Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Літературна сторінка
Православный Дед Мороз
22 January 2013 14:19
Протоиерей Александр Авдюгин

Расстроенным возвращался на приход отец Стефан. Да и как не расстроиться, если на последнем священническом собрании потребовали запретить Деда Мороза как такового? Не православный, видишь ли, персонаж. Языческий и нам ненужный. Именно такими определениями наградил Деда отец-благочинный, испытывавший к любым светским праздникам полное неприятие и отвержение.

Благочинный вообще-то толковый священник, в делах церковных постоянно прибывающий и все время что-нибудь строящий, но к любым нововведениям, отличными от тех, о которых в семинариях в советские годы обучали, испытывал батюшка крайнее неприятие. В первые годы, как «Бога разрешили», в храмах все больше бабушкины светлые платочки преобладали, и им такая принципиальность даже нравилась. Да и не приучены они были возражать, по причине того, что для них священник – тоже начальник. Сказано «не положено», значит – нельзя.

***

Годы шли, старушки, веру сохранившие и Бога чтившие, ушли к Тому, в Кого верили, а храмы заполнили иные прихожане, кто войны не знал, в советское время воспитан был, утренники, субботники посещал и к праздникам прошлых времен привык. Новый Год для них всегда с конфетами, мандаринами, конфетти и подарками от Деда Мороза сочетался. Отказаться от обильного новогоднего стола по причине поста Рождественского они могли, но вот вычеркнуть из своей памяти радостное «Это дети – Дед Мороз, он подарки нам принес» – никак не получалось.

Пытался отец Стефан объяснить, что запрет запрету рознь, что можно Деда Мороза вкупе со Снегурочкой вполне православными сделать, и на Рождество их пригласить, но в ответ услышал, что он «интерната насмотрелся» (так отец-благочинный интернет называл) и язычеством заразился. В завершении столь глубокого богословского спора отцу Стефану было сказано:
— Деда Мороза, вместе с девкой его Снегуркой, из сценария Рождественского утренника изъять и обновленчеством не заниматься.
Спорить смысла не было, оставалось лишь подчиниться да придумать, как Николаю Степановичу данное благословение объяснить.

Николай Степанович на приходе у отца Стефана был незаменимый человек. Все праздничные мероприятия, будь то на Пасху, Рождество или на день рождения кого-то из прихожан, он всегда по-особому украшал. То стих сочинит, то с детишками здравицу особенную споет, то сценку придумает добрую и веселую. Да что там говорить, детвора от семи до пятнадцати без Степановича свою воскресную школу и не представляла.
Когда-то Николай Степанович клубом заведовал, самодеятельностью колхозной руководил, вместе со своими артистами призы и грамоты на разнообразных конкурсах завоевывал.

Колхоз приказал долго жить, власть пришла прагматичная, к талантам сельским безразличная, а клуб с забитыми окнами и огромным амбарным замком на двери постепенно разрушался. Здание вообще бы по кирпичику растащили, как бы не отец Стефан, уговоривший районную власть под церковь его отдать. Власть немного поартачилась, посомневалась, но поняв, что денег все едино никто на бывший очаг культуры не выделит, отдала здание, радуясь, что от упреков избавилась, но тайно надеясь когда-нибудь его вернуть.
Зря надеялась. За год настоятель купол с крестом на крыше водрузил, крыльцо под колокольню преобразовал, на месте сцены алтарь соорудил, а в подсобных помещениях трапезная появилась и воскресная школа открылась.

Николай Степанович к месту своей бывшей работы часто приходил. На скамеечку под ивой садился и наблюдал за изменениями происходящими. Сначала с горькой усмешкой, затем с иронией, но скоро ирония перешла в неподдельное удивление. Начал уже сам подумывать, что надо бы в церковь сходить, да все неловко как-то было, и боялся, что внутри воспоминания нахлынут, расстроится. Сколько бы еще на скамеечке пребывал Степанович, неизвестно, но подсел к нему как-то отец Стефан и совета попросил.

Уж и не помнит он сегодня, о чем речь была, и что священника интересовало, но пошел он с ним вдвоем в здание клуба, которое через некоторое время стало и для него церковью.
Отец Стефан не находил слов, как объяснить Степанычу, что из сценария надобно убрать не только Деда Мороза и Снегурочку, но и все с ними связанное. Да ладно Николаю Степановичу! Как детям сказать? Настеньке, которая назубок роль Снегурки выучила и вместе с матерью так долго костюм готовила, или Димке, переделавшего старое пальто отца в красную шубу Деда Мороза, соорудившего посох и целыми днями тренировавшегося говорить громогласно.
Оставалось только вздыхать да как-то оправдываться.

* * *

Рождественские дни быстротечны. Службы, поздравления и всепокрывающая радость о Младенце Христе. На службе многолюдно, а на концерт Рождественский практически все село пришло. Да и как не прийти, если тут дети и внуки сельчан Христа славят, песни поют и даже спектакль разыгрывают.
Поздравил отец Стефан сельчан с праздником, подарки раздал и объявил, что поедет их воскресная школа на Рождественские встречи в областной центр, где в театре лучшие коллективы со всей епархии собираются и будут они перед самим владыкой-митрополитом и областным начальством свое искусство показывать.

Большой город, импозантное здание театра, сцена, смотрящая в огромный зал, украшенный рождественскими снежинками, серпантином и разноцветными шарами – ребят поразили, но, к удивлению отца Стефана и Николая Степановича не испугали. Их небольшой спектакль с колядками и рассказом, как маленький Христос освободил всех ребят от чар и холода ледяной Снежной Королевы всем понравился. Даже «Браво!» кричали и долго-долго детишек не отпускали.

На сцену, чтобы поблагодарить молодых артистов и вручить им подарки, поднялся сам митрополит.

Надобно заметить, что митрополит отца Стефана имеет стать богатырскую, плечи, как у Ильи Муромца, а бороду – самому дядьке Черномору на зависть. Причем, борода у митрополита белая, а ряса на нем, как и оточенная мехом скуфья – темно-бордовые, праздничные. Завершает образ тяжелый, блестящий золотым цветом внушительный посох, который гулко стучал по деревянным ступеням и сцене.

Звонкий голос маленького Вани, исполнявшего роль маленького ангела и одетого в блестящий белый костюм с крыльями, буквально пронзил весь зал:
— Дед Мороз!
— Дед Мороз! – подхватили дети и бросились к владыке.
Девочка в костюме снежинки обхватила ноги митрополита и, заглядывая снизу в глаза архиерея, тараторила:
— Дедушка Мороз, а ты своими ножками пришел?
Да и как не спросишь, если ноги митрополита не видны?

Суетится отец Стефан, пытается порядок навести, смотрит на владыку извинительно, а митрополит улыбается.
Лишь Николай Степанович не растерялся, старшим участникам представления Рождественского что-то сказал, а те хором и запели:
— Наш Владыка – Дед Мороз,
Он подарки нам привез…
Заполненный зал улыбался и аплодировал.
Прослезившийся владыка раздавал подарки, целовал детишек, гладил их по головкам и приговаривал:
— Вот и слава Богу, до Деда Мороза дожил.

* * *

Во втором ряду сидел благочинный отца Стефана и тоже аплодировал. Для него в этот день Дед Мороз каноническим стал…

Журнал «Фома в Украине»


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Православный Дед Мороз

Расстроенным возвращался на приход отец Стефан. Да и как не расстроиться, если на священническом собрании потребовали запретить Деда Мороза как такового...



Рубрики: Публікації | Літературна сторінка |

2114 переглядів / Коментарів: 1

Теги: Різдво Христове |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Останнім часом серед

Останнім часом серед віруючих, вміючих думати, з'явився термін, яким можна охарактеризувати цього благочинного - "правослаВНУТИЙ" батюшка.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru