Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Святі та подвижники благочестя
Преподобный Досифей Киевский – «он» или «она»?
08 October 2012 14:30
Владислав Дятлов

Со времен канонизации прп. Досифея Киевского сведения о нем черпают, в основном, из «Жития», составленного в начале ХХ века на основе преданий. Согласно этому «Житию», по происхождению преподобный Досифей был девицей, вынужденно скрывшей свое настоящее имя.

В то же время, история донесла до нас много разных известий о подвижнике. Они свидетельствуют, что в конце XIX века в церковной традиции существовала и другая версия жизни прп. Досифея. Однако не важно – монахом был преподобный или девицей Дарьей, важно то, что он был, и к нему за помощью шли верующие. А это главное обоснование для его канонизации.


Преподобный Досифей Киевский

27 июля 1993 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил (журнал № 14): «Благословить для местного почитания и прославления пяти старцев-подвижников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры: 1. Рясофорный монах затворник Досифей… Память 25 сентября по ст. ст. 2. Иеросхимонах Феофил Христа ради юродивый… Память 28 октября по ст. ст. 3. Рясофорный монах Паисий Христа ради юродивый… Память 17 апреля по ст. ст. 4. Иеросхимонах Парфений… Память 17 марта по ст. ст. 5. Иеромонах Алексий… Память 11 марта по ст. ст. /…/ Память их праздновать в дни кончины каждого по старому стилю… Службу им править по чину общим преподобным».

Чин прославления пяти лаврских святых состоялся в тот же день за вечерним богослужением в Свято-Антоние-Феодосиевском Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Молитвенное призывание этих подвижников в чине прославления совершалось перед иконой с изображением всего их сонма, который в надписи на образе и в церковном обиходе последующих лет именовался Собором Новопрославленных Печерских святых. С иконы сделаны списки, но изображенный на ней сонм не имеет отдельного дня чествования: память каждого из подвижников отмечается в установленный для него день памяти и в день Собора Киево-Печерских святых (переходящее празднование во второе воскресенье Великого поста).

Китаевская пустынь

...В 7 км к югу от Киево-Печерской Лавры расположена исторически связанная с ней Китаевская пустынь, основанная (или возрожденная на месте более древней обители) в 1716 г. Название пустыни связывают с прозвищем св. блгв. князя Андрея Боголюбского «Китай» из данной Лавре грамоты на угодья под Киевом, или с тюркским словом «китай» («укрепление») – в память о крепости, существовавшей в Х-XIII вв. на месте обители. Пустынь занимает урочище, по одну сторону которого стоят наземные постройки монастыря, а по другую возвышается холм с остатками древних земляных валов и пещерами с монашескими кельями. Создание здешних пещер историки датировали периодом со времен появления валов до основания обители [1].

С Китаевской пустынью связаны имена многих подвижников, первым из которых известен прп. Досифей Киевский

Документальные данные о нем обрывочны, а предания – разноречивы. Однако, при сравнении имеющихся сведений, достоверные можно отличить от нуждающихся в проверке.

В описи дел канцелярии Киевского генерал-губернатора за 1744 г. упоминается запрос «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» [1, 2]. Со ссылкой на лаврский архив, историк Виктор Аскоченский писал (1856), что во время своего визита в Киев в 1744 г. императрица Елизавета Петровна посетила обитавших в Китаевских пещерах монаха Досифея и беглеца Гавриила, из которых первому подарила кошелек с золотом, а второму позволила принять монашеский постриг и сама присутствовала при пострижении; проводив государыню, о. Досифей положил кошелек вне пещеры, в глиняном черепке; когда некий крестьянин из близлежащего с. Пирогова принес о. Досифею пищу, пещерник благословил гостя и молвил: «А у меня була самодержавна и щось дала мини»; подняв кошелек и увидев золото, крестьянин сказал о нем о. Досифею, но тот отказался от денег, и гость отнес подарок царицы в Лавру; по решению лаврской братии и с согласия о. Досифея, на эти деньги в Пирогове построили новую деревянную церковь [1, 3].

В списках братии Лавры 1760 г. инок Досифей числится проживающим при Дальних пещерах. Архивное дело 1766 г. гласит: «Находящийся в Киево-Печерском монастыре на Дальней пещере монах Досифей… не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». В том же деле сказано, что «за случающимся в свидании с ним многолюством… людям некоторым, бывающим у него, Досифея, по просьбе их дает иногда, что случится у него съестных вещей на памятку».

Цитируемое дело посвящено переводу о. Досифея из Лавры обратно в Китаево. Причиной явилась жалоба на о. Досифея от киевлянина Савича. Савич писал, что его жена, посетив о. Досифея, услышала от инока пророчество о принятии ею, мужем и детьми монашества в будущем, после чего отказалась от супружества, ушла в Киево-Флоровский монастырь и подала прошение о разводе. Жалобщик заявлял, что не согласен отпускать жену, и требовал «с оным монахом Досифеем поступить по законам».

При разбирательстве на вопросы священноначалия о. Досифей отвечал, что «ни ей и никому другому» никогда не говорил об уходе от мужа. Показания инока заверены подписью: «Монах Досифей, а вместо него, не умеющего писать, по его прошению канцелярист лаврский Григорий Забузский подписался» [1, 2]. Можно предположить, что подвижник имел в виду будущее обоюдное согласие супругов отпустить друг друга в монастырь, но был неверно понят (примеры неверного толкования пастырских наставлений встречаются и поныне) [1].

Не имея возможности провести очную ставку, «яко он, Савич, ныне в доме возымел отлучку», но желая оградить Лавру от недоразумений, священноначалие перевело о. Досифея в Китаево, «с тем, чтоб он тамо жил не затворническо, но в келии, как и другая братия, и в церковь Божию на всякое церковное пение вместе с прочею братиею неизменно всегда ходил». При этом с инока взяли подписку, что он «ни с кем разговоров никаких уединенно, без присутствия другого брата не имеет иметь. И пророчеств или предсказаний ни о чем… сказывать никому ж вовсе не будет, но… о своем и ближнего спасении молиться» [1, 2].

Сохранилось и архивное дело о кончине о. Досифея. 26 сентября 1777 г. датировано письмо настоятеля Лавры в Китаево: «Чрез послушника… докладываете Вы нам словесно, что монах Досифей скончался: в резолюции предлагается вам его, монаха Досифея, тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной церкви». В деле имеется также рапорт из пустыни о том, что погребение «по левой стороне каменной церкви» совершено [1, 2].

К концу XVIII в. относится изданная в журнале «Киевская старина» (1884) рукопись из фамильного архива Лашкевичей, которая, судя по слогу, представляла собой краткое «Житие» подвижника

Здесь сказано, что о. Досифей был родом из российских крестьян; желая стать монахом, но не имея отпускной грамоты от хозяина, он не смог принять пострига ни в России, ни в Киеве, и выкопал себе пещеру в горе при Китаевской пустыни; в 1744 г. подвижника посетила императрица Елизавета, которая велела постричь о. Досифея в рясофор; долго прожив после этого в пещере, о. Досифей, в связи с указом о запрете отшельничества, был переведен священноначалием в Лавру, где поселился на Дальних пещерах, а в 1774 г. – возвращен в Китаево, где жил в уединенной келье у пруда и почил в 1775 г. в возрасте около 100 лет [1, 4].

1845 г. датирована рукописная «Повесть о пустынножителе Феофане», составленная последователями прп. Паисия Величковского (†1794) и хранившаяся в московском Симоновом монастыре. Ее содержание известно из краткого пересказа Н. Попова (1910). «Повесть» гласит, что в Лавре о. Досифею служил послушник Феофан, родом из украинских крестьян; когда Феофан захотел побывать в Палестине, о. Досифей послал его на Киевский Подол, велев отыскать там учеников прп. Паисия, пришедших из Молдавии для покупки книг; встретив молдавских иноков, Феофан отправился с ними в руководимые прп. Паисием монастыри; видя высокую духовную жизнь этих обителей, Феофан пожелал остаться в Молдавии, но прп. Паисий благословил послушника вернуться к о. Досифею, который почил в 1778 г.; после кончины о. Досифея Феофан удалился на Соловецкие острова и стал пустынником [1, 5].

В печатном «Соловецком Патерике» (1873) помещено житие о. Феофана, из которого известны подробности общения подвижника с прп. Досифеем. Здесь говорится, что к моменту поступления Феофана в услужение о. Досифею, тот уже более 20-ти лет пребывал в затворе, беседовал с посетителями лишь через окно кельи, прозорливо обличал тайные прегрешения, предостерегал от грядущих бед и искушений, в предвещение исцелений и благоденствия дарил гостю просфору или жезл, а в предвещение кончины – ладан.

Отпуская Феофана в Киев, прп. Паисий молвил: «Еще немного послужи старцу, имеющему скоро скончаться, и, по благословению его, иди спасаться, куда он тебе укажет». Благословив Феофану идти на Соловки, о. Досифей почил на 53-м году жизни.

Могила прп.Досифея в Китаево

Позже выяснилось, что о. Досифей был девицей Дарией Тяпкиной, дочерью рязанских дворян, воспитывавшейся с 2 до 9 лет у родной бабушки – монахини Порфирии – в Московском Вознесенском монастыре

С принятием Порфирией схимы Дария была возвращена домой, где строго постилась и избегала развлечений, а в 15 лет тайно исчезла. Через 3 года родные узнали Дарию в одежде послушника в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, а Дария, увидев их, ушла в Киев. Еще 20 лет спустя одна из сестер Дарии беседовала с о. Досифеем через окно затвора, не ведая, с кем говорит, а подвижник советовал не искать ушедшую ради Господа родственницу. Вторично сестра о. Досифея побывала в Киеве уже после кончины подвижника [1, 6].

Версия об о. Досифее, как о девице, упоминалась и на обороте надгробного портрета, написанного Еленой Бердяевой (†1880) – духовной дочерью прп. Парфения Киевского: «Великий старец Досифей (девица) затворник. Скончался в 1776 г. в Китаевской пустыни, стоящий на коленях и в руке держащий хартию, на которой написаны были сии слова: «Тело мое приготовлено к напутствованию к вечной жизни, молю вас, братия, не касаясь, предать обычному погребению». Портрет изображает лик старца в монашеском кукуле, с морщинами на лице, но без бороды [7].

«Житие» прп. Серафима Саровского (†1833), составленное иеромонахом Иоасафом (1849), утверждает, что в юности о. Серафим – тогда курский юноша Прохор Мошнин – встречался с прп. Досифеем во время паломничества в Киев и получил от старца пророческое указание идти на монашеский подвиг в Саровскую пустынь [1, 8]. После канонизации прп. Серафима 1903 г. встреча двух подвижников была запечатлена на клейме одной из икон «Прп. Серафим Саровский с житием» (1904). Прп. Досифей изображен здесь седым старцем с длинной бородой [1].

В 1906 г. лаврский послушник Владимир Зноско издал брошюру «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской Лавры и первый руководитель-наставник пр. Серафима Саровского». Автор расширил версию жизни о. Досифея из «Соловецкого Патерика», добавив некоторые данные из рукописи архива Лашкевичей и рассказ о золоте императрицы [1, 9], а также надгробный портрет с текстом предсмертной записки [7, 9]. Причиной обитания Дарии Тяпкиной в московском монастыре В. Зноско называет просьбу монахини Порфирии, высказанную родным, когда они, по пути на богомолье в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, показали бабушке внучку. Уход Дарии в мужской монастырь обусловлен, как намекает В. Зноско, введенными в России в начале XVIII в. гражданской властью ограничениями на постриги в монашество.

Автор отмечает, что, выдавая себя за юношу, Дария повторила путь нескольких чтимых Церковью древних подвижниц, которые, в силу разных обстоятельств, монашествовали под чужими именами в мужских монастырях. Невозможность пострига Дарии до встречи с императрицей Елизаветой в Китаево в 1744 г. В. Зноско объясняет тем, что девушка выдавала себя за беглого крестьянина. Возвращение о. Досифея из Лавры в Китаево автор связывает с желанием старца уединиться от посетителей. По словам В. Зноско, найденный в своей келье почившим о. Досифей был погребен без переоблачения, как и просил в предсмертной записке; и лишь новый визит в Киев сестры о. Досифея открыл настоящее имя подвижника [1, 9]. Кончину о. Досифея В. Зноско датировал 25 сентября 1776 г. [1, 9] – по надписи на надгробии, приведенной в «Описании» Лавры митрополита Евгения (Болховитинова, †1837) [1, 9, 10, 11].

***

В литературе XIX – начала ХХ вв. отмечается почитание могилы прп. Досифея киевлянами и паломниками [1, 10, 12, 13]. Брошюра В. Зноско о прп. Досифее обрела популярность и не раз переиздавалась [1]. Однако сам автор в письме к священноначалию Лавры отмечал, что предпринял попытку «собирания изустных преданий». В этом и заключается причина расхождений брошюры с архивными известиями [1, 14]. В начале 1990-х гг. на разоренном кладбище Китаевской пустыни, возрождаемой после закрытия в советскую эпоху, по уцелевшим преданиям было определено приблизительное место уничтоженного надгробия прп. Досифея и воздвигнуто новое [1].

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. [Дятлов В.] Преподобный Досифей Киевский // Патерик Киево-Печерский, т. 2.:

Святые Киево-Печерской Лавры XVII-XX вв. Под ред. Дятлова В. Киев, 2009, с. 164-186.

2. Крайняя О.А. К биографии преподобного Досифея Китаевского (Киевского)

// Вестник церковной истории, № 2 (6). Москва, 2007, с. 235-250.

3. Аскоченский В. Киев с его древнейшим училищем Академиею.

Киев, 1856, т. 2, с. 95-96, 511.

4. Лашкевич А. Киевский пещерник XVIII ст.

// Киевская старина, 1884, № 7, с. 541-543.

5. Попов Н. Собрание рукописей Московского Симонова монастыря

// Чтения в Императорском Обществе Истории и древностей Российских

при Московском Университете. Москва, 1910, кн. 2.

6. Соловецкий Патерик. Москва, 1991.

7. Пархоменко Н. Віднайдено портрет преподобної Досифеї

// Церковна православна газета, № 10 (260), травень 2010, с. 12.

8. Иоасаф, иеромонах. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима,

иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни. Санкт-Петербург, 1849.

9. Зноско В. Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской Лавры

и первый руководитель-наставник пр. Серафима Саровского. Киев, 1906.

10. Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Печерской Лавры. Киев, 1831.

11. Крайняя О.А. Досифей Китаевский (Киевский) // Православная Энциклопедия, т. 16. Москва, 2007, с. 79-81.

12. Указатель святыни и священных достопамятностей Киева. Изд. 2-е, Киев, 1853.

13. Путеводитель по святым местам Киево-печерской Лавры. Изд. 9-е, Киев, 1898.

14. Крайня О. О. Джерела до біографії і творчості В.І.Зноска

// Лаврський альманах, вип. 20. Київ, 2008, с. 167-197.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Преподобный Досифей Киевский – «он» или «она»?

Одни факты говорят о том, что прп. Досифей был монахом Китаевской пустыни, а другие, что он был девицей Дарьей. Однако это не важно – важно то, что он был, и к нему за помощью шли верующие, а это главное обоснование для его канонизации.



Рубрики: Публікації | Святі та подвижники благочестя |

5407 переглядів / Коментарів: 0

Теги: вшанування святих |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru