Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Служить, даже когда смерть близка… Часть 9
05 March 2013 11:42
Архимандрит Евфросин (Билаш)

Архивно-следственные дела №7781-П и №18437-П рассказывают о судьбах протоиерея Ивана Пещанского (Песчанского) и священника Ксенофонта Липского.

Несомненно, читателям будет интересен тот факт, что прот. Иван Пещанский являлся зятем одесского протоиерея Ионы Атаманского (ныне причислен Церковью к лику святых как праведный и чудотворец). В следственном деле он характеризуется как «авторитетный и имеющий влияние на своих прихожан» священнослужитель. Наверное, именно такими и должны быть добрые пастыри.

Следует отметить, что во всех документах следственного дела, фамилия отца Иоанна указывается как Пещанский, хотя более правильным будет написание именно Песчанский.

Священник Ксенофонт Липский, арестованный в 1938 году в возрасте 63 лет, как видно из протоколов допроса и иных документов дела, продолжал свое священническое служение до момента ареста, невзирая на все запреты и угрозы со стороны представителей власти. Записи протоколов допроса, как и во многих иных делах, не дают полной картины происходящего и подчас вызывают сомнения. Но подвиг пастырского служения и духовного окормления в то страшное десятилетие трудно переоценить…

Служение, даже когда смерть близка, вызывает уважение и призывает нас к памяти и молитве…

Протоиерей Иван Пещанский (Песчанский)

Священник Иван Иванович Пещанский (Песчанский) родился 24 июня 1883 года в с. Березнеговатое Одесской области (пгт. Березнеговатое Николаевской области и с. Березнеговатое Компанеевского района Кировоградской области входили в состав Одесской области с 1932 по 1937 гг. – авт.) в семье начальника земской почты.[1] Окончил Одесскую духовную семинарию, и в 1906 году определен священником в Покровскую церковь Одесского исправительного приюта.[2] На момент ареста – женат и имеет сына.

Согласно протоколу допроса свидетеля от 23 декабря 1937 года, «Пещанский на протяжении 25 лет был тюремным попом. После революции придерживался тихоновской ориентации. Ярый сторонник Ионы Атаманского, является его зятем. Все время примыкал к «ионовцам», наиболее реакционной части духовенства. Резко враждебно настроен к Соввласти и эти настроения старается привить верующим. Пещанский все время был связан с кликушами и монашками, через которых он влиял на массу верующих.

В 1936 году Пещанский после расстрела главарей троцкистско-зиновьевской банды в моем присутствии среди верующих по этому поводу говорил, что по Советскому Союзу льется кровь истиннорусских людей, и чем больше их будут уничтожать, тем больше будут расти их ряды. Ведь под этот шумок могут быть и невинные жертвы».[3]

Иной свидетель на следующий день, 24 декабря, указывает, что «…он был сначала священником в церкви б. колонии малолетних преступников, где создал церковное к.р. (контрреволюционное – авт.) – гнездо ионовского типа. С закрытием этой церкви он перешел в кладбищенскую церковь, где продолжал работать в прежнем направлении, умножая кликушество и покровительствуя всяким мракобесам. Он опутал сетями весь прилегающий район, завел прочные связи среди железнодорожников, вошел в тесное соприкосновение с домашней средой и семейной жизнью своих прихожан.

Пещанский пользовался большим авторитетом среди верующих. Достаточно одного его слова, чтобы молящиеся, даже в переполненной церкви, беспрекословно исполнили его распоряжение. Это настойчивый, энергичный, толковый и упорный человек.

При личной лояльности и покорности в нем скрывается упорный враг Советской власти. Своим коллегам Пещанский говорил, что мероприятия Соввласти направлены на удушение веры и духовенства, но нужно надеяться на неизбежное воскресение религии и церковной жизни».[4]

На вопрос о родственниках протоиерея Пещанского тот же свидетель рассказывает, что братом жены является Аркадий Атаманский, сын Ионы Атаманского.

Праведный Иона Атаманский

Постановление об избрании меры пресечения датируется 25 декабря 1937 года, обвинение состоит в «ситематическом проведении контрреволюционной агитации», что подпадает под ст. 54-10 ч. 2 УК УССР.[5]

В тот же день прокурор санкционировал обыск и арест, добавив в соответствующее постановление формулировку: «проводит антисоветскую работу среди верующих, группирует вокруг себя кликуш, высказывает пораженческое настроение в пользу фашизма».[6]

Арестован протоиерей Иван Пещанский по адресу: г.Одесса, ул. Юрьевская 7/3. При обыске 27 декабря найдены «разные справки и письма».

Интересным является протокол допроса обвиняемого от 27 декабря 1937 года, когда после, казалось бы, безобидной фразы следователя обвиняемый кардинально изменяет свой ответ… Не свидетельствует ли это о пытках и издевательствах, которым в процессе допросов подвергались священно- и церковнослужители?

«В.: К какой ориентации принадлежите?

О.: К Тихоновской.

В.: К какому церковному течению примыкаете?

О.: К «ИПЦ».

В.: Кто ваш тесть?

О.: Иона Атаманский.

В.: Вы примыкали к группе «ионовцев»?

О.: Да, я являюсь почитателем Ионы Атаманского, я примыкал к группе «ионовцев».

В.: Вы вели к.р. агитацию, вы говорили о поражении Советского Союза в пользу фашистской Германии?

О.: Нет, никакой к.р. и пораженческой агитации в пользу фашистской Германии я не вел.

В.: Вы лжете, требую правдивых показаний.

(Как видно из протокола, именно в этот момент обвиняемый «пересмотрел» свое «участие» в контрреволюционной деятельности – авт.)

О.: Да, я это признаю.

О.: О расстреле троцкистов я выразился «возможно, это невинные жертвы».

В.: Признаете, что распространяли слухи о скорой гибели Соввласти?

О.: Нет, не признаю.

В.: Следствию известно, что вы были тюремным попом.

О.: Я был попом церкви при исправительном приюте для малолетних преступников».[7]

Согласно обвинительному постановлению «Пещанский – поп Тихоновской ориентации, ярый сторонник к.р. «ионовского» течения, задачи которого сводятся к реставрации капитализма в СССР. Пещанский имеет тесную связь с кликушами, через которых распространяет провокационные слухи о Сталинской Конституции и призывает верующих к свободной демонстрации, извращая при этом Сталинскую Конституцию.

В 1937 году среди попов, обсуждая международное положение, Пещанский выпячивал подготовку к войне Германии и Японии, заявляя о ближайшей гибели Соввласти.

Пещанский выражал сожаление расстрелянным врагам народа Зиновьеву, Каменеву и др., заявлял о невинном кровопролитии истиннорусских людей.

Среди верующих и духовенства распространял враждебные взгляды на проводимые мероприятия Соввласти, заявлял, что мероприятия Соввласти направлены на удушение веры и духовенства».

Дело было направлено на рассмотрение Судебной Тройки при УНКВД по Одесской области.

Судебная Тройка при УНКВД по Одесской области постановила избрать мерой пресечения для протоиерея Пещанского – расстрел, о чем свидетельствует выписка из протокола № 110 от 28 декабря 1937 года.[8]

Приговор приведен в исполнение 29 декабря 1937 года.[9]

Реабилитирован 30 мая 1989 года.[10]

Священник Ксенофонт Липский

Священник Ксенофонт Терентьевич Липский родился 1 января 1875 года в с.Бицилевка Куртовского р-на Одесской области (ныне с. Бецилово Раздельнянского района Одесской области – авт.) в семье псаломщика.[11] Окончил духовную семинарию. Псаломщик с 1897 года. Рукоположен в сан священника в 1899 году.[12]

Был женат на Фащевской Елене Гавриловне 1883 г.р., которая проживала при сыне в с. Кошница Дубоссарского р-на. При обыске и аресте найдено: паспорт, разных религиозных книг – 9 штук, переписка.

На момент ареста 11 марта 1938 года проживал в с.Цехановка Чернянского р-на МАССР. В постановлении (о начале следствия) от 11 марта 1938 года было сказано: «…он, являясь священником с.Цехановки, проводит среди колхозников антисоветскую агитацию, используя для этого религиозные предрассудки, а также, пользуясь этим, отправлял религиозный похоронный обряд над живым человеком. Крестил ребенка в холодной воде, что являлось причиной его смерти».[13] Содержался в Балтской тюрьме.

В справке Цехановского сельского совета: «…работает священником Цехановской церкви с 1936 года. Во время проживания на территории Цехановского с/с (сельского совета – авт.) нарушал Советскую границу, а именно передерживал в 1937 году у себя на квартире неизвестного попа.

В том же 1937 году Липский вел агитацию, что будет война. В 1938 году, когда было дано распоряжение председателя ЦИКО культов в церкви не править, Липский производил богослужения на квартире и крестины»[14] (сохранен стиль и язык оригинала – ред.).

Во время допроса 20 апреля 1938 года сознался в том, что «действительно являлся членом контрреволюционной церковной организации, существующей в Молдавии. В эту организацию я был завербован Малецким Игнатием, священником, в 1936 году служившем в Артировском с/с Чернянского р-на.

…После того, как между нами установились близкие отношения, Малецкий сообщил мне, что на Молдавии существует контрреволюционная организация церковников, которая работает под руководством епископа Молдавии Рогута Гавриила. …По заданию Малецкого, а впоследствии и Рогута, я стал проводить контрреволюционную работу среди верующих».

Назвал некоторых членов к-р организации, среди них: священники Малецкий Игнатий, Светличенко Иустин, Царук Григорий, Станкевич и др. Руководителем Липский назвал Рогута Гавриила, проживавшего в Балте, но показал, что сам в контрреволюционную организацию не вовлекал и такого задания не имел».[15]

Обвинительное заключение от 20 апреля 1938 года: «Липский Ксенофонт – священник является членом контрреволюционной организации церковников, существовавшей на Молдавии, в которую был завербован в 1936 году священником Малецким Игнатием.

На протяжении продолжительного времени Липский вел активную контрреволюционную деятельность, направленную на срыв мероприятий Соввласти. Одновременно распространял контрреволюционные провокационные слухи о скорой войне и предстоящей гибели Соввласти. Сознался. Изобличается показаниями свидетелей».[16] Дело направлено на рассмотрение Особой Тройки НКВД МАССР.

Особая Тройка НКВД МАССР, согласно выписке из протокола № 50 от 22 апреля 1938 года, постановила расстрелять Липского.[17]

Расстрелян 24 апреля 1938 года.[18]

Реабилитирован в 1989 году.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:




[1] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 17 781- П. Л.д. 12

[2] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С. 725

[3] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 17 781- П. Л.д. 2

[4] Там же. Л.д. 5

[5] Там же. Л.д. 9

[6] Там  же.Л.д. 10

[7] Там же. Л.д.15

[8] Там же. Л.д. 18

[9] Там же. Л.д. 19

[10] Там же. Л.д. 20

[11] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 18 437- П.  Л.д. 26

[12] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С. 273

[13] Архив УСБУ по Одесской области. Дело 18 437 - П. Л.д. 3

[14] Там же. Л.д. 1

[15] Там же. Лл.д. 28-31

[16] Там же. Л.д. 32

[17] Там же. Л.д. 33

[18] Там же. Л.д. 34


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Служить, даже когда смерть близка… Часть 9

Данные архивно-следственные дела рассказывают о расстрелянных прот. Иване Пещанском и свящ. Ксенофонте Липском. Интересен тот факт, что о.Иван Пещанский являлся зятем о.Ионы Атаманского, ныне причисленного Церковью к лику святых.



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

2226 переглядів / Коментарів: 0

Теги: гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | террор | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru