 10 дней до Успения — епископ Обуховский ИОНА (Черепанов) 

***

Спас и макитра - прот. Александр Авдюгин

***

«Хрест - твердиня народів» — бесіда на святих мучеників Маккавеїв - прот. Діонісій Мартишин


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

С праздником! Медов ли Спас?

14 августа Церковь отмечает Изнесение честных древ Животворящего Креста Господнего, совершает празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, память семи мучеников Маккавеев и начало Успенского поста.

Много ли христиан приходят в эти дни в храм прославить Спаса-Христа, по сравнению с теми, кто пришел освятить продукты? Точка зрения священника.



Рубрики: Новина дня |

2069 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Успенский пост | семь мучеников Маккавеев | медовый спас | изнесение честных древ Животворящего Креста Господнего |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі

Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru