Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору
Осторожно: визуализация! Наблюдения и предостережения психолога. Часть 2.
14 May 2013 13:38
Анастасия Бондарук

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Осторожно: визуализация! Наблюдения и предостережения психолога. Часть 1

***

Продолжая разговор о визуализации, рассмотрим, как визуализация может навредить человеку и его психическому здоровью. Изучая то, что писали о воображении свт. Феофан Затворник, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Никодим Святогорец, попробуем выстроить отношение к образу. При этом учтем две крайности – магическое отношение к образу и отношение к образу и фантазии как к чему-то душевредному.

В двух шагах от психопатии

Вот признания одного из адептов визуализации в соцсетях: «Когда я впервые услышал о понятии «визуализация», то невольно задумался: «Хм… Неужели внутри нас есть универсальный исполнитель желаний?» С экрана телевизора известные ученые умы доказывали, что мысль – материальна, что все, о чем мы мечтаем и чего боимся, однажды случится. Более половины слов тогда мне были непонятны и казались простой «заумной болтовней».

Спустя некоторое время я вновь наткнулся на термин «визуализация». Помню, что это была программа «Галилео». И там рассказывали о том, как спортсмены в ходе тренировок используют визуализацию для улучшения собственных результатов. Тогда, уже будучи более осознанным и осведомленным в области психологии, я слушал эти слова по-иному.

«Мысль – это сгусток энергии, который имеет свою силу. В зависимости от частоты ее повторяемости, ее сила может крепнуть или гаснуть», – твердили психологи и ученые. Но когда начали приводить примеры из жизни про неизлечимо больных, исцелявших себя силой подсознания, про спортсменов, достигших огромных результатов, про бизнесменов, которые развили в себе способность получать советы от своего внутреннего «я», уже тяжело было не осознать это и не поверить».

СТОП: То, что некоторые проблемы человека можно решить, если корень их в бессознательном, вовсе не говорит о том, что бессознательное есть некий магический механизм. Тем более, магическими не являются наши мысли. Все это – признаки грандиозности и самовозвеличивания.

«С тех пор начался мой активный интерес к визуализации. Я начал замечать, что многие события, происходившие в моей жизни, были результатом работы моих мыслей».

СТОП: Для того чтобы понять, что результаты нашей жизни во многом зависят от мышления, не нужно заниматься визуализацией. Как в анекдоте о человеке, у которого сгорел утюг, и он решил попросить утюг у соседа. Пока он поднимался к нему, думал примерно так: «Сосед начнет раздражаться, ему это не понравится. Он наговорит мне кучу гадостей…». В итоге, когда сосед открыл дверь, наш герой произнес: «Да катись ты со своим утюгом».

«Причем, это явно была не случайность! Я только задумывался: «Неплохо бы увидеться с …», – как практически в тот же день мы с этим человеком случайно пересекались в городе! Хотя до этого могли не видеться полгода – год! Да, это поразительно, но это самый простой и бытовой пример.

Но самое яркое событие в моей жизни, которое в очередной раз доказало эффективность визуализации, случилось в мае 2010 года. Это был чемпионат мира по танцевальному спорту в г.Москва, в котором я принимал участие в номинациях «соло» и «дуэт». Моя цель была проста и конкретна – пьедестал.

Еще перед чемпионатом ежедневно я представлял, как побеждаю, зал аплодирует, выступление производит фурор и так далее. И все получилось! Я завоевал «бронзу» в «соло», а в «дуэтах» мы стали четвертыми из 25 пар! Это был отличный результат. Я достиг своей цели.

Прочитав ряд книг о визуализации, пройдя курс тренингов, я открыл для себя очень многое в области визуализации и научился делать не хаотичные движения для достижения той или иной цели, а осознанно к ней продвигаться, направив всю силу своего «исполнителя желаний» на нужный результат».

СТОП: На лицо защита, называемая «Всемогущий контроль». У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима.

Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жесткий удар для нее.

И как впоследствии она была этому рада: «Учительница мадам Рамбер не скрывала своего мнения: слишком высокая, слишком тощая, слишком неразвитая для таких лет. Я обещала заниматься с утра до вечера, чтобы догнать остальных, и действительно делала это, но природу не изменишь. Мадам Рамбер была резка и откровенна, за что я ей благодарна, потому что пожалей она меня тогда, я стала бы заштатной балериной, но точно не стала бы актрисой».

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи.

Образ и душа

Так как же относиться к воображению, образу, фантазии? И как с ними можно работать православному психологу?

Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то первый тезис, который мы встречаем, это высказывание свт. Феофана Затворника о том, что душа мыслит образами. Конечно, сразу возникает мысль о том, что психологическая работа должна быть очень корректной и не суггестивной по характеру.

«Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные...» – разъясняет святитель Феофан.

В терапии наша задача – сделать образ деятельным, т.е. переводить его в русло «хорошести», полезности. Это происходит, если мы начинаем исследовать образ, думать о его смысле, работать над ним. Это заставляет работать те слои психики, которые привыкли быть пассивными и наслаждаться бесплодным фантазированием (по сути, это и создает предпосылки к неврозам).

Иногда это те психические проявления, в которых человек сам не отдает себе отчет и впервые осознает их, когда ему предлагают представить образ в кабинете терапевта. Когда мы выходим на понимание смысла образной символики, то инфантильные слои психики соединяются со зрелым мышлением, и происходит коррекция.

Также в святоотеческом учении фантазирование считается низшим видом мышления. Но этот вид мышления уже существует. Просто если им не заниматься, он произрастает сам собой. Если же его осознавать, то мы начинаем переводить его в речь, т.е. на более высокую фазу. Так, душевные силы выходят из засилия фантазий, в т.ч. и из засилия неосознанных фантазий. Ведь неосознанные фантазии очень влияют на наши сознательные действия.

Хочется сказать, что в практике духовничества работа с образом широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника. Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями и т.д.»

Образы часто используются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по свт. Феофану Затворнику.

Интересно пишет о работе образа преп. Никодим Святогорец в своем труде «О хранении воображения»: «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своем воображении?..».

Святитель Феофан Затворник указывал, что «низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память...».

Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…».

Преп. Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чем слышали ушами, что чувствовали и осязали».

Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться это правильно использовать.

От эйфории к апатии

Что же происходит на самом деле с человеком, применяющим эту технику? Мои выводы основаны на теории и практике моей и моих коллег.

«Мы видели далее, что создание внутреннего фантазийного мира само по себе может использоваться как подобный компромисс, что вынуждает нас проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. В патологической фантазии психическая самость создает для себя средство поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время, в основном отделившись от реальных объектов», – пишет Гарри Гантрип в книге «Шизоидные явления, объектные отношения и самость». Для тех же, кто знаком с трудами свт. Феофана Затворника, эта мысль не нова.

Итак, человек активно сосредоточился на какой-то фантазии и пытается воплотить ее в жизнь. Например: «Хочу иметь правильную православную семью, где мы с мужем будем образцовыми православными христианами». Девушка старается и по пунктам представляет идеальную жизнь, даже Николай Евграфович Пестов так бы не смог. Молодая жена находится в приподнятом состоянии, почти в эйфории.

В психиатрическом словаре вы найдете, что «эйфория – форма болезненно-повышенного настроения, характеризующаяся повышенной симпатией к другим и к себе самому».

Недалеко ушла и гипертимия. «Это повышение общего тонуса организма, жизнерадостность, чувство благополучия, чрезмерный, обычно несоизмеримый с реальным положением оптимизм. Наблюдается нездоровое повышение самооценки с хвастливым преувеличением собственных достоинств, убежденность в своей неординарности, непогрешимости, идеи превосходства. При таком существовании с высокомерием, любое возражение или противодействие воспринимается как досадная помеха; ответной реакцией становится гипертрофированный дух противоречия с придирчивостью, раздражительностью, гневливостью. Чаще эти признаки достаточно изменчивы, но могут определять клиническую картину, близкую к «раздражительной», «брюзжащей» гипомании».

Обычно в этих небогатых вариациях нарушенных состояний психики и можно встретить людей, пробующих визуализацию.

Что происходит дальше, не трудно предугадать. Человек фиксируется на фантазии и сперва готов терпеть расхождения, пребывая в эйфории, но потом несоответствия его все больше и больше раздражают, пока он не начинает отвергать действительность. Происходит большая фиксация на внутрипсихических образах. Отношения с внешним миром становятся все натянутей.

И здесь обратимся к Г.Гантрипу и к его описаниям шизоидной личности: «Отношение к внешнему миру…: невовлеченность и отчужденное наблюдение… Чем больше люди отрезают себя от человеческих взаимоотношений во внешнем мире, тем более они погружаются в эмоционально заряженные фантазийные объектные отношения в своем внутреннем психическом мире; крайним пределом является состояние психотика, живущего исключительно в своем внутреннем мире».

Возможен и другой исход: болезненное разочарование и апатия. Жесткое приземление и часто – невозможность подняться самому.

Поэтому визуализация отрывает человека от действительности, парализует процессы адаптации и принятия: «Нет. Такого мужа я не приму. Подожду, пока он не станет, как в моей фантазии». Соответственно, периоды эйфории сменяются периодами депрессивной подавленности.

Известный канадский режиссер Атом Эгоян в своем интервью изданию «Частный корреспондент» предположил: «Мы все верим, что контролируем свою жизнь. Нам комфортнее жить в мире, который в определённой степени действует по заранее заданным законам… Нам важно знать, что если мы будем действовать так-так-так, совершать правильный выбор, мы будем вознаграждены, что эта схема работает».

Да, контроль, предсказуемость… Как часто они являются желанными и как дорого иногда приходится платить за веру в них.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Осторожно: визуализация! Наблюдения и предостережения психолога. Часть 2.

...Нам комфортнее жить в мире, который действует по заранее заданным законам. Поэтому визуализация отрывает человека от действительности, парализует процессы адаптации и принятия. Итак, рассмотрим, как же визуализация может навредить человеку и его психическому здоровью.



Рубрики: Публікації | Точка зору |

2754 переглядів / Коментарів: 0

Теги: психологія | визуализация |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru