Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Петра - затерянный город, или Неизвестное путешествие апостола Павла
05 September 2012 10:43
Протоиерей Олег Скнарь

«Восьмое чудо света»

 

Именно эта идиома сегодня применима к высеченному в скалах городу, который привлекает своей мистической красотой и загадочностью.

 

Петра — удивительный феномен, рожденный природой и человеческим архитектурным гением, во многом повторивший судьбу египетских пирамид, покинутых неведомо когда городов древних индейцев в Мексике и Перу, мегалитов Стоунхенджа в Британии, породивший массу гипотез и доводов.

Сегодня Петра — ярчайшая жемчужина в короне Хашимистского Королевства Иордания.

Приближаясь к деревушке Вади-Муса, расположенной при въезде в Петру, нельзя не заметить изменения ландшафта: постепенно скалы и возвышенности приобретают странные очертания, а скальная порода поражает своей многоцветностью — мелькают вкрапления красного, розовато-лилового, голубого и черного оттенков. Скальный город Петра находится в центре этой природной аномалии, размер которой — 200 км². Частые землетрясения, русла рек, ветры и дожди создали из мягкого песчаника этот фантастический ландшафт, в котором величественные горы соседствуют с обрывистыми ущельями и узкими теснинами.

Путь в затерянный город

Это сегодня главный вход в Петру обозначен административным зданием с экскурсионным бюро, кассовыми залами, магазинчиками с сувенирами, турникетами, а в древности вход в город был мало кому известен — сюда можно было попасть только с проводником.

Входом в древний город являлся едва заметный вход в ущелье Ас-Сик длиной 1200 метров — ущелье, через которое за всю историю Петры не смогла пройти ни одна армия. Ущелье возникло вследствие тектонических сдвигов — скала раскололась надвое, словно торт, разрезанный острым ножом.

Приблизительно на полпути по ущелью Ас-Сик открывается горная расселина, где, по всей видимости, в архаичные времена приносились жертвоприношения. Как и в те далекие времена, сегодня каждый посетитель Петры приносит тоже своего рода «жертву»: входной билет стоит около 30 долларов США!

В некоторых местах ущелье настолько узко, что кибитки, управляемые бедуинами, не могут разъехаться и вынуждены пропускать друг друга, уступая дорогу.

На протяжении пути по ущелью в некоторых местах видны сохранившиеся барельефы верблюдов, погонщиков — караванов, которые, скорее всего, проходили этим же путем в торговый мегаполис своего времени. По дороге путешественник может любоваться необычной игрой форм и красок на отвесах из песчаника, который иногда даже напоминает мрамор.

И вот — конец ущелья, а одновременно — начало эпического представления: занавес отодвигается, и зритель видит потрясающие декорации. В этом месте, как правило, сопровождающий гид останавливает группу и громко возглашает: «А теперь все смотрим на мой палец!», и все, кто до этого любовался красотой форм отвесов ущелья или щелкал фотоаппаратом, сосредотачиваются на указательном пальце проводника. Далее гид медленно разворачивается и плавно, отработанным движением (со стороны это выглядит даже театрально) уводит взгляды экскурсантов на расщелину, где появляется величественный фасад Аль-Хазне#, ставший сегодня визитной карточкой Иордании.

Неожиданное зрелище, действительно, на некоторое время лишает дара речи — восторг, изумление... Все эмоции, сопровождающие первую встречу с этим чудом, очень трудно передать!

Добро пожаловать в Петру!

Открытие Петры

Можно сказать, что вновь для западного мира Петра была открыта швейцарским востоковедом Иоганном Людвигом Буркхардом. Сегодня нам известны многие детали трудного и опасного путешествия, предпринятого этим отважным исследователем Ближнего Востока и Севера Африки.

Прекрасно изучив Коран, арабскую культуру и арабский язык, под именем Ибрагима ибн Абдаллаха в 1809 г. он прибыл в Сирию для того, чтобы собрать сведения о кочевых пустынных племенах. Около двух лет ученый провел в Алеппо, откуда совершал краткие путешествия в Дамаск, Пальмиру, Баальбек, долину Оронт, к истокам Иордана, собирая ценные археологические сведения и картографически фиксируя их географическое положение. Иногда ему приходилось идти на хитрость для того, чтобы снять подозрения в своей принадлежности к исламской традиции.

Так, однажды Буркхарда, который представился мусульманином из Индии, попросили продемонстрировать свой хинди. Нисколько не смущаясь, швейцарский путешественник начал говорить на немецком языке, чем удовлетворил вопрошавших, которые, кстати, не знали ни хинди, ни, тем более, немецкого.

22 августа 1812 года Иоганн Людвиг Буркхард прибыл в библейскую долину Вади-Муса (Долина Моисея). Для местных бедуинов Ибрагим ибн Абдаллах сообщил, что целью его паломничества в их страну является желание совершить жертвоприношение на горе Джабаль Харун (Гора Аарона), где, по преданию, был погребен брат Моисея Аарон. Мотивы Буркхарда были убедительны, впрочем, как и его арабский, так что он без труда нашел проводника из местного племени. Не подозревая, что в лице Ибрагима ибн Абдаллаха он сопровождает европейского востоковеда, бедуин повел Буркхарда кратчайшим путем — через ущелье Ас-Сиг, которое и вывело их к фасадам скальных гробниц древней Петры. Разумеется, ни о каких записях и зарисовках, тем более, замерах увиденного и речи быть не могло. Скрывая свой внутренний восторг от увиденного, Иоганн Людвиг Буркхард внешне сосредоточенно направлялся, минуя древние набатейские гробницы, словно не замечая римский амфитеатр и триумфальные ворота к фиктивной цели своего паломничества — к подножию горы Джабаль Харун (Вершина Аарона).

Таким образом миру вновь была открыта древняя Петра, история которой насчитывает как минимум 4000 лет.

 

Села-Петра — столица древнего Эдома

В книгах Ветхого Завета этот город именуется на языке оригинала как הַסֶלַע [ha-Sela] «скала». Именно с таким значением данный топоним был переведен и на греческий язык (впервые название города как «Петра» появилось в «Переводе семидесяти» (Септуагинта). В 4 книге Царств (14:7) Села упоминается как столица Эдома, которую в 797 г. до Р.Х. царь Иудеи Амасия «взял войною». Сегодня благодаря археологии не остается сомнений, что древнее эдомитское городище находилось на Джебель Умм аль-Бияра - в сердце области Петры.

Родоначальником древнего царства Эдом (אֱדוֹם [Edom]) являлся библейский Исав. В Священном Писании (Быт. 25:25) сообщается, что Исав родился «красный» (ивр. אַדְמוֹנִי [admoni]), «в знак того, что он будет проливать кровь» - как прокомментируют это место впоследствии. По всей видимости эта деталь и легла в основу будущего топонима «Эдом». Получается, что именно красный цвет, цвет человеческой крови обессмертил Петру. «И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Эдом» (Быт. 36:8).

Примечательно, что арабы очень поэтично и сегодня именуют Петру «аль-медина аль-вардия» - розовый город. Именно красноватый оттенок породы, в которой был создан этот город, перекликается с древним библейским повествованием, согласно которому эти территории были заселены эдомитянами — потомками Исава, брата патриарха Иакова-Израиля.

Петра — столица Набатейского царства

По всей видимости, когда пророк Иеремия говорил о народе, «живущем в расселинах скал и занимающем вершины холмов» (Иер. 49:16), несомненно он имел ввиду Эдом и древнюю Селу-Петру, но какой народ проживал в этой местности во времена пророка Иеремии — это вопрос, который до сегодняшнего дня остается открытым. Дело в том, что до сих пор среди специалистов нет единого мнения, когда территория древнего Эдома была занята полукочевым семитским народом — набатеями. Одни полагают, что это произошло в VII в. до Р.Х., другие исследователи называют V - III вв. до Р.Х. Но для нас очевидно одно, вследствие миграции кочевников-набатеев коренное население Южного Заиорданья — эдомитяне — были частично ассимилированы или вытеснены на запад. Эта же судьба постигла и северных соседей — жителей библейских Моава и Аммона.

О происхождении набатеев в среде исследователей также нет единогласия. Так, некоторые ученые считают, что набатеи пришли в Эдом из южных районов Сирийской пустыни, другие полагают, что с юга Аравийского полуострова.

Но для нас эта народность представляет интерес, в первую очередь, потому что именно набатеи стали новыми хозяевами Петры и очень ярко вписали свою страничку в историю древней Селы.

Именно при набатеях Петра стала важным торговым узлом на караванных путях, по которым везли шелк, специи и другие товары. Эти пути соединяли Китай, Индию и южные арабские страны с Сирией, Египтом, Грецией и Римом.

Очень любопытно сообщение одного древнекитайского источника упоминающего местность Ли-Кан в Набатее, являющуюся конечным пунктом Великого шелкового пути из Китая на Ближний Восток. Дело в том, что семитское название столицы Набатейского царства, обнаруженное в одном из эпиграфических памятников Набатеи, надписывалось четырьмя согласными [rqmw] «Ракму». В своих трудах Иосиф Флавий сообщает, что согласно традиции самих набатеев основателем и реальным эпонимом Петры был некий Рекем, что наиболее соответствует форме Ли-Кан из древнекитайского документа, а это означает, что в данном источнике речь шла именно о Петре, как конечном пункте Великого шелкового пути.  

По-своему интересна и этимология названия самой кочевой народности. В Священном Писании неоднократно упоминается первенец Измаила Наваиоф (Быт.25:13; 28:9; 36:3), который, по мнению некоторых исследователей, и был предком-эпонимом набатеев. Существуют также и версии происхождения эпонима набатеев, представленные в средневековой арабской традиции, восходящие, по всей видимости, к источникам самих набатеев, по которым Набта или Набита являлся сыном Хамала, или по другой версии — сыном Кайзара, являясь предком набатеев.

Интересно ещё одно объяснение эпонима «набатеи» - это древний перевод (по нашему мнению, наиболее близкий к первоначальному значению) слова, означающий «добывать», «извлекать».

Что же древние набатеи добывали и извлекали? Древние кочевники-набатеи обладали бесценным даром — даром извлечения живительной влаги из материнских недр земли. Действительно, в условиях пустынной местности они были профессиональными добытчиками воды. Мало того, современные археологические раскопки, проведенные в Петре, доказывают, что набатеи были знакомы с основами гидравлики и гидротехники. Бьющие в окрестностях источники обеспечивали водой лишь небольшое количество жителей. Интенсивное развитие города и сопутствующий ему рост населения (в II — I вв. до Р.Х. в Петре проживало около 50000 человек) вынудили набатеев построить грандиозную систему водопроводов и водохранилищ. Даже сегодня на склонах ущелья Ас-Сик можно увидеть высеченные в скальной породе желоба, по которым вода текла из запруды, где скапливалась дождевая вода. А канализационные трубы и остатки терракотовых труб водопровода, которые видны вдоль стен с наружной стороны ущелья, связывались в одну хитроумную централизованную водопроводную систему.

Один бедуин рассказал мне свою версию известной библейской истории о высечении пророком Моисеем воды из скалы (Исх. 17:6). По его мнению это произошло именно в Ас-Сик. Так вот, согласно гипотезе моего собеседника, Моисей ударом посоха пробил замаскированную в откосе скалы жителями Петры терракотовую трубу акведука, по которой вода подавалась в город. Конечно, кроме улыбки, эта история вряд ли может заслужить доверие.

Но, можно с уверенностью утверждать, что одним из основных источников пополнения казны Набатейского царства была продажа воды для караванов.

Интересен и сам по себе факт, что в арабском языке слово «набат» означает «строитель», а «набатыин» или «анбат» - «строители», или более благозвучно «ваятели». Действительно, несмотря на многочисленные землетрясения, разрушавшие Петру, сохранившиеся постройки относятся именно к вспышке строительства в период, когда хозяевами Петры были набатеи. И глубоко заблуждался в частной беседе один пожилой арабский профессор, который клялся своей седой бородой, что Петра была создана «шаятын» (араб. «демон, злой дух»).

Но всю славу строительства древней Петры отдать набатеям было бы не справедливо. Даже при аматорском взгляде на фасады скальных гробниц Петры нельзя не заметить конгломерат архитектурных стилей и разнообразных элементов набатейского дизайна. Несомненно, в строительных работах принимали участие иностранные зодчие. Для примера, рассмотрим самый известный фасад Петры — Аль-Хазне, возведенный в I в. до Р. Х. при набатейском монархе Аретасе IV (умер в 40 г. по Р.Х.). Колонны и капители — коринфские, огромные обелиски — египетские, а статуя Тихе (Исиды) явно носит следы александрийского влияния (Петра активно торговала с Александрией).

Зимой 2009 г. я был в составе экспедиции, посвященной 145-летию со дня смерти известного шотландского художника Дэвида Робертса (1796-1864). Стартовав из древних Фив на Ниле (Египет), мы прошли полностью весь маршрут через Синай, Акабу и Петру (Иордания) в Иерусалим (Израиль), маршрут, который живописец проделал в 1838-39 гг., делая зарисовки. У нас была уникальная возможность благодаря работам Дэвида Робертса заглянуть в прошлое и, сопоставляя их с действительностью, констатировать, как время безжалостно потрепало очень многие архитектурные памятники, в том числе и скальные фасады-шедевры Петры.

Например, что касается вышеупомянутой Аль-Хазне, то на картине Робертса её верхнюю часть венчали орлы, правда с уже отбитыми головами, в глубине фасада отчетливо видны мужские фигуры, копии близнецов-диоскуров, в наружных верхних нишах — полуобнаженные богини-воительницы в пеплосах# и с поднятыми секирами над головами, ниже — львиные скульптуры.

Следует заметить, что вокруг Аль-Хазне между исследователями Петры давно ведутся споры о назначении этого грандиозного строения. Так, одни утверждают, что Аль-Хазне это не что иное, как царская усыпальница, по мнению других — внутренние помещения Аль-Хазне использовались как святилище.

У набатеев был свой языческий культ. Основными богами в их пантеоне были бог Душара и богиня Аль-Узза. Она была богиней плодородия, покровительницей караванов и воплощением утренней звезды, а Душарра, чье имя буквально переводилось как «из Шарры», носил имя гор Шарра в районе Петры. Примечательно, что единственное сохранившееся в Петре отдельно стоящим здание (не разрушенное землетрясениями) был храм Душарры.

К большому сожалению, у нас нет возможности подробно остановиться на религии, архитектуре, контактах набатеев с окружающими народностями — на самом деле, благодаря археологии собрано много материала#, который способен рассказать об этом удивительном народе, особенно о начальных страницах его истории в горах Шарры.

 

Через эллинизацию к Риму

Внешний мир ничего не знал ни о Петре, ни о набатеях, пока город в 312 г. до Р.Х. не захватил полководец Александра Македонского Антигон Одноглазый. Петру через какое-то время отбили обратно, но слух о том , что у набатеев-монополистов, обладающих несметными богатствами, находится загадочный город, начал быстро распространяться извне.

Примечательно, что историк Страбон (I в. до Р.Х.) при описании набатеев как мирного и трудолюбивого народа замечает, что их города не были обнесены крепостными стенами. В случае угрозы неприятеля, набатеи предпочитали тактическое решение проблемы, нежели военное — путем изменения настроения агрессора ценными подношениями-подарками. Эта тактика действительно имела успех - вплоть до прихода римлян Набатейское царство сохраняло свою независимость.

В 62 г. до Р.Х. после покорения Иудеи Марк Скавр, ставший новым римским проконсулом Сирии, двинулся для захвата Набатейского царства и его столицы. Однако, все обошлось без кровопролития — проверенная тактика набатеев (денежный выкуп) и в это раз спасла их от военных действий, но не смогла их полностью обезопасить от «римской тактики» - Набатея превратилась в вассальное царство, подчиненное Риму. Свидетельством этому может служить то, что вернувшись в Рим и заняв должность курульного эдила# Скавр отчеканил в 58 г. до Р.Х. динарии, на которых был изображен рядом со своим верблюдом набатейский царь Арета III, с мольбой простирающий руки к победителю. А в 106 г. при римском императорое Траяне, после смерти последнего набатейского монарха Раббела II, Набатея была анексирована Римом и превращена в провинцию «Аравия».

Римское присутствие в Петре было ознаменовано масштабными застройками Петры. Был построен амфитиатр на 8000 мест, термы, общественные здания, храмы, посвященные богам римского пантеона, город был украшен гирляндами колоннад. В это же время через Петру была проложена знаменитая Via Romana — важная артерия, связывавшая Сирию и порт на Красном море. С расколом Римской империи, Петра отошла к Византии. Именно в этот период в Петре возводится несколько христианских храмов, а некоторые постройки римского периода были перепланированы. Примечательно то, что один из районов древней Петры до сих пор именуется Харет ан-Насара (Христианский квартал).

Петра с византийским лицом

Христианская страница истории Петры была открыта благодаря археологии. Несмотря на то, что раскопки в Петре ведутся давно, наверное, самой значимой находкой за последние десятилетия было обнаружение в 1993 году целой библиотеки. Из раскопа на месте храма византийского периода удалось извлечь 152 свитка на греческом языке, 23 из которых сохранились в прекрасном состоянии и представляли более-менее цельный текст. Остальные, к сожалению, являли собой текстовые фрагменты. Разные почерки свидетельствуют о том, что эти документы были написаны разными авторами. Причем, писцами использовались как печатный шрифт, так и прописные буквы. Временной диапазон свитков установлен благодаря четкой датировке документов. Так, самая ранняя упоминаемая дата — 528 г., самая поздняя — 582 г.

Но, наверное, самая большая ценность обретенных рукописей — это уникальная возможность узнать ранее недоступную информацию об экономической и социальной жизни христианской Петры в VI в. Стало очевидным, что прежние предположения об опустении города вследствие землетрясения 9 июля 551 г. не верны. Документы сохранили традиционные для византийской канцелярии эпитеты высокого тона: «высокочтимый», «благочестивейший», «христолюбящий» и т. д. Благодаря этим письменным памятникам мы смогли узнать как Петра именовалась в византийский период — Августоколония Антониана Адриана — метрополия провинции Палестина Терция Салутарис. Но самое главное, в манускриптах перечисляется большое количество местных храмов Петры — Пресвятой Девы Марии, св. мученика Кирикоса, св. мученика Феодора, св. Первосвященника Аарона (вершина горы Аарона) и т. д.

В 1980 г. археологическая экспедиция на северо-западном холме, так называемой «Долины Муравьиных Пещер», обнаружила трехапсидную базилику с большим баптистерием, над которым когда-то простиралась сень, поддерживаемая четырьмя колоннами.

 

Закат Петры

Процветанию города пришел конец, когда изменилась структура торговых маршрутов. Теперь они прошли через Пальмиру и по морю вокруг Аравийского полуострова.

Когда в эти края в VII в. пришли мусульмане, Петра уже превратилась в «затерянный город». В течении последующих семи столетий о его существовании знали только местные бедуины#, старательно оберегавшие Петру от чужеземцев.

Вот что пишет известный востоковед Константин Базили в своем труде «Сирия и Палестина под турецким правительством», описывая состояние христианских общин Заиорданской Палестины в составе Османской империи первой половины XIX в., в частности упоминая Петру, заселенную бедуинами:

«Заиорданская Палестина вмещала некогда в своих пределах много престолов и значительное число христиан. Край этот одичал в течении двух последних столетий и предоставлен теперь наездам бедуинов Великой пустыни. Число христиан во всей этой стороне (Заиорданская Палестина) едва простирается ныне до 500 семейств. С некоторого времени иерусалимская церковь особенно печется об остатках христианства заиорданского, строит им храмы и учреждает училища.....

…..В развалинах престольного града Петры Аравийской рыскают стада газелей, гиены и ватаги бедуинов» (Базили К. М.).

Осматривая скальные гробницы Петры, я обратил внимание на то, что почти во всех погребальных склепах своды и стены покрыты толстым слоем сажи – эта копоть, скрывающая естественную “отделку под мрамор” песчанника - следы костров бедуинов. Дело в том, что на протяжении многих веков пещерные гробницы Петры использовались бедуинами как квартиры для жилья. Начиная приблизительно с XVIII в. бедуины проживали здесь естественной общинной жизнью – здесь в скальных квартирах рождались, воспитывались, женились, выходили замуж, старели и умирали целые поколения.

Вплоть до 1980-х годов бедуины проживали на территории “затерянного города” пока для них правительство короля Хусейна не построило город находящийся в 10 км от Петры – город Бейда, куда и были выселены несколько тысяч обитателей пещер. Правда, бедуины дали свое согласие на переселение только после обещания правительства Королевства Иордании предоставить их старейшинам дипломатическую непркосновенность, сохранить за ними право контроля туристического бизнеса в Петре (сувенирные лавки, кафе, перевозка туристов на верблюдах, осликах и лошадях), а также возможность, согласно их древней традиции, продолжать погребать своих усопших родственников в склепах “розового города”. Именно последняя просьба была отклонена, что послужило поводом для некоторых семей к отказу переселится в город - до сего дня они живут в скальных пещерах.

В окрестностях древней Петры (в городках Бейда и Бдуль) сегодня проживают два племени бедуинов - аммарин и бдуль (всего на территории Иордании насчитывается 36 племен бедуинов, составляющих 40 % населения Королевства). И не смотря на то, что традиционно бедуины отождествляются с арабами, некоторые исследователи# считают бедуинов племени бдуль этническими евреями ведущими свое происхождение от колена Симона. По всей видимости, и название племени косвенно это подтверждает, ведь “badal” в переводе с арабского означает “менять”. Видимо такое наименование (“бдуль”) племя получило, когда перешло из еврейской традиции в ислам.

И если бедуины племени бдуль не помнят, когда их предки появились в окрестностях Петры, то в среде бедуинов-аммарин сохраняется предание согласно которому два брата-бедуина около 400 лет назад выменяли право собственности на Петру за 10 верблюдов плюс пушку. Скорее всего именно потомки этих братьев впоследствии и растреляли фасад Аль-Хазне из своих карабинов в надежде на то, что из украшавших фасад Сокровищницы кубка и скульптур должно посыпаться золото, которое, по их мнению, здесь спрятали египтяне.

Сегодня древний город Петра является не только главной туристической достопримечательностью Иордании — судя по посещаемости туристов Петра лидирует наравне с Иерусалимом, считаясь самым зрелищным туристическим местом на всем Ближнем Востоке.

Для тех бедуинов, которые уже родились “на гребне” туристической славы Петры, огромное количество посетителей только приветствуется и не рассматривается как некое неудобство, ведь кочевники Петры давно уже сменили скотоводство на прибыльный туристический бизнес. Но для более старших поколений, помнящих ещё относительную тишину “затерянного города”, массы туристов иногда даже раздражают и основные обвинения с их стороны в нарушении тихой племенной жизни падают не на Людвига Бурхарда с его коллегами-путешественниками, а на злополучного спилбергского археолога Индиану Джонс. Так, старейшина аммаринов Аюн Такжи в одном интервью заявил: “После того, как появилось это кино, спокойной жизни у нас больше не было. Сюда хлынули туристы, много туристов, и это изменило жизнь всех бедуинов в округе”.

 

Неизвестное путешествие апостола Павла

Для многих христиан, которые склоняются в размышлениях над страницами Нового Завета, очевидно, что после событий Крестной смерти, Воскресения и Вознесения Богочеловека Иисуса Христа — Спасителя мира в деле проповеди Благой Вести — Евангелия — особо потрудились святые апостолы. Но корпус апостольских посланий в своем большинстве принадлежит авторству апостола Павла.

Послания ап. Павла направлены почти во все мегаполисы современного ему Восточного Средиземноморья — в столицу Римской империи — Рим, в Коринф в Ахайи, в Ефес в Малой Азии, в Филиппы во Фракии, в Колоссы во Фригии, в Фесалоники в Македонии и т. д.

Во многих изданиях Нового Завета в конце книги, как правило, помещены карты, и среди них можно увидеть маршруты миссионерских передвижений усердного труженика на ниве Христовой. Многие поколения библеистов посвятили большое количество исследований изучению и личности апостола Павла, и его трудам. Но несмотря на то, что, казалось бы, об апостоле языков нам известно почти все или, другими словами, больше, чем о других апостолах, все же некоторые штрихи из биографии апостола Павла остаются уделом только пристальных текстологов, глубинно изучающих Новый Завет.

Одним из таких мест в корпусе посланий апостола Павла есть повествование от первого лица в послании к Галлатам. Здесь апостол сообщает о некоторых деталях своей биографии: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» (Гал. 1:15-17).

Сегодня у нашего современника при упоминании топонима Аравия наверняка возникнут какие-то ассоциации с Аравийским полуостровом на юго-западе Азии, на территории которого сегодня расположены современные Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и другие государства. Но интересным является тот факт, что на языке Библии это более конкретное место — долина расположенная к югу от Мертвого моря, которая является частью знаменитого Сирийско-Африканского разлома. «И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины, от Елафа и Ецион-Гавера, и поворотили, и шли к пустыне Моава» (Втор. 2:8) — это текст Синодального перевода Священного Писания. К сожалению, этот фрагмент не доносит до нашего слуха оригинального древнееврейского топонима הָעֲרָבָה [ha-Arava], что буквально можно перевести как «степь» или «равнина». Причем, во времена апостола Павла это была конкретная страна — Набатейское царство, ближайший сосед Иудеи. Мало того, к этому времени древняя Набатея стала вассальным государством Римской империи, а через несколько десятилетий (ниже мы скажем подробнее об этом) оно будет полностью аннексировано Римом, с названием «Провинция Аравия». Следовательно, апостол Павел три года (это можно предположить исходя из 18 стиха 2 главы послания к Галлатам) провел на территории Набатеи-Аравии — древней библейской земли Эдома, или как её называли греки - Идумея.

Правда сегодня мы можем только предполагать, но если апостол Павел сообщил, что он был в Аравии, скорее всего, он был и в Петре — столице Набатеи, крупнейшем торговом центре Аравии. Не исключено, что пребывание после чудесной встречи со Христом среди набатеев-язычников сформировало в нем уверенность, что Благая Весть прозвучала не только для его соплеменников, но для всех кто способен услышать этот Божественный призыв. Может быть, что и первыми слушателями «апостола языков» были язычники Петры. Также не без основания мы можем предположить, что первыми христианами Петры и Аравии были те, кто удостоился крещения, совершенного апостолом Павлом.

 

Заключение. «Лестница в небеса»

Покидая Петру, мой взгляд остановился на одной удивительной архитектурной детали, которая довольно часто встречается в декоре скальных фасадов гробниц Петры. Это ступенчатые пирамиды, вырезанные на барельефе верхней части гробниц, внешне напоминающие зиккураты древнего Шумера. Безусловно, их видел и апостол Павел, символ которых читался как для него так и для жителей Петры безаппеляционно — это лестница в небеса, приглашение человеку подняться «горе», ввысь. Конечно представления о горнем мире у зодчих этих фасадов и у монотеиста апостола Павла кардинально разнилось, но апостол языков наверняка прочувствовал внутреннюю потребность жителей древней Набатеи в помощи при подъеме по этой «лестнице».

Фактически не исключено, что богословская доктрина, ставшая судьбоносной для Христианской Церкви, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос» (Кол. 3:11), родилась именно здесь в Аравии, в Петре. А убежденность в своей миссии после трехлетнего пребывания в Аравии апостол Павел позднее сообщит в послании к Ефесянам: «...вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколения сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его» (Еф. 3:4-7).

Журнал "Отрок"
Материал печатается в авторской редакции

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Петра - затерянный город, или Неизвестное путешествие апостола Павла

«Город розового и красного камня, древний, как само время», — так назвал Петру один из представителей западной цивилизации, восхищённый её таинственной красотой. В этом году исполняется 200 лет с тех пор, как город, веками сокрытый в ближневосточных песках и скалах, был открыт внешнему миру.



Рубрики: Історія в деталях |

13095 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru