Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна »
«Портмоне» (Запорожье): Спектакль вне времени
24 January 2011 19:16

«Портмоне» (Запорожье), Анна Нестеренко, 30.11.10

Этой осенью Запорожский музыкально-драматический театр им. Магара открыл свой 82-й театральный сезон спектаклем «Апостол Андрей». Андрей — первый апостол Иисуса, именно он принес христианство на наши земли. Согласно летописям, Андрей около 30 лет проповедовал постулаты истины на земле и был распят, когда ему исполнилось 70 лет.

 

Удивительное в театре

На сцене переплетаются несколько эпох: современность и начало 1-го тысячелетия нашей эры, жизнь разных народов — Римской Империи, Скифии, язычников с берегов Днепра.

В спектакле задействовано около 50 человек актерского состава. Зрителя не оставили равнодушным весьма удачный подбор музыкального оформления, декораций, световых эффектов. Однако главным достоянием спектакля стал огромный экран, на котором транслировался видеоряд с произведениями всемирно известных художников. На сцене было все настолько красочно и насыщенно, что порой даже главный герой становился незаметным на фоне происходящего.

Путь создания

«Вопрос о создании спектакля поднимался еще пять лет назад в разговоре с режиссером-постановщиком Игорем Борисом, — рассказывает директор Запорожского академического музыкально-драматического театра им. Магара, заслуженный деятель искусств Украины Валентин Слонов. — Изначально «Апостола Андрея» планировали поставить под открытым небом на острове Хортица. Это ведь не коммерческий развлекательный продукт. Это произведение, повышающее нравственность и духовность. Запорожские зрители должны были увидеть его третьим после аналогичных серьезных произведений «Тарас Бульба» и «Мамай».

Однако экономический кризис заставил отложить смелые планы. В результате автор идеи (по совместительству — художник-постановщик) Валентин Слонов и харьковский режиссер, заслуженный деятель искусств Украины Игорь Борис решили ставить спектакль на сцене... но уже с иными подходами.

Здесь применялись и композиции из больших крестов, и огромный экран, и создание иллюзии космоса, Вселенной. Таким образом, возникла композиция «вне времени», чтобы зритель мог путешествовать сквозь века и эпохи.

Церковный взгляд

В постановке, посредством символов, звуков и видеоряда, поднимается вопрос о том, что такое вера, как ее воспринимают сегодня и тысячи лет назад.

Религия — очень деликатная тема. И церковь, понимая это, очень осторожно относится к подобным вещам: с одной стороны, не запрещает фильмы и постановки, но и не поощряет подобных задумок. Естественно, создатели спектакля переживали по поводу возможных неточностей, допущенных в материале. Однако мнение церкви оказалось достаточно объективным. Запорожские священнослужители, посмотрев премьеру «Апостола Андрея», отнеслись к ней благожелательно.

Что касается представителей запорожских язычников, то, как выяснилось, среди них мало кто видел спектакль. Жаль, поскольку в этом произведении язычники предстали перед зрителем в весьма выгодном свете. Это сделано специально, чтобы показать, как люди различных наций и верований могут прийти к пониманию.

О духовности

Разумеется, у каждого театра есть свое направление и стратегия. Учитывая финансовые сложности, театры нередко идут на то, чтобы поставить небольшие комические спектакли, задействовав лишь 10 актеров. Хороший драматургический материал считается большой редкостью, так как современные авторы пишут в основном на заказ. На спектаклях, подобных «Апостолу Андрею», никогда не бывает аншлагов, зато собираются истинные ценители искусства и понимающие люди.

«Истинная задача театра — нести высокие идеи. Театр сегодня — один из мощных островков духовности. Это не красивые слова, это то, чем он сегодня является», — гордо заявил директор Запорожского академического музыкально-драматического театра им. Магара.

 

«Я не достоин быть святым»

Главную роль в нашумевшем спектакле «Апостол Андрей» сыграл Евгений Козьмик. Этот весьма опытный и востребованный актер признался «Портмоне» в том, что роль святого осваивал с большим трудом.

— Евгений Ярославович, согласны ли вы с тем, что спектаклю «Апостол Андрей» остро не хватает сюжетной линии и целостности?

— Правда, должно быть какое-то противостояние. Однако сюжетной линии нет из-за отсутствия театральной качественной драматургии.

— Спектакль получился настолько ярким и насыщенным, что, казалось, главный герой постановки затерялся во всей этой мишуре...

— Так и есть. Во-первых, главный герой так и не смог полностью себя проявить из-за отсутствия сюжета. Во-вторых, по задумке режиссера, апостол и должен был пройти на фоне всех событий, проповедуя христианскую веру. Вот и получилось, что он словно затерялся на фоне различных обрядов и еще чего-то.

— Насколько вам близка библейская тема?

— Я родился на западной Украине, где народ очень чтит традиции и все церковные праздники. Хоть я ходил и хожу в церковь в основном по большим праздникам, зато в любой момент могу помолиться за здоровье своих близких. Что касается роли, то духовную роль я играл впервые... Пришлось ознакомиться с многочисленной литературой, перечитать Библию. Я не хотел играть святого и не пытался этого делать.

Сыграть святого нереально. В этом случае для актера главное — не навредить и показать все лучшее, что может быть в нем. В жизни бывает всякое, но каждый человек имеет в себе добрые и хорошие качества.

— Режиссер спектакля Игорь Борис охарактеризовал вас как неиспорченную личность.

— Ему, наверное, видней. Судить со стороны о себе, как о человеке или артисте, весьма сложно.

— Вы сами написали обращение к зрителям. Почему вы решили это сделать?

— Мне хотелось предупредить зрителя о том, что его никто не будет пытаться чему-то научить или заставить сделать какой-то выбор или вывод. Я обратился чисто по-человечески. И если хоть один зритель понял, что было сказано моим героем — это уже хорошо.

— Где вы репетируете свои роли?

— Я стараюсь разделять интересы семьи и работы. Могу ничего никому не говорить, а просто ночью проснуться и пройтись по тексту. Могу ехать в автобусе или идти пешком, проговаривая про себя слова. Вообще все свои роли нужно положить на подсознательный уровень. Когда, к примеру, текст находится уже в твоем подсознании, то тебе останется лишь добавить свои душу и голос.

— Что бы вы изменили в спектакле?

— Может быть, я вернулся бы в самое начало и ужесточил конфликт, чтобы люди поняли, чего стоило внести в этот мир учение Христа. Учение никогда не давалось легко. Многие не понимали проповедующих веру, забрасывали их камнями, распинали на крестах. Но мы не в силах прочувствовать то, какой ценой все это достигалось. Еще с первого акта я поставил бы акцент на первые познания истины, учения.

— Почему в спектакле так много внимания уделяется язычникам?

— На сегодняшний день мы понимаем, что есть язычество. В Запорожье на острове Хортица есть даже скульптуры их богов. В спектакле язычников представляют в очень выгодном свете, однако мне почему-то кажется, что они были жестокими.

К примеру, первый вариант спектакля (который планировалось поставить под открытым небом на острове Хортица) содержал совсем иной образ язычников. Там описывался обряд жертвоприношения вплоть до младенца. А апостол Андрей спас малыша. Таким образом, возникает противопоставление христианства язычеству. Ведь нельзя отнять чужую жизнь, которую дал Бог.

— Почему в постановке люди не крестятся?

— Мы поосторожничали. Практически убрали обращение «Иисус Христос», заменив словом «Учитель». Нет никакого поклонения, на сцене никто не крестится. И для меня самое главное говорить не от имени Бога, а к Богу.

— Но ведь есть фильмы, в которых актеры не боятся играть Иисуса Христа, Бога. Для вас эта тема закрыта?

— Не то чтобы закрыта. Но изначально, когда я начал читать материал, отметил для себя, что в спектакле нет распятий. Я не хотел бы становиться на этот крест, поскольку я этого не заслуживаю.

— Случалось ли на практике, что события в постановке, которая носит мистический характер, повторялись в жизни?

— Слава Богу, такого не случалось, и не хочется, чтобы было. У нас многие говорили по этому поводу, что, мол, нельзя такой спектакль ставить, как «Апостол Андрей». Но я однажды прочел на сайте священнослужителя, имеющего свой небольшой театр при монастыре, что если это на благо, то можно. После того я согласился играть роль апостола Андрея. Просто должна быть вера в то, что ты делаешь правильно.

— Что вы извлекли из этого спектакля и вашей роли?

— Для меня главное, чтобы зритель что-то вынес для себя. Я видел людей, которые после спектакля выходили молча и задумчиво. Если хотя бы два-три человека поняли, о чем шла речь в спектакле, — это уже хорошо. Мы же не можем воспитывать бригадным методом и поставить сразу всех на путь истинный. Люди сами должны ходить чаще в театр, делать свои выводы и учиться понимать порой сложные вещи.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Портмоне» (Запорожье): Спектакль вне времени


Рубрики: Моніторинг ЗМІ | Різне |

1253 переглядів / Коментарів: 0

Теги: кіно- і театральне мистецтво |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі

Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru