Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » У єпархіях » Київська
Почему мы не почитаем новомучеников, как Церковь относится к осуждению о.Димитрия Сидора и в каких случаях православные могут участвовать в политике — видеоблог ПвУ
27 March 2012 18:34

2012 год знаменателен сразу тремя годовщинами. Причем, даты эти далеко не радостные, и можно  с уверенностью сказать, что трагические. Более того, они непосредственно касаются многих из нас.

Так, спустя 1937 года, который сегодня воспринимается в нашем сознании, как основная веха репрессий против священнослужителей, прошло 75 лет; 20 лет, как установлена память почитания Собора новомучеников и исповедников ХХ столетия; и 20 лет, как прославлен в сонме киевских новомучеников и который является первым в этом трагическом списке — священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Итак, вот уже 20 лет, как Православная Церковь установила почитание новомучеников, однако это почитание, все-таки, не приобрело массового характера даже среди верующих. В чем же причины непочитания новомучеников и исповедников, и какие репрессии к ним применялись? С этим и следующими вопросами редакция «Православия в Украине» обратилась к пресс-секретарю Предстоятеля УПЦ протоиерею Георгию Коваленко.

Если бы снимали фильм о новомучениках, то в каком жанре?

Почему Великая Отечественная война принесла нам две победы, и что это за победы?

О вчерашних и сегодняшних «жертвах политического режима»: как к ним относится Церковь?

Почему Церковь должна быть вне политики и как она относится к протоиерею Димитрию Сидору, который находится под следствием за политические убеждения?

Должен ли православный человек быть аполитичным?

Об этом и многом другом смотрите в новом видеоблоге портала «Православия в Украине».

Текст беседы читайте ниже.

 

«Если сегодня снимать фильмы о мучениках, то это будут триллеры»

– Уже 20 лет, как у нас почитаются новомученики и исповедники ХХ века, но, все-таки, это почитание не приобрело массового характера среди верующих. Отче, как Вы думаете, почему?

– Я думаю, существует несколько причин: и причины объективные, и субъективные. Действительно, первым новомучеником и исповедником Русской Православной Церкви в ХХ столетии был священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Думаю, поэтому почитание новомучеников должно было бы особо развиваться в Киеве. Но у нас на сегодняшний день даже нет собора в честь новомучеников киевских. Хотя совсем недавно, например, вышла книга о священнике Анатолии Жураковском, который как раз был расстрелян в 1937 году и который в 1920-е годы образовал в Киеве молодежную православную общину, когда были гонения на Церковь.

С другой стороны, наверное, одной из основных причин, почему не принято массово почитать память новомучеников, нужно искать в особенностях современного общества. Мы живем в обществе потребления, и это общество потребления предполагает некое благостное настроение – отношение к жизни, в основе которого лежит поиск благополучия. И на сегодняшний день очень трудно призывать христианина к подвигу, показывая пример мученичества, когда все его желания сводятся к приобретению нового телефона, новой машины, новой квартиры. И мне кажется, очень важно сегодня говорить о новомучениках, изучать историю их жизни.

Потому что, с одной стороны, они очень близки нам по времени жизни и их судьбы очень схожи с судьбами многих наших современников. Но при этом они как раз являют пример отречения от земного в пользу Небесного, являют пример реального исповедания своей веры во Христа вплоть до смерти. Да и с точки зрения воспитательной для современного православного христианина почитание новомучеников очень важно. Несмотря на то, что практически каждый день в календаре – это память новомучеников, мы не видим каких-то пышных богослужений по этому поводу, не видим массовых крестных ходов, не видим достаточного количества книг, публикаций, исследований, не слышим об этой теме в обществе.

Хотя, мне кажется, что нашим СМИ, которые так любят конфликты, эта тема могла бы быть интересной. Более того, я всегда придерживался мнения, что если сегодня снимать фильмы о мучениках, то это будут триллеры.

«Великая Отечественная война принесла нам две победы: победу над фашизмом и победу над атеизмом»

– СМИ сейчас с особым интересом следят за судьбой современных политзаключенных и пострадавших от режима. Но наши мученики и исповедники — тоже пострадавшие от режима, только в те года. Как Вы думаете, можем ли мы оперировать в актуализации памяти священномучеников именно понятием «политические репрессии»?

– Мы все-таки считаем, что это были по отношению к верующим христианам не политические репрессии. И режим был не просто тоталитарным, а богоборческим и атеистическим. Но вспомним одно из интервью Блаженнейшего Митрополита Владимира, в котором он говорил, что Великая Отечественная война принесла нам две победы: победу над фашизмом и победу над атеизмом. Очень мало кто сейчас разделяет эти две победы, очень мало кто помнит, что в 1941 г. должна была закончиться безбожная атеистическая пятилетка, и в стране не должно было остаться ни одного храма, ни одного священнослужителя. Это ставилось на уровне государственной власти как задача.

Поэтому, все-таки, мне кажется, не стоит идеализировать советское прошлое, не стоит забывать его трагические страницы истории. Не стоит забывать, что политические репрессии действительно были, и очень много невинных людей пострадало. Более того, даже если они пострадали с точки зрения политики за свои антисоветские взгляды, то это не метод решения политических вопросов – концентрационные лагеря, расстрелы сотен тысяч людей, сознательное умерщвление голодом. Я думаю, такой режим должен быть осуждаем и с точки зрения политической, чтобы в будущем ничего подобного не повторялось.

С другой стороны, еще раз повторюсь: для нас советская власть – богоборческий, атеистический режим. И идеология советского государства – это атеистическая идеология. Об этом не должны забывать верующие, об этом мы должны помнить, но при этом относиться к политике по-христиански: Богу – Богово, кесарю – кесарево. Если же кесарь претендует на Божье, мы должны быть готовы ради Христа, если нужно, отказаться и от положения, и от работы, и даже от жизни.

«Церковь ждет, что отец Димитрий Сидор будет священником, к чему он призван Церковью, а не политическим лидером»

– Раз зашла речь о современных политических репрессиях, то позвольте у Вас спросить об отношении Церкви к протоиерею Димитрию Сидору. Батюшка получил за свои политические убеждения срок 3 года. Планирует ли Церковь стать на его защиту или как-то вступиться перед государством, чтобы отменить наказание?

– Во-первых, насколько я знаю, он не в заключении — на свободе, и тот приговор, который вынесен, еще подлежит обжалованию, так как судебное разбирательство продолжается. Еще несколько лет назад, когда задавали вопрос относительно отца Димитрия, Блаженнейший Митрополит Владимир сформулировал отношение к этой ситуации. Он говорил, что Церковь ждет, что в отце Димитрии пастырское победит над политическим, что он будет, прежде всего, священником, к чему он призван Церковью, а не политическим лидером или деятелем.

На сегодняшний день Церковь никак не оценивает взгляды отца Димитрия. Более того, Церковь не запрещает священнослужителям иметь политические взгляды или их как-то выражать.

Если же отец Димитрий нарушает государственные законы, то для этого действительно есть судебные инстанции, есть соответствующие государственные органы, которые должны давать оценку его высказываниям или действиям.

На сегодняшний день отец Димитрий является клириком нашей Церкви. И, повторюсь, Церковь ждет от него пастырского, а за политические взгляды свои он должен отвечать как гражданин, как политический деятель.

«Священнослужитель должен выражать свои политические взгляды в кабинке для голосования, остальное время он должен проповедовать Христа»

– Еще такой вопрос: не секрет, что многие граждане Украины имеют разное видение будущего нашей страны и связывают его или с западными странами, или с Россией. И они очень надеются, что Церковь поддержит их в этом стремлении. Т.е., либо поможет им бороться с НАТО, либо же поможет соединиться с Россией в каком-то государственном или экономическом союзе. Как Вы думаете, насколько Церковь может не втягиваться в эти процессы с учетом того, что люди действительно ждут освящения церковным авторитетом своих политических устремлений?

– История показывает, что если Церковь начинает включаться в политическую или экономическую борьбу, то очень часто теряет в пастырской, в миссионерской, в просветительской деятельности. И если священнослужитель увлекается политическим больше, чем духовным, то теряет много духовного. Поэтому, мне кажется, что Церковь должна заниматься своим делом – вести людей ко Христу. Мне кажется, Церковь должна объединять людей независимо от их политических взглядов, независимо от их экономического положения, независимо от цвета кожи…

Поэтому на сегодняшний день Украинская Православная Церковь является Церковью всего украинского народа. У Украинской Православной Церкви нет политической программы. Украинская Православная Церковь не поддерживает ту или иную политическую силу. При этом Украинская Православная Церковь может свидетельствовать о добрых делах людей, независимо от того, к каким партиям, движениям они принадлежат или в каких государствах они живут. В то же время священнослужителям не запрещается иметь собственные политические взгляды, не запрещается их публично высказывать.

Хотя Церковь, все-таки, призывает священнослужителей воздерживаться от высказывания своих политических взглядов с амвона церковного или в официальных заявлениях от имени Церкви. Потому что вольно или невольно, когда человек видит священнослужителя с крестом, то  предполагает, что это говорит не просто гражданин страны, а это говорит Церковь. И очень часто в такой ситуации путается личное политическое мнение с мнением Церкви.

Поэтому, это мое личное мнение, священнослужитель должен выражать свои политические взгляды во время голосования в кабинке для голосования, остальное время он должен проповедовать Христа. Потому что священнослужитель – это тот человек, который избрал путь служения Христу, а Христос отделял Богово от кесаревого. И Христос пришел не для того, чтобы устроить политическую структуру. Ведь одна из версий, почему Иуда предал Христа, заключается в том, что Иуда не увидел в Нем политического лидера. Он же хотел увидеть в Нем того человека, Который обеспечит политическое господство его народа, Который свергнет римское иго, Который возглавит движение сопротивления. Но Христос не для этого пришел в мир.

«Сегодня в политическую, государственную, общественную жизнь нужно вернуть важный принцип – принцип соблюдения 10 заповедей»

– Так можно ли сделать вывод, что православный человек должен быть аполитичным, а духовенство никогда не должен высказываться по любым политическим или злободневным вопросам?

– Каждый православный христианин, священнослужитель имеет право и на политическую позицию, и даже на ее высказывание. С другой стороны, есть запрет Священноначалия Русской Православной Церкви для священнослужителей участвовать в выборах в качестве кандидатов. Это опыт нашей Церкви, который мы приобрели, и те решения, которые были соборно обсуждены и приняты. При этом в этих заключениях есть оговорки, что могут быть исключительные случаи. Следовательно, это возможно, но лишь с благословения Церкви.

С другой стороны, православный христианин имеет право на участие в политической деятельности. Только он должен в политике быть православным христианином. И очень важно определиться, что такое политика с точки зрения Церкви.

Если рассматривать политику как борьбу за власть, а власть рассматривать как цель, думаю, в такой политике не стоит даже участвовать. Если речь идет о власти как о средстве достижения благих целей, то, возможно, стоит и участвовать в политической деятельности и православным христианам.

Сегодня никто не обращает внимания, что в Евангелии есть политический посыл. Если православный христианин хочет заниматься политикой, то он должен вспомнить слова Христа из Нагорной проповеди, где он говорит: «Блаженны миротворцы». Вот православная политическая позиция – миротворчество.

Если говорить об отношениях Украины-России, то мы давно сформулировали с одним моим питерским хорошим знакомым принцип, что должна быть украинофилия без русофобии и русофилия без украинофобии. Это, можно сказать, политическая позиция.

С другой стороны, не верится, что сегодня за какой-то христианской партией могут пойти  миллионы людей. Мне кажется, сегодня в политическую, государственную, общественную жизнь нужно вернуть важный принцип – принцип соблюдения 10 заповедей. Бог дал 10 заповедей, в которые вмещается и общественная, и государственная, и религиозная, и семейная жизнь человека. Если каждый из нас будет жить в соответствии с заповедями, будет меняться и общество, будет меняться и политикум, будет меняться и наше государство. И если это понимать как политическую деятельность, то, наверное, тогда она возможно для православного христианина.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Почему мы не почитаем новомучеников, как Церковь относится к осуждению о.Димитрия Сидора и в каких случаях православные могут участвовать в политике — видеоблог ПвУ

Смотрите новый выпуск - на русском языке.



Рубрики: Актуальний коментар | Київська | Церква і суспільство | Актуальний коментар |

3730 переглядів / Коментарів: 2

Теги: Репрессии против священнослужителей |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Поскольку у о. Георгия

Поскольку у о. Георгия Коваленко день рождения решил заглянуть в его последние размышления - и сразу же две нашел ошибки: 1. В Киеве нет собора в честь новомучеников: не совсем верно, поскольку есть храм. 2. Совсем недавно вышла книга о выдающемся священнике из числа новомучеников о. Анатолии Жураковском: совсем неверно, потому что вышла книга о. Анатолия, а вот книги о нем никто не написал. Никто даже и не подумал, что нужно такую книгу создать. Дальше читать не стал – все это грустно, потому что сами не пишут, умеющих писать не озадачивают – ну и путаница явно не вдохновляет. Ну а так вообще симпатичненько все порассуждали: наследие киевских новомучеников не издано и не изучено, книги о них издают в Москве, но «все хорошо, скоро снимем триллер», но пока мы новомучеников не почитаем. Спасибо за честность. Грусть и тоска

Спаси Господи! Полезное

Спаси Господи! Полезное интервью для всех, думающих и переживающих за судьбу Отечества, граждан.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Rss-стрічка з сайту єпархії
Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru