Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря
РАДОСТНОГО ВАМ ПОСТА! Готовимся к "зимней Пасхе"
29 November 2012 15:59
Протоиерей Александр Авдюгин

Начался Рождественский пост. Наверное, самый сложный пост в годовом церковном круге, хотя он не так строг, как Великий, предшествующий Святой Пасхе. Сложность в том, что именно на последнюю неделю этого поста припадают новогодние праздники, к которым мы так привыкли и без которых многие из нас и не мыслят своей жизни.

Беда в том, что сложившийся в обществе светский образ любого поста действительно приводит в уныние не только невоцерковленного человека, но даже тех, кто считает себя прихожанами. Именно это неверное представление о буднях и правилах постовых дней раз за разом вытаскивает на «свет Божий» не существующую для Церкви календарную проблему. Озвучивают чуть ли не требование «посмотреть» на католиков, Рождество у которых празднуется до календарного Нового года.

Это, по всей видимости, и наше упущение, что слишком мало мы говорим о внутреннем содержании постовых дней, что за знаменитым пожеланием достойного постового подвига забываем основное добавление: «Радостного вам поста!».

Да, пост — это аскеза

Это ограничение телесных и душевных требований нашего грешного «я», но ведь за этими, по сути, очень скромными и небольшими, запретами не только радость грядущего Праздника, но и собственные внешнее, и внутреннее преображения.

Простите за сравнения, но посмотрите, как радуется выздоровевший больной, которого не только диетой лечебной досаждали медики, но еще и проводили крайне неприятные процедуры и болезненные операции. Или иной пример, для женского здоровья особенно актуальный: борьба с лишним весом. Да по сравнению с теми запретами и ежедневным меню, что данная борьба предполагает, наши постовые телесные ограничения — просто «мелочь». Вот только сочетания духовного и телесного, к сожалению, данная борьба не предполагает…

К любому празднику, будь он церковный или светский, необходима подготовка. В православном годовом богослужебном круге Рождество Христово по своему величию и торжественности можно назвать «зимней Пасхой». Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет христианина задуматься о том, как достойно себя подготовить к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне Воскресения из мертвых, а церковный календарь указывает границы и содержание Рождественского Поста, напоминающего содержание Великого Поста.

Рождественский пост длится сорок дней (начинается он 28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 6-го января), и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Он называется еще Филипповым постом, потому что берет начало после 27-го ноября — дня памяти святого апостола Филиппа.

За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, 2-го января, начинается пятидневное «предпразднство» наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, «Сочельник», 6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется «Сочельник», а вернее – «Сочевник», от слова «сочиво», что значит - отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

В наших городах и весях сочиво часто называют «кутя», и есть благочестивая традиция носить эту пищу своим крестным родителям, бабушкам и дедушкам.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше

На Соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Рождественский пост освящает последнюю часть года. Это таинственное обновление духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

Этим постом мы очищаем себя воздержанием, покаянием и молитвою, чтобы в чистоте сердечной, душевной и телесной благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Рождественский пост ,кроме обычных даров и жертв, приносит родившемуся Христу наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу — только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например, в престольный праздник. Если в какие-то дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу. В приходской практике допускается послабление поста: рыба и вино благословляется во все дни, кроме среды и пятницы (до начала предпразднства Рождества Христова - 2 января)

От 2 января до 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и равославным христианам надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот — может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой

Умеренное употребление постной пищи и пития ослабляет в людях страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования.

Пост — время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного «я». Пост — это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния — осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть, стать лучше, чище, человечнее.

В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.

Не надобно забывать, что пост дело личное, и только нам он нужен. Богу пост не надобен. Ему нужна наша духовная и телесная чистота, без которой соединения с Ним невозможно.

Меру поста определяет себе сам человек. Это далеко не ересь. Есть правило, есть рекомендации, а есть личная возможность, да и зацикливаться только на еде не надо. Пост со своим самочувствием должен быть согласован, как и с врачом, так и со священником.

Хорошо, конечно, если есть духовник, который знает твою меру поста и реально представляет, что нужно для твоего преображения, но если его нет, то налагать постовые бремена следует в той мере, которые ты можешь реально понести. Слишком часто установив для себя собственный «постовой устав» мы с ним не справляемся — и в результате вообще бросаем поститься.

Не качество пищи — мера поста, не ее калорийность и разносолье, а умение воздержаться от лишнего и ненужного. Научишься в дни постовые обходиться только необходимым, заставишь себя побороть собственные греховные наклонности и страсти, тогда и для тебя Рождество Христово станет не только праздником церковным, но и твоим личным торжеством.

Радостного Вам поста!

«УНИАН-Религии»

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:

Как правильно поститься? Смотрите видео с Пресс-секретарем Предстоятеля

Епископ Филарет (Зверев): «Пост изображает состояние человечества перед Рождеством»

М.Скабалланович. Святая Церковь вступает в Рождественский (Филиппов) пост

Протоиерей Александр Авдюгин. Новый год и Рождественский пост

Протоиерей Александр Авдюгин. «К Рождественскому посту»

Валерия Горелик: «Осознанный пост — это не только сбалансированный рацион питания»

«Нельзя говорить о том, что Рождество — 25 декабря католическое, а 7 января — православное»

«Сделайте, пожалуйста, постные лица!» (рецепты из Ионинского монастыря)


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

РАДОСТНОГО ВАМ ПОСТА! Готовимся к "зимней Пасхе"

Начался Рождественский пост. Наверное, самый сложный пост в годовом церковном круге, хотя он не так строг, как Великий, предшествующий Святой Пасхе. Сложность в том, что именно на последнюю неделю этого поста припадают новогодние праздники, без которых многие из нас и не мыслят своей жизни.



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

2046 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Різдвяний піст |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
О родителях
19 February 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru