Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Святі та подвижники благочестя
Преподобная Елена Флоровская: зачем она полвека «за спиной» носила… гроб?
06 October 2012 13:07

6 октября, три года назад, к лику местночтимых святых Киевской епархии была причислена подвижница Флоровского монастыря – инокиня Елена (в миру Екатерина Бехтеева).

***

Сегодня трудно понять, зачем на протяжении полувека, скитаясь, претерпевая различные невзгоды, инокиня Елена из знатного и богатого рода Бехтеевых, чей дядя был приближен к царской семье, а отец был генерал-майором, как драгоценный клад хранила старый гроб. Не деньги, не золото и даже не драгоценную икону, а простой, из досок сколоченный гроб святителя Тихона Задонского. Такое бы современники назвали не иначе, как странностью.

И еще сложнее сегодня осознать, что пострига нужно ждать, «добиваться» годами, да что там годами – десятилетиями. Ведь, еще в юности Екатерина Бехтеева хотела уйти в монастырь, и лишь в… 66 лет она была удостоена того, чтобы стать монахиней Флоровского монастыря на Подоле.

Об этих и других необычных подробностях из жизни преподобной Елены Флоровской рассказала зав. сектором истории Киево-Печерской Лавры, лаврских пещер и некрополя Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Ольга КРАЙНЯЯ, которая уже 10 лет исследует историю Флоровского и Вознесенского женских монастырей.

Почему Екатерина из знатного рода Бехтеевых стремилась попасть во Флоровскую обитель?

После 1808 г. Флоровский монастырь вплоть до конца XIX века был единственным женским монастырем в Киеве.

На это не обращалось внимания, но ведь факт остается фактом: в то время все, кто хотел постричься в монахини в Киеве, могли постригаться только во Флоровской обители. А в Киев – колыбель древнерусского иночества – тогда стремились со всей Российской империи, поэтому, естественно, сподобиться стать монахиней Флоровского монастыря было огромным чудом.

Наиболее известны имена представительниц привилегированных слоев общества, подвизавшихся во Флоровском монастыре, – с XVIII в. Во-первых, в архивах сохранилось больше документов начиная с этого времени, во-вторых, повышению статуса монастыря способствовали объективные причины. Как одну из наиболее важных причин следует назвать непосредственное подчинение Флоровской обители Печерскому архимандриту.

Душевный склад, воспитание многих женщин высшего сословия делало для них монашество желанным выбором жизненного пути – трудится во славу Божью, тем более что за монастырской оградой они могли реализовать свои способности, даже склонность к литературному творчеству, как это сделали схимонахиня Нектария (Долгорукова) и игуменья Парфения (Адабаш).

Однако на сегодня из монахинь и инокинь Флоровской женской обители, несмотря на  удивительную историю и такой богатый опыт, только одна прославлена в лике святых – преподобная Елена Флоровская, чью память мы ныне совершаем.

За что прославили инокиню Елену, которая и была-то флоровской монахиней всего 12 лет?

Жизненный путь святой Елены Флоровской с юных лет был нацелен на монашеское служение. Она родилась в 1856 г. в Задонске Воронежской губернии. Отец – генерал-майор губернии Алексей Дмитриевич Бехтеев. Родной дядя был близок к царской семье – он был первым учителем цесаревича Павла Петровича.

А еще – семья Бехтеевых была близко знакома со святителем Тихоном Задонским. Поэтому очевидных препятствий уходу в монастырь Екатерины Бехтеевой не было, тем не менее, ей пришлось проявить небывалую твердость и терпение, чтобы на склоне лет удостоиться монашеского пострига.

Во Флоровском монастыре она поселилась после смерти отца, в 1806 г. После страшного пожара на Подоле в 1811 г., когда погибло более 20-ти насельниц монастыря, обитель почти полностью выгорела, а штатных монахинь поселили в Пустынно-Николаевском монастыре, Екатерине Бехтеевой пришлось уехать из Киева, так как она не была зачислена в штат.

И только в 1812 г. неожиданно Александр I дал распоряжение быстро построить деревянные кельи, переселить флоровских монахинь обратно на Подол. К сожалению, мотивы этого поступка были не на столько, как нам приятно представлять, благородны по отношению к Флоровскому монастырю. Поскольку уже шла война с французами, и Александр I получал от своих советников известия, что необходимо вновь укреплять Печерскую крепость, то для ее расширения было принято тайное решение о разрушении Пустынно-Николаевского монастыря.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «7 фактов-разгадок тайн Флоровского монастыря на Подоле»

Именно с этим было связано такое спешное возвращение монахинь на Подол. До пожара 1811 г. встречаются документы, по которым разбирался вопрос о возможности выделения Флоровскому монастырю участка в другом месте, более приемлемом для жизни, в частности, рассматривался вариант обмена местами флоровских и пустынно-николаевских черноризцев. Участок под Замковой горой признавался сложным и для строительства, и для жизни. Поэтому, конечно, монахини мечтали перебраться поближе к Лавре, обосноваться в районе нынешней площади Славы. Но вмешались пожар, война 1812 года, и флоровские монахини снова оказались в своей обители. Видимо, так было предопределено. В то же время, после пожара реализовываются планы каменного строительства во Флоровском монастыре, возникшие еще до трагедии.

Так, в 1812 г. сестры вернулись на Подол, и в 1817 г. Екатерина Бехтеева была вновь принята на послушание во Флоровский монастырь. После того, как построенная ее стараниями келья в 1821 г. сгорела, она вместе со своей спутницей, Елизаветой Придорогиной, была вынуждена снимать жилье за городом. И лишь по настойчивому требованию митрополита Евгения (Болховитинова) (после 1822 г.) обе скиталицы были пострижены в монашество. Таким образом, святая Елена приняла постриг уже на склоне лет.

Умерла инокиня Елена 23 марта 1834 г. на 78-м году жизни. Согласно завещанию, ее похоронили в гробе святителя Тихона Задонского, который она возила с собою с 1783 г.

«Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе Тихона Задонского в Киево-Флоровском женском монастыре», где достаточно подробно описаны обстоятельства ее удивительной жизни, появились в конце ХIX в. На их основе составлено житие Святой Елены Флоровской. Могила инокини Елены находилась возле Воскресенской церкви. После обретения и прославления мощи святой были помещены в Вознесенском храме Флоровского монастыря.

***

Подвиг святой Елены – в терпимости и смирении, в таком непреодолимом никакими житейскими трудностями стремлении к монашеству. Может возникнуть мысль, что только в то время были такие подвижники, которые безропотно добивались не житейского благополучия, а… пострига. Однако, любое время дает подвижников, и что самое удивительное – даже в миру люди иногда проявляют чудеса подвижничества, постничества. Мне приходилось это видеть.

На самом деле, нет времени, более благоприятного или менее благоприятного, для духовного подвига. Подвигу есть место в любое время. Когда изучаешь историю, то видишь, что мало что изменяется в душах людей, организации нашего общества, поэтому мы сталкиваемся с теми же испытаниями, с которыми сталкивались люди и во времена святой Елены (Бехтеевой), и во времена Нектарии (Долгоруковой). К примеру, когда читаешь поучения прп. Ефрема (Сирина), составленные в IV веке, то понимаешь, что они актуальны и сегодня для человека, идущего по пути к Богу (кстати, в Институте рукописи хранится одна из рукописных книг преподобного (список ХVII в.) из библиотеки Флоровского монастыря с подписью флоровских монахинь).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «"Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь" – о блаженной подвижнице монастыря во имя Флора и Лавра»

 Подготовила Ольга Мамона


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Преподобная Елена Флоровская: зачем она полвека «за спиной» носила… гроб?

6 октября – день памяти преподобной Елены (Бехтеевой).

Сегодня трудно понять, зачем знатная дама, как драгоценный клад хранила не золото, а старый гроб. И еще сложнее осознать, что пострига она добивалась всю жизнь – и лишь к 66 годам удостоилась стать монахиней Флоровского обители. Об удивительных подробностях из жизни преподобной – историк Ольга Крайняя.



Рубрики: Публікації | Святі та подвижники благочестя |

6951 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru