Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Святі та подвижники благочестя

4 фото

1

2

3

4


Епископ Иона — о неделе 5-й Великого поста. Почему наш народ любит Марию Египетскую и за что мы чтим преподобных Зверинецких?
30 March 2012 21:14

Продвигаясь дорогой Великого поста к Светлому Воскресению Христовому, мы осмысливаем все воскресенья Святой Четыредесятницы, поскольку каждое  посвящено определенным святым, которые дают нам правильное духовное настроение на великопостный подвиг. И вот мы входим во временное пространство пятого воскресенья Великого поста, посвященного памяти преподобной Марии Египетской, а также – памяти преподобных отцов Зверинецких.

Чем святая Мария Египетская снискала особую любовь у нас, православных, почему жизнь в пещерах издревле считается подвижничеством и какие уроки нужно взять из житий преподобных отцов Зверинецких? Об этом и другом «Православию в Украине» рассказал Глава Синодального отдела по вопросам молодежи УПЦ, наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.


— Владыка, известно, что преподобная Мария Египетская – одна из самых любимых православным народом святых. В чем, по Вашему мнению, кроется секрет такой длительной в историческом контексте любви?

– Человеку, которому хочется достичь каких-либо высот, свойственно взирать на вершины, на самые яркие примеры того, чего он хочет достичь. Молодой хирург ориентируется на Пирогова, на святителя Луку (Войно-Ясенецкого), на Амосова и на других. Физик ориентируется на Нильса Бора, Игоря Курчатова и других светил этой науки. И православному человеку свойственно ориентироваться на тех людей, которые сумели максимально полно воплотить в себе евангельские идеалы.

Мы знаем слова Христа, обращенные к жене-грешнице: «Иди и больше не греши». Мы знаем призывы Христа оставить все и следовать за ним. Среди нашего Боголюбивого народа, действительно, преподобная Мария Египетская пользовалась и пользуется особым почитанием, наверное, потому что она взошла практически на недосягаемую для нас высоту исполнения заповедей Христа. Ведь мы все грешим, так или иначе отступаем от Бога. Но нам, по слову преподобного Серафима Саровского, не достает решимости для того, чтобы исправить свою жизнь, чтобы начать жить, как положено христианину. Мы все равно мечемся, совершаем одни и те же глупости, наступаем на одни и те же грабли.

Поэтому для нас очень полезно и утешительно взирать на примеры тех людей, которые смогли переступить через грех, смогли жить по-христиански

Насколько глубоко было падение святой Марии Египетской, настолько же высоко было ее восстание, и «высока» была ее последующая жизнь.

Мы знаем, что преподобная была практически с юного возраста блудницей. Причем, блудницей не из корыстных соображений, а была буквально одержима этой страстью и грешила для собственного удовольствия. Мы знаем, что в Иерусалим она отправилась не для поклонения святыням, а для того, чтобы весело провести время в компании мужчин. Собственно, это время она так и провела.

Действительно, как-то удивительно слушать ее житие, ведь она пристала к группе паломников, то есть тех людей, которые направлялись на поклонение святыням Иерусалима. И эти паломники с радостью приняли блудницу, которая пообещала расплатиться своим телом за ее перевозку к этому месту. Действительно, это очень странно слышать тем людям, которые сейчас совершают паломничество в Иерусалим с совершенно другими мыслями и желаниями. Но, видно, таковы были нравы того времени, и не нам осуждать этих людей.

Прибыв в Иерусалим, Мария вместе с толпой паломников стремилась в храм, но вдруг она была остановлена невидимой силой. Она не смогла войти в храм, оставшись при вратах. И тут Господь озарил ее своей благодатью – Он посеял в ее сердце зерно покаяния, и она поняла, почему Господь не пускает ее к святыне. Она взмолилась ко Пресвятой Богородице с просьбой о помиловании, о прощении, потому что ко Господу она даже не дерзала обращаться в молитвах. И просьба была услышана: невидимая сила, которая не пускала ее в храм Гроба Господня, отступила, и она смогла войти в храм, поклониться святыням, очевидно, поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Таково было ее стремление к изменению жизни, стремление к покаянию. Ведь мы знаем, что покаяние по-гречески дословно значит «изменение ума», «изменение образа жизни». Более того, Мария мгновенно изменила образ своей жизни, совершенно не заботясь ни о припасах, ни о снаряжении, ни о каких-то необходимых вещах, ушла в дикую, безводную, безлюдную Иорданскую пустыню и там провела (нам это понять совершенно невозможно!) 47 лет. Действительно, это огромный срок, и человек в таких условиях практически жить не может.

«Преподобная Мария Египетская своим примером дает нам толчок к исправлению тех грехов и страстей, которые мы имеем»

Ее житие стало известно нам благодаря преподобному Авве Зосиме. Это был один из монахов, который ища еще больше подвигов, еще большей аскезы, пришел в один из монастырей, находящийся вблизи Иордана. У братии этого монастыря был обычай – во время Великого поста они уходили в пустыню, чтобы наедине пребывать с Богом и молиться своему Создателю. Только перед праздником Пасхи они собирались обратно на монастырские богослужения.

Перед тем, как уходить в пустыню, они испрашивали друг у друга прощения. Так как пустыня была безводна, безлюдна, полна зверями, не все доживали до праздника Пасхи. Собственно, с этой традиции и пошел обычай испрашивать перед началом Великого поста друг у друга прощения.

Вот и старец Зосима вместе с другими братьями перешел Иордан и ушел далеко в пустыню. Там он встретился с преподобной Марией Египетской, которая практически не имела человеческого облика. Она была, как говорит преподобный Зосима в житии святой Марии Египетской, «как тень». Это был изможденный человек, не имеющий никаких признаков пола, возраста.

Преподобная Мария Египетская своим примером дает нам толчок к исправлению тех грехов и страстей, которые мы имеем. Может быть, человек не имеет каких-то смертных грехов или тех грехов, которые немедленно отдаляют его от Бога. Но у каждого из нас есть те немощи, которые преследуют нас каждый день, не дают покоя нашей христианской совести. Это может быть и гневливость, и сребролюбие, и немилосердие, и нетерпимость к нашим ближним – не перечесть этих грехов. Святая Мария Египетская дает пример того, как в один миг можно прекратить греховную жизнь, как в один миг можно исправиться.

Действительно, зная об этой святой, нельзя оправдывать себя, что я немощен, я слаб, я не могу, мне нужно подумать, мне нужно созреть и т.д. Перед нашими глазами есть пример, который напоминает нам, что все возможно. Тем более, мы знаем слова из Евангелия, которые мы слышим из уст Господа: «Верующему все возможно». И если сегодня иметь решимость, то мы обязательно сможем избавиться от всех наших грехов и страстей.

«Единственным желанием преподобной Марии Египетской, которое она высказала преподобному Зосиме, было Причастие»

– Какой урок из жития святой Марии Египетской, чьи подвиги превосходят наше понимание, наши земные возможности, мы, современники, можем взять? Что из ее жития должно для нас стать каким-то толчком к поступку во время Великого поста?

– Единственным желанием преподобной Марии Египетской, которое она высказала преподобному Зосиме, было Причастие. Она больше ничего у него не просила – ни одежды, ни пищи, ни чего-либо другого. Она лишь попросила, чтобы через год старец Зосима причастил ее Святых Христовых Таин. Собственно, и нашим единственным и главным желанием должно быть частое, регулярное, постоянное причащение Святых Христовых Таин.

В молитве «Отче наш» мы просим - «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Святые отцы понимают под «хлебом насущным» не булку и не кусок хлеба, а именно хлеб жизни – Тело Христово. Мы просим, чтобы Господь нам ежедневно давал Тело Христово. Но сами, увы, когда Церковь нам предлагает этот хлеб жизни, отворачиваемся и уходим из храма.

Хочется призвать всех православных христиан, чтобы пример преподобной Марии Египетской послужил нам образцом того, как и чего должен желать православный христианин – желать, в первую очередь, причащения Святых Христовых Таин. Потому что без этого, не обольщайтесь, спасение невозможно, без этого в Царствие Божие не войти. И православные христиане, именующие себя таковыми, не причащающиеся регулярно (хотя бы раз в месяц), православными христианами называться не могут.

Поэтому, дорогие братья и сестры, вдохновленные примером святой Марии Египетской, приступайте регулярно и часто ко Святым Христовым Тайнам, чтобы и здесь, в этой жизни, соединяться с Господом и в будущей жизни пребывать с Ним.

«Во время оползня обнаружились входы в какие-то подземелья. Местные жители начали спускаться в них и увидели…»

– Владыка, эта неделя также посвящена памяти преподобных отцов наших Зверинецких. К сожалению, значительному кругу читателей, особенно тех, которые живут за пределами Киева, это мало о чем говорит. Расскажите об этом почитании.

– В пятое воскресенье Великого поста Святая Православная Церковь установила празднование памяти преподобных и преподобномучеников Зверинецких.

Звернинецкий монастырь весьма древен. Но, к сожалению, до нас не дошло никаких летописных свидетельств о его существовании. Собственно, сами Зверинецкие пещеры были обнаружены сравнительно недавно – в начале ХХ века и случайно, если можно назвать случайностью проявление промысла Божьего.

Во время оползня обнаружились входы в какие-то подземелья. Местные жители начали спускаться в них и увидели большое количество костей и черепов. Когда они позвали братию близлежащего Ионинского монастыря, то было обнаружено, что это целые пещерные лабиринты, в которых находится большое количество захоронений и лежащих прямо в коридорах человеческих останков.

Восстановлением пещер в то время занимался игумен Валентин – духовник Ионинского монастыря. Он, призвав на помощь специалистов – археологов, провел исследование пещер. И что выяснилось? Согласно монографии ученого Каманина, которая была издана в типографии Киево-Печерской Лавры в 1912 г., Зверинецкие пещеры относятся к временам Крещения Руси. По предположению Каманина, они были основаны еще во времена святого равноапостольного князя Владимира первым митрополитом Киевским Михаилом. А некоторые из первых игуменов Зверинецкого монастыря впоследствии были архиереями Русской Православной Церкви.

Каким же образом выяснилось название монастыря и имена этих игуменов? Во время раскопок была обнаружена древняя пещерная церковь, которая сохранилась в совершенно неизмененном виде со времен Киевской Руси. На жертвеннике этой церкви сохранились граффити, которые ученые как раз относят к домонгольскому периоду. Граффити сохранились практически идеально, слава Богу, и дошли до нашего времени. На стенке жертвенника было написано: «Игумени Зверинстие» и восемь имен игуменов монастыря.

Очевидно, что если сменилось восемь игуменов, то монастырь просуществовал достаточно длительное количество времени. По предположениям ученых, эта обитель была уничтожена или во времена нашествия хана Батыя, или во времена набегов половцев на Киев. Но, как бы то ни было, обитель была стерта с лица земли, а память о монастыре была настолько изглажена, что с тех пор о нем практически ничего не было известно.

«Попав в Зверинецкие пещеры, каждый человек ощущает тот дух аскетизма, который носили все пещерные монастыри того времени»

Пещеры же сохранились в буквально законсервированном состоянии до начала ХХ века. Благодаря этому осталась нетронутой пещерная церковь. Собственно, подземная церковь и пещеры Киево-Печерской Лавры изначально имели тот вид, который ныне имеют Зверинецкие. Они были выкопаны в лессе – это грунт, который распространен в Киеве. Ценны для нас тем, что сохранили тот дух древнего подвижничества, который напоминает нам о первых святых нашей Руси – о преподобных Антонии, Феодосии и других Печерских преподобных.

В Святой Лавре пещеры много раз перестраивались, благоустраивались, укреплялись кирпичными стенками. И человеку, попавшему в эти пещеры, совершенно невозможно представить величие подвига преподобных Печерских, потому что складывается впечатление, что пещеры вполне комфортны и пригодны для жизни.

Но, попав в Зверинецкие пещеры, каждый человек ощущает тот дух аскетизма, который носили все пещерные монастыри того времени. В пещерах сыро, холодно, постоянно держится температура около 10-11 градусов. Интересно, что в 1970-х гг. проводились исследования останков преподобных, которые находятся в этих пещерах. И было выяснено, что практически все они носят на себе следы болезни, свойственной человеку, который очень долго пребывает в сыром и холодном климате. Преподобные, по словам Тропаря преподобным отцам Киево-Печерским, «сошли во гробе и в них сами себе заключихсти». То есть люди ради Христа жили в совершено стесненных, аскетических условиях.

Почему же празднуется память преподобных и преподобномучеников Зверинецких?

Почему преподобных – понятно. Потому что монахи, прославленные в лике святых, именуются преподобными. Но среди Зверинецких святых есть и преподобномученики – это те святые, которые пострадали во время нашествия иноплеменников.

Когда пещеры начали исследовать, то возле выхода из пещер было обнаружены как мужские, так и женские, и детские останки. По предположению исследователей, во время нашествия, в пещерах скрылись и монахи, и жители близлежащих поселений. Пещеры были обнаружены кочевниками, и находящиеся в них люди были живыми замурованы в этих пещерных лабиринтах. Там они и приняли свою смерть.

Сегодня если отключают на полчаса электричество, мы уже переживаем, раздражаемся, если нет горячей воды, мы скорбим, если в магазине не хватает каких-то не самых необходимых товаров, это практически трагедия для нас. Взирая на жизнь и на подвиги этих преподобных, хочется напомнить, насколько мало человеку нужно для существования, что можно довольствоваться совершенно небольшим набором материальных вещей с благодарностью Господу, жить, возрастая духовно.

Ведь преподобные, живя в этих пещерах, никоим образом не роптали, а добровольно приняли этот подвиг. Давайте и мы ради Христа потерпим те сложности, которые бывают в нашей жизни – те отключения электричества, тот недостаток и физического, и, к сожалению, душевного тепла, и перебои с питанием или с финансами, которые бывают у каждого человека. Господь примет это как наш подвиг и как нашу жертву Ему.

Святая Православная Церковь совершает их память именно в пятое воскресенье Великого поста. Сейчас при Зверинецких пещерах существует Михаило-Архангельский мужской монастырь, который до недавнего времени был скитом Ионинского монастыря. Но сейчас это отдельный монастырь, ядро которого состоит все из той же братии Ионинского монастыря. Совершаются регулярные монастырские богослужения, при пещерах, которые всегда доступны для посещения, строится целый монастырский комплекс. Поэтому приглашаю и киевлян, и гостей столицы посетить эту древнюю святыню. Она находится по адресу: ул. Мичурина, 22 (недалеко от Ионинского монастыря).

Беседу вел протодиакон Николай Лысенко


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Зверинецкие пещерыЕпископ Иона — о неделе 5-й Великого поста. Почему наш народ любит Марию Египетскую и за что мы чтим преподобных Зверинецких?

А также, чем святая снискала особую любовь у православных, почему жизнь в пещерах издревле считается подвижничеством и какие уроки нужно взять из житий преподобных отцов Зверинецких – рассказал епископ Иона (Черепанов).



Рубрики: Публікації | Святі та подвижники благочестя |

2352 переглядів / Коментарів: 0

Теги: вшанування святих |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru