Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Размышления на пороге монашеской кельи, или Как я оказался папарацци в резиденции Митрополита Владимира
03 May 2013 17:05
Сергей Герук

Никогда не думал, что многолетняя журналистика застигнет меня в таком качестве. Но снимок был сделан в отсутствии митрополита Владимира на пороге его кельи в Киево-Печерской лавре весной 2013 года. Намечалось обширное интервью с Предстоятелем, и я был приглашен редактором передачи  для составления вопросов для  телебеседы. Приезд Митрополита ожидался с минуты на минуту. Телевизионщики устанавливали аппаратуру и световые приборы  в комнате, смахивающую на библиотеку, здесь должно было состояться интервью.

Мне доводилось множество раз бывать в резиденции Его Блаженства. В 1990-х годах  я исполнял обязанности его пресс-секретаря и редактора «Православной газеты»— официального информационного издания Киевской митрополии УПЦ. Это было вскоре после приезда Блаженнейшего на Киевскую кафедру. Тогда еще не было Синодального информационного отдела и пресс-службы как таковой, не говоря уже об официальных и неофициальных сайтах УПЦ и всего интернет-православного пространства. Тогда митрополит Владимир жил и работал в 49-м корпусе на территории Киево-Печерской лавры, зал синодальных заседаний служил ему рабочим кабинетом, а отдыхал он в мансардной комнате под крышей этого старинного лаврского корпуса, в которую вела из холла узкая и изогнутая, крутая деревянная лестница.

                Мезонин 45-корпуса Лавры – место проживания Митрополита Владимира 1992-2002(?)гг.

Творческое воображение почему-то высвечивало из задворок памяти картину немецкого художника 19 в. Карла Шпицвега — «Бедный поэт», изображающую сидящего на кровати поэта в углу мансарды, с зонтиком в руке, защищающим от дождевых капель из худой крыши, и тщетно греющего озябшие ноги у остывшей железной печурки… Нет, крыша в келье митрополита, надо полагать, не протекала.  Я праздно  думал тогда об этом, ожидая владыку в холле для обсуждения газетных дел, и о том, каково митрополиту «в его летах-то» пользоваться столь небезопасным восхождением и схождением.

Сейчас, когда мне самому «каких-то 50, с хвостиком», этот эпизод вспоминаю с улыбкой — все познается в сравнении. И все же лет 10-12 Блаженнейший честно  восходил «туда и обратно» в свою чердачную келью  старинного монастырского корпуса, что у подножия храма Рождества Богородицы на Дальних Пещерах.. Думается, владыка Владимир  мог бы найти более удобное помещение для жизни, работы и молитвы. Но нельзя забывать, что митрополит – это еще и монах, давший обеты нестяжательности. А жить и работать в Киево-Печерской лавре, насколько я знаю, была его мечтой еще из семинарской скамьи.

Киево-Печерская Лавра в преддверии Пасхи, весна- 2013.

Взять хотя бы, к примеру, такой фрагмент его воспоминаний из периода так называемых «хрущевских гонений». «Будучи ректором Московских академии и семинарии, я часто посещал Киев. И первым делом, сойдя с поезда, ехал в святую лавру. Там действовал так называемый Киево-Печерский заповедник, множество экскурсий со всей страны приезжало сюда. Я, как правило, пристраивался к одной из них, и прикладывался в пещерах к каждой гробнице  преподобных печерских. На меня, конечно же, косились, но я не обращал внимания. Так продолжалось многие годы…  Как и тысячи православных, я молился о том, чтобы дожить до времени, когда хотя бы в одном уголке этой святой обители можно будет увидеть огонек лампады. И Господь оправдал надежду и упование людей…»

***

Вот уже без малого 21 год проживает, молится и трудится он здесь. Фактически, в Киево-Печерской лавре с приездом сюда Блаженнейшего в июне 1992 года сосредоточилась жизнь Украинской Православной Церкви. Я не знаю, как заселяли лавру киево-печерские подвижники после двухсотлетнего татаро-монгольского ига, когда Димитрий Донской по благословению преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле положил конец физическому и духовному пленению Руси. Но я видел, как открывалась лавра в конце 1988 года, вскоре после 1000-летия Крещения Руси, как падали оковы 70-летнего атеистического режима, как все это было непросто, если не сказать — невообразимо трудно. Раскол, уния, политизированное постатеистическое сознание общества.

В вагоне на подъезде к Киеву. 20 июня 1992 г. Из архива автора.

Блаженнейший Митрополит Владимир прибыл в лавру с киевского перрона в сопровождении десятков тысяч верующих. Он принял управление Церковью с «нуля» в прямом и переносном смысле. Но из года в год возрастал авторитет нового Предстоятеля, возрастал авторитет Украинской Православной Церкви.

                                                                                             ***

Случалось в конце 90-х – начале 2000-х от коллег-журналистов, особливо светских, встречать совершенно праздные вопросы, типа того, в какой стране лечится глава УПЦ, где его загородная вилла, по каким каталогам он покупает себе иномарки, в каких банках он хранит свои сбережения и проч.

Или еще приземленнее: кто из поваров митрополита проверяет продукты на ГМО, что он ест на завтрак, какие алкогольные напитки предпочитает? И, наконец, сколько комнат в его резиденции и кто заказывает ему ортопедические матрацы, какой фирмы – испанской, итальянской или немецкой?

Когда я отвечал, что митрополит не лечится за границей, и что у него нет личной дачи, кроме небольшого дома в Киеве, приобретенного еще в советское время (тогда виллы мы видели только в кино про «проклятый запад»).  А личные деньги, насколько я понимаю (видел неоднократно), он раздает просителям и бесконечно много жертвует на различные социальные программы, детские дома, дома престарелых, лечение больных людей, бедным монастырям и вновьоткрытым приходам. И за границей не лечится (Блаженнейший на то время был здоров, а, когда заболел, лечился в Киеве, насколько мне известно). И что он, по правде сказать, особо не отличает машины класса   «Audi», «Меrcedes» или «ВМW». А на завтрак предпочитает обычную молочную кашу, которую любит с детства, когда жил еще в  родительском сельском доме на Хмельниччине до поступления в Одесскую духовную семинарию.

В родительском доме. Село Марковцы, Хмельницкой епархии.

И вообще, митрополит Владимир — человек совершенно простой и открытый, с хорошим чувством юмора, без «заморочек» новых русских. Хотя и переписывается с некоторыми европейскими королевами, жил и работал в Женеве, владеет французским и английским, любит поэзию и сам пишет стихи. «Хобби?» – не отставали журналисты. «Рыбалка и грибы. Любит митрополит, -- отвечал я тогда разочарованным вопрошателям --, приехать в родную деревню Марковцы, что на речке Южный Буг, переодеться, накинуть на плечи телогреечку и пойти с удочкой к реке, или в лес за грибами». «Да ладно тебе заливать-то», -- говаривали некоторые, разочарованные провалившейся возможностью выплеснуть на страницы желтой  прессы чего-нибудь этакое «про попов на «Мерседесах».

***

Прошли годы и десятилетия. Сегодня резиденция митрополита Владимира по-прежнему находится в лавре, неподалеку от Дальних Пещер,  только в другом корпусе, где в его распоряжении несколько помещений, в том числе кабинет и келья, в которую, понятное дело, посторонние не заходят.

В пресс-службе Его Блаженства работают уже другие люди, да и сама служба превратилась в достаточно солидное медийное учреждение УПЦ – Синодальный информационно-просветительский отдел, что совершенно оправдано: наибольшая в Украине многомиллионная  конфессия должна иметь современные профессиональные СМИ, в том числе теле-, радио- и Интернет-ресурсы.

Но обывательский интерес к служителям Церкви, и, прежде всего, персоне Предстоятеля не уменьшился. Более того, сейчас особенно «модным» стало выискивать какие-то особо фальшивые факты из жизни духовенства, тиражировать их, выкладывать в сети, снимать «компрометирующие» репортажи… По выражению одного сатирика: мода — бестия хитрая. И еще: каждый хочет увидеть лично для себя то, что волнует его более всего.

Все это как-то непроизвольно «прокрутилось» в сознании, когда архиепископ Александр, секретарь митрополита, провел съемочную группу в кабинет, а сам удалился для встречи Блаженнейшего. Дверь в келью митрополита была приоткрыта.

Сказать по правде, снимать на фото я вовсе не собирался. Просто стоял на пороге и окинул взором комнату. Достаточно просторную, в два светлых окна, выходящих на территорию Лавры, за одним из которых  угадывался полноводный Днепр.  Письменный стол, святой угол с иконами и горящей лампадой, простые кресло, диван, кровать, шкаф и небольшое трюмо с архиерейской панагией  и скуфьей на нем.

Несколько фотографий в рамках – матери и самого Блаженнейшего, в бытность его архиепископом, ректором Московских духовных школ.  От кровати до двери приделан деревянный поручень: Митрополит после операции должен страховать движения. Обстановка оказалась настолько скромной и аскетичной, что я отважился сделать снимок, просто на память.

И уже через месяц, в преддверии Пасхи, решил вдруг написать о том, как я неожиданно для себя сработал в качестве папарацци в покоях Митрополита Владимира. И скажу по правде — не жалею об этом.   

Сергей ГЕРУК

Фото автора


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Размышления на пороге монашеской кельи, или Как я оказался папарацци в резиденции Митрополита Владимира

Как живет Предстоятель Украинской Православной Церкви? 



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

2852 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Блаженніший Митрополит Володимир |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru