Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Є така парафія
Петропавловские храмы Киева: из старых, дореволюционных, почти ни один не уцелел
11 July 2012 17:31
Владислав Дятлов

От редакции. Поздравляем общины храмов во имя ап. Петра и Павла с престольным праздником! Сейчас в Киеве таких храмов четыре, но раньше было намного больше. Об этом и многом другом – с точки зрения историка.

Как известно, на Руси было много храмов и монастырей в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Можно ли это утверждать в отдельности о Киеве?

Можно. Уточню только, что нынешняя киевская «география» храмов святых апостолов Петра и Павла отличается от бывшей в старину.

Начнем с современности – так проще «структурировать» информацию. На сегодня в столице 4 храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Два – на правом берегу Днепра: на Куреневке и на Нивках. И два – на Левобережье: в Дарнице и в Академии управления Внутренних дел Украины. Первые три, кстати, имеют свои интернет-ресурсы.

Храм на Куреневке, по улице Фрунзе, 160, является духовным наследником одноименной церкви, существовавшей здесь с XVIII века – сначала деревянной, а с ХХ века – каменной. В 1930-х годах церковь была закрыта, лишена куполов и колокольни, с 1940-х – использовалась в разных целях заводом киноаппаратуры, а в середине 1980-х – окончательно разрушена. На ее месте построили административный корпус завода, поэтому для нового – современного – храма был отведен участок в сквере на площади Фрунзе.

В 2003 году здесь возвели временную церковь, а вскоре на ее месте началось строительство каменного храма. Здешний приход известен большой миссионерской работой, хорошей воскресной школой.

***

Петропавловский храм на Дарнице в Киеве

В дореволюционные времена уходит и предыстория храма у Дарницкого железнодорожного вокзала, по улице Привокзальной, 3, в помещении бывшей станционной библиотеки. Еще на стыке XIX-ХХ веков в Дарнице построили церковь во имя святителя Феодосия Черниговского, причисленного к лику святых в 1896 году – в то время Дарница являлась предместьем Киева и принадлежала к Черниговской губернии. В 1930-х храм снесли, а в 1940-х приход возродил свою деятельность в приспособленном жилом помещении на Привокзальной площади. Однако в начале 1960-х была разрушена и эта церковь – вместе с существовавшим в ней приделом святых апостолов Петра и Павла. В память о двух уничтоженных престолах в 1990-е годы в районе Дарницкого вокзала были созданы два прихода – Свято-Феодосиевский и Свято-Петропавловский.

***

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на Нивках – улица Тешебаева, 54-А – построен в 2007 году, первоначально его община собиралась на богослужения в переоборудованном помещении бывшего ЖЭКа.

***

А в 2008-м началось строительство храма в Академии управления Внутрених дел Украины, на улице Коллекторной, 4.

Какова, в свою очередь, старинная «география» Петропавловских храмов Киева?

Здесь, конечно, и число «адресов», и связанная с каждым из них история – больше. Прежде всего, вспомним, что в храме Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в середине XVII века трудами святителя Петра Могилы на руинах древней Десятинной церкви, существовал Петропавловский придел. Когда эту церковь в первой половине XIX века сменил новый, более грандиозный храм, то и в нем также был устроен придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Там же существовали приделы святого равноапостольного князя Владимира и святителя Николая Мирликийского – в память о бывшем на руинах Десятинной церкви Свято-Никольском храме, который разобрали в связи с началом «могилянского» строительства.

Теперь обратим взор к Лавре. Предшественница нынешней Трапезной церкви преподобных Антония и Феодосия называлась Петропавловской!

Юго-западнее главного лаврского храма – Великой церкви Печерской, или Успенского собора, – расположен скверик, в южной части которого обозначены находящиеся в земле фундаменты каменной древнерусской постройки. Ее отождествляют с каменной трапезной, об окончании постройки которой летописи сообщают под 1108-м годом. В 1584 году львовский купец Мартин Грюневег видел на этом месте уже лишь высокие руины, зато по-соседству – к югу от собора – взору посетителя Лавры предстала деревянная трапезная. Гравюры изданий лаврской типографии начала XVII века изображают церковь с шатровым куполом и примыкающую к ней палату с фронтонами. Описание Лавры 1638 года, известное как «Тератургима», называет эту постройку – «Трапеза немалая, церковь теплая при ней во имя святых апостолов Петра и Павла».

На вопрос, была ли она деревянной или каменной, современные историки отвечают по-разному. Сторонники первой версии полагают, что к 1651 году деревянный храм заменили каменным. В 1684-1694 годах здесь построили новую каменную церковь, о внешнем виде которой можно судить не только по старым рисункам, но и по вовремя сделанным фото. Некоторые историки утверждают, что постройку этой церкви оплатил зажиточный мирянин Михаил Максимович, доводившийся братом постриженнику Лавры святителю Иоанну Тобольскому.

После пожара 1718 года храм отстроили в 1720-м. Купол церкви походил на боковые главы Успенского собора. В 1890 году известный лаврский подвижник, преподобный Паисий Юродивый (Яроцкий), демонстративно измерил площадь трапезной шагами и произнес: «Тесно, душечко, стало. Раздвинуть хочу!» Так было предсказано сооружение на месте этой трапезной нынешнего храма преподобных Антония и Феодосия, который воздвигли в 1895 году. А церковь-предшественница была разобрана в 1893-м из-за наличия в ней опасных трещин…

Был в старом Киеве и целый Петропавловский мужской монастырь. Он стоял через улицу Притиско-Никольскую от женского Флоровского монастыря.

У этой обители необычная, как для Киева, предыстория. В середине XVII века на этом месте стоял каменный католический Свято-Николаевский костел с монастырем ордена доминиканцев. Попытка насильственного окатоличивания Украины со стороны Речи Посполитой обернулась тем, что во времена Хмельниччины доминиканский «кляштор» опустел. А в 1691 году здесь открылся православный монастырь. Петропавловским он был назван потому, что разрешение на его открытие утверждалось царем Петром I.

Обитель отличалась бедностью. Лишь в середине XVIII века было завершено архитектурное преображение бывшей католической усадьбы в духе православного зодчества: вытянутый по типу базилики костел обрел купол и фронтон в стиле украинского барокко – вместо 2-скатной кровли и готического фронтона по соседству появилась надвратная 2-ярусная барочная колокольня, сооруженная Иваном Григоровичем-Барским.

В 1787-1828 годах в обители временно размещался штат «Греческого» Свято-Екатерининского монастыря, основная усадьба которого располагалась рядом, на Контрактовой площади – о ней напоминает стройная колоколенка с часами, восстановленная в 1990-х годах.

В 1832 году на территорию Петропавловского монастыря перевели Киевскую духовную семинарию, созданную в связи с преобразованием Киево-Могилянской Академии в Киевскую духовную академию. В 1930-х годах храм и колокольня обители были уничтожены. Теперь в монастырской усадьбе – военная часть.

Облик Петропавловской обители запечатлен на рисунках Михаила Сажина «Толкучий рынок на Подоле» и Георгия Лукомского «Петропавловская церковь», а также на фотографиях.

Петропавловский храм Киева

 

Вместе с соседними монастырями – Флоровским, Греческим, Киево-Братским – и приходскими храмами – Притиско-Никольским, Пресвятой Богородицы «Пирогощей», Добро-Никольским, Покровским, Набережно-Никольским, Ильинским – Петропавловская обитель входила в ожерелье святынь, окружавших главную площадь киевского Подола.

Южнее выезда из Киева в сторону Житомира лежит село Петропавловская Борщаговка, относящееся к Киево-Святошинскому району Киевской области. Название села напоминает о том, что когда-то оно принадлежало Петропавловскому монастырю. Кстати, соседние Борщаговки – Софиевская, Братская, Никольская и Михайловская, – также принадлежали киевским монастырям. Три последние Борщаговки вошли в состав Киева…

Выходит, что из старых киевских храмов во имя святых апостолов Петра и Павла ни один не уцелел...

Почти. Поднимаясь вверх по улице Богдана Хмельницкого со стороны Крещатика, или выходя на нее из станции метро «Театральная», многие обращают внимание на двухэтажный дом № 11, над парадным входом в который виден приземистый купол, а на торцевой стене – полукруглая апсида. С 1986 года это здание известно как Музей литературы Украины, с 1997-го имеющий статус Национального. До революции в этом здании находилась знаменитая Коллегия имени Павла Галагана. Ее открыл в 1870 году выдающийся меценат Григорий Павлович Галаган в память о единственном сыне Павле – светлом и образованном юноше, погибшем в 17 лет от эпидемического тифа.

Воспитание Павла шло вразрез с нормами внешней, полуфальшивой благопристойности высшего светского общества: успешно овладевая иностранными языками, мальчик одновременно, к 8-ми годам, «дружил» с топором и рубанком; готовясь к поступлению в гимназию и осознавая, что прекрасное подготовительное образование он получил благодаря состоянию родителей, Павел решил, что в гимназические годы будет бесплатным репетитором для кого-нибудь из бедных. Но в 1869 году Господь призвал юношу в мир иной. Через 2 недели после похорон, мужественно приняв постигшее его испытание, Григорий Павлович написал: «Дело мое должно состоять в продолжении на земле, пока суждено будет мне жить, того добра, которое, без сомнения, делал бы сын мой… Мой сын остановился на пути своего образования с полным к нему рвением и с искренней любовью к ближнему; пусть же другие, нуждающиеся в средствах, продолжают то, чего не суждено было докончить ему. Я прилагаю… проект основания общеобразовательного заведения для молодых людей, у которых недостает средств для окончания курса наук».

Принимая в свои стены способных, но бедных юношей, желающих поступить в университет, Коллегия Галагана помогала им подготовиться и опекала в годы студенчества. Приобретенное для Коллегии здание было перестроено и расширено, 30 сентября 1871 года внутри пристройки была освящена домовая училищная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.


Во время Первой мировой войны в здании разместился лазарет для раненых, а революция, гражданская война и установление советской власти обернулись прекращением деятельности Коллегии. Тем не менее, уже одна возможность взгляда на храмовую апсиду Петропавловской церкви – великий дар для нас: ведь история Коллегии напоминает нам истинно христианские примеры любви к ближнему, данные Павлом и Григорием Галаганами!..


Про святих апостолів Петра і Павла читайте також:


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Петропавловские храмы Киева: из старых, дореволюционных, почти ни один не уцелел

Поздравляем общины храмов во имя ап. Петра и Павла с престольным праздником! Сейчас в Киеве их четыре, но раньше было намного больше. Об этом и многом другом – с точки зрения историка.



Рубрики: Публікації | Є така парафія |

3564 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Петропавловский храм на Нивках в Киеве | апостолы Петр и Павел |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru