Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря
Пастырь и приход: канонические аспекты взаимоотношений. Очерк второй
01 July 2011 16:28
Игумен Феогност (Пушков)

Границы послушания

Публикуем второй очерк игумена Феогноста (Пушкова) из заявленной серии.

Читайте также:

Очерк первый: Границы прихода и значение оных

Очерк третий: Выборность духовенства

Очерк четвертый: Исповедь

Очерк пятый: Смерть христианина и поминовение усопших

***

Лишь в ракурсе Церкви-семьи (о чем было сказано в первом нашем очерке) можно говорить о послушании, очерчивать его границы. Послушание – это не приказная дисциплина, а организующий принцип семейной жизни, что вовсе не исключает обязательности послушания, без которого невозможно построить здоровых отношений в коллективе. Это особенно актуально в наш век «гендерной» психологии, когда слова апостола Павла о наличии в семье главы воспринимаются нередко как «пережиток прошлого». Церковь по-прежнему видит в человеческом обществе не столько систему, сколько организм, а в организме у нас одна голова, один мозг.

Однако послушание не означает тоталитарный контроль одной личности над другими. Голова не только «над телом», она сама является частью тела, и не может существовать самостоятельной жизнью вне тела и без тела. Священник в общине – духовный глава, отец христианской семьи. Но как всякий человек, он имеет и свои недостатки, и свои грехи, и нередко совершает ошибки.

Важно понять, что не может быть абсолютно идеального духовника, как не может быть абсолютно идеальной семьи

Болезни – естественный показатель роста, так как не болеет только труп. Наша религиозная жизнь (каждого в отдельности и приходской семьи в целом) полна несовершенств и болезней. Несомненно, что создать здоровую семью – это талант, и не каждый священник им обладает.

Нередко у нас, священников, не получается донести до своей паствы вполне правильные вещи. Кто виноват в этом – мы или паства? Это вопрос, который не имеет однозначно ответа и в каждом случае нуждается в персональном изучении. Но именно по линии этого вопроса нередко проходит граница послушания. Если и пастырь, и прихожане умеют друг друга «слушать», то вопроса о границах послушания не возникает.

По сути, вопрос о границах послушания ― это вопрос о границах доверия паствы к пастырю

Если священник может привить своим прихожанам нравы благие и любовь к богослужению и молитве – это доброе начало здоровой атмосферы доверия и искренности на приходе. Если священник этого сделать не в состоянии, то какие бы истины он ни говорил, вряд ли он будет «услышан» своими слушателями.

Однако, духовник – не нянька. Его задача – поставить человека на ноги и научить его жить в церковной семье как ответственного члена, принимающего решение и не перекладывающего ответственность на другого. В древнехристианской общине жизнь каждого члена была прозрачна, а потому слабости, или недостатки, или неверные действия одного члена тут же откликались во всей общине, которая принимала деятельное участие в его жизни. Это – не тоталитарный контроль, а здоровое участие семьи в жизни своего члена.

Если человеку «нечего скрывать», он не боится быть «увиденным». Если же человек совершал поступок, который осквернял его совесть, то община (во главе со своим священником) делала попытку вразумить и исправить брата. Если последний укоренялся во грехе, то община отторгала его от себя (отлучала от участия в Таинствах и молитвах Церкви, лишая права называться христианином).

Именно богослужебная катехизация устраняет львиную долю «священнического произвола», который так любят ставить на вид многим современным пастырям

Огромную роль в воспитании христианской личности играет не только священник, но и община. Христианин входит в церковный коллектив, и это – школа общения. В этой школе важно не ставить вагон впереди паровоза. Необходимым условием полноценного воцерковления является катехизация. Катехизация как раз напрямую связана с дисциплиной послушания, так как греческое «катехео» означает «оглашаю», то есть, совершаю словесное наставление, поучаю.

В древней Церкви катехизация была не частной беседой вне службы, а органической частью службы. Именно здесь – уже фактически в общине – готовящийся к вступлению в Церковь человек через призму литургического благочестия учится «слышать» основные истины вероучения и согласовывать с ними свою жизнь. Здесь же и священник учится сердцем своим «слышать» вопросы стоящего в храме народа. Такая богослужебная катехизация устраняет и львиную долю «священнического произвола», который так любят ставить на вид многим современным пастырям. А заодно и защищает священника от кривотолков оглашенных: то, что говорится всем, «фильтруется» всегда более жестко, чем то, что говорится одному. И, с другой стороны, когда слово пастыря обращено ко всем, сложнее одному будет обвинить пастыря в «некорректном отношении к неофиту».

Переступающий церковный порог учится жить в христианском коллективе. А значит, может по благословению настоятеля взять на себя ту или иную ответственность в приходе. Однако свою инициативу все же следует согласовывать со священником. Большая трагедия для прихода, когда его члены преследуют свои интересы, а настоятель – свои. В итоге просто отсутствует сама церковность, разрушаемая нашим эгоизмом.

Фундаментом Церкви является любовь Божья. Если она не стала фундаментом нашей веры и фундаментом нашего церковного служения, то мы никогда не сможем понять, что такое Церковь, и слова «семья», «община» останутся для нас отвлеченными понятиями.

Народ органически тянется к духовенству как к своим пастырям и учителям

Не секрет, что большинство нашего духовенства на сегодня едва ли в состоянии взять на себя лидерскую ответственность: в системе «храм-приход» легче существовать, меньше хлопот с прихожанами и меньше «ответственности», чем в системе «церковь-семья». Однако сам народ органически тянется к священнику как к своему пастырю и учителю. И если для этого священника «овцы не свои» (Ин. 10), их боль и нужды никогда не пройдут через сердце «пастыря». Прихожанину приходится «самому искать ответы на вопросы».  (В отдельной теме можно будет обсудить вопрос «Что читать новоначальному, если не получилось установить диалог со священником?»). Такому человеку самому придется «пробиваться» сквозь непонимание и даже прямую косность приходской среды. Нередко такие люди уходят из Церкви. Удержать их может только подлинное касание сердцем Таинств Христовых, ощущение присутствия Христа в Церкви не благодаря нам, а вопреки.

Тем не менее, даже такие люди, решивши твердо оставаться со Христом в вере, не должны пренебрегать священниками, у которых не нашли понимания и в которых не встретили доброго пастырского примера. Когда апостол Павел высказался критически в адрес своего судьи, то ему сказали: «Так ли ты отвечаешь первосвященнику?» ― и Павел со смирением раскаялся, сказав, что не знал, что судья его – первосвященник. Это – не раболепие, а дань уважения к служению, на которое Бог поставил и пока что «терпит» данного человека.

Однако отношение к священнику как к няньке или как к «прозорливому старцу» приводит к плачевным результатам...

С другой стороны, и в неофитской психологии часто существует неверный посыл – отношение к священнику или как к няньке, или как к «прозорливому старцу». Такое отношение к священнику приводит к плачевным результатам. Нередко тот, кто вчера был «очарован старцем», сегодня, разочаровавшись, уходит из Церкви.

Но чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Всякое очарование есть уже форма «идолопоклонства», когда Христос оказывается заслоненным «старцем». Будучи нездоровым явлением изначально, оно и порождает болезненные результаты. Поэтому мирянину так же следует трезво относиться к священнику, помня, что это тоже человек со своими немощами и недостатками.

Но существует и такой тип людей, которым реально всегда нужен кто-то, кто будет руководить и направлять их по жизни. Они просто сами ищут тех, кто возьмет их волю в свои руки. Нередко такие христиане впоследствии становятся хорошими монахами. И тут нельзя ставить в вину священнику, что он кого-то, кто сам отказывается принимать решения, «ведет за руку». Лишь бы такое тотальное руководство было не результатом позиции, навязанной священником мирянину: «Ты просто не имеешь права сам решать без моего благословения».

Заявления прихожан о «личных делах»

Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что наши прихожане, начитавшись либеральной литературы, заявляют, что «их личным делом, неподконтрольным священнику»,  является то, что таковым, увы, не является.

К примеру, человек продолжает вести несовместимый с христианством образ жизни и деятельности, а все строгие высказывания священника комментирует как «частное мнение последнего». Такие случаи, увы, не редкость: женщина ведет своих детей к «бабкам-шептуньям» и возмущается, что ее отлучают от Церкви. Врач-гинеколог не прекращает делать аборты и возмущается, что ему отказывают в крещении. Но в обоих случаях преступным со стороны священника было бы как раз допустить эту женщину к Причастию, а этого врача – к крещению.

Итак, резюмируя сказанное, можно подвести итог:

1. В жизни церковной семьи важную роль играет послушание, так как анархия не обладает созидательной силой.

2. Основа послушания – взаимное доверие.

3. При наличии, во-первых, объективных и общеобязательных принципов послушания Церкви (отказ от несовместимого с христианством образа жизни и деятельности), существует, во-вторых, принцип приходского послушания священнику в тех вопросах, которые, казалось бы, прямо не являются религиозными, но связаны с функционированием прихода. Здесь послушанием определяется служение человека в общине.

4. В «частных вопросах» степень послушания определяется личной степенью доверия верующего своему пастырю и степенью волевой зрелости самого прихожанина.

В следующем очерке мы скажем несколько слов о проблеме «выборного духовенства», когда клирики не назначаются епископом, а избираются народом и лишь посвящаются в сан от архиерея.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Пастырь и приход: канонические аспекты взаимоотношений. Очерк второй

Границы послушания.

...Во избежание разочарования и ухода из Церкви следует определить правильное понимание личной ответственности прихожанина и его степени доверия пастырю.



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

2199 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
О родителях
19 February 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru